Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Ивановской области
"Долгосрочная сбалансированность
и устойчивость бюджетной системы
Ивановской области"
Подпрограмма
"Повышение качества управления региональными финансами"
5 марта, 8 октября 2014 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 8 октября 2014 г. N 415-п раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Повышение качества управления региональными финансами |
Тип подпрограммы |
Специальная |
Срок реализации подпрограммы |
2014 - 2016 годы |
Ответственный исполнитель |
Департамент финансов Ивановской области |
Исполнители |
Департамент финансов Ивановской области, служба государственного финансового контроля Ивановской области |
Цель (цели) подпрограммы |
Повышение качества управления региональными финансами Ивановской области |
Объем ресурсного обеспечения подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований: - реализация подпрограммы не требует выделения бюджетных ассигнований. Департамент финансов Ивановской области: - реализация подпрограммы не требует выделения бюджетных ассигнований. Служба государственного финансового контроля Ивановской области: - реализация подпрограммы не требует выделения бюджетных ассигнований" |
2. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы в перспективе 2014 - 2016 годов позволит обеспечить достижение следующих основных результатов:
- в 2014 - 2015 годах завершится переход к программному бюджету, доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ, составит более 90%;
- возрастет качество бюджетного планирования, увеличится до 5 - 6 лет горизонт планирования расходов на реализацию государственных программ;
- повысится прозрачность бюджетных расходов, возрастет доступность информации об областном бюджете для общественности, будут внедрены отдельные элементы системы "электронного бюджета";
- произойдет поступательный переход к финансовому контролю эффективности использования бюджетных средств, что создаст дополнительные стимулы для их экономичного и результативного использования;
- будет усовершенствована нормативная правовая база по финансовому обеспечению деятельности бюджетных и автономных учреждений; выровняются условия финансирования деятельности для всех бюджетных и автономных учреждений;
- произойдет дальнейшее снижение административных и временных затрат на подготовку реестра расходных обязательств, проекта областного бюджета и изменений в областной бюджет, исполнение бюджета;
- поступательно будет расти качество финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
- будут созданы нефинансовые инструменты, повышающие готовность областного бюджета к существенному ухудшению макроэкономической ситуации.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы носят преимущественно качественный характер. Целевые показатели, характеризующие отдельные ожидаемые результаты реализации подпрограммы, в том числе по годам реализации, представлены в нижеследующей таблице:
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год (оценка) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
Доля расходов областного бюджета, осуществляемых в рамках государственных программ (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) |
% |
- |
- |
90 |
90 |
90 |
2 |
Доля главных администраторов средств областного бюджета, имеющих оценку качества финансового менеджмента ниже 2,5 балла |
% |
44 |
32 |
24 |
20 |
12 |
Отчетные значения по целевому показателю N 1 определяются в соответствии со следующей формулой:
, где:
Р(гп) - расходы областного бюджета, осуществляемые в рамках государственных программ Ивановской области;
РС(гп) - расходы областного бюджета, осуществляемые в рамках государственных программ Ивановской области за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Р - общий объем расходов областного бюджета;
РС - общий объем расходов областного бюджета, осуществляемых за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отчетные значения по целевому показателю N 2 определяются в соответствии со следующей формулой:
, где:
N - общее число главных администраторов средств областного бюджета, по которым производится оценка качества финансового менеджмента в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 31.05.2012 N 178-п "Об утверждении методики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета";
N(су) - число главных администраторов средств областного бюджета, имеющих оценку качества финансового менеджмента ниже 2,5 балла.
Постановлением Правительства Ивановской области от 5 марта 2014 г. N 70-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Мероприятия подпрограммы
Реализация подпрограммы предполагает выполнение следующих основных мероприятий:
1. Завершение перехода к формированию бюджета Ивановской области на программной основе.
Государственные программы являются комплексным инструментом планирования и исполнения бюджетных расходов, увязывающим бюджетные ассигнования с целями социально-экономического развития Ивановской области, непосредственными результатами осуществления расходов и иными, в том числе организационными и регулятивными, мероприятиями, способствующими достижению поставленных целей. Переход к составлению бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ выступает в настоящий момент базовым направлением повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2013 году в области был начат процесс по составлению и принятию государственных программ Ивановской области, принята необходимая нормативная правовая база, организована поддержка администраторов бюджетных средств по составлению программ. На 2014 - 2016 годы областной бюджет будет сформирован с учетом "программной" классификации расходов бюджета.
В 2014 - 2015 годах должны быть внедрены механизмы подготовки отчетности о реализации государственных программ и оценке эффективности их реализации, инструменты, расширяющие возможности по перераспределению расходов по направлениям реализации государственных программ без внесения изменений в бюджет.
По результатам первых этапов внедрения государственных программ в бюджетный процесс, вероятно, будет необходимо доработать нормативную правовую базу, в том числе требования к разработке и содержанию государственных программ.
Исполнителем мероприятия подпрограммы выступает Департамент финансов Ивановской области.
Срок выполнения мероприятия - 2014 - 2015 годы.
2. Переход к формированию расходов областного бюджета в соответствии с "потолками расходов" на реализацию государственных программ.
Мероприятие предполагает реализацию правовых новаций, в соответствии с которыми для каждой государственной программы Ивановской области должны определяться предельные объемы расходов ("потолки расходов") на следующие 5 - 6 лет. "Потолки расходов" позволяют:
- с одной стороны, повысить предсказуемость финансовых ресурсов, расширить возможности администраторов и исполнителей программ по среднесрочному планированию;
- с другой стороны, обеспечить финансовую дисциплину, планирование расходов на реализацию государственных программ исключительно в рамках "потолков расходов".
Предполагается, что "потолки расходов" будут устанавливаться исходя из консервативных подходов, в то время как определенный объем дополнительных ассигнований продолжит централизованно распределяться на очередные 3 года между программами в рамках распределения принимаемых расходных обязательств Ивановской области.
Исполнителем мероприятия подпрограммы выступает Департамент финансов Ивановской области.
Срок выполнения мероприятия - 2015 год.
3. Совершенствование финансовых механизмов оказания государственных услуг (выполнения работ) бюджетными и автономными учреждениями.
Выполнение мероприятия предполагает осуществление ряда правовых новаций, создающих условия для повышения эффективности деятельности государственных учреждений.
Прежде всего, речь идет о переходе к формированию государственных заданий на основе единого регистра государственных услуг, который планируется разработать и принять на уровне Российской Федерации. Осуществление перехода потребует:
- уточнения наименований государственных услуг Ивановской области;
- доработки перечня показателей, которые характеризуют объем и качество оказания государственных услуг;
- изменения порядка определения нормативов затрат на оказание государственных услуг;
- корректировки государственных программ Ивановской области и государственных заданий для областных государственных учреждений.
В плановом периоде предстоит внедрить инструменты, обеспечивающие эффективное использование предоставленных бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). Данные инструменты предполагают организацию исполнительными органами государственной власти Ивановской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, работы по осуществлению контроля за выполнением государственных заданий путем проведения ежеквартального мониторинга, который позволил бы им своевременно получать информацию о фактических отклонениях выполнения государственного задания и принять в случае необходимости соответствующие меры к руководителю учреждения за невыполнение государственного задания либо решения об изменении показателей государственного задания и уточнении объема субсидии на его выполнение.
Наличие подобных инструментов является основой финансовой ответственности бюджетных и автономных учреждений, без которой расходы на исполнение государственных заданий не могут стать эффективными.
Исполнение мероприятия осуществляется Департаментом финансов Ивановской области (ответственный исполнитель) во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Ивановской области, организующими оказание государственных услуг областными бюджетными и автономными учреждениями.
Срок выполнения мероприятия - 2014 - 2015 годы (определяется сроками принятия единого регистра государственных услуг на федеральном уровне).
4. Внедрение отдельных элементов системы "электронного бюджета" в деятельность органов государственной власти Ивановской области по составлению и исполнению областного бюджета.
Выполнение мероприятия нацелено на дальнейшую автоматизацию функций и процессов управления государственными финансами, исключение дублирующих и рутинных операций, обеспечение интеграции информационных систем управления государственными финансами, в том числе интеграцию с единой государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет".
На первом этапе внедрения системы "электронного бюджета" (2014 год) планируется провести модернизацию и интеграцию информационных систем формирования реестра расходных обязательств, составления проекта областного бюджета (в том числе проектов внесения изменений в бюджет) и исполнения бюджета (ведение сводной бюджетной росписи). Данные меры позволят существенно повысить административную эффективность, обеспечив применение принципа "однократного ввода" информации.
В 2015 - 2016 годах основные усилия будут направлены на:
- обеспечение интеграции применяемых в Ивановской области информационных систем с единой государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет";
- организацию публикации на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами (по мере развития указанного портала).
Исполнителем мероприятия подпрограммы выступает Департамент финансов Ивановской области.
Срок выполнения мероприятия - 2014 - 2016 годы.
5. Развитие системы внутреннего государственного финансового контроля.
Выполнение мероприятия планируется в рамках осуществления реформы государственного финансового контроля на уровне Российской Федерации.
В условиях расширения функционала органов внутреннего государственного финансового контроля на уровне Ивановской области планируется:
выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование организации и осуществления деятельности органа внутреннего государственного финансового контроля, являющегося исполнительным органом государственной власти Ивановской области;
осуществление полномочий по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, что, в свою очередь, будет способствовать созданию полноценной работоспособной системы их мониторинга;
обеспечение координации осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и аудита.
Исполнителем мероприятия подпрограммы выступает служба государственного финансового контроля Ивановской области.
Срок выполнения мероприятия - 2015 - 2016 годы.
6. Внедрение ежегодной публикации "бюджета для граждан".
Под "бюджетом для граждан" понимается аналитический документ, публикуемый в открытом доступе финансовым органом в целях предоставления гражданам актуальной информации о бюджете и отчете о его исполнении в объективной, простой и доступной для понимания форме.
Публикация "бюджетов для граждан" планируется как мера, направленная на повышение прозрачности и открытости государственных финансов, усиление подотчетности и общественного контроля.
Разработка и публикация "бюджетов для граждан" будет осуществляться ежегодно на основе методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации. Первая публикация "бюджета для граждан" должна состояться в 2014 году.
Исполнителем мероприятия подпрограммы выступает Департамент финансов Ивановской области.
Срок выполнения мероприятия - 2014 - 2016 годы.
7. Разработка "дорожной карты" сокращения расходов областного бюджета на случай непредвиденного ухудшения макроэкономической ситуации.
В условиях значительной долговой нагрузки и дефицитного бюджета Ивановская область фактически лишена инструментов традиционного нивелирования колебаний налоговых поступлений, которые систематически происходят вместе с изменением макроэкономической конъюнктуры.
Как следствие, возрастает актуальность разработки детализированных планов ("дорожных карт") по сокращению расходов областного бюджета, которые могут быть использованы в случае ухудшения макроэкономической ситуации. Данные планы должны определять расходы бюджета, которые могут быть сокращены в первую очередь, и их размер.
Принципиально важно, чтобы сокращение бюджетных расходов не оборачивалось девальвацией иных мер и инструментов финансового управления, призванных обеспечить эффективность бюджетных расходов, в том числе нормативного финансирования государственных заданий.
Первый такой план предполагается разработать в 2014 году. Впоследствии практика составления подобных "дорожных карт" может быть распространена на все случаи, когда областной бюджет принимается в напряженных параметрах и существует риск ухудшения экономической ситуации.
Исполнителем мероприятия подпрограммы выступает Департамент финансов Ивановской области.
Срок выполнения мероприятия - 2014 - 2016 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.