Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена подпрограмма, и прогноз развития ситуации
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий.
Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Задача по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства, поставленная перед аграрной отраслью, решается в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий и активизации человеческого фактора экономического роста: улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров в сельской местности, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, формирования трудоресурсного потенциала села, повышения уровня и качества жизни на селе.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Ивановской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Гаврилово-Посадского муниципального района" (далее - подпрограмма), должна стать программно-целевым инструментом сбалансированного решения социальных, экономических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий района.
Реализация в 2004 - 2008 годах мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года", а в 2009 - 2013 годах мероприятий региональной и муниципальной долгосрочных целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года", приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", федеральной и региональной Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, создала определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских поселений, развития их экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Однако реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения вследствие допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий.
Основными причинами исторически сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий.
Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении количества сельских населенных пунктов.
Число сельских населенных пунктов в районе, в которых население не проживает, увеличилось за период между Всероссийскими переписями населения 2002 года и 2010 года в 1,8 раза. На сегодняшний день в 9 сельских населенных пунктах, составляющих 11% от общего количества, фактически население отсутствует.
Из 85 сельских населенных пунктов района, больше половины (54%) составляют села и деревни с численностью населения до 50 человек.
По состоянию на 01.01.2012 года в сельской местности смертность превышала рождаемость более чем в 1,6 раза.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области на 01.01.2012 года численность трудоспособного населения в сельской местности района составляла 61% от общей численности сельского населения.
Среднегодовая численность населения, занятого в сельском хозяйстве района с 2005 года по 2012 год сократилась в два раза.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры способствует обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства на селе.
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение изменений в сложившейся ситуации возможно только с привлечением средств государственной поддержки на федеральном и областном уровнях.
В связи с этим, устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Госпрограммы, инструментом реализации которых является настоящая подпрограмма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.