Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации муниципальной программы
Система образования Гаврилово-Посадского муниципального района включает в себя:
8 дошкольных образовательных учреждений и 4 дошкольные группы при школах, охватывающих 620 детей;
10 общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся - 1295 человек;
1 учреждение дополнительного образования - Детский физкультурно-оздоровительный образовательный центр в секциях которого занимается более 500 человек.
Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет дошкольным образованием составляет 61,2%.
Все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены дошкольным образованием.
Охват услугами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет 59%.
Для обеспечения гарантий доступности дошкольного образования ведется строительство детского сада на 145 мест в г. Гаврилов Посад на средства федеральной субсидии в рамках проекта модернизации дошкольного образования.
В целях ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения и обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2012 и 2013 годах введены 50 дополнительных мест за счет уплотнения групп. Эти меры позволят обеспечить охват всех нуждающихся дошкольным образованием.
Из 10 общеобразовательных учреждений 5 школ являются малокомплектными.
Сумма средств, выделяемых на образование ежегодно возрастает. В 2011 году было направлено 103666167,69 руб., что составило 30% бюджета района. В 2012 году 112979494,38 рублей, что тоже соответствует 30%. В 2013 году 113763253,89 рублей (план).
В рамках реализации федерального проекта модернизации системы общего образования за три года Гаврилово-Посадскому муниципальному району было выделено 11491400 рублей. Это позволило, значительно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, приблизить условия обучения к современным. Доля школьников, обучающихся в современных условиях увеличилась с 22,87% в 2011 году до 88,33% в 2013 году.
Следует отметить, что охват обучающихся общеобразовательных учреждений горячим питанием увеличился в течение последних пяти лет с 67% до 92%, что выше среднего областного показателя, но доля обучающихся, которые получают двухразовое питание (завтраки и обеды) не высока -9,38%.
Средняя заработная плата учителей в 2011 году составляла 15627 рублей, на 01.10.2013 составляет 17231 рублей.
У педагогов имеющих высокую квалификацию и хорошие результаты учащихся на итоговой аттестации, олимпиадах уровень заработной платы значительно превышает её средний размер.
Реализация проекта модернизации общего образования позволила создать необходимые материально-технические и кадровые условия для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Деятельность муниципальной системы образования в соответствии с Комплексной программой социально-экономического развития Гаврилово-Посадского муниципального района направлена на повышение качества и доступности образования при эффективном использовании ресурсов. Для достижения этого организовано:
профильное обучение учащихся 10-11 классов на основе индивидуальных учебных планов. В 2013 году 64,8% выпускников 11 классов поступили в ВУЗы по профилю обучения;
дистанционное обучение детей-инвалидов;
дистанционное обучение учащихся из малокомплектных школ;
подвоз учащихся к месту учебы и обратно.
Все выпускники в 2013 году успешно сдали экзамены и получили аттестаты, 6 лучших были награждены за успехи в учебе медалями, 2 из них - золотыми.
Результаты ЕГЭ по большинству предметов выше среднеобластных показателей (по русскому языку, математике, обществознанию, биологии, истории, географии, литературе).
Утверждение федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования") требует укрепления материально-технической базы ДОУ.
В системе общего образования стоит задача создания в образовательных учреждениях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) и обеспечивающих безопасность образовательной среды, возможность использования современных образовательных технологий. В настоящее время, благодаря реализации проекта модернизации системы общего образования, доля обучающихся, которым предоставлены от 81% до 100% всех основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования), достигла 88%, что выше среднего значения по Российской Федерации. Однако значения показателей по созданию современных условий обучающимся для занятий физической культурой и спортом, по доле обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), ниже значений ряда районов области
Особого внимания требует вопрос обеспечения в образовательных учреждениях безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время соответствующих условий в общеобразовательных учреждениях нет.
Требует внимания дополнительное образование и летний отдых детей, особенно по направлениям, формирующим компетенции для инновационной экономики (научно-техническое творчество, исследовательская, проектная деятельность).
По количеству победителей и призеров региональных олимпиад Гаврилово-Посадский муниципальный район входит в число 10 районов Ивановской области. Вместе с тем, для обеспечения устойчивости лидирующих позиций в этом направлении и увеличения числа призеров региональных олимпиад требуются меры по совершенствованию и дальнейшему развитию мер поддержки одаренных детей, образовательных учреждений с высоким уровнем достижений педагогических коллективов по образованию и воспитанию обучающихся.
В то же время анализ выявляет наличие общеобразовательных учреждений, демонстрирующих стабильно низкий уровень качества образования. Это, преимущественно, школы, в контингенте обучающихся которых высокую долю составляют дети из неполных семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Перспективы формирования нового качества образования связаны также с обновлением его содержания и технологий, что будет обеспечено за счет мероприятий по комплексному сопровождению введения ФГТ, ФГОС и развитию инфраструктуры инновационной деятельности (создание муниципальных инновационных площадок по апробации и распространению перспективных образовательных моделей и методик). Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлены возможности для освоения программ общего образования в дистанционной форме обучения и в форме инклюзивного образования, оказана поддержка в профессиональной ориентации.
Повышению качества образования будут способствовать меры по развитию системы оценки качества образования, механизмов информационной открытости и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Особые усилия будут направлены на развитие современных инструментов информирования семей, о качестве образования обучающихся (электронные дневники, журналы, электронный документооборот), значение соответствующего показателя в районе составляет 63%.
По современным представлениям понятие "качество образования" включает не только учебные результаты, но и уровень социализации и культурного развития личности. Тревогу населения вызывает распространение в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, насилия. Реализация потенциала системы образования, как института социального развития, предполагает обновление технологий воспитания в общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет организации внеурочной деятельности, опережающее развитие сферы дополнительного образования детей, развитие социальных практик (общественные объединения, ученическое самоуправление, социальные проекты, добровольческая деятельность).
В настоящее время средняя заработная плата учителей находится на уровне средней заработной платы по экономике региона (17231 рублей). В перспективе должно быть обеспечено доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников ДОУ до средней заработной платы в сфере общего образования, в настоящее время - 14467 рублей;
При этом актуальной является задача обновления педагогического корпуса: в образовательных учреждениях низкой является доля молодых педагогов.
Изменить ситуацию позволят предусмотренные Программой меры по привлечению к работе в общеобразовательных учреждениях выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Задачи повышения качества образования, введения ФГОС и ФГТ определяют рост требований к уровню развития профессиональных компетенций педагогов и управленческих кадров. По показателю "Удельный вес численности педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации в текущем учебном году по персонифицированной модели в общей численности педагогических работников" - 54%.
Приоритеты развития системы образования Гаврилово-Посадского муниципального района на 2014 - 2016 годы определяются Стратегией социально-экономического развития Гаврилово-Посадского муниципального района до 2020 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010 N Пр-271 (далее - ННШ), Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, комплексом мер по модернизации системы общего образования и включают в себя:
обеспечение доступности качественных образовательных услуг для граждан, независимо от места жительства, состояния здоровья, социально-экономического статуса семьи.
Вместе с тем, масштабность задач, стоящих перед системой образования, принятие Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", утверждение Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждение Президентом Российской Федерации 03.04.2012, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, перспективы принятия законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" и утверждения Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" определили необходимость разработки и принятия единой долгосрочной целевой программы Гаврилово-Посадского муниципального района "Развитие образования в Гаврилово-Посадском муниципальном районе на 2014 - 2016 годы".
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере образования
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1. |
Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, получающих дошкольное образование |
% |
55,7 |
55,7 |
63,2 |
61,2 |
2. |
Доля учащихся, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса |
% |
49,32 |
50,55 |
88,33 |
88,33 |
3. |
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию |
% |
79,4 |
81 |
83 |
86 |
4. |
Доля детей, охваченных дополнительным образованием в муниципальных образовательных учреждениях |
% |
42,7 |
42,8 |
59 |
59 |
5. |
Средний балл на ЕГЭ: |
|
|
|
|
|
по математике |
|
38,5 |
44,21 |
43,05 |
50,97 |
|
по русскому языку |
|
58,04 |
59,42 |
60,9 |
66,62 |
|
По Ивановской области |
|
|
|
|
|
|
по математике |
|
43,03 |
46,8 |
43,2 |
48,49 |
|
по русскому языку |
|
59,61 |
61,12 |
61,62 |
64,57 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.