Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Описание сложившейся социально-экономической ситуации в сфере реализации Программы и основных тенденций ее изменения
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении безопасности становится повышение безопасности населения и защищенности от этих угроз.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии, катастрофы и пожары.
Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные геологические процессы, опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, очень сильные осадки, сильные метели, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями).
Природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски разрушения природной среды в результате продолжения деятельности существующих объектов промышленного и иного назначения, технических аварий и иных причин, выходящих за рамки регламента технической деятельности хозяйственных и иных объектов, чья деятельность в штатном режиме не несет экологических и иных угроз.
Природные риски, связанные с накопленным экологическим ущербом, представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека и хозяйственный потенциал не рекультивированных, но подлежащих рекультивации территорий и акваторий, риски негативного воздействия законсервированных объектов с потенциально опасными свойствами, риски продолжающейся деградации природных экосистем, вызванной антропогенной деятельностью.
Из опыта предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, эффективность действий аварийно-спасательных формирований, специалистов гражданской обороны и населения по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и защите от поражающих факторов источников опасности недостаточно высока. Возрастающая с каждым годом сложность и разнообразность возникающих пожаров и чрезвычайных ситуаций заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогнозов и предупреждения, требует комплексного подхода к организации мероприятий по тушению пожаров, аварийно-спасательных работ, предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, ликвидации и смягчения их последствий, в области гражданской обороны.
2.2. Описание и оценка основных результатов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достигнутых к началу реализации Программы
На территории городского округа Кинешма сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики.
Для проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения обучения и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, на территории городского округа Кинешма создано Муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа Кинешма" (далее Управление).
В настоящее время на территории городского округа Кинешма функционируют 2 химически опасных объекта, более 10 пожаро- и взрывоопасных объектов, 4 гидротехнических сооружения и ряд других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 70 тысяч жителей города. В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту.
Возникновение аварий на промышленных предприятиях чаще всего связано с нарушением технического регламента и правил техники безопасности, неисправностью оборудования.
Особенно опасны аварии, сопровождающиеся взрывами, пожарами и проливом (выбросом) аварийно-химических опасных веществ.
Защита населения может быть достигнута только при своевременном и качественном проведении сотрудниками Управления ряда инженерно-технических и организационных мероприятий:
- поддержание в постоянной готовности пунктов управления, инженерных сооружений, систем выявления заражения и связи, а также оповещения персонала и населения об опасности химического заражения;
- подготовка и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований, их укомплектование современными средствами защиты и оборудованием;
- проведение спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
а также при поддержании в постоянной готовности пунктов управления, проведении спасательных и других неотложных работ при происшествиях и в зонах чрезвычайных ситуаций.
Расположение города на берегу Волги, обилие малых рек (122 гектара водных массивов) способствуют организации водного туризма, рыбалки, проведению спортивных соревнований на воде, организации баз отдыха, оздоровительных комплексов и детских лагерей. Поиск и спасение людей на водных объектах требуют оснащения спасательных сил быстроходными плавсредствами и техникой высокой проходимости. Мониторинг использования, перевозки и хранения нефтепродуктов многочисленными автозаправочными станциями, мазутными хозяйствами предприятий, транспортировка горюче-смазочных материалов транзитным автомобильным и речным транспортом не исключает вероятности аварий с разливом нефтепродуктов в реки и на грунт. Ликвидация загрязнений территорий и водных объектов при возникновении аварийного разлива нефти и нефтепродуктов требует материально-технического обеспечения спасателей Управления специализированным оборудованием.
По статистическим данным в городском округе Кинешма ежегодно происходит в среднем около 250 пожаров, подлежащих учету и около 1000 случаев горения сухой травы и мусора, в огне погибает около 25 человек, около 15 получают травмы. Вместе с тем продолжает увеличиваться число пожаров на объектах жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов). На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 88 - 90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных на пожарах людей, в то же время на пожары в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб. На 2014 год на территории городского округа Кинешма установлено 388 муниципальных пожарных гидрантов и имеется 17 муниципальных водоемов, пригодных для пожаротушения. При проверке источников противопожарного водоснабжения установлено, что при норме эксплуатации 20 лет пожарные гидранты отработали по 2-3 срока службы. Часть существующих гидрантов устаревшей модели (Ленинградского образца) подлежат замене на современные (Московского образца). Ряд гидрантов демонтирован по причине полного физического износа. Противопожарные водоемы обмелели, заросли тиной и завалены мусором, к эксплуатации не пригодны. Ко многим противопожарным водоемам нет подъезда, ввиду отсутствия твердого покрытия. Отсутствие источников противопожарного водоснабжения, вынуждает сотрудников ГПС, подвозить воду с пожарных гидрантов и водоемов, находящихся на значительном расстоянии от горящего объекта, что негативно сказывается на успешной и своевременной ликвидации пожара. Из расчетных данных для ликвидации открытого пожара жилого дома в частном секторе требуется около 50 тонн воды. Пожарные автомобили, стоящие на вооружении в городском округе Кинешмы, за один раз могут подвезти максимально 3 тонны, каждая. В боевом расчете противопожарной службы ежесуточно находится 3 пожарных автомобиля. Предельное расстояние, на которое пожарный автомобиль может подать воду без потерь давления, составляет около 200 метров.
С 2011 года по 2014 год в результате реализации долгосрочной целевой программы городского округа Кинешма "Противопожарное водоснабжение городского округа Кинешмы на 2011 - 2015 годы" проведены мероприятия по ремонту, замене и установке новых пожарных гидрантов в количестве 75 штук и восстановлены 7 противопожарных водоемов и подъездов к ним. Дальнейшее приведение в рабочее состояние пожарных гидрантов и очистка противопожарных водоемов на территории городского округа Кинешма приведет к сокращению времени локализации и ликвидации пожара. Анализ сокращения времени выявил, что сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 кв. метр.
Зачастую граждане не в состоянии своевременно сообщить о происшествии или нарушении общественного порядка в экстренные оперативные службы. В городе в общественных местах и в местах массового скопления граждан отсутствуют система видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции. Все это приводит к запоздалой реакции оперативных служб, повышает время реагирования, снижает раскрываемость преступлений и правонарушений.
В 2013 году проведены мероприятия по созданию системы видеонаблюдения на базе Муниципального учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа Кинешма", Управлению переданы в оперативное управление 7 установленных видеокамер, в 2013 и 2014 годах отремонтированы 6 камер, одна заменена, проведены работы по их подключению, закуплена, установлена и подключена еще одна видеокамера. Дальнейшее совершенствование системы видеонаблюдения, закупка и установка новых видеокамер, подключение их к сети наблюдения, поддержание в рабочем состоянии имеющихся видеокамер приведет к повышению уровня оперативности реагирования спасательных подразделений, сокращению количества нераскрытых преступлений и правонарушений, сокращения времени реагирования оперативных служб.
В целях обеспечения личной и общественной безопасности, сохранности имущества граждан, противодействия угрозам техногенного и природного характера, актам терроризма, на базе единой дежурно-диспетчерской службы Управления, ежегодно принимающей более 1600 звонков, начиная с 2014 года, был установлен единый номер "112" (далее - Система 112) для вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации.
Для обеспечения непрерывной работы единого номера "112" необходимо создание условий для работы единой дежурно-диспетчерской службы, обеспечение необходимыми средствами связи и оповещения и поддержание их в постоянной исправности, обучение работающего персонала по работе в "Системе 112".
2.3. Анализ проблематики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере реализации Программы
Таким образом, существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать необходимые условия для безопасного проживания населения, устойчивого развития экономики городского округа Кинешма.
Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу - спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются исходя из прогнозируемых угроз чрезвычайных ситуаций.
Снижение числа погибших и пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций напрямую связано со своевременным оповещением населения об угрозах, в связи с чем, существует необходимость в поддержании в постоянной готовности технических средств оповещения, включая автоматизированную систему. Динамика числа погибших и пострадавших, количество ущерба приведена ниже в Таблице 1.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации Программы
Таблица 1
N |
Показатель |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год (оценка) |
1 |
Количество погибших всего (в том числе при пожарах, на водных объектах, в дорожно-транспортных и других происшествиях) |
Чел. |
33 |
59 |
57 |
51 |
2 |
Количество пострадавших всего (получивших травмы) |
Чел. |
274 |
303 |
299 |
280 |
3 |
Ущерб |
тыс. руб. |
6471,81 |
9060,23 |
9060,00 |
9052,11 |
Таким образом, в целях поддержания должного уровня защиты населения и территорий городского округа Кинешма от пожаров и чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечить системный подход для достижения поставленной цели, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.
Настоящая муниципальная программа направлена на оптимизацию финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих осуществление мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчения их последствий, проведение аварийно-спасательных работ на территории городского округа Кинешма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.