Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 20 мая 2015 г. N 190-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, связанные с реализацией областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Приложение
к постановлениюПравительства Ивановской области
от 15 октября 2013 г. N 393-п
Государственная программа
Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области"
29 мая, 2 сентября, 3 декабря 2014 г., 5 марта, 20 мая 2015 г.
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области"
Наименование программы |
Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (далее - Программа) |
Срок реализации Программы |
2014 - 2017 годы |
Администратор Программы |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области |
Исполнители |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области Департамент образования Ивановской области Департамент здравоохранения Ивановской области Департамент культуры и туризма Ивановской области Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области Департамент внутренней политики Ивановской области Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Департамент развития информационного общества Ивановской области |
Перечень подпрограмм |
Аналитические подпрограммы: 2. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому". 5. "Социальная поддержка семей с детьми". 7. "Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". 8. "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан". 10. "Обеспечение льготного транспортного обслуживания". 12. "Предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством". 13. "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 14. "Организация отдыха и оздоровления детей". Специальные подпрограммы: 2. "Профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей". |
Цель (цели) Программы |
Обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечение социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми |
Объем ресурсного обеспечения Программы |
Общий объем ресурсного обеспечения Программы: 2014 год - 7 111 292 500,00 руб., 2015 год - 7 275 006 929,04 руб., 2016 год - 7 680 489 218,44 руб., 2017 год - 7 550 028 031,38 руб. Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6 800 121 400,00 руб., 2015 год - 6 953 609 929,06 руб., 2016 год - 7 353 029 718,41 руб., 2017 год - 7 222 568 531,38 руб., в том числе: - федеральный бюджет: 2014 год - 1 430 344 000,00 руб., 2015 год - 1 462 600 400,00 руб., 2016 год - 1 508 234 100,00 руб., 2017 год - 1 561 084 100,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 5 369 777 400,00 руб., 2015 год - 5 491 009 529,06 руб., 2016 год - 5 844 795 618,41 руб., 2017 год - 5 661 484 431,38 руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 311 171 100,00 руб., 2015 год - 321 397 000,00 руб., 2016 год - 327 459 500,00 руб., 2017 год - 327 459 500,00 руб., в том числе: - платежи со стороны граждан, находящихся на социальном обслуживании: 2014 год - 309 416 700,00 руб., 2015 год - 315 034 800,00 руб., 2016 год - 321 524 500,00 руб., 2017 год - 321 524 500,00 руб.; - средства от юридических и физических лиц (средства родителей, предприятий, организаций на оплату частичной стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь): 2014 год - 0,00 руб., 2015 год - 4 500 000,00 руб., 2016 год - 4 500 000,00 руб., 2017 год - 4 500 000,00 руб.; - средства от предпринимательской и иной деятельности: 2014 год - 1754 400,00 руб., 2015 год - 1 862 200,00 руб., 2016 год - 1 435 000,00 руб., 2017 год - 1 435 000,00 руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, предоставляется на базе 31 организации социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области, в состав которых входят:
- 9 стационарных организаций социального обслуживания, а также 13 отделений временного проживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, которыми ежегодно обеспечиваются около 5,0 тысяч граждан, из них: более 2,3 тысяч граждан - в психоневрологических интернатах; около 2,4 тысяч пожилых граждан и инвалидов - в домах-интернатах и иных стационарных (временного проживания) отделениях; около 115 детей, страдающих хроническими заболеваниями, - в доме-интернате для детей-инвалидов;
- 119 отделений, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в которых получают услуги более 9,0 тысяч пенсионеров и инвалидов.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания населения Ивановской области
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. оценка |
1. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, получающих социальное обслуживание в стационарных и полустационарных условиях, в том числе: |
человек |
8835 |
7951 |
5137 |
4881 |
1.1 |
Среднегодовое число граждан, проживающих в психоневрологических интернатах |
человек |
2325 |
2312 |
2323 |
2315 |
1.2 |
Среднегодовое число детей, страдающих хроническими заболеваниями, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов |
человек |
126 |
116 |
117 |
113 |
1.3 |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов |
человек |
1253 |
1210 |
1151 |
1154 |
1.4 |
Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в отделениях временного проживания учреждений социального обслуживания |
человек |
1221 |
1277 |
1255 |
1121 |
1.5 |
Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальное обслуживание в полустационарных условиях (дневных отделениях) |
человек |
3910 |
3036 |
291 |
178 |
2. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих регулярное социальное обслуживание на дому |
человек |
8031 |
8112 |
8127 |
8517 |
3. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях специализированного социально-медицинского обслуживания на дому |
человек |
710 |
722 |
726 |
418 |
В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности и качества социального обслуживания.
В 2013 - 2014 годах в целях повышения социально-экономической эффективности социального обслуживания проведена значительная работа по оптимизации действующей системы областных организаций социального обслуживания, а также их частичной реструктуризации, в результате чего:
- в 2013 году проведена оптимизация структурных подразделений в 3 психоневрологических интернатах, где одновременно с увеличением числа мужских мест (ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", ОБСУСО "Ивановский психоневрологический интернат") открыто дополнительное отделение для мужчин на 30 коек в ОБСУСО "Плесский психоневрологический интернат";
- в 2013 году в ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения" открыто отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет;
- в 2013 году проведена реорганизация ОБУСО "Ивановский КЦСОН" путем присоединения к нему ОБУСО "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий";
- в 2014 году проведена реорганизация:
ОБУСО "Кохомский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Новоталицкий КЦСОН";
ОБУСО "Тейковский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Гаврилово-Посадский ЦСО";
ОБУСО "Пучежский КЦСОН" в форме присоединения к нему ОБУСО "Лухский ЦСО";
ОБУСО "Верхнеландеховский ЦСО" в форме присоединения к нему ОБУСО "Пестяковский ЦСО";
- с 01.08.2014 в 12 областных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов специализированные отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому перепрофилированы в отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
- с 01.09.2014 закрыто отделение дневного пребывания в ОБУСО "Ивановский КЦСОН";
- с 25.12.2014 в 8 областных организациях социального обслуживания закрыты отделения временного проживания на 157 мест.
В настоящее время практически полностью ликвидирована очередность на получение социального обслуживания в стационарных организациях социального обслуживания. Исключением является дефицит мест для мужчин, страдающих психическими заболеваниями, и граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы, ранее судимых, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. В течение 2013 года очередность сократилась со 158 до 90 человек, в 2014 году сохраняется тенденция к сокращению очередности.
Сохраняется неудовлетворенная потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, обусловленная недостаточным количеством действующих отделений социального обслуживания на дому в областных учреждениях социального обслуживания. В 2014 году в очереди на получение социальных услуг на дому состоял 151 человек.
В целях повышения качества оказания государственных услуг в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, осуществляется расширение видов сопутствующих услуг:
- организованы досуговые объединения;
- организована деятельность 27 интернет-клубов;
- около 40% организаций социального обслуживания, оказывающих государственную услугу, осуществили внедрение инновационной технологии оптимизации питания лиц пожилого возраста и инвалидов с применением легкоусвояемого белка специализированных продуктов питания;
- во всех организациях социального обслуживания функционируют школы здоровья;
- в 8 учреждениях созданы школы для родственников по уходу за больными гражданами.
Расширение перечня оказываемых услуг проводится и в отношении социального обслуживания на дому, в первую очередь, за счет платных услуг.
Совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации реализована социальная программа Ивановской области "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2013 году". В результате реализации данной программы на условиях 50-процентного софинансирования проведен капитальный ремонт жилых комнат, путей эвакуации и кровли в ОБСУСО "Дом-интернат для ветеранов войны и труда "Лесное". Общий объем средств, направленных на указанные мероприятия, составил более 9,8 миллионов рублей.
Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение текущих уровней востребованности социального обслуживания. Вместе с тем, в сфере социального обслуживания населения Ивановской области остаются нерешенными следующие проблемы:
- 16,2% помещений, связанных с пребыванием лиц, находящихся на социальном обслуживании, не соответствует строительным нормам и правилам: площадь спален меньше установленных норм на 20%;
- требуется пристройка нового корпуса к одному из стационарных учреждений социального обслуживания на 80 мест с целью ликвидации имеющейся очередности лиц мужского пола в психоневрологические интернаты и приведения условий проживания граждан в соответствие со строительными нормами и санитарными нормативами.
Кроме того, учреждения, оказывающие государственную услугу, расположены, в основном, в приспособленных зданиях постройки 50-60-х годов прошлого века, требующих ремонта и обновления материально-технической базы.
2.2. Обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы наблюдается тенденция сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2013 году их доля сократилась до 2,2%, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 2,6%. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, увеличилась до 81% (в 2009 году данный показатель составлял 73,5%).
Стабильно сокращается численность детей, выявляемых в качестве оставшихся без попечения родителей. В течение 2013 года территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области выявлены 454 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что на 33% меньше аналогичного показателя 2012 года (в 2012 году выявлено 675 детей, оставшихся без попечения родителей). Устроено на воспитание в семьи 824 ребенка. Количество детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи, на 50% превысило число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в 2012 году данный показатель составил 28%).
Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют 8 областных государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 4 областных государственных казенных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в этих учреждениях предоставляется временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства. По состоянию на 01.01.2014 в данных учреждениях проживало 470 воспитанников.
Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. оценка |
1. |
Общее число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
777 |
675 |
500 |
450 |
2. |
Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
668 |
613 |
525 |
445 |
3. |
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания |
человек |
976 |
861 |
750 |
680 |
4. |
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание которых при устройстве в семью осуществляются ежемесячные денежные выплаты |
человек |
3000 |
2916 |
2850 |
2790 |
5. |
Общая численность граждан, являющихся опекунами (попечителями), приемными родителями, проживающих в Ивановской области |
человек |
2764 |
2685 |
2720 |
2700 |
В целях увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания, Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, его территориальными органами и подведомственными учреждениями реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей. На начало 2014 года психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в отношении 2502 семей в 11 центрах подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, созданных на базе детских домов.
В рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" в 2013 году:
- изданы 3 выпуска бюллетеней для кандидатов в замещающие родители, в которых содержится информация о детях-сиротах, подлежащих устройству на семейные формы воспитания;
- в рамках телепрограммы "Пусть всегда будет мама" на канале ГТРК "Ивтелерадио" вышла 37 передач о 39 детях-сиротах;
- проведены 4 областных мероприятия для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фестиваль театров мод "Весенний калейдоскоп", художественного творчества "Созвездие", фотоконкурс "Мой выбор" и областная специализированная спартакиада, что способствовало повышению мотивации более 300 детей-сирот к дополнительному образованию, развитию творческих способностей, выявлению одаренности.
Для материального стимулирования семей, воспитывающих детей-сирот, производятся выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей на воспитание в семьи и ежемесячного пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, с 01.01.2014 года его размер составляет 13741,99 рублей. В 2013 году выплаты единовременного пособия произведены на 332 ребенка
На региональном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на развитие системы поддержки семей, воспитывающих детей-сирот, разработан комплексный план по укреплению института замещающей семьи в Ивановской области. Так, с апреля 2011 года индексируется размер опекунского пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, в 2014 году его размер составил 5411 рублей. С начала 2014 года увеличился размер вознаграждения приемному родителю до 5554 рублей.
Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы" в 2013 году выделены более 143 миллионов рублей, за счет которых приобретено 211 жилых помещений. Кроме того, за счет предоставленных муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета в сумме 2,6 миллиона рублей проведен ремонт в 28 жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Активизация мер, направленных на развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повышение эффективности работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволили полностью удовлетворить потребность в стационарном социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части повышения качества социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- в 2013 году за счет областного бюджета проведены текущие ремонты в 13 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оснащение детских домов и специальных (коррекционных) учреждений для детей-сирот современной мебелью и оборудованием для создания условий проживания детей, приближенных к домашним, в 2012 - 2013 годах приобретены транспортные средства для 11 детских домов;
- обеспечивается функционирование 12 центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей;
- организована работа 4 центров социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОГКОУ Ивановских детских домах "Звездный" и "Ровесник", ОГКОУ Шуйском детском доме-школе, ОГКОУ Ивановском специальном (коррекционном) детском доме "Радуга", а также консультационного пункта для выпускников в ОГКОУ Кинешемском детском доме.
Кроме того, для повышения эффективности социальной адаптации детей-сирот и их воспитания на базах учреждений для детей-сирот реализуется концепция профильных учреждений. В 2014 году 7 учреждений для детей-сирот осуществляют свою деятельность в соответствии с выбранным профилем дополнительного образования детей, в том числе ОГКОУ Ивановский детский дом "Звездный" (музыкальный и художественный профиль), ОГКОУ Ивановский специальный (коррекционный) детский дом "Радуга" (культмассовая работа), Решемская школа-интернат (сельскохозяйственный профиль), Васильевский детский дом (народные промыслы), Чернцкая школа-интернат (швейное и столярное дело), Ивановский детский дом "Ровесник" (мастер отделочных работ), Фурмановский детский дом (кулинария). В 2015 году начнут работать по программам предпрофильной подготовки воспитанников еще 2 детских дома.
В ближайшее время ожидается сохранение тенденции сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными проблемами в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- недостаток средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями. На сегодняшний день более 1000 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ожидают его предоставления;
- необходимость улучшения материально-технической базы учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значительная часть зданий и помещений требует капитального ремонта;
- нехватка транспортных средств, находящихся в распоряжении учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.3. Социальные выплаты и социальная поддержка отдельных категорий населения Ивановской области
Наиболее финансовоемким видом социальной поддержки является предоставление ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива. На эти цели ежегодно направляется около 2 миллиардов рублей, что составляет порядка 50% всего объема бюджетных ассигнований, направляемых на социальное обеспечение. По данным 2013 года, общее число получателей превысило 242 тысячи граждан, включая малоимущих граждан, многодетные семьи, ветеранов труда и приравненных к ним лиц, ветеранов труда Ивановской области, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Подобные меры социальной поддержки также предоставляются отдельным категориям работников бюджетных учреждений в сельской местности. Также на эти цели гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2013 году субсидии получили 42,7 тысяч семей на общую сумму 533,1 миллионов рублей.
В Ивановской области предоставляются ежемесячные денежные выплаты. Так, по итогам 2013 года получателями указанных выплат стали более 104 тысяч ветеранов труда и приравненных к ним граждан, более 22 тысяч ветеранов труда Ивановской области, около 1,8 тысяч тружеников тыла и более 900 реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Кроме того, гражданам этих категорий обеспечивается бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Общая сумма, направленная в 2014 году на указанные цели, составит около 618 миллионов рублей, включая 571 миллионов на денежные выплаты и 47 миллионов на зубопротезирование.
В целях поддержки малоимущих категорий населения предоставляется адресная социальная помощь, предусматривающая предоставление денежных выплат и натуральной помощи. В целом адресную социальную помощь из средств областного бюджета в 2013 году получили 6300 малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на сумму почти 5,8 миллионов рублей.
Ежегодно осуществляется поддержка отдельных категорий граждан. В частности:
- инвалидов, получивших транспортные средства через органы социальной защиты населения. Им предоставляется компенсация страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Общий объем предоставленных компенсаций в 2014 году составляет около 100 тысяч рублей, получателями станут около 80 человек;
- граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком "Почетный донор СССР". В 2014 году получателями являются порядка 10 тысяч человек;
- граждан, не имеющих группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях. Данные изделия предоставляются за счет бюджетных ассигнований. В 2013 году данные изделия были предоставлены 835 гражданам, не имеющим группы инвалидности, на общую сумму 3,1 миллиона рублей;
- граждан, у которых возникли поствакцинальные осложнения. В 2014 году предоставляется 10 000 рублей в качестве единовременного пособия и выплачивается 1107,75 рублей в виде ежемесячной денежной компенсации. В 2013 году выплаты получили 4 человека;
- предоставляется социальное пособие на погребение. Размер пособия в 2014 году составляет 5002,16 рублей. Вместе с тем, организовано возмещение расходов специализированных служб по вопросам похоронного дела на погребение умерших при отсутствии лиц, взявших на себя такие обязательства.
Проводится поддержка 4 почетных граждан Ивановской области. Ежемесячно им предоставляется 17596,53 рублей. Лицам, замещавшим должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области, и лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, организовано ежемесячное дополнительное пенсионное обеспечение в размере 500 рублей и 5474,48 рубля соответственно. В целом в бюджете 2014 года на выплаты почетным гражданам Ивановской области и дополнительное пенсионное обеспечение лицам, замещавшим должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области, и лицам, работающим (работавшим) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь, предусмотрено около 1,6 миллиона рублей. С 1 января 2014 года предоставляется ежемесячное дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта. В настоящее время в Ивановской области 8 гражданам предоставляется ежемесячное материальное обеспечение.
В рамках социального обеспечения организовано предоставление льготного проезда на всех видах пассажирского транспорта в Ивановской области ветеранам труда, ветеранам труда Ивановской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации. Кроме того, обучающимся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ветеранам труда, ветеранам труда Ивановской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, за счет средств областного бюджета предоставляется 50% скидка на проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
В целом на обеспечение предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством, а также на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Ивановской области ежегодно направляется около 4 миллиардов рублей бюджетных ассигнований.
Таблица 3. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере осуществления социальных выплат и социального обеспечения населения Ивановской области
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Среднегодовая численность граждан, получающих ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодную денежную выплату на оплату топлива |
человек |
257 549 |
246 323 |
242 430 |
235 700 |
2. |
Число семей, в отношении которых проводится субсидирование оплаты жилого помещения и коммунальных услуг |
семей |
52 942 |
48 776 |
42 718 |
45 000 |
3. |
Среднегодовая численность граждан, получающих ежемесячную денежную выплату ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий |
человек |
135 535 |
132 110 |
129 278 |
125 013 |
4. |
Численность граждан, получающих ежегодную денежную выплату, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" |
человек |
9 783 |
9 898 |
10 302 |
10 393 |
5. |
Среднегодовая численность получающих дополнительное материальное обеспечение граждан, удостоенных звания "Почетный гражданин Ивановской области" |
человек |
- |
3 |
3 |
4 |
6. |
Среднегодовая численность лиц, замещавших должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области |
человек |
- |
5 |
4 |
4 |
7. |
Среднегодовая численность лиц, работающих (работавших) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь |
человек |
- |
11 |
15 |
8 |
8. |
Среднегодовая численность получателей ежемесячного пособия на ребенка |
детей |
35 441 |
35 343 |
34 100 |
34100 |
9. |
Общая численность поездок, совершенных гражданами льготных категорий |
тыс. поездок |
н.д. |
36 132,2 |
36 246,9 |
36 246,9 |
Инерционный сценарий развития ситуации в сфере социального обеспечения не предполагает значительных количественных колебаний в контингентах получателей социальных выплат (наблюдается тенденция ежегодного уменьшения числа ветеранов и тружеников тыла, что обусловлено естественными причинами, а также снижение числа получателей выплат назначение которых зависит от доходов семьи: субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг и ежемесячное пособие на ребенка).
2.4. Социальная поддержка семей с детьми
Ивановская область относится к числу регионов с низким уровнем рождаемости. В 2013 году показатель рождаемости составил 11,3 человека на 1000 населения при среднероссийском уровне 13,3 промилле. В этой связи приоритетом региона является социальная поддержка семей в связи с рождением третьего ребенка, так как именно рост числа многодетных семей позволит обеспечить высокий уровень рождаемости и численности населения.
С 01.07.2012 семьи при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка (детей) за счет средств областного бюджета получают дополнительную меру поддержки (региональный материнский (семейный) капитал) в виде единовременной денежной выплаты в размере 50,0 тыс. рублей (с 01.01.2013 - 53,0 тыс. руб.). По состоянию на 01.01.2014 количество обратившихся за получением единовременной денежной выплаты составляет 1173 человека, выплата произведена 1129 гражданам.
С 01.01.2013 на территории региона введена еще одна дополнительная мера социальной поддержки семей с детьми - ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего и последующих детей (установлена Законом Ивановской области от 29.06.2012 N 48-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей"). На 01.01.2013 ее размер составлял 6018 рублей, на 01.01.2014 - 6967 рублей. По оценке 2014 года ее получателями станут семьи в связи с рождением 1365 детей.
Основу поддержки многодетных семей составляют меры, установленные указом Губернатора Ивановской области от 26.02.2004 N 19-уг "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг получают в настоящее время 3074 многодетные семьи, бесплатный проезд для детей-школьников - 2205 семей. Всего на учете в территориальных органах Департамента социальной защиты населения Ивановской области на 01.01.2014 состоит 4408 многодетных семей, в них воспитывается 14211 детей.
Гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), предоставляются бесплатно в собственность земельные участки для жилищного строительства или организации личного подсобного хозяйства. По данным на 01.09.2014 в Ивановской области предоставлены в собственность многодетным семьям 405 земельных участков; 2382 многодетных семей, состоят на учете для дальнейшего обеспечения участками.
В целях повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, кроме вышеуказанных выплат, планируется предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством, в частности в 2014 году:
- выплата ежемесячного пособия на ребенка (на 34,1 тысячи детей по 219 рублей ежемесячно);
- ежемесячная денежная выплата на питание кормящим матерям при отсутствии специальных пунктов питания по месту жительства (1400 женщинам по 68,7 рублей ежемесячно);
- единовременная денежная выплата на питание беременным женщинам при отсутствии специальных пунктов питания по месту жительства (4990 женщинам по 412,2 рублей);
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (108 женщинам по 21 761,88 рублей);
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (на 110 детей по 9 326,52 рублей в месяц);
- единовременное пособие при рождении ребенка категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ) (на 2646 выплат по 13742,0 рублей);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности, полномочий физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (16 выплат по 10306,50 рублей ежемесячно);
- ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (39 882 выплат по 2576,63 рублей ежемесячно);
- ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (36722 выплат по 5153,24 рублей ежемесячно);
- пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности, полномочий физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (на 2 человека по 2404,87 рублей);
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности, полномочий физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (на 2 человека по 515,33 рублей).
Таблица 4. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки семей с детьми
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Общее число граждан, получивших региональный материнский (семейный) капитал |
человек |
- |
385 |
1 129 |
1 300 |
2. |
Среднегодовая численность детей, в связи с рождением которых предоставлялась ежемесячная денежная выплата на третьего и последующего ребенка |
человек |
- |
- |
790 |
1365 |
3. |
Среднегодовая численность детей, в отношении которых предоставляется ежемесячное пособие на ребенка |
человек |
35 441 |
35 343 |
34 100 |
34 100 |
4. |
Общая численность многодетных семей, состоящих на учете |
семей |
3 431 |
3 847 |
4 408 |
5 000 |
5. |
Численность многодетных семей, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
семей |
2 558 |
2 672 |
3 074 |
3 300 |
6. |
Численность многодетных семей, для детей которых предоставлен бесплатный проезд |
семей |
2 404 |
1 884 |
2205 |
- |
7. |
Общая численность беременных женщин, получивших единовременные выплаты на питание |
человек |
4790 |
4 807 |
4 895 |
4 990 |
8. |
Численность кормящих матерей, получающих выплаты на питание |
человек |
1 192 |
1 300 |
1 263 |
1 400 |
9. |
Общая численность получивших единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
человек |
35 |
33 |
40 |
108 |
10. |
Численность получателей ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
детей |
122 |
73 |
81 |
110 |
11. |
Численность получателей единовременного пособия при рождении ребенка категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
человек |
- |
- |
- |
2 646 |
12. |
Число выплат максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
выплат |
- |
- |
- |
16 |
13. |
Число выплат ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
выплат |
- |
- |
- |
39 882 |
14. |
Число выплат ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет категориям граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определенным в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
выплат |
- |
- |
- |
36 722 |
15. |
Численность получателей пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
человек |
- |
- |
- |
2 |
16. |
Численность получателей единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, определенным в соответствии со статьями 4 и 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ |
человек |
- |
- |
- |
2 |
С декабря 2013 года началась реализация пилотного проекта по организации льготного проезда детей-учащихся из многодетных семей на пассажирском транспорте с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника. В связи с тем, что 32% многодетных семей проживают в областном центре, город Иваново выбран в качестве экспериментальной площадки по внедрению универсальной карты школьника. Внедрение универсальной карты школьника показало ее востребованность и удобство использования.
Помимо денежных выплат, в целях поддержки семей с детьми в последние годы по инициативе Департамента социальной защиты населения Ивановской области в 2013 году были организованы:
- предоставление 280 абонементов детям из многодетных семей на посещение областных театров, музеев, филармонии в рамках мероприятия - Губернаторского проекта нравственно-эстетического воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей;
- областная благотворительная акция "Поможем собрать детей в школу", итогом которой стало обеспечение вещами, в том числе школьной формой, 731 ребенка из 320 многодетных семей, 1382 ребенка школьного возраста из многодетных семей получили наборы школьно-письменных принадлежностей;
- ряд благотворительных акций совместно с Ивановской областной общественной организацией "Женская инициатива", региональным отделением Общероссийской общественной организации "Российский Детский Фонд";
- участие представителей Ивановского областного общественного движения по оказанию поддержки многодетным семьям "Дети и Родители" во Всероссийском форуме "Россия многодетная: семья как одна из основ российской государственности. Законодательное обеспечение современной демографической политики государства".
В результате предоставления комплекса мер социальной поддержки в регионе отмечен рост количества многодетных семей: на 01.01.2012 - 3431 семья, на 01.01.2013 - 3847 семей, на 01.01.2014 - 4408 семей.
На начало 2014 года в территориальных органах Департамента социальной защиты населения Ивановской области на учете состояли 3023 семьи, воспитывающие 3066 детей-инвалидов. Для их поддержки в 2013 году:
- за счет средств областного бюджета предоставлена помощь на сумму более 582,9 тысяч рублей;
- в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" организованы фестиваль творчества для детей-инвалидов, областные спортивные праздники, туристические поездки. Дети-инвалиды принимали участие в областных мероприятиях, посвященных Дню защиты детей, новогодних праздниках, 2299 детям-инвалидам в возрасте до 14 лет предоставлены новогодние подарки. В 2013 году 1100 детей с ограниченными возможностями здоровья приняли участие в социально значимых мероприятиях областного масштаба;
- на базе ОГКУСО "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям" на постоянной основе организовано оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам;
- организована деятельность стационарного отделения медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ОГКУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, в котором ежегодно получают комплекс услуг свыше 300 детей с ограниченными возможностями здоровья;
- открыто отделение социально-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе которого в течение 2013 года реабилитационную программу прошли более 70 детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, проживающих в городе Иванове;
- организовано взаимодействие с областной общественной организацией родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и инвалидов детства "Солнечный круг", Ивановским региональным молодежным общественным движением "Новый рубеж";
- с целью привлечения внимания к проблемам семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и изменения представлений общества о возможностях детей-инвалидов организован фестиваль для детей-инвалидов "Я есть!", участие в котором приняли более 500 детей-инвалидов.
В ближайшее время ожидается сохранение тенденции роста рождаемости и, как следствие, поступательный рост числа лиц, получающих детские и материнские пособия, планируется увеличение числа многодетных семей.
Вместе с тем, усилия в части поддержки семей с детьми должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
- расширение спектра организуемых областных мероприятий для детей и вовлечение в них большего числа участников, прежде всего детей, нуждающихся в особой защите государства;
- увеличение числа и масштаба акций, направленных на решение проблем воспитания детей в малообеспеченных семьях, и привлечение к их реализации большего объема внебюджетных источников;
- интенсификация мер, направленных на социальную адаптацию детей-инвалидов, и повышение внимания общества к проблемам семей, воспитывающих детей с инвалидностью, изменение представлений общества о возможностях детей-инвалидов.
2.5. Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей
Ежегодно в Ивановской области на отдых и оздоровление направляется более 49,5 тыс. детей. Из них в 2013 году в лагерях дневного пребывания отдохнули 25,7 тыс. детей, в санаторно-оздоровительных лагерях, санаториях, загородных оздоровительных лагерях - 23,2 тыс. детей, за пределами Ивановской области - 0,6 тыс. детей. Наиболее востребованным видом отдыха является санаторно-оздоровительный отдых.
В загородных оздоровительных лагерях в летний период 2013 года оздоровлено около 9,0 тыс. детей области. В приоритетном порядке путевки предоставляются детям из многодетных семей, детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для этих категорий детей путевки в загородные оздоровительные лагеря предоставляются бесплатно. Семьям с детьми, не относящимся к данной категории, предусмотрена частичная родительская плата в размере 10% стоимости путевки или частичная оплата 50% стоимости путевки предприятиями, организациями-работодателями. Объем привлеченных средств составил 5,5 млн. рублей.
Особое место отводится организации оздоровления детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для нахождения в лагере. Так, в 2013 году на отдых и оздоровление направлено свыше 1200 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 году в систему мер по социальной поддержке многодетных семей, предоставляемых за счет средств областного бюджета, включена организация загородного оздоровительного отдыха детей бесплатно в приоритетном порядке. Этой формой поддержки воспользовались 678 детей данной категории.
За счет средств Программы отдых и оздоровление в загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных лагерях будет ежегодно предоставлен не менее чем 21,5 тыс. детей, в лагерях дневного пребывания - не менее 17,7 тыс. детей.
Таблица 5. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Количество детей, которым предоставлен отдых и оздоровление в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерях (всего) |
тыс. человек |
21,6 |
19,1 |
20,3 |
20,6 |
2 |
Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым предоставлен отдых и оздоровление в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерях |
тыс. человек |
12,3 |
11,3 |
11,9 |
11,3 |
3 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлен отдых и оздоровление |
человек |
1 831 |
1 665 |
1740 |
1 560 |
4 |
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных в санаторно-оздоровительные лагеря |
человек |
396 |
452 |
581 |
452 |
5 |
Общая численность детей, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания (всего) |
человек |
16 513 |
16 513 |
16 513 |
16 513 |
5.1 |
Количество детей, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания в каникулярное время |
тыс. человек |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
5.2 |
Численность детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания |
человек |
5234 |
5 234 |
5 234 |
5 234 |
В предстоящем году в силу демографических причин ожидается рост контингента обучающихся в общеобразовательных организациях, и как следствие увеличение потребности в организуемом оздоровительном отдыхе для школьников. В этой связи задачами, которые требуют решения, являются:
- повышение эффективности организации отдыха и оздоровления детей, прежде всего финансовой, обеспечивающей получение большего числа путевок в условиях существующих бюджетных ограничений;
- полное обеспечение отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, и интенсификация мер, направленных на социальную адаптацию детей-инвалидов (организация смен, предусматривающих совместный отдых детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии и здоровье);
- расширение направлений организуемого оздоровительного отдыха, прежде всего за счет увеличения профильных смен.
2.6. Профилактика и снижение уровня социального неблагополучия
На начало 2014 года в Ивановской области профилактическую работу с семьей и детьми осуществляют 10 учреждений социального обслуживания, в том числе: 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 4 комплексных центра социального обслуживания, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям. В структуре данных учреждений открыты 12 отделений, оказывающих услуги несовершеннолетним и их семьям.
В 2013 году Департаментом социальной защиты населения Ивановской области совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области разработан порядок взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который утвержден решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области.
В соответствии с порядком предусмотрено формирование и ведение 2 региональных банков:
- банка семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении;
- банка случаев семейного неблагополучия.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области является координатором по ведению и формированию регионального банка случаев семейного неблагополучия.
По состоянию на 01.01.2014 в региональном банке случаев семейного неблагополучия зарегистрировано 879 семей, воспитывающих 1571 ребенка, в региональном банке семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, - 356 семей и 510 детей.
По итогам 2013 года на социальном сопровождении (патронаже) находилось 1872 семьи. Специалистами учреждений проведено 15770 консультаций с гражданами, 2102 коррекционно-реабилитационных занятия, 6440 диагностических обследований.
Стационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, обеспечивают 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних и 3 стационарных отделения реабилитации на базе трех комплексных центров социального обслуживания населения, общей вместимостью 295 мест. За 2013 год в стационарных отделениях реабилитации находилось 891 несовершеннолетний, прошли курс реабилитации и выбыли из учреждений 718 детей.
Таблица 6. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере профилактики и снижения уровня социального неблагополучия
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Общая численность семей, находящихся в социально опасном положении, зарегистрированных в региональном банке данных |
семей |
1 473 |
1 582 |
1 235 |
1 235 |
2. |
Общая численность семей, состоящих на социальном сопровождении (патронаже) |
семей |
222 |
416 |
1 872 |
1 850 |
3. |
Общая численность детей, которым оказана социальная поддержка в натуральной форме, из числа нуждающихся в особой заботе государства и отличившихся в учебе, спорте, творчестве |
тыс. человек |
20,5 |
21,7 |
21,7 |
21,7 |
4. |
Общая численность детей, побывавших в стационарных отделениях реабилитации |
человек |
1 293 |
1 116 |
891 |
891 |
5. |
Общая длительность пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в государственных учреждениях, оказывающих услугу (в отделениях длительного пребывания) |
койко-дней |
63 681 |
71 953 |
72 521 |
58 334 |
В целях уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении:
- проведена оптимизация деятельности учреждений социального обслуживания, в 9 из которых открыты отделения профилактической работы с семьей и детьми;
- введено сопровождение семей по зональному принципу с использованием очной и дистанционной форм сопровождения;
- организована работа экстренной психологической службы "Детский телефон доверия";
- введена практика социального сопровождения семей группы социального риска на основе технологии "ведения случая", что предусматривает составление карты сопровождения и социальной реабилитации семьи с назначением персонального куратора из числа специалистов органа или учреждения социальной защиты населения.
Положительные результаты работы учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, характеризуются значительным числом детей, возвращенных в кровные семьи. В 2012 году 71,3% воспитанников, прошедших курс реабилитации, вернулись к родителям или законным представителям. Вместе с тем, в учреждения для детей-сирот направлено 149 детей, под опеку передано 24 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В целях поддержки малоимущих семей реализуется проект оказания помощи на основе социального контракта. Заключая социальный контракт, каждая семья разрабатывает и представляет в территориальный орган Департамента социальной защиты населения Ивановской области программу социальной адаптации, направленную на выход семьи на уровень самообеспечения. В течение 2013 года заключены социальные контракты со 205 семьями, в которых воспитывается 814 детей. В процессе реализации социальных контрактов трудоустроился 31 человек, 21 ребенок устроен в дошкольные образовательные учреждения, 116 семей отремонтировали жилые помещения на сумму 1190,0 тыс. руб. С целью повышения качества жизни несовершеннолетних, а также создания необходимых условий для организации обучения детей 97 семей приобрели мебель и оргтехнику на сумму 1060,0 тыс. руб. В рамках развития личного подсобного хозяйства 99 семей приобрели домашний скот и комбикорма на общую сумму 810,0 тыс. руб.; 59 семей произвели ремонт хозяйственных построек для содержания скота и птицы на сумму свыше 300,0 тыс. руб.; 78 семей приобрели семена и сельскохозяйственный инвентарь на сумму свыше 200,0 тыс. руб. Провели медицинское обследование и лечение членов семьи свыше 60 семей, посетили психолого-педагогические консультации 115 семей.
Кроме того, для оказания помощи малообеспеченным семьям в создании надлежащих условий для развития и воспитания детей в Ивановской области реализуются проекты "Социальный прокат", "Пункт оперативной социальной поддержки". В 2013 году дополнительно открыто 2 пункта социального проката в городах Шуя и Фурманов. Всего в течение 2013 года 289 семей, воспитывающих малолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, бесплатно получили во временное пользование детские коляски, стульчики для кормления, манежи и другие предметы для ухода за детьми.
Комплекс проведенных мероприятий позволил снизить долю детей из семей, находящихся в социально опасном положении, с 2,2% до 1,3%.
Прогнозируется рост спроса на меры, направленные на профилактику и снижение уровня социального неблагополучия. Для решения этого вопроса потребуется:
- продолжить работу по оптимизации деятельности учреждений, при этом акцентировав ее на реабилитационных мероприятиях, не требующих постоянного пребывания в стационарных учреждениях;
- апробировать и ввести в практику новые технологии социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7. Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий
Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий осуществляется бюджетным учреждением социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - Центр), на учете в базе данных которого состоят 781 человек.
В 2014 году различные социальные услуги и виды социальной помощи оказаны 1693 гражданам, включая:
- предоставление ночлега в отделении ночного пребывания 822 лицам;
- продуктовых наборов - 560 лицам на сумму 86 710,0 руб. (средняя стоимость набора - 150 руб.), помощи вещами - 89 гражданам;
- проведение профилактических осмотров 15994 бездомных, направление на флюорографическое обследование 213 человек, санобработка 484 граждан, содействие в госпитализации 16 человек;
- консультирование - 583 человек, содействие в восстановлении документов (оформлены паспорта для 27 человек, удостоверения личности - 14 человек, временная регистрация - на 131 человек; медицинские полисы выданы 14 человекам; оформлены документы на получение пенсии - 2 человек, документы об инвалидности - 9 человек);
- устройство в дома-интернаты на постоянное проживание - 11 человек;
- трудоустройство - 388 человека.
В целях профилактики социально опасных заболеваний клиентам Центра оказывается содействие в организации обследований на туберкулез, на ВИЧ-инфекцию и венерические заболевания, которые осуществляют учреждения здравоохранения. В ходе проведенных обследований выявлено 3 случая социально опасных заболеваний.
Общая длительность пребывания лиц без определенного места жительства и занятий в Центре составила в 2014 году 15869 человеко-дней.
Таблица 7. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Общая численность лиц без определенного места жительства и занятий, состоящих на учете |
человек |
795 |
814 |
781 |
770 |
2. |
Длительность пребывания лиц без определенного места жительства и занятий в государственных учреждениях, предоставляющих социальное обслуживание, в том числе: |
человеко-дней |
17 635 |
18 704 |
18 616 |
14 600 |
|
в стационарных условиях |
человеко-дней |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
в полустационарных условиях |
человеко-дней |
17 635 |
18 704 |
18 616 |
14 600 |
В среднесрочной перспективе сохранится востребованность в социальном обслуживании лиц без определенного места жительства и занятий на текущих уровнях. Вместе с тем, основные усилия должны быть сосредоточены на повышение качества условий пребывания, улучшение материально-технической базы учреждения, осуществляющего социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий.
3. Цель (цели) Программы и ожидаемые результаты в сфере ее реализации
3.1. Цель (цели) и целевые индикаторы (показатели) Программы
Целью Программы является обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечение социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми.
Таблица 1. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
N |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, получающих социальное обслуживание в стационарных и полустационарных условиях, в том числе: |
человек |
5 137 |
4881 |
4 431 |
4 431 |
4 431 |
1.1 |
Среднегодовое число граждан, проживающих в психоневрологических интернатах |
человек |
2 323 |
2 315 |
2 315 |
2 315 |
2 315 |
1.2 |
Среднегодовое число детей, страдающих хроническими заболеваниями, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов |
человек |
117 |
113 |
113 |
113 |
113 |
1.3 |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов |
человек |
1 151 |
1154 |
1 222 |
1 222 |
1 222 |
1.4 |
Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в отделениях временного проживания учреждений социального обслуживания |
человек |
1 255 |
1121 |
781 |
781 |
781 |
1.5 |
Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших социальное обслуживание в полустационарных условиях (дневных отделениях) |
человек |
291 |
178 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях социального обслуживания на дому |
человек |
8 127 |
8 517 |
10 152 |
10 312 |
10 465 |
3. |
Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях специализированного социально-медицинского обслуживания на дому |
человек |
726 |
418 |
- |
- |
- |
4. |
Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
человек |
525 |
445 |
430 |
430 |
430 |
5. |
Среднегодовая численность граждан, получающих ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодную денежную выплату на оплату топлива |
человек |
242 430 |
235 700 |
234 900 |
234 900 |
234 900 |
6. |
Численность семей, в отношении которых проводится субсидирование оплаты жилого помещения и коммунальных услуг |
семей |
42 718 |
45 000 |
45 000 |
45 000 |
45 000 |
7. |
Среднегодовая численность граждан, получающих ежемесячную денежную выплату ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий |
человек |
129 278 |
125 013 |
122 125 |
119 193 |
119 193 |
8. |
Численность граждан, получающих ежегодную денежную выплату, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" |
человек |
10 302 |
10 393 |
10 400 |
10 400 |
10 400 |
9. |
Среднегодовая численность, получающих дополнительное материальное обеспечение граждан, удостоенных звания "Почетный гражданин Ивановской области" |
человек |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10. |
Среднегодовая численность лиц, работающих (работавших) в качестве врачей в учреждениях здравоохранения Ивановской области, оказывающих специализированную противотуберкулезную помощь |
человек |
15 |
8 |
8 |
8 |
8 |
11. |
Среднегодовая численность лиц, замещавших должности главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований Ивановской области |
человек |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
12. |
Среднегодовая численность лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта |
человек |
- |
8 |
10 |
10 |
10 |
13. |
Общее число граждан, получивших адресную социальную помощь |
человек |
6 390 |
6 300 |
6 300 |
6 300 |
6 300 |
14. |
Среднегодовая численность получателей ежемесячного пособия на ребенка |
человек |
34 100 |
37633 |
34 100 |
34 100 |
34 100 |
15. |
Общая численность детей, которым предоставляется двухразовое питание в лагерях дневного пребывания (всего) |
человек |
16 513 |
16 513 |
13 548 |
13 548 |
13 548 |
16. |
Количество детей, которым предоставлен отдых и оздоровление в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерях (всего) |
тыс. человек |
20,3 |
20,6 |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
17. |
Доля детей, у которых отмечен выраженный оздоровительный эффект |
% |
93,0 |
93,7 |
88,4 |
88,4 |
88,4 |
18. |
Доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, в текущем году |
% |
54,0 |
65,2 |
46,7 |
46,7 |
46,7 |
19. |
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на семейные формы воспитания |
человек |
861 |
750 |
700 |
650 |
600 |
20. |
Общая численность детей, принявших участие в областных массовых мероприятиях |
человек |
2 500 |
2 550 |
2 600 |
2 650 |
2 700 |
21. |
Общая численность поездок, совершенных гражданами льготных категорий |
тыс. поездок |
36 246,9 |
36 246,9 |
36 246,9 |
36 246,9 |
36 246,9 |
22. |
Соотношение средней заработной платы социальных работников к средней зарплате по Ивановской области |
% |
47,5 |
58,0 |
68,5 |
79,0 |
89,5 |
23. |
Соотношение средней заработной платы врачей к средней зарплате по Ивановской области |
% |
129,7 |
130,7 |
137,0 |
159,6 |
200,0 |
24. |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского персонала к средней зарплате по Ивановской области |
% |
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
100,0 |
25. |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала к средней зарплате по Ивановской области |
% |
50,1 |
51,0 |
52,4 |
70,5 |
100,0 |
26. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений (организаций) общего образования к средней зарплате по Ивановской области |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
27. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к средней зарплате по Ивановской области |
% |
82,2 |
86,7 |
91,2 |
95,7 |
100,0 |
28. |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности |
% |
2,5 |
2,7 |
2,7 |
4,4 |
8,0 |
Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) N 1-20, 22-27 определяются Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основании отчетов учреждений социальной защиты населения и ведомственных данных о назначении и выплате социальных пособий и компенсаций.
Отчетное значение по целевому индикатору (показателю) N 21 "Общая численность поездок, совершенных гражданами льготных категорий" определяется комитетом Ивановской области по транспорту на основании данных ведомственного учета обеспечения льготного транспортного обслуживания.
Значение по целевому индикатору (показателю) N 28 "Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности" рассчитано Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основе данных о количестве подведомственных учреждений социального обслуживания населения, а также о количестве негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги. Достижение указанного индикатора (показателя) будет производиться путем оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения, а также привлечения большего количества негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги.
3.2. Ожидаемые результаты реализации Программы
При реализации Программы ожидается получение следующих ежегодных результатов:
- стационарное социальное обслуживание будет предоставляться более 4,4 тысячам граждан Ивановской области, более 9 тысяч человек получат социальное обслуживание на дому;
- 234,9 тысячам граждан Ивановской области будут предоставляться ежемесячные денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива, 45,0 тысяч семей получат субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- 122,1 тысячи ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, получат ежемесячную денежную выплату;
- адресная социальная помощь будет предоставляться 6,3 тысячам граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- льготное транспортное обслуживание будет обеспечено в отношении 36 млн. поездок граждан, отнесенных к льготным категориям;
- отдых и оздоровление в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия и загородных оздоровительных лагерях будут предоставлены 17,3 тысячам детей. Доля детей, у которых отмечен выраженный оздоровительный эффект, составит 93-94%. Оздоровительный отдых будет предоставлен 46,7% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- участниками областных массовых мероприятий станут свыше 2,6 детей.
К концу реализации Программы:
- доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры достигнет 70% в общем количестве учреждений здравоохранения, 17% в общем количестве образовательных организаций, 100% в общем количестве учреждений социальной защиты, 24,7% в общем количестве учреждений культуры;
- численность воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократится на 23,8%;
- число семей с детьми, находящихся на социальном сопровождении, увеличится в 4,5 раза.
Соотношение средней заработной платы работников государственных учреждений социальной сферы к средней заработной плате по Ивановской области составит: 200% - врачи, 100% - средний медицинский персонал, 100% - младший медицинский персонал, 100% - социальные работники и 100% - педагогические работники. Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности рассчитан Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основе данных о количестве подведомственных учреждений социального обслуживания населения, а также о количестве негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги. Достижение указанного показателя будет производиться путем оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения, а также привлечения большего количества негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги.
3.3. Подпрограммы Программы
Программа реализуется посредством 15 аналитических и 4 специальных подпрограмм.
3.3.1. Аналитические подпрограммы сформированы из аналитических мероприятий - мероприятий, расходные обязательства по финансовому обеспечению которых установлены законами и (или) иными нормативными правовыми актами Ивановской области, а также договорами (соглашениями), заключенными от имени Ивановской области, или мероприятий, не требующих финансового обеспечения, направленных на достижение целей аналитических подпрограмм, в том числе:
Аналитические подпрограммы:
1. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, в стационарных и полустационарных условиях" (срок реализации - 2014 - 2017 гг.) - направлена на оказание одноименной государственной услуги Ивановской области, которая предоставляется областными бюджетными учреждениями социального обслуживания, подведомственными Департаменту социальной защиты населения Ивановской области.
2. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому" (срок реализации - 2014 - 2017 гг.) - предполагает оказание одноименной государственной услуги Ивановской области "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому". Услуга предоставляется областными бюджетными учреждениями социального обслуживания, подведомственными Департаменту социальной защиты населения Ивановской области.
3. "Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, в условиях круглосуточного стационара" (срок реализации - 2014 - 2017 гг.) - оказание одноименной государственной услуги Ивановской области областными государственными казенными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации" (срок реализации - 2014 - 2017 гг.) - оказание государственной услуги "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.