Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31 декабря 2014 г. N 592-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления, но не ранее 1 января 2015 г.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13 ноября 2013 г. N 453-п
Государственная программа
Ивановской области "Культура Ивановской области"
28 мая, 21 августа, 3, 31 декабря 2014 г.
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование программы |
Культура Ивановской области |
Срок реализации программы |
2014 - 2018 годы |
Перечень подпрограмм |
Аналитические подпрограммы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Организация культурного досуга в коллективах самодеятельного народного творчества. |
|
|
|
7. Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения. |
|
8. Организация доступа к архивным документам и предоставление архивной информации по запросам. |
|
9. Повышение средней заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры. |
|
|
|
11. Обеспечение сохранности и безопасности библиотечных фондов. |
|
12. Хранение, изучение и обеспечение сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации. |
|
|
|
14. Комплектование архивными документами и обеспечение их сохранности. |
|
|
|
Специальные подпрограммы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Администратор программы |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
Ответственный исполнитель |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
Исполнители |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области; Правительство Ивановской области; |
Департамент внутренней политики Ивановской области; | |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; | |
Департамент дорожного хозяйства Ивановской области; | |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; | |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; | |
комитет Ивановской области по транспорту; | |
Департамент социальной защиты населения Ивановской области | |
Цель (цели) программы |
1. Обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям. |
|
2. Сохранение культурного и исторического наследия Ивановской области. |
|
3. Развитие творческого потенциала жителей Ивановской области. |
|
4. Создание условий для улучшения доступа населения области к культурным ценностям, информации и знаниям. |
|
5. Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Ивановской области. |
|
6. Компьютеризация и информатизация культурного пространства Ивановской области |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: |
2014 год - 619202837,00 руб.; | |
2015 год - 539929374,21 руб.; | |
2016 год - 467147792,86 руб.; | |
2017 год - 356258916,54 руб.; | |
2018 год - 13925000,00 руб.; | |
- областной бюджет: | |
2014 год - 587296800,00 руб.; | |
2015 год - 536930074,21 руб.; | |
2016 год - 464204092,86 руб.; | |
2017 год - 353104516,54 руб.; | |
2018 год - 13925000,00 руб.; | |
- федеральный бюджет: 2014 год - 31906037,00 руб.; | |
2015 год - 2999300,00 руб.; | |
2016 год - 2943700,00 руб.; 2017 год - 3154400,00 руб. | |
Внебюджетное финансирование: | |
2014 год - 61560000,00 руб.; | |
2015 год - 60410000,00 руб.; | |
2016 год - 61610000,00 руб.; | |
2017 год - 63310000,00 руб.; | |
2018 год - 7760000,00 руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области
2.1. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации Программы и основных тенденций ее изменения
Культурный потенциал Ивановской области характеризуется достаточно развитой сетью государственных и муниципальных учреждений культуры, исторически сложившимися музейными, театрально-музыкальными традициями, уникальными объектами историко-культурного наследия.
Ивановская область - регион с богатым культурным и историческим наследием. Свидетельством этого служат памятники истории и культуры. На территории области представлены разнообразные категории объектов культурного наследия: из 1668 объектов культурного наследия 122 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 313 - регионального, 56 - муниципального значения. 1177 объектов являются выявленными объектами культурного наследия.
Музейная сеть региона насчитывает 8 государственных и 13 муниципальных музеев. Они не только хранят историко-культурное наследие, но являются важнейшим ресурсом социально-экономического развития области.
Общий объем музейного фонда музеев Ивановской области составляет более 1 млн. ед. хранения. В 2013 г. посещаемость государственных и муниципальных музеев составила 431,6 тыс. чел., проведено более 15 тыс. экскурсий, организовано 373 выставки.
В 2013 г. пользователями библиотечных услуг стали 440 тыс. человек или 42% населения Ивановской области. Областные библиотеки региона имеют высокий уровень технической оснащенности, что делает их заметными участниками формирования информационного и культурного пространства области. По Ивановской области 42,2% библиотек имеют персональные компьютеры, 22,5% муниципальных библиотек имеют выход в Интернет.
В целом государственными библиотеками обеспечено библиотечно-информационным обслуживанием более 60 тысяч человек, количество выданных изданий - 1 млн. 595 экземпляров, только за последнее время издано более 40 методических пособий для работы муниципальных библиотек.
При общей тенденции к снижению количества читателей в библиотеках России в Ивановской области этот показатель остается стабильным и составляет 42% жителей области, что больше чем по ЦФО (27%). На территории региона успешно работают 3 медиацентра для детей и юношества, 8 модельных сельских библиотек, 15 центров правовой информации.
Количество библиотек в регионе соответствует социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации. Показателен и социальный состав читателей: почти 50% из них - учащаяся молодежь, 18% - служащие и специалисты разных отраслей, 10% - пенсионеры.
Широкодоступными являются услуги государственных театрально-концертных организаций. Театрально-зрелищной деятельностью занимаются 5 областных государственных театрально-зрелищных учреждений, 4 из которых размещаются в городе Иваново и 1 в городе Кинешма.
Средняя посещаемость театрально-концертных программ остается в течение последних лет на стабильно высоком уровне и составляет 280 - 290 тыс. чел. ежегодно. Степень заполнения театральных и концертных залов составляет около 60%, что выше среднего показателя по России. Ежегодно областные театры создают 18 премьерных постановок.
Государственными театрами и филармонией ведется активная выездная деятельность, филармонические концерты и спектакли областных театров проходят практически во всех городах и поселках региона.
Культурно-массовые мероприятия и фестивали проводятся не только в областном центре, но и в муниципальных образованиях Ивановской области. Благодаря тому, что с 2007 года заключительные гала-концерты фестивалей проводятся на открытых площадках, парках и садах, их участниками могут стать все желающие.
Культурно-досуговую деятельность осуществляет автономное государственное учреждение Ивановской области "Областной координационно-методический центр культуры и творчества" и 338 учреждений культурно-досугового типа, из которых 305 работают на селе. В 76 студиях домов ремесел области обучается более 1000 человек, в любительских объединениях и школах раннего развития занимается 490 человек. Обучение детей ведут 76 мастеров по 21 ремеслу, имеющих большой стаж работы.
В то же время, на территории Ивановской области с 2006 года значительно сократилась сеть муниципальных учреждений культуры: на 20% сократилась сеть клубных учреждений, на 14% - библиотек. Снизилось количество клубных формирований, и в 7 раз снизилось число их участников, а также количество проводимых мероприятий. Сокращение сети учреждений культуры связано не только с недостаточностью средств у сельских поселений на содержание и капитальный ремонт, но и с демографической ситуацией и оттоком молодежи в города. Несмотря на проблемную ситуацию, ежегодно клубными учреждениями области проводится более 50 тыс. мероприятий, из них более 17 тыс. (32%) - для детской аудитории. Это выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу (27%).
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 (оценка) |
1 |
Общее количество посещений областных государственных музейных учреждений |
тыс. посещений |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
2 |
Количество посещений областных государственных библиотечных учреждений |
тыс. посещений |
440,0 |
440,0 |
440,0 |
440,0 |
3 |
Число зарегистрированных пользователей областных государственных библиотечных учреждений |
тыс. чел. |
62,5 |
62,5 |
62,4 |
62,4 |
4 |
Число лиц, проводящих досуг в коллективах самодеятельного народного творчества на регулярной основе |
чел. |
3220 |
3220 |
3220 |
3220 |
5 |
Число посетителей проведенных спектаклей и иных зрелищных программ, организованных в отчетном периоде |
тыс. чел. |
208,5 |
208,5 |
208,5 |
208,5 |
6 |
Уровень обновления репертуара государственных театральных и филармонических учреждений |
% |
18,8 |
18,8 |
18,8 |
18,8 |
7 |
Число посетителей проведенных концертов и концертных программ, иных зрелищных программ, организованных в отчетном периоде |
тыс. чел. |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
52,1 |
8 |
Количество заключенных охранных обязательств на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) |
ед. |
500 |
515 |
433 |
400 |
9 |
Количество выданных разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия |
ед. |
35 |
37 |
51 |
45 |
10 |
Количество лекций, выставок и иных мероприятий |
ед. |
2065 |
2066 |
2066 |
2066 |
11 |
Число участников (посетителей) культурно-массовых мероприятий |
тыс. чел. |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
2.2. Описание и оценка основных результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере реализации Программы, достигнутых к началу реализации Программы
Ключевыми направлениями деятельности Ивановской области все последние годы были и остаются таковыми в настоящее время:
- организация библиотечно-информационного обслуживания населения;
- музейно-выставочная деятельность;
- организация театрально-зрелищных представлений;
- филармоническая деятельность;
- организация культурного досуга в коллективах самодеятельного народного творчества;
- организация культурно-массовых мероприятий;
- обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия Ивановской области;
- организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.
За последние шесть лет:
- объем финансирования отрасли культуры увеличился в 2,7 раза;
- заработная плата работников сферы культуры выросла на 34,5%;
- более 600 млн. руб. было выделено из бюджета Ивановской области на укрепление материально-технической базы театров, музеев, библиотек, учебных заведений сферы культуры.
После капитального ремонта введены в эксплуатацию областная филармония, Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, новое фондохранилище и здание Присутственных мест в г. Плесе, открыт Левитановский культурный центр (г. Плес). Сценические площадки учреждений культуры оснащены новым высококачественным световым и звуковым оборудованием, открыты новые музейные экспозиции в г. Юрьевец, газифицированы музей Д.А. Фурманова (г. Фурманов) и музей семьи Цветаевых (Ивановский район).
Распоряжением Правительства Ивановской области от 24.04.2012 N 104-рп утверждена Концепция развития музейного дела в Ивановской области на 2012 - 2020 годы. В музее семьи Цветаевых осуществлен монтаж системы охранно-пожарной сигнализации "Дома звонаря", приспособленного под выставочный зал. В Палехском и Холуйском музеях проведены мероприятия по технической укрепленности зданий. Музей Д. Фурманова и музей семьи Цветаевых переведены на газовое отопление.
В течение 2013 года закончено строительство нового здания Государственного музея Палехского искусства. Проведен капитальный ремонт 12 муниципальных учреждений культуры, 25 учреждений культуры оснащены новым высококачественным световым и звуковым оборудованием.
В течение года организовано более 300 выставок различного уровня. Традиционно государственные музеи принимают участие во Всероссийской акции "Ночь в музее".
Значительный объем работы проведен за последние годы в сфере библиотечно-информационного обслуживания населения.
Ивановская область участвует в федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)". Так, в Ивановскую областную научную библиотеку был поставлен комплекс библиотечно-информационного обслуживания, который позволил обеспечить доступ населения поселений, где отсутствуют стационарные учреждения культуры, доступом к библиотечно-информационным ресурсам. В течение года библиомобиль осуществляет регулярные выезды в муниципальные образования Ивановской области. Общее число пользователей его услуг составило более 3 тыс. человек.
В Ивановской области проведена общероссийская книжная ярмарка "Умная книга", в которой приняли участие более 100 российских и зарубежных издательств. На ярмарке было представлено более 1500 наименований книг, состоялись творческие встречи с известными поэтами, писателями, литературоведами. В течение 2-х дней на выставке побывало более 3 тысяч человек.
Центральная универсальная научная библиотека заняла второе место среди библиотек Российской Федерации в конкурсе Центральной избирательной комиссии и Министерства культуры России за работу по формированию правовой культуры. Центральная универсальная научная библиотека также заняла второе место в конкурсе Министерства культуры России, посвященном популяризации исторических событий.
Впервые в Ивановской области Областная библиотека для детей и юношества приняла участие во Всероссийской акции "Библионочь".
В течение года областными библиотеками проводится более 250 мероприятий для детей и подростков: викторины, конкурсы, презентации книг, спектаклей, творческих встреч. Ежегодно открывается более 300 выставок, посвященных различным памятным датам и значимым социально-культурным темам.
Прошедшие годы позволили создать значительный задел в области театрально-зрелищных представлений.
Особенных успехов добились Ивановский музыкальный театр и Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского. Гастроли Ивановского музыкального театра прошли в Калуге, Дзержинске, Коврове. Кинешемский драматический театр впервые провел гастроли на сцене филармонии. Обменные гастроли с Вологодским драматическим театром реализовал Ивановский драматический театр.
Ивановский драматический театр и театр кукол приняли участие в X юбилейном Международном театральном фестивале "Золотой Витязь" и получили "золотые дипломы" впервые в истории театрального искусства региона. Труппа театра кукол приняла участие в фестивале "Оренбургский Арбузник", представила спектакль "Детский альбом" Чайковского" на Межрегиональном фестивале театров кукол "Волжские встречи" в Костроме. Впервые Ивановскому театру кукол выпало почетное право открыть Международный фестиваль спектаклей для детей "Гаврош" (г. Москва). Спектакль "Сказки братьев Гримм" вошел в основную афишу фестиваля, в которую были включены только 4 театра (3 из них - зарубежные).
Одной из важных форм взаимодействия со зрительской аудиторией стало внедрение системы электронного бронирования билетов на спектакли музыкального театра и театра кукол.
Последние несколько лет ведутся работы по реконструкции фасадов и прогулочных площадок театрального комплекса. Объем бюджетных средств составил более 14 млн. рублей.
Значимым явлением в культурной жизни Ивановской области является деятельность Ивановской государственной филармонии.
Ивановская государственная филармония в 2012 году организовала проведение двух традиционных фестивалей искусств: "Дни российской культуры" и Фестиваль камерной музыки. Фестиваль камерной музыки стал одним из самых популярных и посещаемых зрителями различных возрастных и социальных категорий проектов. Фестиваль искусств "Дни российской культуры" - год от года развивается и расширяет географические границы состав его участников.
Во время фестивальной недели Ивановская филармония в муниципальных образованиях области организовала и провела 16 концертов и музыкально-литературных спектаклей для детей (2,5 тыс. зрителей) и 7 концертов в Иванове (4,2 тыс. зрителей). Более 600 мероприятий фестиваля посетили около 100 тысяч зрителей.
Оркестр русских народных инструментов филармонии стал дипломантом IV Международного фестиваля профессиональных оркестров народных инструментов в г. Липецк и отмечен как один из лучших оркестров России.
Фестивали, конкурсы, праздники и выставки как областного, так и всероссийского уровня стали значительными событиями в культурной жизни области.
В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" подготовлены и проведены: XII Всероссийский фестиваль-конкурс гармонистов и частушечников имени Г.Д. Заволокина "Играй, гармонь!", III Всероссийский фестиваль сельских театральных коллективов "Театральные встречи в провинции", IX Всероссийский фестиваль-конкурс рок-музыки "Рок-февраль", собравшие в целом более 20 тысяч зрителей, более 500 исполнителей из 82 регионов и муниципальных образований Ивановской области.
В 2013 году в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах приняли участие 89 номинантов, из них 69 получили звание лауреатов, что в целом показывает высокий уровень исполнительского мастерства участников. Область была достойно представлена на Международных Молодежных Дельфийских играх в Астане (Казахстан), Всероссийских фестивалях-конкурсах в Калуге, Краснодарском крае, Болгарии, VI Международном фестивале-конкурсе талантливых детей и молодежи "Золотое кольцо" в Суздале, III Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества "Акватория-2012" в Сочи и многих других.
В течение года филармония организовала более 30 концертов приглашенных коллективов и солистов. Организовано 13 благотворительных мероприятий для ветеранов труда, детей-инвалидов, воспитанников детских домов.
Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области проводится значительная работа по выявлению и поддержке творчества одаренных детей и молодежи.
Традиционным стал творческий лагерь молодых и юных художников "Волжский художник", в котором ежегодно принимают участие около 60 юных талантливых художников.
Лучшим учащимся и студентам присуждаются областные премии за высокие достижения во всероссийских, региональных творческих конкурсах, смотрах, олимпиадах, выставках. Двум творческим коллективам оказана финансовая поддержка в виде грантов. Оказана финансовая помощь 80 учащимся образовательных учреждений сферы культуры за участие в различных конкурсах, фестивалях в других областях России.
В 2013 году проводились межмуниципальные "кустовые" семинары для директоров социально-культурных объединений, клубно-досуговых центров, клубно-библиотечных объединений на базе учреждений культуры в муниципальных районах. Их главная цель - воссоздание единого культурного пространства области, возобновление оказания целенаправленной методической помощи учреждениям культуры разного уровня.
Важнейшим направлением деятельности за последние годы стало исполнение полномочий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия.
В период с 2006 по 2013 год была сформирована региональная правовая база в данной сфере регулирования. Принят Закон Ивановской области от 13.07.2007 N 105-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ивановской области" и предусмотренные федеральным законодательством региональные подзаконные правовые акты. Регион получает федеральные субвенции на охрану памятников истории и культуры федерального значения. В Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России включено 56 объектов муниципального значения.
При поддержке Правительства Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в регионе реализуется Концепция общерегиональных мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Активно привлекаются федеральные средства на реставрацию культовых сооружений.
В рамках проекта "Открытое правительство" при Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области создан Реставрационный совет, в который входят руководители ведущих реставрационных компаний региона.
В начале 2013 года создан и эффективно работает Археологический совет.
В регионе начал свою работу институт государственной историко-культурной экспертизы. Министерством культуры Российской Федерации аттестованы 4 эксперта из Ивановской области. Со второй половины 2013 года действует Совет экспертов государственной историко-культурной экспертизы, который рассматривает вопросы отнесения наиболее сложных объектов к числу охраняемых государством.
Проведена работа по разработке и утверждению границ территорий памятников истории и культуры и режимов их использования (более 150 объектов). В рамках работы полностью утверждены территории всех памятников Плеса, памятников федерального значения Шуи, Кинешмы. Совместно с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии активно проводилась работа по регистрации территорий в Государственном кадастре недвижимости.
На реставрацию памятников истории и культуры в 2013 году привлечено более 75 млн. рублей, что позволило сохранить объекты культурного наследия, вовлечь их в социально-культурный оборот и хозяйственную деятельность.
В 2013 году управлением государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области оформлено более 400 охранных обязательств собственников (пользователей) объектов. Введена система единого охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия. Проведено 86 контрольных мероприятий, в результате которых возбуждено 96 дел об административных правонарушениях.
С 2013 года в результате совместной работы с органами местного самоуправления подготовлено более 200 актов государственной историко-культурной экспертизы на выявленные объекты культурного наследия.
Сформировано и направлено в Минкультуры России для регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия более 300 комплектов документов. 16 объектов зарегистрированы в указанном реестре в 2013 году.
Разработаны охранные зоны объектов культурного наследия и границы исторических поселений федерального значения - городов Шуя и Плес. Постановлением Правительства Ивановской области в декабре 2013 года утверждены границы охранной зоны памятника архитектуры федерального значения "Никольская церковь". Оцифровано "Планово-картографическое отображение границ Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника", в ноябре 2013 года документ внесен в Государственный кадастр объектов недвижимости.
С 2013 года активизировалась работа по популяризации объектов культурного наследия. Проведен первый Областной конкурс на лучший проект популяризации памятников истории и культуры. На качественно новом уровне осуществляется взаимодействие со средствами массовой информации, издательствами по пропаганде памятников истории и культуры.
2.3. Анализ проблематики, стоящей перед исполнительными органами государственной власти Ивановской области в сфере реализации Программы
В настоящее время наиболее острыми проблемами в сфере культуры являются:
- недостаточное развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
- недостаточный уровень компьютеризации части учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий в основную деятельность;
- недостаточное комплектование библиотечных фондов в муниципальных районах Ивановской области;
- низкий уровень обеспечения процесса государственной охраны объектов культурного наследия, их общее неудовлетворительное состояние;
- старение профессиональных кадров;
- отставание уровня оплаты труда работников культуры от среднемесячной номинальной заработной платы работников, занятых в сфере экономики;
- снижение эффективности и качества оказания культурных услуг населению в сельской местности.
Незамедлительных решений требуют вопросы разработки проектов зон охраны памятников истории и культуры, регистрации объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия, разработки границ территорий зон охраны памятников истории и культуры и их паспортизация.
В области музейного дела ситуация характеризуется слабым развитием материальной базы музеев, неудовлетворительным состоянием сохранности коллекций в муниципальных музеях, отсутствием в них отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов. В музеях Ивановской области отсутствуют специальное фондовое оборудование, установки контроля климата, станции газового пожаротушения. Остро стоит вопрос создания новых современных историко-краеведческих экспозиций. Медленными темпами формируется электронная база данных музейных предметов с их изображениями. В неудовлетворительном техническом состоянии находятся здания части муниципальных музеев, отсутствует специальное фондовое оборудование, компьютерная техника и программное обеспечение для формирования единой сети электронных баз данных музейных предметов.
Схожие проблемы и в сфере театрально-музыкальных учреждений: требуется замена светового и звукового оборудования Ивановского драматического театра, замена кресел в зале театра кукол (240 мест), изготовление новой одежды сцены (занавеса) для музыкального театра и модернизация лифтового оборудования, электропроводки, создание комплекса заземления в театральном комплексе. Автопарк театрально-концертных учреждений требует обновления. Выездная деятельность ивановских театров и филармонии часто осуществляется на арендованном транспорте, что существенно повышает затраты на проведение спектаклей в отдаленных городах и районах области. Ежегодно на наем жилья для артистов тратится более 2 млн. руб.
В библиотеках Ивановской области, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно обстоит дело с научным комплектованием книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации библиотечного дела.
В последние годы происходила реструктуризация культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности. Вследствие уменьшения численности населения, отсутствия кадров и ветхости зданий их общее число было сокращено.
Повсеместно в отрасли ощущается дефицит профессиональных кадров. Серьезной проблемой для сферы культуры Ивановской области являются возрастные показатели специалистов: 44% работающих специалистов имеют возраст старше 50 лет, и только 13% - до 30 лет. Уровень оплаты труда в учреждениях культуры является одним из самых низких по Ивановской области.
Государственная программа "Культура Ивановской области" направлена на решение вышеперечисленных проблем.
3. Цель (цели) государственной программы Ивановской области и ожидаемые результаты в сфере ее реализации
3.1. Цель Программы: обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям
Частные цели Программы:
1. Сохранение культурного и исторического наследия Ивановской области.
2. Развитие творческого потенциала жителей Ивановской области.
3. Создание условий для улучшения доступа населения области к культурным ценностям, информации и знаниям.
4. Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Ивановской области.
5. Компьютеризация и информатизация культурного пространства Ивановской области.
3.2. Описание ожидаемых результатов реализации государственной программы Ивановской области
Реализация настоящей государственной программы позволит:
1. Обеспечить полноценную поддержку и развитие профессионального творчества, молодых дарований, что будет выражаться в:
- повышении престижа творческих профессий;
- обновлении творческих и технических кадров профессиональных театральных и музыкальных коллективов, профессиональном росте мастеров искусств и творческой молодежи;
- полноценной, насыщенной творчеством жизни театров, концертных организаций и музыкальных коллективов;
- работе в профессиональных учреждениях культуры и искусства ведущих специалистов, творческих деятелей.
2. Сохранить культурное и историческое наследие, что будет выражаться в:
- реставрации и регенерации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ивановской области и их территорий;
- широком спектре услуг, предоставляемых музеями и библиотеками;
- оцифровке значимых музейных предметов и коллекций, электронном комплектовании, учете и хранении музейных фондов;
- доступе граждан к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях страны;
- включенности областных публичных библиотек в мировой информационный процесс;
- сохранении и доступности традиционных народных художественных промыслов и историко-природной среды для широких слоев населения;
- возникновении новых направлений развития культуры;
- сохранности музейных и библиотечных фондов.
3. Обеспечить доступ населения области к культурным ценностям, информации и знаниям, что будет выражаться в:
- качественно новой системе информационно-библиотечного обслуживания населения Ивановской области;
- модернизации деятельности библиотек и музеев;
- комплектовании и каталогизации библиотечных и музейных фондов на основе электронных информационных ресурсов;
- создании модельных учреждений культуры (библиотек, клубов), способных оказывать услуги населению высокого потребительского качества.
4. Участвовать исполнителям и коллективам Ивановской области в межрегиональных, общероссийских и международных культурных обменах, что будет выражаться в проведении и участии в различных фестивалях, конкурсах, смотрах.
5. Модернизировать учреждения и объекты культуры, что будет выражаться в:
- реконструкции домов культуры, проведении капитального ремонта клубных учреждений;
- реконструкции объектов, имеющих статус памятников истории и архитектуры;
- оснащении библиотек, дворцов культуры новым современным оборудованием, музыкальными инструментами, звукоусилительной и световой аппаратурой;
- широком внедрении информационных технологий в сфере культуры;
- непрерывном комплектовании библиотек;
- создании автоматизированной (электронной) системы государственного учета объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Как следствие, ожидаемыми результатами реализации государственной программы станут:
- рост качества услуг в сфере культуры;
- сохранение культурного наследия и вовлечение его в социально-культурные процессы;
- оживление театральной, концертной, музейной и художественной жизни Ивановской области;
- преодоление технической отсталости культурно-досуговых учреждений, находящихся в сельской местности;
- увеличение доли одаренных детей, реализующих себя в творчестве;
- рост числа участников и посетителей фестивалей, конкурсов, культурных проектов, социально значимых мероприятий.
Реализация государственной программы позволит повысить качество предоставляемых учреждениями культуры услуг, привлечь в учреждения культуры новых посетителей, проводить мероприятия на качественно новом уровне.
3.3. Таблица 2. "Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации Программы, их отчетных и плановых значениях"
1. По целевым показателям N 1 - 9 отчетные значения определяются аналогично государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы".
2. По целевому показателю N 10 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
МУК(рем) - число муниципальных учреждений культуры, в которых осуществлены ремонтные работы (по данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области);
МУК - общее число муниципальных учреждений культуры, нуждающихся в ремонте и имеющих проектно-сметную документацию на его проведение (по данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области).
3. По целевому показателю N 11 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
МУК(икт) - число учреждений культуры Ивановской области, в которых внедрены информационно-коммуникационные технологии для доступности информации об услугах сферы культуры (по данным ведомственного учета Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области);
МУК(вс) - общее число муниципальных учреждений культуры.
4. По целевому показателю N 12 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
ЧОКН(оз) - количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны и утверждены зоны охраны (по данным ведомственного учета Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области);
ЧОКН - общее количество объектов культурного наследия (по данным ведомственного учета Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области).
5. По целевому показателю N 13 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
ЧН(кдм) - численность населения Ивановской области, вовлеченного в культурно-массовые досуговые мероприятия (по данным ведомственного учета Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области);
ЧН - численность населения Ивановской области.
6. По целевым показателям N 14, 16 отчетные значения определяются на основе данных ведомственного учета Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области.
7. По целевому показателю N 15 отчетные значения определяются по формуле:
, где:
ЧРК(мет) - численность работников сферы культуры Ивановской области, повысивших квалификацию и получивших методическую помощь за годы реализации государственной программы, накопительным итогом (по данным ведомственного учета Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области);
ЧРК(2014) - численность работников сферы культуры Ивановской области по состоянию на конец 2014 года.
3.4. Обоснование выделения подпрограмм
Государственная программа реализуется посредством 5 специальных и 15 аналитических подпрограмм.
Специальные подпрограммы преимущественно объединяют в себе мероприятия единовременного характера, направленные на изменение сложившейся ситуации в сфере культуры Ивановской области:
1) подпрограмма "Развитие музейного дела" (срок реализации - 2014 - 2018 гг.) направлена на всемерное обеспечение расширения возможностей для знакомства людей с коллекциями и экспозициями музеев Ивановской области;
2) подпрограмма "Новые возможности библиотек" (срок реализации - 2014 - 2018 гг.) направлена на обеспечение более широкого выбора возможностей в пользовании ресурсами публичных библиотек Ивановской области. Это должно выражаться как в увеличении самих ресурсов библиотек, так и тех форм, которые будут предоставлены жителям для того, чтобы этими ресурсами они могли воспользоваться;
3) подпрограмма "Охрана объектов культурного наследия Ивановской области" (срок реализации - 2014 - 2018 гг.) направлена на обеспечение правового режима в отношении всех выявленных объектов культурного наследия и памятников культуры регионального значения;
4) подпрограмма "К культуре через культурный досуг" (срок реализации - 2014 - 2018 гг.) предусматривает реализацию комплекса мер по развитию новых форм культурного досуга в муниципальных районах Ивановской области и предполагает проведение капитальных ремонтов в муниципальных учреждениях культуры;
5) подпрограмма "Театральная среда и фестивальное движение" (срок реализации - 2014 - 2018 гг.) решает задачи поступательного развития материально-технической базы областных государственных театрально-зрелищных учреждений и поддержки новых начинаний в театральной среде, развития фестивального движения на территории Ивановской области.
Аналитические подпрограммы предполагают оказание государственных услуг в сфере культуры, а также выполнение иных установленных законодательством обязательств и функций органов исполнительной власти в сфере культуры, в том числе:
1) подпрограмма "Библиотечно-информационное обслуживание населения" - оказание государственной услуги "Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки";
2) подпрограмма "Музейно-выставочная деятельность" - оказание государственной услуги "Публикация музейных предметов, музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме";
3) подпрограмма "Филармоническая деятельность" - оказание государственной услуги "Показ концертов и концертных программ, иных зрелищных программ";
4) подпрограмма "Организация театрально-зрелищных представлений" - оказание государственной услуги "Показ спектаклей и иных зрелищных программ";
5) подпрограмма "Организация культурного досуга в коллективах самодеятельного народного творчества" - оказание государственной услуги "Организация культурного досуга в коллективах самодеятельного народного творчества";
6) подпрограмма "Организация культурно-массовых мероприятий" - выполнение работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий, проводимых отдельными исполнительными органами государственной власти Ивановской области, в рамках празднования основных государственных праздников, юбилейных и памятных дат Ивановской области;
7) подпрограмма "Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения" - предполагает реализацию переданных государственных полномочий Российской Федерации в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения;
8) подпрограмма "Организация доступа к архивным документам и предоставление архивной информации по запросам" - предполагает оказание государственной услуги "Организация доступа к архивным документам и предоставление архивной информации по запросам";
9) подпрограмма "Повышение средней заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры" - осуществляется посредством предоставления бюджетам муниципальных образований Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с доведением средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры до средней заработной платы в Ивановской области;
10) подпрограмма "Формирование и учет библиотечных фондов" - предполагает выполнение государственной работы по формированию и учету фондов библиотеки;
11) подпрограмма "Обеспечение сохранности и безопасности библиотечных фондов" - предполагает выполнение государственной работы по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;
12) подпрограмма "Хранение, изучение и обеспечение сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации" - предполагает выполнение государственной работы по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации;
13) подпрограмма "Создание спектаклей и иных зрелищных программ" - предполагает выполнение государственной работы по созданию спектаклей, иных зрелищных программ;
14) подпрограмма "Комплектование архивными документами и обеспечение их сохранности" - предполагает выполнение государственной работы "Работа по комплектованию архивными документами и обеспечению их сохранности";
15) подпрограмма "Поддержка творчески одаренных детей" - предполагает оказание государственной услуги "Организация и обеспечение оздоровления в региональном творческом лагере юных и молодых художников "Волжский художник" обучающихся муниципальных организаций дополнительного образования и студентов областных государственных профессиональных образовательных организаций, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена в области искусств, в возрасте от 12 до 17 лет включительно, прошедших конкурсный отбор в сфере изобразительного искусства".
Аналитические подпрограммы обеспечивают выполнение базовых полномочий и задач органов государственной власти Ивановской области в сфере культуры, выступают фундаментом для реализации мероприятий, направленных на модернизацию и совершенствование культурных процессов на территории Ивановской области.
4. Ресурсное обеспечение государственной программы Ивановской области
Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Ивановской области
руб.
N п/п |
Наименование подпрограммы / Источник ресурсного обеспечения |
Исполнитель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Программа, всего: |
|
680762837,00 |
600339374,21 |
528757792,86 |
419568916,54 |
21685000,00 |
|
бюджетные ассигнования: |
|
619202837,00 |
539929374,21 |
467147792,86 |
356258916,54 |
13925000,00 |
|
- областной бюджет |
|
587296800,00 |
536930074,21 |
464204092,86 |
353104516,54 |
13925000,00 |
|
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
583912900,00 |
533109374,21 |
460303992,86 |
349203116,54 |
13925000,00 |
|
Правительство Ивановской области |
800000,00 |
700000,00 |
900000,00 |
900000,00 |
|
||
Департамент внутренней политики Ивановской области |
400000,00 |
400000,00 |
400000,00 |
400000,00 |
|
||
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области |
6000,00 |
6300,00 |
6300,00 |
6300,00 |
|
||
Департамент дорожного хозяйства Ивановской области |
68300,00 |
202000,00 |
237000,00 |
232000,00 |
|
||
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
18000,00 |
115000,00 |
125500,00 |
131800,00 |
|
||
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
222400,00 |
252400,00 |
252400,00 |
252400,00 |
|
||
Комитет Ивановской области по транспорту |
18000,00 |
4000,00 |
37900,00 |
37900,00 |
|
||
Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
1851200,00 |
2141000,00 |
1941000,00 |
1941000,00 |
|
||
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
31906037,00 |
2999300,00 |
2943700,00 |
3154400,00 |
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
61560000,00 |
60410000,00 |
61610000,00 |
63310000,00 |
7760000,00 |
|
- средства организаций |
|
61560000,00 |
60410000,00 |
61610000,00 |
63310000,00 |
7760000,00 |
1 |
Аналитические подпрограммы |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
"Библиотечно-информационное обслуживание населения" |
|
54776100,00 |
56179096,24 |
53100973,19 |
46375519,62 |
- |
|
бюджетные ассигнования: |
|
54776100,00 |
56179096,24 |
53100973,19 |
46375519,62 |
- |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
54776100,00 |
56179096,24 |
53100973,19 |
46375519,62 |
- |
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- средства организаций |
|
- |
- |
- |
- |
- |
1.2 |
Подпрограмма "Музейно-выставочная деятельность" |
|
109984300,00 |
116304083,06 |
111597865,69 |
101311739,30 |
- |
|
бюджетные ассигнования: |
|
104984300,00 |
110804083,06 |
105597865,69 |
94811739,30 |
- |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
104984300,00 |
110804083,06 |
105597865,69 |
94811739,30 |
- |
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
5000000,00 |
5500000,00 |
6000000,00 |
6500000,00 |
- |
|
- средства организаций |
|
5000000,00 |
5500000,00 |
6000000,00 |
6500000,00 |
- |
1.3 |
Подпрограмма "Филармоническая деятельность" |
|
35088800,00 |
36594340,01 |
35583687,15 |
32215839,20 |
- |
|
бюджетные ассигнования: |
|
29088800,00 |
30094340,01 |
28583687,15 |
24715839,20 |
- |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
29088800,00 |
30094340,01 |
28583687,15 |
24715839,20 |
- |
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
6000000,00 |
6500000,00 |
7000000,00 |
7500000,00 |
- |
|
- средства организаций |
|
6000000,00 |
6500000,00 |
7000000,00 |
7500000,00 |
- |
1.4 |
Подпрограмма "Организация театрально-зрелищных представлений" |
|
148805900,00 |
152988330,46 |
147457256,69 |
129720558,03 |
- |
|
бюджетные ассигнования: |
|
128805900,00 |
132488330,46 |
126457256,69 |
108220558,03 |
- |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
128805900,00 |
132488330,46 |
126457256,69 |
108220558,03 |
- |
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
- |
- |
- |
|
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
20000000,00 |
20500000,00 |
21000000,00 |
21500000,00 |
- |
|
- средства организаций |
|
20000000,00 |
20500000,00 |
21000000,00 |
21500000,00 |
- |
1.5 |
Подпрограмма "Организация культурного досуга в коллективах самодеятельного народного творчества" |
|
22063800,00 |
19510055,86 |
20489541,55 |
15989955,64 |
- |
|
бюджетные ассигнования: |
|
22063800,00 |
19510055,86 |
20489541,55 |
15989955,64 |
- |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
22063800,00 |
19510055,86 |
20489541,55 |
15989955,64 |
- |
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- средства организаций |
|
- |
- |
- |
- |
- |
1.6 |
Подпрограмма "Организация культурно-массовых мероприятий" |
|
39889400,00 |
37823460,65 |
36227799,50 |
35269960,34 |
- |
бюджетные ассигнования: |
|
19889400,00 |
17823460,65 |
16227799,50 |
15269960,34 |
- |
|
- областной бюджет |
|
19889400,00 |
17823460,65 |
16227799,50 |
15269960,34 |
|
|
|
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
16505500,00 |
14002760,65 |
12327699,50 |
11368560,34 |
- |
|
Правительство Ивановской области |
800000,00 |
700000,00 |
900000,00 |
900000,00 |
|
||
Департамент внутренней политики Ивановской области |
400000,00 |
400000,00 |
400000,00 |
400000,00 |
|
||
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области |
6000,00 |
6300,00 |
6300,00 |
6300,00 |
|
||
Департамент дорожного хозяйства Ивановской области |
68300,00 |
202000,00 |
237000,00 |
232000,00 |
|
||
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
18000,00 |
115000,00 |
125500,00 |
131800,00 |
|
||
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области |
222400,00 |
252400,00 |
252400,00 |
252400,00 |
|
||
Комитет Ивановской области по транспорту |
18000,00 |
4000,00 |
37900,00 |
37900,00 |
|
||
Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
1851200,00 |
2141000,00 |
1941000,00 |
1941000,00 |
|
||
|
- федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетное финансирование: |
|
20000000,0 |
20000000,0 |
20000000,0 |
20000000,0 |
** |
|
- средства организаций |
|
20000000,0 |
20000000,0 |
20000000,0 |
20000000,0 |
** |
1.7 |
"Государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения" |
|
2043800,00 |
2642300,00 |
2586700,00 |
2797400,00 |
** |
|
бюджетные ассигнования: |
|
2043800,00 |
2642300,00 |
2586700,00 |
2797400,00 |
** |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- федеральный бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
2043800,00 |
2642300,00 |
2586700,00 |
2797400,00 |
** |
|
внебюджетное финансирование: |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- средства организаций |
|
- |
- |
- |
- |
- |
1.8 |
Подпрограмма "Организация доступа к архивным документам и предоставление архивной информации по запросам" |
|
10499300,00 |
10633958,23 |
10633958,23 |
10633958,23 |
- |
|
бюджетные ассигнования: |
|
10499300,00 |
10633958,23 |
10633958,23 |
10633958,23 |
- |
|
- областной бюджет |
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области |
10499300,00 |
10633958,23 |
10633958,23 |
10633 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.