Решение Ивановского областного суда
от 10 ноября 2014 г. N 3-19/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 7-АПГ15-3 настоящее решение отменено
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Даниловой И.С.
при секретаре Милашовой Н.А.
с участием прокурора Гурьевой Е.А.
представителя заявителя ТСЖ "Строитель" г. Кинешмы Петиной Е.И., действующей на основании Устава ТСЖ, решения общего собрания, Красновской Е.А., действующей на основании доверенности,
представителей Региональной Службы по тарифам Ивановской области, действующих на основании доверенности Прокофьевой Ю.А., Турбачкиной Е.В.
представителя МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети", действующей на основании доверенности Бахаревой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ТСЖ "Строитель" г. Кинешмы о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 приложения N 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети",
установил:
ТСЖ "Строитель" г. Кинешмы (далее по тексту ТСЖ) обратилось в суд по тем основаниям, что является потребителем тепловой энергии, отпускаемой МУП города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" - далее по тексту МУП).
Договор поставки тепловой энергии между ТСЖ "Строитель" и МУП не подписан по причине того, что поставщик не принял разногласия покупателя, оформленные протоколом разногласий в январе 2012 года.
Тем не менее, ввиду фактически сложившихся отношений по поставке тепловой энергии, ТСЖ производит оплату потребленной тепловой энергии, поставляемой для отопления многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Красноветкинская г. Кинешмы.
Региональной службой по тарифам Ивановской области принято постановление от 26 ноября 2013 года N 575-т/10 (далее - РСТ) "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети", в соответствии с которым установлены тарифы на тепловую энергию, реализуемую МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" на потребительском рынке в соответствии с приложениями NN 1, 2, 3 и 4 (далее - Постановление).
Заявители считают, что РСТ по Ивановской области при установлении льготных тарифов для на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, нарушила положения п. 5 ч. 1 ст. 3, ч. 13 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ Российской Федерации "О теплоснабжении", пунктов 23, 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075), установив потребителям (население), расположенным в г. Кинешма по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Бобарыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокская, дом 1б, более низкий тариф на тепловую энергию (мощность) с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", за счет увеличения тарифа иным потребителям.
Тариф на тепловую энергию с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" на 2014 г. для потребителей (население), за исключением потребителей, расположенных в г. Кинешма по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Бобарыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокская, дом 1б, составил 1573,69 руб./Гкал, что на 13,9% выше тарифа установленного для потребителей, расположенных по названным адресам в г. Кинешма.
В настоящее время в Арбитражном суде Ивановской области рассматривается дело N А17-2827/2014 по иску МУП к ТСЖ о взыскании 364 864 руб. 82 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в теплоносителе в период с октября 2011 года по март 2014 года. В рамках данного спора задолженность по оплате тепловой энергии в 2014 году рассчитана исходя из тарифа - 1573,69 руб., утвержденного вышеуказанным постановлением РСТ Ивановской области N 575-т/10 от 26.11.2013 года (Приложение N 2). Считают, что применение нормативного акта, не соответствующего федеральному закону и нормативным актам, имеющим высшую юридическую силу, нарушает законные интересы ТСЖ, а также права и законные интересы граждан, фактически потребляющих тепловую энергию, поскольку ведет к оплате тепловой энергии по завышенному тарифу.
В процессе рассмотрения дела ТСЖ уточнило заявленные требования, ссылаясь на положения ч. 4 ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации "О теплоснабжении" N 190-ФЗ (далее по тексту 190-ФЗ) о том, что установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Часть 3 этой же статьи 11 ФЗ N 190-ФЗ устанавливает, что "тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения".
Названные нормы закона, по сути, констатируют обязанность органов регулирования при установлении тарифов обеспечить единство тарифов для потребителей одной категории, обслуживаемых единой теплоснабжающей организацией и возможность устанавливать дифференциацию тарифов исключительно в границах параметров, предусмотренных законодательством, в частности пунктом 23 Основ ценообразования, предусматривающим исчерпывающий перечень возможной дифференциации тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии).
Применение иной дифференциации тарифов на тепловую энергию законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов) (п. 52 Основ ценообразования).
РСТ по Ивановской области при установлении льготных тарифов для на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, нарушила положения ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 23, 52, 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, дифференцировав потребителей тепловой энергии МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания") относящихся к категории - население, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, по параметру (критерию), не предусмотренному законодательством - в зависимости от адресов проживания в г. Кинешме.
Подобное нарушение законодательства ущемляет права потребителей, проживающих в г. Кинешма по адресам, не поименованным в п. 1 оспариваемого Постановления РСТ, на оплату тепловой энергии по единым тарифам.
Просят: признать пункт 1 приложения N 2 "Льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" к Постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 26.11.2013 года N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" в части установленной дифференциации потребителей в зависимости от адресов проживания в г. Кинешме недействующим;
признать пункт 2 приложения N 2 "Льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" к Постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 26.11.2013 года N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" недействующим.
В судебном заседании представители ТСЖ требования поддержали по изложенным в заявлении доводам в полном объеме. Пояснили, что ими не оспариваются компетенция и полномочия РСТ по установлению тарифа, процедура его установления, а также его экономическая обоснованность. Считают, что все потребители г. Кинешмы должны платить по единому тарифу. Пояснили также, что с момента образования ТСЖ они платят, несмотря на наличие оспариваемого Постановления, по льготному тарифу, в 2014 году составляющему 1382,25 руб. Нарушение своих прав видят в возможности МУПа взыскать с ТСЖ разницу между установленным и оплачиваемым тарифом, что и происходит в настоящее время в Арбитражном суде Ивановской области.
Представители Региональной службы по тарифам Ивановской области в судебном заседании против заявления возражали. Просили в его удовлетворении отказать. Пояснили следующее.
Экономически обоснованные уровни тарифов на тепловую энергию устанавливаются по итогам проведения экспертизы необходимой валовой выручки теплоснабжающей организации на производство и передачу тепловой энергии.
В целях недопущения значительного увеличения тарифов для населения РСТ Ивановской области устанавливает льготные уровни тарифов на тепловую энергию. Льготные тарифы на тепловую энергию устанавливаются путем индексации действующих на предшествующую дату тарифов для населения на ограничительный индекс. Возмещение выпадающих доходов от разницы между тарифами на тепловую энергию для потребителей и льготными тарифами на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления жилищного фонда, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Ивановской области от 11.12.2013 года N 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Постановлением Правительства Ивановской области от N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" (вместе с подпрограммой "Реализация мероприятий по обеспечению населения Ивановской области теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод", Постановлением Правительства Ивановской области от N 448-п "О Порядке предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения" (далее - Порядок N 448-п).
Размер недополученных доходов из-за установления льготных тарифов для населения на нужды отопления жилищного фонда по каждой группе определен в соответствии с п. 6 Порядка N 448-п как разница между необходимой валовой выручкой организации, рассчитанной исходя из уровня утвержденного тарифа на тепловую энергию, и выручкой, рассчитанной исходя из уровня утвержденного льготного тарифа для населения на нужды отопления жилищного фонда.
Для МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" на 2014 год предусмотрена субсидия в сумме 17773,872 тыс. руб., в том числе по группе потребителей, подключенных к сетям ООО "Теплосетевая компания", - 16512,762 тыс. руб. Указанная сумма определена с использованием одинакового уровня экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для всех потребителей, подключенных к сетям ООО "Теплосетевая компания". Межтарифная разница для обеих рассматриваемых групп потребителей (население) субсидируется за счет средств бюджета Ивановской области, что свидетельствует об отсутствии перекрестного субсидирования между тарифами для различных групп потребителей.
Письмом от 13.10.2011 N НБ-8087/5 Федеральной службой по тарифам по разъяснено, что при существующей в Ивановской области схеме формирования тарифов на тепловую энергию отсутствует перекрестное субсидирование, то есть затраты на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей не возмещаются за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей.
Схема формирования тарифов на тепловую энергию и порядок возмещения выпадающих доходов регулируемых предприятий вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, действовавшие на момент подготовки указанных писем, сохранились до настоящего времени.
Заявитель в отсутствие правового обоснования утверждал, что РСТ Ивановской области должна была установить льготный тариф для всех жилых домов на едином уровне с 01.01.2014 - 1382,55 руб./Гкал (без учета НДС); с 01.07.2014 - 1573,69 руб./Гкал (без учета НДС). Данное решение привело бы к снижению уровня льготных тарифов для большого количества жилых домов, оплачивающих тепловую энергию по тарифам, указанным в п.п. 2 Приложения 2 к постановлению РСТ Ивановской области от 01.01.2014 N 575-т/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети".
Однако в соответствии с паспортом Подпрограммы целью Подпрограммы является ликвидация дотационности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение 100% возмещения стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг в условиях проведения государственной тарифной политики. Таким образом, снижение уровней льготных тарифов на тепловую энергию для населения противоречит целям Подпрограммы, привело бы к росту суммы субсидий на 2014 год на 32,6 млн. руб. (расчет прилагается) и являлось бы нецелевым расходованием бюджетных средств.
Кроме того, Приложением 1 к Указу Губернатора Ивановской области от 04.06.2014 N 106-УГ утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ивановской области. Для г.о. Кинешма индекс утвержден на уровне 104,5%, в том числе 104,2 % по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Уровни льготных тарифов на тепловую энергию для населения г.о. Кинешма установлены без роста с 01.01.2014 года и с увеличением на 4,2% с 01.07.2014 года, что обеспечивает соблюдение предельного роста платы граждан за коммунальные услуги на 2014 год.
Базовые уровни тарифов на тепловую энергию для населения г.о. Кинешмы, ежегодно индексируемые в рамках предельного роста платы граждан за коммунальные услуги, впервые установлены на разном уровне для двух групп жилых домов, получающих тепловую энергию от двух разных юридических лиц, на 2008 год.
Постановлением РСТ Ивановской области от 05.12.2007 N 114-т/6 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "ОК и ТС", в том числе для населения на уровне 760,34 руб./Гкал (без учета НДС), что составляет 897,20 руб./Гкал (с учетом НДС). Тариф для потребителей МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" рассчитан с учетом производства тепловой энергии собственными котельными МУП и передачи тепловой энергии по собственным тепловым сетям МУП.
Постановлением РСТ Ивановской области от 30.11.2007 г. N 113-т/30 установлен тариф для потребителей (население) ООО "Теплосетевая компания" на уровне 1008,53 руб./Гкал (с учетом НДС). Тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплосетевая компания" установлен с учетом покупки тепловой энергии в собственные (арендованные) тепловые сети от 6-ти источников тепловой энергии на территории г.о. Кинешмы (МУП г. Кинешма "ОК и ТС", ОАО "Поликор", ООО "ДХЗ-Производство", ЗАО "Электроконтакт", ФГУ комбинат "Искатель", ООО "ТК "Томна") и передачи по собственным (арендованным) тепловым сетям.
В 2008 году при подготовке тарифной кампании на 2009 год ООО "Теплосетевая компания" поменяло договорные отношения с поставщиками и потребителями тепловой энергии. Договоры теплоснабжения с конечными потребителями тепловой энергии, присоединенными к тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", и договоры на покупку полного объема тепловой энергии с поставщиками были расторгнуты. Вместо этого договоры теплоснабжения конечных потребителей были заключены с вышеуказанными источниками тепловой энергии. Между ООО "Теплосетевая компания" и источниками тепловой энергии заключен договор на оплату услуг по передаче тепловой энергии. ООО "Теплосетевая компания" утратило статус теплоснабжающей организации и приобрело статус теплосетевой организации, для которой на 2009 год установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям. Конечный тариф для потребителей, присоединенных к тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", подлежал установлению МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" в соответствии с договором теплоснабжения. Таким образом, у МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" появились два базовых уровня тарифа на тепловую энергию для населения - для собственных потребителей (население), который существовал и ранее в 2007 году, и для потребителей (население), присоединенных к тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", - что не противоречило действующему законодательству.
В дальнейшем оба уровня тарифов ежегодно повышались в рамках предельного роста платы граждан, устанавливаемого уполномоченными органами.
В связи с вышеизложенным, РСТ Ивановской области считает, что требования Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по дифференциации тарифов либо ее отсутствии не могут относиться к льготным тарифам для населения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
То есть, ФСТ России по отношению к РСТ Ивановской области уполномочено осуществлять контроль за применением нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Ежегодно Управлением жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) Федеральной службы по тарифам и Контрольно-ревизионным управлением (КРУ) ФСТ России осуществляется проверка соблюдения региональными регулирующими органами требований законодательства при установлении тарифов на тепловую энергию. Оспариваемое постановление РСТ Ивановской области попало в перечень проверяемых постановлений в 2014 году. Претензий к правильности дифференциации уровней тарифов МУП г. "Кинешмы ОК и ТС" на 2014 год ФСТ России не имеет.
Факт отсутствия со стороны УЖКХ ФСТ России и КРУ ФСТ России замечаний к примененной РСТ Ивановской области дифференциации льготных тарифов для населения в рамках проверяемых постановлений подтверждает правомерность действий регулятора. Просили в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Представитель МУП ОК и ТК в судебном заседании поддержала позицию РСТ о законности и обоснованности оспариваемого Постановления. Пояснила, что МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" не определена в качестве единой теплоснабжающей организации, поэтому ссылки заявителей на нормы об установлении тарифов на тепловую энергию для единых теплоснабжающих организаций необоснованны.
Считает, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением, поскольку при расчетах с заявителем МУП применяет льготный тариф, уровень которого ниже чем уровень экономически обоснованного тарифа. Тем самым исключается возможность оплаты тепловой энергии по завышенному тарифу.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, соглашаясь с заключением прокурора, полагавшего оставить требования без удовлетворения, приходит к следующему.
Региональной службой по тарифам Ивановской области принято постановление от 26 ноября 2013 года N 575-т/10 (далее - Постановление) "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети", в соответствии с которым установлены тарифы на тепловую энергию, реализуемую МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" на потребительском рынке в соответствии с приложениями NN 1, 2, 3 и 4 на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 3 постановления N 575-т/10).
В приложении N 1 к постановлению N 575-т/10 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по группам потребителей:
- для группы потребителей МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" без учета передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" одноставочные тарифы: на тепловую энергию в горячей воде - 1503,99 руб./Гкал (с 01.01.2014 по 30.06.2014) и 1563,74 руб./Гкал (с 01.07.2014 по 31.12.2014);
- для группы потребителей МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" одноставочные тарифы: на тепловую энергию в горячей воде - 1659,58 руб./Гкал (с 01.01.2014 по 30.06.2014) и 1731,95 руб./Гкал (с 01.07.2014 по 31.12.2014).
В приложении N 2 к постановлению N 575-т/10 установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по группам потребителей:
- для группы потребителей МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" без учета передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", а также с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" для потребителей, расположенных в г. Кинешма по ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокская, дом 16 одноставочные тарифы на тепловую энергию в горячей воде - 1631,06 руб./Гкал (с 01.01.2014 по 30.06.2014) и 1699,57 руб./Гкал (с 01.07.2014 по 31.12.2014) тарифы без учета НДС соответственно 1382,25 и 1440,31;
- для группы потребителей МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания", за исключением потребителей, расположенных в г. Кинешма во ул. Декабристов, дом 4; ул. Гагарина, дома 3а, 6, 9; ул. Воеводы Боборыкина, дома 8, 18, 30, 63; ул. Ванцетти, дома 36, 38, 40; ул. Наволокская, дом 16 одноставочные тарифы на тепловую энергию в горячей воде - 1856,95 руб./Гкал (с 01.01.2014 по 30.06.2014) и 1934,94 руб./Гкал (с 01.07.2014 по 31.12.2014) без учета НДС соответственно 1573,69 и 1639,78;
В приложении N 3 к постановлению N 575-т/10 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии - одноставочные тарифы на тепловую энергию в горячей воде - 1248,00 руб./Гкал (с 01.01.2014 по 30.06.2014) и 1257,11 руб./Гкал (с 01.07.2014 по 31.12.2014).
В приложении N 4 к постановлению N 575-т/10 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии - одноставочные тарифы на тепловую энергию в горячей воде - 1503,99 руб./Гкал (с 01.01.2014 по 30.06.2014) и 1563,74 руб./Гкал (с 01.07.2014 по 31.12.2014).
Заявитель, не оспаривая нормативный акт в целом, просит признать пункт 1 приложения N 2 "Льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" к оспариваемому постановлению в части установленной дифференциации потребителей в зависимости от адресов проживания в г. Кинешме, а пункт 2 данного приложения в целом недействующим, как не соответствующим Федеральному закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из смыслового анализа положений главы 24 ГПК РФ следует, что заявитель вправе ссылаться на нарушение процедуры и порядка принятия нормативного правового акта, но только в том случае, если им обосновано нарушение его прав и свобод непосредственно этим актом после его принятия и введения в действие.
Компетенцию и полномочия региональной службы по тарифам Ивановской области, процедуру по установлению тарифов заявители не оспаривают, судом также не установлено оснований для признания постановления в оспариваемой части незаконным, как принятого с превышением полномочий или с нарушением формы или процедуры принятия и опубликования.
Решение РСТ вынесено в форме постановления, которое опубликовано в полном соответствии с положениями п. 1.4 Постановления Правительства Ивановской области от 01.02.2012 года N 19-п (ред. от 17.07.2014) "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области" (далее по тексту Положение).
Пунктом 5 постановления N 575-т/10 установлено, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Ивановская газета", N 220 - 221 (5549 - 5550), 29.11.2013 года.
Постановление принято РСТ на основании заявления МУП от 23 апреля 2013 года об установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год, рассчитанных методом экономически обоснованных расходов, к которому приложены необходимые для открытия тарифного дела и проведения расчетов и экспертизы документы (пункт 33 Основ ценообразования).
Оснований сомневаться в объективности представленных документов и расчетов у суда нет. Экспертный совет РСТ Ивановской области, как указано в заключении, осуществил экспертизу первоначально представленных документов, откорректировал статьи затрат в соответствии с требованиями действующего законодательства: Федерального закона Российской Федерации "О теплоснабжении от 27.07.2010 N 190-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения вместе с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, Закона Ивановской области от 11.12.2013 года N 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Постановления Правительства Ивановской области от 08.12.2010 года N 448-п "О порядке предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения".
Тарифы на тепловую энергию на 2014 год установлены в рамках средних предельных уровней, утвержденных приказом ФСТ России от 15.10.2013 N 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год".
При формировании тарифа учтены технические особенности системы теплоснабжения, с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Теплосетевая компания" (как отражено в экспертном заключении от 26 ноября 2013 года). В том числе учтены положения Договора возмездного оказания услуг по передаче (транспортировке) тепловой энергии от 01 января 2009 года, заключенного МУП с ООО "Теплосетевая компания", имевшегося в материалах тарифного дела.
Существование указанного присоединения подтверждается и представленной в материалы дела схемой тепловой сети и линии ГВС от котельной N 15, от которой производится снабжение дома 21А по ул. Красноветкинской г. Кинешмы (ТСЖ Строитель). На схеме отражено, что часть участка тепловой сети и линии ГВС, переданных в аренду ООО "Теплосетевая компания" подходит непосредственно к дому ТСЖ Строитель. Поэтому нет оснований говорить о праве заявителя "на оплату тепловой энергии по единым тарифам".
Наличие этой особенности присоединения и является причиной существования с 2008 года разницы в тарифах для населения, присоединенного (или неприсоединенного) как к собственным сетям МУПа, так и к сетям ООО "Теплосетевая компания". Поэтому нет оснований говорить о существовании "дифференциации, не предусмотренной федеральным законодательством, в зависимости от адресов проживания", т.е. о не соответствии нормативного акта в оспариваемой части требованиям п. 23 Основ ценообразования.
Несмотря на использованное в оспариваемом постановлении выражение "льготные тарифы", речь идет об установлении тарифа для населения значительно ниже уровня экономически обоснованного (и рассчитанного РСТ) путем повышения ранее действовавших тарифов в рамках роста предельного уровня платы граждан. По этим основаниям необоснованны ссылки заявителя на нарушение положений ст. 94 Основ ценообразования и п. 52 Правил регулирования тарифов, утвержденных постановлением правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, а также на "оплату по завышенному тарифу".
Доводы заявителя о нарушении при принятии оспариваемого постановления положений ч.ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона "О теплоснабжении" и пунктов 23, 52, 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения являются некорректными.
Из буквального прочтения статьи 11 Федерального закона РФ "О теплоснабжении" следует, что она регламентирует способы установления тарифов, их виды и предусматривает необходимость обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации. Положения п. 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения также относятся к порядку регулирования поставок тепловой энергии единой теплоснабжающей организации всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Федеральный закон "О теплоснабжении" определяет потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Теплоснабжающая организация определяется как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющую на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В Законе также дано определение единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения: единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункты 9, 11, 28 статьи 2 Закона 190-ФЗ).
Сторонами не оспаривалось и подтверждено материалами дела, что МУП не является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения для потребителей г. Кинешмы, в том числе и заявителя.
Требования заявителя об одномоментном снижении тарифов и установлении единого тарифа для населения на уровне 1382,55 руб./Гкал (без учета НДС), удовлетворению не подлежат, поскольку это явилось бы нарушением принципа обоснованности тарифного регулирования и положений Закона Ивановской области от 11.12.2013 года N 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", т.к. привело бы к росту суммы субсидий, выделяемых из областного бюджета на 2014 года, на 32,6 млн. рублей, т.е. к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Целью предоставления субсидий является компенсация расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов (тепловой энергии) для отопления жилищного фонда на нужды населения, учтенных в составе установленных экономически обоснованных тарифов, но не обеспеченных в полном объеме при применении в расчетах с потребителями (исполнителями коммунальных услуг), установленных вследствие государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги для населения (Постановление Правительства Ивановской области от 08.12.2010 N 448-п "О порядке предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления жилищного фонда на нужды населения").
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" также предусмотрено, что в целях сдерживания роста размера платы для населения Правительство Ивановской области ежегодно предусматривает средства на субсидирование деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Тем более, что представители заявителя пояснили в процессе, что экономическую обоснованность установленного оспариваемым Приложением к Постановлению тарифа они также не оспаривают. Следовательно, считают тариф обоснованным. Из пояснений представителя в процессе и представленных в материалы дела документов (счетов-фактур, суточных отчетов о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы) следует, и не оспаривалось заявителем, что ТСЖ использует в том числе и оспариваемый тариф при расчетах за оказываемые МУП ОК и ТС услуги. Несмотря на то, что для ТСЖ "Строитель" установлен иной тариф, без признания его в установленном порядке незаконным, правление ТСЖ приняло решение и с момента создания ТСЖ оплачивало услуги по теплоснабжению, исходя из самостоятельно избранного тарифа, например в 2014 году в размере 1382,25 Гкал, вместо установленного в 1573,69 Гкал.
Таким образом, доказательств существования нарушения каких-либо прав и законных интересов заявителя оспариваемым Постановлением суду не представлено.
Доводы представителей ТСЖ о том, что нарушение прав ТСЖ состоит в "возможности МУПа взыскать недоплаченную разницу" основанием к удовлетворению требований заявителя не являются. Действительно, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что в настоящее время в Арбитражном суде Ивановской области на рассмотрении находится гражданское дело по иску МУПа к ТСЖ о взыскании задолженности. Однако требования о необоснованности (или обоснованности) подлежащей взысканию суммы будут рассмотрены Арбитражным судом при решении конкретного материально-правового спора. На момент рассмотрения настоящего дела никакие взыскания не произведены, ТСЖ оплачивает услуги по теплоснабжению, исходя из самостоятельно выбранного тарифа, считая, что он должен быть единым для всего населения г. Кинешмы, не оспаривая его экономические составляющие.
Ссылки заявителя на то, что услуга по транспортировке теплоносителя фактически не оказывается ТСЖ (или оказывается некачественно) предметом рассмотрения в порядке нормоконтроля являться не могут.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления ТСЖ суд приходит к выводу, что отсутствуют предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований заявителя о противоречии федеральному законодательству и недействующим пункта 1 приложения N 2 "Льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" к Постановлению Региональной Службы по тарифам Ивановской области N 575-т/10 от 26 ноября 2013 года "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" в части установленной дифференциации потребителей в зависимости от адресов проживания в г. Кинешме;
о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 приложения N 2 "Льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" к Постановлению Региональной Службы по тарифам Ивановской области N 575-т/10 от 26 ноября 2013 года "О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 10 ноября 2014 г. N 3-19/2014
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 7-АПГ15-3 настоящее решение отменено