Орловской области |
Е.С. Строев |
г. Орел
3 октября 2002 г.
N 279-ОЗ
Приложение к постановлению
Орловского областного Совета
народных депутатов
от 21 сентября 2002 г.
N 07/107-ОС
Областная целевая программа
"Старшее поколение"
на 2002-2004 годы
г. Орел-2002 г.
Областная целевая программа "Старшее поколение"
На 2002-2004 годы
Паспорт
областной целевой программы "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы |
Основание для разработки программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р, постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. N 70 |
Заказчик | Губернатор Орловской области |
Основной разработчик программы |
Управление социальной защиты населения администрации области, управление по анализу и координации социальных программ Аппарата Губернатора и администрации области |
Цель программы | Создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества |
Сроки реализации программы |
2002 - 2004 годы |
Основные мероприятия программы |
Обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации к современным условиям и активного участия в жизни общества, содействие муниципальным органам социальной защиты населения в создании оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг пожилым людям, осуществление научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, в том числе социологических исследований и опытно-экспериментальных (пилотных) проектов по приоритетным вопросам социальной защиты граждан старшего поколения, проведение научных форумов по проблемам пожилых людей и обмен опытом в их решении, поддержка деятельности общественных объединений по защите прав и интересов пожилых людей, оказанию им помощи |
Исполнители мероприятий программы |
Управления администрации области: социальной защиты населения, здравоохранения, культуры и искусств, по делам молодежи, физической культуре, туризму и связям с религиозными организациями совместно с областным комитетом государственной статистики, областным Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, областным фондом социальной поддержки населения, областным обществом "Знание", областным комитетом Красного Креста, учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправления (по согласованию) |
Объем и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования 48,36 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 12,9 млн. руб., из областного бюджета - 33,26 млн. руб., из местных бюджетов - по решению представительных органов власти местного самоуправления |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Усиление защиты прав и законных интересов пожилых людей, улучшение социального положения граждан старшего поколения за счет выравнивания региональных показателей социального обслуживания, приближения состава и объема предоставляемых услуг к потребностям общества, создание учреждений нового типа (геронтологические центры),совершенствование деятельности и развитие материально-технической базы учреждений, предоставляющих пожилым людям жизненно важные услуги (дома - интернаты, дома малой вместимости для ветеранов, центры социального обслуживания населения и пр.), повышение уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочение социальных и внутрисемейных связей, усиление координации деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по предоставлению гражданам старшего поколения социальных услуг |
Введение
Население Орловской области переживает период демографического старения. Каждый четвертый житель области достиг пенсионного возраста.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1997 - 2001 годах областной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.
В результате реализации этой программы открыты дополнительно 11 новых учреждений социального обслуживания, укреплена материально-техническая база существующих, оснащены новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста, и автотранспортом учреждения социального обслуживания. Направлены средства на завершение строительства и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в 8 районах области, газифицированы все дома - интернаты, выполнены две научно-исследовательские работы: "Организация домов малой вместимости для ветеранов", "Организация работы социально-реабилитационных центров".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами
За последние годы социально-демографические характеристики старения населения в Орловской области претерпели определенные изменения.
По состоянию на 1 января 2001 года в области проживало 214,8 тыс. человек пожилого возраста (24,1% населения области), в том числе 66,1 тыс. мужчин старше 60 лет и 148,7 тыс. женщин старше 55 лет, причем доля граждан проживающих в городах, выше (116,4 тыс. чел.), чем проживающих в сельской местности (98,3 тыс. чел.).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13 лет, а в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 14 лет.
Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, учитывается тот факт, что средний возраст населения области устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится.
Особый характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности, смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
На начало 2002 года во всех районах области действуют учреждения социального обслуживания населения - центры социального обслуживания населения с развитой инфрастуктурой. В этих учреждениях ежегодно получают различные виды социальной помощи свыше 300,0 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
Вместе с тем в целом по области число граждан пожилого возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных, растет и нуждается в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
В связи с этим возрастает значимость развития новых и укрепления базы существующих учреждений, создание для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
Положение пожилых людей нуждается в постоянном и коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач и проблем.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках программы предусматривается решение следующих задач:
- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, специализированные отделения социально-медицинской помощи, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, центры (клубы) для пожилых людей и другие);
- разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
- содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
- содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, а также путем продолжения образования в "третьем возрасте";
- усиление координации деятельности органов исполнительной власти Орловской области и муниципальных органов исполнительной власти в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
- проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения.
3. Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы - 2002-2004 годы. Программа реализуется в три этапа.
На первом этапе (2002 год) предусматривается установление договорных отношений между основными исполнителями программы, органами исполнительной власти, организациями и учреждениями, участвующими в реализации мероприятий программы.
На втором этапе (2003 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будет проведена оценка хода выполнения мероприятий первого этапа, подготовка при необходимости в установленном порядке предложений по их корректировке.
На третьем этапе (2004 год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах пожилых людей на основе полученных результатов в ходе реализации мероприятий программы.
4. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение N 2).
Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения
На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста будет направлена работа по систематизации нормативной правовой базы деятельности учреждений социального обслуживания, для этих же целей разрабатываются предложения по совершенствованию автоматизированной системы "Адресная социальная помощь", повышению статуса социального работника.
Предусмотрено проведение научных исследований, мониторинга по приоритетным вопросам социальной защиты граждан пожилого возраста.
Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения
Предполагается осуществление мероприятий по оказанию адресной помощи и услуг гражданам старшего поколения.
Планируется проведение мониторинга и выборочных социо-экономико-демографических обследований, а также обследований материально-бытовых условий пожилых людей.
Положительную роль в предупреждении и лечении заболеваний в пожилом возрасте будут играть мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений социальной защиты, обслуживающих пожилых людей, домов-интернатов, центров социального обслуживания и их подразделений, домов ветеранов, отделений милосердия.
Мероприятия, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, а также мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей.
Скоординированное проведение научно-практических конференций, семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития научных исследований и обменов в этой области.
Сохраняется преемственность концепции программы и ее мероприятий с системой программных мероприятий, реализованной в 1997-2001 годах.
5. Ресурсное обеспечение программы
В 2002-2004 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить всего - 48,36 млн. рублей, в том числе:
областной бюджет - 33,26 млн. рублей;
федеральный бюджет - 12,9 млн. рублей;
муниципальный бюджет - 2,1 млн. рублей;
внебюджетные источники - 0,1 млн. рублей.
На реализацию программы средства из различных источников планируется направить на прочие текущие расходы - 25,06 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 5,85 млн. рублей; на государственные инвестиции - 22,5 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 1,0 млн. рублей; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,8 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 0,2 млн. рублей.
Объемы государственных инвестиций на строительство и реконструкцию объектов могут ежегодно уточняться при разработке проектов бюджетов.
Финансирование областной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004г.г. осуществляется из различных источников (приложение N 3).
6. Механизм реализации программы
Управление социальной защиты населения администрации области вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления на выполнение отдельных мероприятий с указанием обязательств сторон по их финансированию.
Управление финансов и налоговой политики администрации области осуществляет финансовое обеспечение.
Исполнители программы осуществляют меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы (ежегодная подготовка сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития области и бюджета, контроль за использованием средств и выполнением включенных в программу мероприятий, внесение на рассмотрение Коллегии администрации области по согласованию с исполнителями предложений по корректировке отдельных мероприятий программы, подготовка сводных аналитических записок и докладов по результатам выполнения мероприятий программы).
7. Организация контроля за ходом реализации программы
Отчет об использовании бюджетных ассигнований представляется исполнителями мероприятий программы заказчику ежегодно в установленном порядке. Кроме того, один раз в полугодие они направляют заказчику информационно-аналитические материалы о ходе реализации мероприятий программы.
Вопросы о ходе реализации мероприятий программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных органов исполнительной власти области.
8. Социально-экономические последствия и оценка эффективности
реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим показателям: рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, сокращение очереди на получение мест в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата пожилых людей социальными и социально-медицинскими услугами на дому.
Реализация мероприятий программы позволит:
- усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения;
- улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;
- способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;
- обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;
- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;
- способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания пожилых людей;
- усилить координацию деятельности областных и муниципальных органов исполнительной власти по организации предоставления гражданам старшего поколения услуг социальной сферы.
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы
(млн. рублей)
NN п.п. |
Мероприятия | Срок исполне- ния |
Объем финансирова- ния 2002-2004 годы - всего |
В том числе | Источник финансиро- вания |
Ответственные | Ожидаемые результаты |
|||
2002 год |
2003 год |
2004 год |
||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
I. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения | ||||||||||
1. | Подготовка доклада о социально-демографической ситуации по геронтологическим проблемам в Орловской области и о деятельности органов исполнительной власти в интересах граждан старшего поколения |
2002 год 3 квартал |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с областным комитетом государствен- ной статистики, областным обществом "Знание" (по согласованию) |
Оценка выполнения планов и программ по проблемам граждан пожилого возраста |
||||||
2. | Организация и проведение межрегиональной конференции работников социальной сферы по теме: "Развитие партнерских отношений органов государственного управления с общественными организациями, осуществляющими поддержку пожилых людей" |
2002 год 4 квартал |
0,1 | 0,1 | Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с областным Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохрани- тельных органов, областным обществом Знание", областным комитетом Красного Креста (по согласованию) |
Улучшение координации деятельности по предоставлению помощи и услуг гражданам пожилого возраста |
|||
3. | Организация правового всеобуча граждан старшего поколения по разъяснению их прав в области здравоохранения, социальной защиты, труда и отдыха |
2002 - 2003 годы |
0,1 | 0,1 | Областной бюджет |
Управления администрации области: социальной защиты населения, здравоохране- ния, печати, полиграфии и СМИ, управление труда Аппарата Губернатора и администрации области совместно с областным обществом "Знание" (по согласованию) |
Повышение информирован- ности граждан пожилого возраста об их правах, реализация принципа адресной социальной помощи, снижение количества обращений лиц пожилого возраста в органы исполнительной власти |
|||
4. | Обеспечение проведения научных исследований по ключевым проблемам старения населения и положения пожилых людей по направлениям: "Совершенствование системы образования и правового информирования граждан пожилого возраста"; "Организация внедрения современных методик геронтотехнологий в домах интернатах"; "Организация внедрения оздоровительных технологий в оздоровительном процессе лиц пожилого возраста" |
2002-2004 годы 2003 г. 2004 г. 2004 г. |
0,2 0,2 0,2 |
0,2 |
0,2 0,2 |
Федераль- ный бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с ОГУ, ОГИИК, областным обществом "Знание" (по согласованию) |
Укрепление научно-методо- логических основ социальной защиты пожилых людей |
||
5. | Совершенствование автоматизированной системы "Адресная социальная помощь", в том числе разработка: - программных средств обеспечения связи базы данных о гражданах пожилого возраста с законодательной базой (федеральной, областной); - программных средств учета граждан старшего поколения, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", и информационных технологий для расчетов с предприятиями, предоставляющими предусмотренные законодательством льготы ветеранам; - средств анализа показателей защищенности граждан старшего поколения (социально-демографический статус, семейное и материальное положение, занятость, обеспеченность услугами, материальной и социально-бытовой помощью и др.); - приобретение АРМ для обеспечения программы "Адресная социальная помощь" |
2002-2004 годы |
В счет текущего финансирова- ния 1,0 |
0,5 |
0,5 |
Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области |
Создание условий для широкого внедрения автоматизиро- ванной системы "Адресная социальная помощь" в целях повышения эффективности деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста, осуществляемой органами социальной защиты населения |
||
6. | Кодификация и систематизация нормативных правовых документов и материалов по организации деятельности государственных учреждений социального обслуживания |
2002 - 2004 год |
Управление социальной защиты населения администрации области |
Улучшение организации деятельности учреждений социального обслуживания различных типов, развитие учреждений социального обслуживания на единой организационно -правовой основе, подготовка предложений об отмене устаревших нормативных правовых актов |
||||||
7. | Введение должности юрист- консульта в домах-интернатах |
2003 год | 2,0 | 1,0 | 1,0 | Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области |
Улучшение правовой и юридической деятельности учреждений соцобслужива- ния |
||
Итого | 3,8 | 0,2 | 1,7 | 1,9 | ||||||
II. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения | ||||||||||
8. | Проведение мониторинга положения граждан старшего поколения по показателям, характеризующим уровень и качество жизни выборочных специальных социально-экономических и демографических обследований в районах области |
2003 г. | Управление социальной защиты населения администрации области совместно с учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправле- ния, областным комитетом государствен- ной статистики, ОГУ, областным комитетом Красного Креста (по согласованию) |
Внедрение базовой программы обследований, разработанной и апробированной Госкомстатом России в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение" в 1999-2001 годах, для получения данных о тенденциях старения населения и изменениях материального, социального, семейного положения пожилых людей, состояния их здоровья и других факторах для принятия обоснованных решений, затрагивающих интересы граждан пожилого возраста |
||||||
9. | Организация и проведение обследований материально-бытовых условий ветеранов и пожилых людей |
2002-2004 годы |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправле- ния, областным Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохрани- тельных органов (по согласованию) |
Сбор, анализ и обобщение данных об условиях жизни ветеранов и пожилых людей в целях оказания адресной помощи в трудной жизненной ситуации и предоставления материальной, медицинской и социальной помощи в налаживании рационального питания, повышении активности ветеранских организаций, вовлечении ветеранов и пожилых людей в системы само- и взаимопомощи |
||||||
10. | Организация работы службы "Социальное такси" для обслуживания граждан преклонного возраста |
2002 -2004 г.г. |
3,2 | 0,8 | 1,1 | 1,3 | Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Предоставление транспортных услуг гражданам, нуждающимся в них по медицинским показаниям |
|
11. | Организация работы службы "Прокатный пункт" при областном фонде социальной поддержки населения "Развитие" |
2002 -2004 г.г. |
1,0 | 1,0 | Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Выделение малоимущим пожилым гражданам бытовой техники первой необходимости |
|||
12. | Реализация в г. Орле программы "Пенсионер" |
2002-2004 г.г. |
0,2 0,2 |
0,2 0,2 |
Обл. бюджет Местн. бюджет |
Управление муниципально- го имущества администрации г. Орла (по согласованию) |
Повышение материального благосостояния одиноких граждан |
|||
13. | Проведение благотворительных акций по сбору средств, направляемых на оказание помощи малообеспеченным престарелым гражданам |
2002 - 2004 г.г. |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Привлечение внебюджетных средств для оказания помощи малоимущим пожилым гражданам |
||||||
14. | Организация контроля за предоставлением льгот пожилым гражданам в соответствии с существующим законодательством |
2002 - 2004 г.г |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с учреждениями социальной защиты населения органов местного самоуправле- ния (по согласованию |
Обеспечение прав пожилых граждан в соответствии с законодательс- твом |
||||||
15. | Осуществление мероприятий по улучшению гериатрической помощи в: - лечебных учреждениях области; - учреждениях социальной защиты населения |
2002 - 2004 г. г |
0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | Областной бюджет |
Управления администрации области: социальной защиты населения, здравоохране- ния |
Приобретение современной медицинской техники и оборудования для терапевтичес- кого отделения областной клинической больницы и областной поликлиники N 2 |
|
16. | Создание гериатрического кабинета на базе областной поликлиники N 2 |
2002-2004 годы |
0,2 | 0,05 | 0,07 | 0,08 | Областной бюджет |
Управление здравоохране- ния администрации области |
Улучшение организации оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста |
|
17. | Развитие и укрепление материально-технической базы областных учреждений. Содействие муниципальным органам исполнительной власти в развитии и укреплении материально-технической базы учреждений соцобслуживания (приложение N 3) |
2002-2004 г.г. |
8,6 19,8 0,2 |
2,6 - 0,2 |
3,0 9,7 - |
3,0 10,1 - |
Фед. бюджет Областной бюджет Местный бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Оптимизация сети учреждений социального обслуживания путем создания в области геронтологиче- ских центров, улучшения функционирова- ния геронтопсихиа- трических центров, сокращения очереди на получение мест в стационарах, улучшения качества предоставляе- мых услуг, расширения зон обслуживания |
|
18. | Открытие дополнительно специализированных отделений социально-медицинской помощи на дому в Заводском, Железнодорожном, Новодеревеньковском, Урицком районах |
2002-2003 г. г. |
Местный бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Удовлетворение потребностей пожилых граждан, нуждающихся в посторонней помощи |
|||||
19. | В целях оказания социально-бытовой помощи одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам увеличить количество обслуживаемых на дому на 500 чел. |
2002-2004 г. г. |
1,7 | 0,3 | 0,7 | 0,7 | Местный бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Удовлетворение потребностей пожилых граждан, нуждающихся в посторонней помощи |
|
20. | Создание отделения дневного пребывания в Свердловском, Урицком, Глазуновском, Болховском районах на базе центров социального обслуживания населения |
2002-2004 г.г. |
Местный бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Организация культурно-до- суговой работы для одиноких граждан |
|||||
21 | Осуществление мероприятий по повышению качества работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста с применением: - технических средств, облегчающих уход за пожилыми людьми; - медицинской техники и изделий медицинского назначения; - технологического оборудования для стационарных учреждений социального обслуживания; - оборудования для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских; - технологического оборудования для структурных подразделений нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание пожилым людям социально-бытовых услуг (парикмахерские, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники, стирка белья) |
2002-2004 годы |
Федераль- ный, областной, местный бюджеты |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Повышение качества социального обслуживания, обеспечение своевременной медицинской помощи лицам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществление мероприятий по социальной адаптации и организации культурно-до- суговой работы, улучшение условий труда работников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста (закупка технических средств и оборудования в соответствии с заявками органов социальной защиты населения области для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста) |
|||||
22. | Обеспечение закупки и поставки автотранспортных средств учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и социальным службам, в том числе: - санитарного автотранспорта; - автобусов и микроавтобусов; - специального автотранспорта |
2002-2004 годы |
3,7 Согласно заявок 2,0 |
1,0 - |
1,2 1,0 |
1,5 1,0 |
Федеральн. Бюджет Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области |
Обеспечение своевременнос- ти медицинской и социально-ме- дицинской помощи в стационарных условиях и на дому, доставки продуктов питания, улучшение организации культурно-до- суговой работы, социальной помощи, особенно пожилым людям, проживающим в сельской местности |
|
23. | Оказание адресной помощи гражданам пожилого возраста, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (продовольственная помощь и обеспечение промтоварами первой необходимости), в рамках программ Российского общества Красного Креста |
2002-2003 годы |
0,1 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | Внебюджетн . источники |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с областным комитетом Красного Креста и органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Привлечение внебюджетных источников для оказания адресной помощи, в том числе для поставки продовольствия и товаров первой необходимости нуждающимся в ней гражданам пожилого возраста |
|
24. | Организация работы благотворительной аптеки при областном комитете Красного Креста |
2002-2004 г.г. |
0,1 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | Областной бюджет, вне- бюджетн. источники |
Областной комитет Красного Креста (по согласованию) |
Обеспечение лекарственными средствами, медикаментами первой необходимости для профилактики заболеваний у пожилых граждан |
|
25. | Оказание медико-социальной помощи тяжело больным одиноким престарелым инвалидам силами "Службы Милосердия" областного комитета Красного Креста. Увеличение числа сестер милосердия до 26 чел. |
2002-2004 г.г. |
0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Областной бюджет |
Областной комитет Красного Креста (по согласованию |
Увеличение числа обслуживаемых граждан, получающих медико-социа- льную помощь |
|
26. | Организация при областном комитете Красного Креста служб сиделок (20 чел.) по уходу за престарелыми гражданами, утратившими способность к самообслуживанию (гг. Орел, Мценск, Ливны, Болхов) |
2002-2004 г.г. |
0,13 | 0,04 | 0,05 | 0,04 | Областной бюджет |
Областной комитет Красного Креста (по согласованию |
Обеспечение постоянного ухода за престарелыми гражданами |
|
27. | Организация и проведение мероприятий по социальной адаптации, оздоровлению и обеспечению отдыха пожилых людей на базе ОСРЦ "Березка": 2002 г. - 60 чел.; 2003 г. - 120 чел.; 2004 г. - 120 чел. |
2002-2004 годы |
2,1 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с ОСРЦ "Березка" (по согласованию) |
Проведение 18-дневных курсов оздоровления, социально-пси- хологической, социально-бы- товой и социально-сре- довой адаптации ветеранов войны и труда |
|
28. | Проведение конкурсов профессионального мастерства работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания |
2002-2004 годы |
0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | Областной бюджет |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Повышение квалификации и совершенство- вание мастерства работников учреждений социального обслуживания, развитие творческой инициативы, новаторства, распростране- ние передовых форм и методов работы, содействие установлению деловых контактов, повышению престижности социальной работы с пожилыми людьми |
|
Итого: | 44,43 | 6,85 | 18,38 | 19,2 | ||||||
III. Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни |
||||||||||
29. | Организация деятельности попечительских советов государственных, муниципальных учреждений социального обслуживания |
2002-2004 годы |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Создание общественных попечительских советов стационарных учреждений социального обслуживания и центров социального обслуживания граждан пожилого возраста, создание дополнительных условий для участия общественности в защите прав и интересов пожилых людей, привлечение общественных объединений и частных лиц к оказанию помощи и услуг пожилым гражданам |
||||||
30. | Открытие филиалов университета третьего возраста в г. Ливны, Урицком, Болховском районах |
Управление социальной защиты населения администрации области совместно с органами местного самоуправле- ния, областным обществом "Знание" (по согласованию) |
Повышение образователь- ного уровня граждан пожилого возраста, способных к самообслужива- нию и самообеспече- нию |
|||||||
31. | Осуществление организационно-методических мероприятий: - по созданию сети центров (клубов) для пожилых людей; - по внедрению передвижных центров, клубов; - по организации и проведению областного творческого конкурса музыкальных произведений, кино- и телефильмов, фотовыставок для пожилых людей; - по организации и проведению областного фестиваля творчества пожилых людей; - по научно-методическому обеспечению деятельности учреждений культуры новых типов, обслуживающих пожилых людей |
2002-2004 годы |
Управления администрации области: социальной защиты населения, культуры и искусств совместно с органами местного самоуправле- ния (по согласованию) |
Удовлетворение культурных запросов граждан старшего поколения, обеспечение доступности социокультур- ной информации, укрепление социальных связей, улучшение культурно-до- суговой работы с пожилыми людьми, проживающими в малых городах и сельской местности |
||||||
32. | Создание материально-технических условий для улучшения организации культурно-досуговой работы в учреждениях социального обслуживания |
2002-2004 годы |
Управления администрации области: социальной защиты населения, культуры и искусств |
Оснащение государствен- ных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста специальными информационно- досуговыми видеокомплек- сами и локальными видеоинформа- ционными сетями для проведения информационной и социокультур- ной работы с людьми, находящимися на постоянном постельном режиме |
||||||
33. | Проведение конкурсов среди средств массовой информации (телевидение, радио, печать), уделяющих особое внимание положению пожилых людей |
2003-2004 годы |
0,13 | - | 0,05 | 0,08 | Областной бюджет |
Управления администрации области: социальной защиты населения, печати, полиграфии и СМИ |
Пропаганда позитивной роли пожилых людей в жизни общества, активизация деятельности средств массовой информации по освещению вопросов старения населения и социальной защиты граждан старшего поколения |
|
Итого | 0.13 | - | 0.05 | 0.08 | ||||||
Всего по программе | 48,36 | 7,05 | 20,13 | 21,18 | ||||||
В том числе: областной бюджет |
33,26 | 2,92 | 14,8 | 15,54 | ||||||
федеральный бюджет |
12,9 | 3,6 | 4,4 | 4,9 | ||||||
муниципальный бюджет |
2,1 | 0,5 | 0,9 | 0,7 | ||||||
внебюджетные источники |
0,1 | 0,03 | 0,03 | 0,04 |
Направления финансирования
областной целевой программы "Старшее поколение"
из различных источников на 2002-2004 г.г.
млн. руб.
2002-2004гг. всего |
в том числе 2002г. |
|
Государственные инвестиции: - областной бюджет - федеральный бюджет - муниципальный бюджет - внебюджетные источники |
22,5 15,5 7,0 - - |
1,0 - 1,0 - - |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: - областной бюджет - федеральный бюджет - муниципальный бюджет - внебюджетные источники |
0,8 0,2 0,6 - - |
0,2 0,2 - - - |
Текущие расходы: - областной бюджет - федеральный бюджет - муниципальный бюджет - внебюджетные источники |
25,06 17,56 5,3 2,1 0,1 |
5,85 2,72 2,6 0,5 0,03 |
Всего: - областной бюджет - федеральный бюджет - муниципальный бюджет - внебюджетные источники |
48,36 33,26 12,9 2,1 0,1 |
7,05 2,92 3,6 0,5 0,03 |
Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального
обслуживания населения
Учреждения | Срок исполне- ния |
Объем финансиро- вания 2002 |
В том числе: | Источник финанси- рования |
|||
всего (млн. руб.) |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
||||
1. | Строительство очереди Добринского дома-интерната |
2002- 2004 гг. |
7,0 13,0 |
1,0 - |
3,0 6,0 |
3,0 7,0 |
Фед. бюджет Обл. бюджет |
2. | Завершение строительства геронтологического центра при Каменском доме-интернате |
2003- 2004 гг. |
2,5 | - | 1,0 | 1,5 | Обл. бюджет |
3. | Реконструкция Богдановского дома-интерната под перепрофилизацию в геронтологический центр |
2003- 2004 гг. |
2,5 | - | 1,5 | 1,0 | Обл. бюджет |
4. | Открытие геронтопсихиатрического отделения в Урицком психоневрологическом доме-интернате |
2003- 2004 гг. |
0,5 | - | 0,5 | - | Обл. бюджет |
5. | Перепрофилизация Корсаковского психоневрологического дома-интерната под геронтоприхиатрический центр |
2003- 2004 гг. |
1,1 | - | 0,5 | 0,6 | Обл. бюджет |
Итого: -федеральный бюджет - - областной бюджет - |
26,6 7,0 19,6 |
1,0 1,0 - |
12,5 3,0 9,5 |
13,1 3,0 10,1 |
|||
Капитальный ремонт и реконструкция: |
|||||||
1. | Глазуновского районного центра социального обслуживания населения |
2002 г. | 0,3 | 0,3 | Фед. бюджет |
||
2. | Троснянского районного центра социального обслуживания населения |
2002 г. | 0,2 | 0,2 | Фед. бюджет |
||
3. | Ливенского городского Дома ветеранов |
2002 г. | 0,5 | 0,5 | Фед. бюджет |
||
4. | Подзаваловского Дома ветеранов Урицкого района |
2002 г. | 0,6 | 0,6 | Фед. бюджет |
||
Текущий ремонт: | 2002 г. | ||||||
5. | Колпнянского районного центра соцобслуживания |
2002 г. | |||||
6. | Колпнянского и Краснянского Домов ветеранов Колпнянского района |
2002 г. | |||||
7. | Муравльского Дома ветеранов Троснянского района |
2002 г. | |||||
Проведение газификации | |||||||
8. | Яковлевского Дома ветеранов Свердловского района |
2002 г. | |||||
9. | Старогольского Дома ветеранов Новодеревеньковского района |
2002 г. | |||||
10. | Свердловского районного центра соцобслуживания |
2002 г. | |||||
11. | Салтыковского Дома ветеранов Орловского района |
2002 г. | |||||
12. | Отделений Милосердия в с.с. Коптево и Узкое Знаменского района |
2002 г. | |||||
13. | Дома ветеранов в с. Мыцкое Сосковского района |
2003 г. | |||||
Открытие Домов ветеранов: | |||||||
14. | Тельченского Дома ветеранов Мценского района |
2002 г. | |||||
15. | Луковского Дома ветеранов Малоархангельского района |
2002 г. | |||||
16. | Корсаковского Дома ветеранов Корсаковского района |
2002 г. | |||||
17. | Знаменского Дома ветеранов Знаменского района |
2003 г. | |||||
18. | Белоколодезьского Дома ветеранов в с. Спасское Колпнянского района |
2003 г. | 0,2 0,2 |
0,2 - |
- 0,2 |
Мест. бюджет Обл. бюджет |
|
19. | Открытие отделений Милосердия на базе участковых больниц с. Д. Большой Синковец и с. Русский Брод Верховского района |
2003 г. | |||||
Итого: - федеральный бюджет - областной бюджет - местный бюджет |
2,0 1,6 0,2 0,2 |
1,8 1,6 - 0,2 |
0,2 - 0,2 - |
- - - - |
|||
Всего: - федеральный бюджет - областной бюджет - местный бюджет |
28,6 8,6 19,8 0,2 |
2,8 2,6 - 0,2 |
12,7 3,0 9,7 - |
13,1 3,0 10,1 - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы "Старшее поколение" является повышение качества жизни граждан старшего поколения обеспечения их социальной и медицинской помощью, организации досуга и вовлечения в жизнь общества.
Финансирование программы производится за счет федерального, областного и местных бюджетов, общий объем финансирования составляет 48.36 млн. рублей.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Закон Орловской области от 3 октября 2002 года N 279-ОЗ "Об областной целевой Программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы" (принят областным Советом народных депутатов сентября 2002 года)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Орловской правде" от 8 октября 2002 г. N 172, в Собрании нормативных правовых актов Орловской области (Выпуск 15), 2003 г.