Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Краткий аналитический обзор состояния региональной
системы образования (на 1 января 2006 года)
В системе развития образования Орловской области XX век определил значительные вехи: от решения задачи всеобщей грамотности к обязательному среднему образованию и к несомненному прорыву в создании системы высшего профессионального образования, в том числе и послевузовского.
Занимающая 24,7 тыс. кв. км центральной части Среднерусской возвышенности Орловская область граничит с Брянской, Калужской, Тульской, Липецкой и Курской областями.
Численность постоянного населения на начало 2005 года составила 842,4 тыс. чел., в том числе, городское население - 539,1 тыс. чел., сельское - 303,3 тыс. чел. Доля трудоспособного населения - 60,78%. На 1 января 2006 года численность населения составила 834 тыс. человек, что на 8 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Доля сельского населения в 2005 - 2006 годах - 36%, причем на протяжении последних шести лет она практически не менялась (при общих депопуляционных тенденциях).
На территории области расположены 7 городов и 10 поселков городского типа. В областном центре проживает свыше 38,98% населения, другие города области менее населены. Численность горожан в 1,2 раза превышает количество сельских жителей.
Демографическая ситуация в 2006 году характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения. Определяющим фактором процесса депопуляции остается превышение количества умерших над количеством родившихся в 2,1 раза.
2005 год является своеобразным рубежом в тенденции падения количества дошкольников (0-6 лет). Далее прогнозируется рост этой возрастной группы. Соответственно, необходима система мер по сохранению и созданию новых мест в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.
Тенденции роста контингента на II и III ступенях общеобразовательной школы, очевидно, начнут проявляться в границах 2012 - 2016 годах, что потребует определенной корректировки действий органов управления образования в планах подготовки к этим учебным периодам.
Очевидно, что существующий некоторый демографический спад следует использовать для совершенствования образовательной среды учреждений, увеличения показателей охвата детей всеми структурами сети системы образования; принять все меры к преодолению отсева учащихся из образовательных учреждений, дополнительные меры по бесспорному обеспечению санитарно-гигиенических стандартов образовательных учреждений и условий безопасного образовательного процесса.
Значение системы образования в социально-экономическом развитии области во многом определяется показателями численности и качественного состава занятых в экономике. Так, среднесписочная численность занятых в экономике 254,8 тыс. чел.; из них в промышленности - 25,2%, образовании - 15,8% (40,2 тыс. человек), сельском хозяйстве - 13,6%, в торговле и общественном питании - 8,2%.
Валовый региональный продукт (далее - ВРП) области в 2005 году составил 71100,0 млн. рублей. В соотношении на душу населения - 84,4 тыс. рублей. Доля расходов на образование в ВРП составляла в 2004 г. 4,1%.
В 2000 - 2003 годах изменение доли расходов на образование в ВРП области имеет положительную динамику. Однако в 2004 году фиксируется падение на 0,3%, что является весьма нежелательным фактом. Возможно, этот факт, объясняется некоторыми изменениями в налоговом законодательстве, которые вступили в силу в указанном году.
Анализ динамики доли расходов регионального консолидированного бюджета на образование в 2000 - 2004 годах показывает, что это сокращение в 2004 году компенсируется возрастанием доли расходов на образование регионального консолидированного бюджета. Высокое сходство динамики изменений долей расходов региональных консолидированных бюджетов на образование в соседних областях (2000 - 2004 годах) позволяет сделать предположение, что тенденции изменения доли расходов на образование в ВРП этих областей также во многом аналогичны Орловской и вызваны рядом объективных макроэкономических факторов.
Расходы ВРП на душу населения и расходы консолидированного бюджета на одного обучающегося последовательно растут. Однако темпы роста расходов ВРП на душу населения выше, чем темпы роста расходов на одного обучающегося, что не вполне оправдано.
В росте уровня оплаты труда по отрасли "Образование" (в процентах к средней месячной номинальной начисленной заработной плате в экономике) - от 63% в 2000 году до 75% в 2002 году - наблюдаются в целом положительные тенденции. В 2003 - 2004 годах происходит снижение показателей при продолжающемся росте зарплаты в абсолютных цифрах. Это объясняется тем, что темпы роста заработной платы в промышленности значительно выше, чем в образовании, где зарплата в большой мере зависит от коэффициентов, применяемых в Единой тарифной сетке (далее - ЕТС), которые принизили значение квалификации педагогических кадров и нивелировали мотивацию получения более высоких профессиональных категорий педагогов.
По комплексной оценке образовательных систем субъектов РФ, построенной на основе 32 показателей, учитывающих условия функционирования и условия развития региональных систем образования, Орловская область отнесена к III группе (индекс 0,58) вместе с такими регионами, как Московская, Свердловская, Владимирская области.
Сравнительный анализ распределения населения по уровням образования Орловской области и пяти соседствующих с ней областей и средних показателей по РФ и ЦФО определяет Орловскую область по рейтингу на 2 место (за Калужской областью).
В новейший период развития Орловской области наблюдается положительная динамика интегрального показателя качества жизни в регионе - индекса развития человеческого потенциала (далее ИРЧП) - см. таблицу 1.
Таблица
Сравниваемые регионы |
Место в рейтинге по ИРЧП в РФ |
|||
|
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Липецкая область |
9 |
6 |
9 |
6 |
Орловская область |
17 |
16 |
14 |
14 |
Курская область |
19 |
39 |
40 |
34 |
Тульская область |
56 |
57 |
49 |
49 |
Калужская область |
55 |
61 |
55 |
56 |
Брянская область |
53 |
65 |
63 |
65 |
Основное требование, предъявляемое к системе образования, - это обеспечение максимальной вовлеченности детей и подростков, доступность и качество образовательных услуг. Создание для детей равных стартовых возможностей в образовательном маршруте.
На начало 2006 года региональная система образования представлена 270 учреждениями дошкольного образования (далее - ДОУ), которые посещают 24,4 тыс. воспитанников, 598 школами, в которых обучаются 85 тыс. детей, 94 учреждениями дополнительного образования детей (59,5 тыс. обучающихся), 5 негосударственными образовательными учреждениями, в которых обучаются 384 ребенка, 27 учреждениями начального профессионального образования (10,5 тыс. обучающихся) (далее - НПО), 15 учреждениями среднего профессионального образования (12,9 тыс. обучающихся), 8 учреждениями высшего профессионального образования (40 тыс. обучающихся), 21 детским домом и школой - интернатом (2,5 тыс. воспитанников), в т.ч. 12 образовательными учреждениями со специальными образовательными потребностями (1,5 тыс. воспитанников) (рис. 1, 2).
В области осуществляется работа по реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимальной организации образовательного пространства. С 2001 по 2005 годы вследствие неблагоприятной демографической ситуации закрыто 22 образовательных учреждения и вновь создано 17, в т.ч. 5 детских садов, 2 начальные школы, 1 средняя общеобразовательная школа, 9 учреждений дополнительного образования детей; 39 школ переведены в статус филиалов базовых общеобразовательных учреждений. За этот же период введены в эксплуатацию 13 вновь построенных школьных зданий на 1910 ученических мест, бассейн, спортивная школа, в стадии строительства находятся 19 школьных зданий.
В условиях активно протекающих процессов социальной дифференциации населения, возрастающей роли образования в формировании социальной мобильности личности решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей независимо от благосостояния семей и места проживания становится архиважной. Обеспечение доступности дошкольного образования является важнейшим фактором снижения социальной напряженности в обществе и повышения общего уровня образования.
В период социально-политических и экономических преобразований последних десятилетий в области сохранена сеть образовательных учреждений, в которых каждый тип и вид самоценен и важен.
В целом региональная система образования Орловской области работает стабильно и имеет конструктивные связи с другими отраслями экономики. Ведется работа по вовлечению детей во все сферы образовательной системы, по сохранению контингента образовательных учреждений, расширению спектра образовательных услуг.
Обеспечивается доступность образования детям, имеющим особые образовательные потребности, как детям с повышенной мотивацией к обучению, так и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Активно работает система дополнительного образования.
Усиливается ориентация учреждений профессионального образования на потребность регионального рынка труда, ведется допрофессиональная подготовка в общеобразовательной школе, организуется профильное обучение. Создаются механизмы социального партнерства, развиваются ассоциации образовательных учреждений.
В условиях формирующегося рынка труда особое значение приобретает развитие партнерских отношений учреждений НПО с работодателями и создание механизмов гибкого реагирования профессиональной школы на структурные изменения социально-экономической сферы;
Развитие региональной образовательной системы осуществляется с учетом местных социально-экономических условий, культурно-исторических особенностей, на основе государственных требований.
Определены наиболее существенные проблемы:
- демографический спад; сокращение численности детского контингента; повышение стоимости обучения одного учащегося в малочисленной школе;
- определенные различия в качестве образования выпускников городских и сельских школ;
- текучесть педагогических кадров на селе, являющаяся причиной неполного освоения сельскими детьми образовательных программ;
- уровень оплаты труда педагогических работников, не способствующий привлечению в систему образования высококвалифицированных кадров, особенно на селе;
- объем финансовых ресурсов, в основном обеспечивающий функционирование системы образования, но не достаточный для ее развития;
- изношенность существующей материально-технической базы, которая препятствует решению задач повышения доступности образования;
- старение учебного оборудования в системе начального профессионального образования, не позволяющее готовить специалистов требуемого уровня на современном этапе;
- в настоящее время не создана эффективная система мониторинга состояния рынка труда и прогнозирования его развития, необходимая для принятия управленческих решений по совершенствованию НПО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.