Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Краткий аналитический обзор состояния региональной
системы образования (на 1 января 2006 года)
В системе развития образования Орловской области XX век определил значительные вехи: от решения задачи всеобщей грамотности к обязательному среднему образованию и к несомненному прорыву в создании системы высшего профессионального образования, в том числе и послевузовского.
Занимающая 24,7 тыс. кв. км центральной части Среднерусской возвышенности Орловская область граничит с Брянской, Калужской, Тульской, Липецкой и Курской областями.
Численность постоянного населения на начало 2005 года составила 842,4 тыс. чел., в том числе, городское население - 539,1 тыс. чел., сельское - 303,3 тыс. чел. Доля трудоспособного населения - 60,78%. На 1 января 2006 года численность населения составила 834 тыс. человек, что на 8 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Доля сельского населения в 2005 - 2006 годах - 36%, причем на протяжении последних шести лет она практически не менялась (при общих депопуляционных тенденциях).
На территории области расположены 7 городов и 10 поселков городского типа. В областном центре проживает свыше 38,98% населения, другие города области менее населены. Численность горожан в 1,2 раза превышает количество сельских жителей.
Демографическая ситуация в 2006 году характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения. Определяющим фактором процесса депопуляции остается превышение количества умерших над количеством родившихся в 2,1 раза.
2005 год является своеобразным рубежом в тенденции падения количества дошкольников (0-6 лет). Далее прогнозируется рост этой возрастной группы. Соответственно, необходима система мер по сохранению и созданию новых мест в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.
Тенденции роста контингента на II и III ступенях общеобразовательной школы, очевидно, начнут проявляться в границах 2012 - 2016 годах, что потребует определенной корректировки действий органов управления образования в планах подготовки к этим учебным периодам.
Очевидно, что существующий некоторый демографический спад следует использовать для совершенствования образовательной среды учреждений, увеличения показателей охвата детей всеми структурами сети системы образования; принять все меры к преодолению отсева учащихся из образовательных учреждений, дополнительные меры по бесспорному обеспечению санитарно-гигиенических стандартов образовательных учреждений и условий безопасного образовательного процесса.
Значение системы образования в социально-экономическом развитии области во многом определяется показателями численности и качественного состава занятых в экономике. Так, среднесписочная численность занятых в экономике 254,8 тыс. чел.; из них в промышленности - 25,2%, образовании - 15,8% (40,2 тыс. человек), сельском хозяйстве - 13,6%, в торговле и общественном питании - 8,2%.
Валовый региональный продукт (далее - ВРП) области в 2005 году составил 71100,0 млн. рублей. В соотношении на душу населения - 84,4 тыс. рублей. Доля расходов на образование в ВРП составляла в 2004 г. 4,1%.
В 2000 - 2003 годах изменение доли расходов на образование в ВРП области имеет положительную динамику. Однако в 2004 году фиксируется падение на 0,3%, что является весьма нежелательным фактом. Возможно, этот факт, объясняется некоторыми изменениями в налоговом законодательстве, которые вступили в силу в указанном году.
Анализ динамики доли расходов регионального консолидированного бюджета на образование в 2000 - 2004 годах показывает, что это сокращение в 2004 году компенсируется возрастанием доли расходов на образование регионального консолидированного бюджета. Высокое сходство динамики изменений долей расходов региональных консолидированных бюджетов на образование в соседних областях (2000 - 2004 годах) позволяет сделать предположение, что тенденции изменения доли расходов на образование в ВРП этих областей также во многом аналогичны Орловской и вызваны рядом объективных макроэкономических факторов.
Расходы ВРП на душу населения и расходы консолидированного бюджета на одного обучающегося последовательно растут. Однако темпы роста расходов ВРП на душу населения выше, чем темпы роста расходов на одного обучающегося, что не вполне оправдано.
В росте уровня оплаты труда по отрасли "Образование" (в процентах к средней месячной номинальной начисленной заработной плате в экономике) - от 63% в 2000 году до 75% в 2002 году - наблюдаются в целом положительные тенденции. В 2003 - 2004 годах происходит снижение показателей при продолжающемся росте зарплаты в абсолютных цифрах. Это объясняется тем, что темпы роста заработной платы в промышленности значительно выше, чем в образовании, где зарплата в большой мере зависит от коэффициентов, применяемых в Единой тарифной сетке (далее - ЕТС), которые принизили значение квалификации педагогических кадров и нивелировали мотивацию получения более высоких профессиональных категорий педагогов.
По комплексной оценке образовательных систем субъектов РФ, построенной на основе 32 показателей, учитывающих условия функционирования и условия развития региональных систем образования, Орловская область отнесена к III группе (индекс 0,58) вместе с такими регионами, как Московская, Свердловская, Владимирская области.
Сравнительный анализ распределения населения по уровням образования Орловской области и пяти соседствующих с ней областей и средних показателей по РФ и ЦФО определяет Орловскую область по рейтингу на 2 место (за Калужской областью).
В новейший период развития Орловской области наблюдается положительная динамика интегрального показателя качества жизни в регионе - индекса развития человеческого потенциала (далее ИРЧП) - см. таблицу 1.
Таблица
Сравниваемые регионы |
Место в рейтинге по ИРЧП в РФ |
|||
|
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Липецкая область |
9 |
6 |
9 |
6 |
Орловская область |
17 |
16 |
14 |
14 |
Курская область |
19 |
39 |
40 |
34 |
Тульская область |
56 |
57 |
49 |
49 |
Калужская область |
55 |
61 |
55 |
56 |
Брянская область |
53 |
65 |
63 |
65 |
Основное требование, предъявляемое к системе образования, - это обеспечение максимальной вовлеченности детей и подростков, доступность и качество образовательных услуг. Создание для детей равных стартовых возможностей в образовательном маршруте.
На начало 2006 года региональная система образования представлена 270 учреждениями дошкольного образования (далее - ДОУ), которые посещают 24,4 тыс. воспитанников, 598 школами, в которых обучаются 85 тыс. детей, 94 учреждениями дополнительного образования детей (59,5 тыс. обучающихся), 5 негосударственными образовательными учреждениями, в которых обучаются 384 ребенка, 27 учреждениями начального профессионального образования (10,5 тыс. обучающихся) (далее - НПО), 15 учреждениями среднего профессионального образования (12,9 тыс. обучающихся), 8 учреждениями высшего профессионального образования (40 тыс. обучающихся), 21 детским домом и школой - интернатом (2,5 тыс. воспитанников), в т.ч. 12 образовательными учреждениями со специальными образовательными потребностями (1,5 тыс. воспитанников) (рис. 1, 2).
В области осуществляется работа по реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимальной организации образовательного пространства. С 2001 по 2005 годы вследствие неблагоприятной демографической ситуации закрыто 22 образовательных учреждения и вновь создано 17, в т.ч. 5 детских садов, 2 начальные школы, 1 средняя общеобразовательная школа, 9 учреждений дополнительного образования детей; 39 школ переведе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.