Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Орловской области от 5 февраля 2010 г. N 1027-ОЗ настоящее Приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Орловской области
от 20 декабря 2006 г. N 650-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Культура Орловской области
на 2006-2010 годы"
Областная целевая программа
"Культура Орловской области на 2006-2010 годы"
16 июня 2008 г., 5 февраля, 4 августа 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Культура Орловской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Основы законодательства Российской Федерации о культуре, постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 годы)" |
Заказчик Программы |
Губернатор Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Ответственный исполнитель |
Начальник управления культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент социальной политики Орловской области |
Цели и задачи Программы |
Реализация государственной политики в сфере культуры, сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала нации, приоритетность культурного и духовного воспитания народа, обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения области, создание благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры, внедрение новых информационных технологий, формирование единого культурного пространства, адаптация сферы культуры к рыночным условиям |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности Программы |
1. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия областного значения. 2. Доля студентов, обучающихся по образовательным программам повышенного уровня. 3. Доля студентов, участвующих в международных и всероссийских конкурсах. 4. Увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении по сравнению с предыдущим годом (число мероприятий / число учреждений). 5. Книгообеспеченность (число изданий в библиотеках / число читателей). 6. Обновляемость фондов библиотек (число поступлений / к общему фонду документов). 7. Доля предоставленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда. 8. Прирост количества посещений музеев. 9. Прирост количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных. 10. Прирост количества документов на электронных носителях |
Сроки и этапы реализации Программы |
Первый этап - 2006 - 2007 годы; второй этап - 2008 - 2010 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Всего - 62 680 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 62 680 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности |
1. Сохранение историко-культурного наследия Орловской области: доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия регионального значения составит 24%. 2. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений многонациональной культуры области: доля участия студентов, обучающихся по образовательным программам повышенного, уровня составит 3,7%; доля студентов, участвующих в международных и всероссийских конкурсах и выставках, составит 16%. 3. Создание благоприятных условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурно-информационного пространства, увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении, по сравнению с предыдущим годом (число мероприятий / число учреждений) составит 1,7%. 4. Обеспечение единого культурно-информационного пространства и повышение доступности культурных благ для населения области: книгообеспеченность (число изданий в библиотеках / число читателей) составит 16,4 экземпляров; обновляемость фонда (число поступлений / общий фонд документов) составит 2,2%; доля предоставленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда составит 6,5%; количество посещений музеев на 1000 человек составит 14,0%; количество посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, на 1000 человек населения составит 25,5%. 5. Интеграция в мировой культурно-информационный процесс и повышение конкурентоспособности продуктов отечественной культуры: количество документов на электронных носителях составит 10% |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
Осуществляется заместителем Председателя Правительства области, руководителем блока социального развития Орловской области, Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области |
I. Введение
Областная целевая программа "Культура Орловской области на 2006-2010 годы" разработана во исполнение федерального законодательства и нацелена на решение задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры и определенных в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральном законе от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральном законе от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)", постановлении Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", Законе Орловской области от 6 февраля 2006 года N 579-ОЗ "О библиотечном деле в Орловской области", Законе Орловской области от 8 сентября 2008 года N 807-ОЗ "О музейном фонде и музеях в Орловской области", Законе Орловской области от 6 апреля 2004 года N 391-ОЗ "Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры, расположенных на территории Орловской области", Законе Орловской области от 30 декабря 2004 года N 475-ОЗ "О начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании в Орловской области", Законе Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области".
Реализация Программы позволит обеспечить повышение социальной роли культуры путем создания благоприятных условий для творческой деятельности, консолидации всех сил общества для решения социально значимых проблем через объединительный, нравственный, воспитательный потенциал культуры, что позволит расширить круг предоставляемых населению услуг по доступности культурных благ и информации в сфере культуры, активизировать экономические процессы развития культуры, расширить рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль.
Реализация Программы предусматривает решение вопросов по созданию конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий, развитию эстетического воспитания молодежи.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Орловская область представляет собой уникальную территорию, имеющую свои культурные корни, культурное прошлое и собственные пути развития. По богатству и значимости памятников истории и культуры всех типов область является одной из интереснейших территорий России, что в значительной степени обусловлено ее географическим положением и исторической спецификой формирования территории. Это регион с высокой степенью интенсивности культурных процессов, который в течение многих веков являлся зоной многочисленных культурных контактов.
Памятники истории и культуры, являясь одной из составляющих культурного наследия, выполняют чрезвычайно важные социальные функции, будучи наряду с природным наследием своего рода стабилизатором и неотъемлемой частью экономического и социального развития общества, неизменным условием преемственности поколений.
На государственную охрану в области поставлено 1789 памятников истории и культуры (что составляет 2,1% от всего числа памятников, расположенных на территории Российской Федерации). Из памятников, состоящих на государственной охране, 1574 имеют статус регионального значения. В том числе:
памятников археологии - 307;
памятников архитектуры и градостроительства - 561;
памятников истории и монументального искусства - 966 (в том числе воинских захоронений - 874).
В списки исторических населенных мест России по Орловской области внесено семь городов - Орел (1564 г.), Волхов (1556 г.), Дмитровск-Орловский (1782 г.), Ливны (1586 г.), Малоархангельск (1778 г.), Мценск (1147 г.), Новосиль (1155 г.).
Техническое состояние объектов культурного наследия, находящихся на территории области, характеризуется как неудовлетворительное. Подавляющее число памятников находится в ветхом состоянии, имеет значительные разрушения и утраты. До настоящего времени не уточнен объектный и имущественный состав памятников культурного наследия. Значительная часть объектов культурного наследия не имеет учетной документации и утвержденных зон охраны. Археологические исследования проведены лишь на 30% территории области.
Всесторонний анализ проблем, связанных с сохранением историко-культурного наследия, показывает необходимость применения комплексного подхода с использованием программно-целевых методов по основным приоритетным направлениям государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников истории и культуры.
В области сохранена и стабильно развивается система детского дополнительного образования, которая реализует образовательные программы художественно-эстетической направленности на базах 40 детских школ искусств. Среднее профессиональное образование представляют три образовательных учреждения среднего профессионального образования (музыкальный колледж, художественное училище, колледж культуры и искусств). Учебные заведения играют важную роль в социальной стабильности и развитии нашего общества. Средние специальные учебные учреждения являются методическими центрами, которые организуют и проводят различные конкурсы, выставки, олимпиады. Лучшие музыканты и художники представляют Орловскую область в странах Западной Европы и различных регионах России. Особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей в сельской местности, приобщению подрастающего поколения к культурно-историческим традициям. Развивается обучение редчайшим технологиям народных ремесел и промыслов (традиционные плешковские и чернышенские глиняные игрушки г. Ливны и г. Новосиль, школа кружевоплетения г. Мценска).
Реализация программных мероприятий позволит решить задачи, направленные на поддержку талантливой молодежи, развитие и совершенствование методической базы образовательных учреждений.
Сегодня на Орловщине учреждения культуры являются основными хранителями нематериального культурного наследия. Областные учреждения совершенствуют формы и методы своей деятельности, целенаправленно приобщают молодежь к истокам народной культуры, нравственно-эстетическим ценностям. Основной составляющей работы клубных учреждений области является работа кружков самодеятельного народного творчества, любительских объединений и клубов по интересам. Задачей всех организаций культуры региона является создание и развитие общей системы нравственных ориентиров, направленных на уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков.
С целью сохранения и возрождения традиционной народной культуры Орловского края проводятся многочисленные мероприятия, такие как международный фольклорный праздник "Троицкие хороводы в Орловском Полесье", День славянской письменности и культуры, областной фестиваль старинной музыки Орловщины "Родники веков", областной фестиваль "Обрядовая культура моего села", выставки декоративно-прикладного искусства. Самой распространенной формой проведения культурно-массовых мероприятий в области стали традиционные фестивали народного творчества: "Салют Победы", "Люблю тебя, моя Орловщина!", "И играла гармонь в День Победы", областные конкурсы: "Звездочка провинции", "Державы Российской орлы" и многие другие.
В Орловской области последовательно реализуется политика поддержки и развития библиотечного и информационного обслуживания различных категорий граждан и групп населения. Сейчас, во время интенсивного развития информационного общества, в библиотеках области появляется множество новых направлений и видов деятельности, связанных с формированием и освоением информационного пространства, обеспечением доступа пользователей к социально значимой информации, независимо от места проживания, органичным вхождением документного ресурса области в национальную информационную систему.
В решении указанных задач существует ряд проблем, преодоление которых позволит вывести библиотечное дело на качественно новый уровень и значительно расширить роль библиотек в современном обществе. Сегодня продолжается процесс ненормативного комплектования фондов документов библиотек на различных информационных носителях, что серьезно затрудняет работу любой библиотеки. Для этого необходимо целевым способом решать проблемы материально-технического обеспечения библиотек, внедрять в практику работы современные научно-технические решения и компьютерные технологии, активизировать деятельность по предоставлению Интернет-услуг. Благодаря реализации комплекса мероприятий, предусмотренных целевой программой, удастся добиться расширения спектра предоставляемых услуг и повысить эффективность библиотечного обслуживания населения. Визитной карточкой литературной Орловщины считаются музеи. Коллекции орловских музеев включают в себя рукописные и изобразительные материалы, редкие и мемориальные книжные издания, личные вещи, мебель, предметы археологии и многое другое. Музеи проводят большую просветительскую работу среди населения, организуют научные конференции, выставки, готовят научные публикации. Крупным литературным музеем с многочисленными филиалами является областное государственное учреждение культуры "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева". Литературные музеи размещены в исторических зданиях XIX века, часть из которых является мемориальными. В экспозициях музеев и фондах представлены уникальные экспонаты, раскрывающие творческие биографии всемирно известных русских писателей: И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, А.А. Фета, М.М. Пришвина и других.
Большую работу по научному изучению истории края проводит Областное государственное учреждение культуры "Орловский краеведческий музей". Интересные выставки, конкурсы, круглые столы, встречи с художниками, народными мастерами проводят областные государственные учреждения культуры "Орловский музей изобразительных искусств" и "Областной выставочный центр".
Значительные трудности в организации учета и хранения уникальных материалов на уровне современных требований обусловлены отсутствием у музеев фондохранилищ, соответствующих нормативным требованиям. Требуется проведение реставрации музейных экспонатов, пополнение фондов областных музеев. Необходимо проведение плановых сверок всех музейных коллекций всех видов музеев на территории области, нормативно-правовых, научно-технических условий для обеспечения безопасности музейных фондов.
За эти годы удалось реализовать значимые проекты и подготовить мероприятия в профессиональном искусстве. Продолжилась работа по сохранению лучших традиций российского репертуарного театра и музыкального искусства, реализации инновационных проектов, гастрольной деятельности, эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, популяризации песенного и инструментального фольклора Орловской области и творчества композиторов-орловцев, обеспечению стабильного финансово-экономического положения театров.
В сфере театрально-концертной деятельности расширилась гастрольная деятельность театров и филармонии, участие орловских театров в российских и международных фестивалях. Областное государственное учреждение культуры "Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева" продолжает работать над осуществлением программы "Классика", на базе театра создан курс Санкт-Петербургской Академии театрального искусства для непосредственной подготовки артистов.
В областном государственном учреждении культуры "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" преобладают спектакли музыкального жанра, адресованные широкой зрительской аудитории, успех которых определяется соединением энергии молодой части труппы с опытом зрелых мастеров. Особой популярностью пользуется программа "Сезоны европейских театров", проведение польского, французского, немецкого сезонов.
Храмом искусства для самых маленьких является областное государственное учреждение культуры "Орловский театр кукол". Театр - участник российских и международных фестивалей. Коллектив театра находится в постоянном поиске новых форм, своеобразной драматургии.
Существующие на базе областного государственного учреждения культуры "Орловская государственная филармония" Губернаторский симфонический оркестр и Губернаторский камерный хор "Лик" занимают достойное место в концертной жизни области и формируют художественный вкус орловцев на примере высоких образцов классического искусства.
Оснащение организаций культуры области существенно отстает от современных требований. Обновление специального оборудования, приобретение музыкальных инструментов, автотранспорта, средств охраны и пожаротушения, средств консервации и реставрации библиотечных фондов, информатизация решат вопросы развития и повышения качества услуг, оказываемых областными учреждениями культуры.
Требует решения проблема расширения научной, экспозиционной и выставочной деятельности областных государственных учреждений культуры "Орловский музей изобразительных искусств" и "Областной выставочный центр". Предстоит работа по завершению реконструкции домов-музеев И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, музея писателей-орловцев, третьего этажа краеведческого музея в здании торговых рядов, экспозиции военно-исторического музея, внедрению комплексной автоматизированной музейной информационной системы.
Концепция Программы исходит из того, что эффективность региональной культурной политики и ее реализация в значительной степени зависят от согласованности и взаимодействия целевых программ различного уровня, которые предполагают долевое финансирование. Включение мероприятий в Программу предусматривает процедуру отбора проектов на конкурсной основе.
III. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является реализация государственной политики в сфере культуры.
Основными задачами Программы являются:
сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала нации, приоритетность культурного и духовного воспитания народа;
обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения области;
создание благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры;
внедрение новых информационных технологий;
формирование единого культурного пространства;
адаптация сферы культуры к рыночным условиям.
IV. Сроки и основные этапы реализации Программы
Сроки и этапы реализации Программы: 2006 - 2010 годы. Первый этап - 2006 - 2007 годы; второй этап - 2008 - 2010 годы.
V. Система программных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 1 к областной целевой программе "Культура Орловской области на 2006-2010 годы".
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Сохранение историко-культурного наследия Орловской области
Основной задачей в сфере сохранения историко-культурного наследия являются выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за их сохранением и использованием. Реализация государственной политики по сохранению объектов культурного наследия проводится региональными органами государственной власти при постоянном участии и поддержке органов местного самоуправления, общественности, научных организаций, краеведов, религиозных объединений и иных организаций гражданского общества.
Основными программными мероприятиями по охране и сохранению объектов культурного наследия являются:
организация и проведение мероприятий по исследованию, проектированию, ремонту, реставрации, воссозданию и консервации объектов культурного наследия;
обеспечение объектов культурного наследия учетной документацией и проектами зон охраны;
формирование историко-культурных заповедников в исторических поселениях и районах области;
выявление и охрана объектов археологии на территории области;
создание и поддержка системы государственного учета и государственного реестра памятников истории и культуры Орловской области.
При решении этой задачи используется индикатор 1 доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия регионального значения, предусмотренный в приложении 2 к Программе.
Проблема сохранения библиотечных фондов не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом, это глобальная проблема, от решения которой зависят сохранение памяти нации, доступность обществу новой информации, идей, знаний. Библиотечные фонды областных государственных библиотек постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разный тираж, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности.
В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации, а также различных способов и технологических приемов. Ожидаемые результаты реализации указанной задачи позволят в период с 2007 по 2010 годы микрофильмировать и оцифровать краеведческое издание "Орловские епархиальные ведомости" (1865 - 1877 гг.).
Достижение указанной цели предполагает:
обеспечение нормативных условий хранения библиотечных фондов;
разработку и проведение целенаправленной политики по обеспечению сохранности библиотечных фондов в процессе их использования;
научную организацию и методическое сопровождение всех направлений библиотечной деятельности, связанных с сохранением библиотечных фондов;
внедрение и использование в практике работы библиотек сохранности документов, представленных только в оригинале и подвергшихся невосполнимому физическому износу, а также их сохранения с помощью микрофильмирования и оцифровки.
2. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений
многонациональной культуры области
На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает непрерывность воспроизводства творческого потенциала, задача сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования, поддержки уже сформировавшихся областных центров профессионального художественного образования. Государство и общество не могут обойтись без введения новых специальностей, внедрения новых технологий и интерактивных программ обучения, издания современных учебников и учебной литературы для образовательных учреждений в сфере культуры.
Художественное образование - это процесс овладения человеком художественной культурой народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности и эмоционального богатства. В числе актуальных задач, стоящих перед системой художественного образования, выделяются воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественного вкуса как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.
Система художественного образования области представляет собой стройную, сложившуюся десятилетиями систему профессионального художественного образования трехзвенной системы (школа - училище - вуз) и включает в себя эстетическое воспитание, общее и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования в Орловской области осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусств.
Анализ деятельности образовательных учреждений культуры и искусств за последние годы свидетельствует о ряде положительных тенденций в сфере художественного образования, связанных с обновлением образовательных программ, сохранением и развитием учебных творческих коллективов, формированием механизма региональной и федеральной поддержки молодых исполнителей и коллективов.
В рамках Программы предполагается проведение мероприятий по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Программные мероприятия по развитию и совершенствованию образовательной системы в области предполагают решение задач по сохранению и совершенствованию системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусств, а также расширению возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства.
Особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы образования, выявления и поддержки молодых дарований.
При решении этой задачи используются индикаторы 2, 3, предусмотренные в приложении 2 к Программе.
3. Создание благоприятных условий для обеспечения свободы слова,
творчества и развития культурно-информационного пространства
Базовой основой нематериального культурного наследия является традиционная народная культура. Приобщение к нематериальному культурному наследию - действенный инструмент профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений. Главным центром культурного воспитания, развития и досуга жителей, особенно в сельской местности, являются учреждения культуры, которые на безвозмездной основе ведут работу со всеми слоями и категориями населения. Сегодня учреждения культурно-досугового типа должны составлять достойную конкуренцию коммерческим организациям в сфере культуры. Для этого необходимо современное оснащение и укрепление материально-технической базы, внедрение в работу инновационных форм и методов. Достойное удовлетворение культурных потребностей жителей региона невозможно без финансовой поддержки.
Достижение указанной цели предполагает проведение культурных мероприятий, тематических концертов, фольклорных праздников, выставок и фестивалей, осуществление научно-просветительской, пропагандистской, издательской, образовательной деятельности, направленной на популяризацию нематериальных культурных ценностей, повышение их роли в воспитании толерантности и патриотизма.
Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и тематических концертов. При решении этой задачи используется индикатор 4, предусмотренный в приложении 2 к Программе.
Основой деятельности любой библиотеки является библиотечный фонд, представляющий организованное собрание документов. Основной задачей в настоящее время являет ся обеспечение пополнения книжных фондов областных государственных библиотек для полноценного удовлетворения информационных и читательских запросов пользователей. Для эффективного комплектования фондов необходимо ежегодное целевое финансирование, которое позволит обеспечить поступление в фонды областных библиотек наиболее востребованных изданий. Ожидаемые результаты реализации указанной цели обеспечат в период с 2007 по 2010 годы комплектование книжных фондов областных государственных библиотек, что позволит обновлять фонды за счет поступления в них новых изданий. При решении указанной задачи используются индикаторы 5, 6, предусмотренные в приложении 2 к Программе.
Ключевыми задачами политики государства в сфере культуры в условиях расширения прав субъектов Российской Федерации остаются сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных ценностей для всего населения Орловской области.
Реализация этой задачи требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов, фестивалей и выставок. При решении указанной задачи используется индикатор 9, предусмотренный в приложении 2 к Программе.
В условиях информатизации общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения формирования информационных сетей в сфере культуры.
В рамках этой задачи необходимо проведение мероприятий по изменению структуры основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий и оснащения современным оборудованием и программными продуктами для обеспечения культурной деятельности.
В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
Предусматривается перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, а также создание электронной базы данных, содержащей информацию о недвижимых памятниках истории и культуры (40 тысяч объектов), сводного каталога библиотек России и Национальной электронной библиотеки.
Особую значимость приобретает задача обеспечения сохранности и доступности предметов культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, а также обеспечение единого культурно-информационного пространства. Ожидаемые результаты реализации данной задачи представлены следующими показателями: количество посещений музеев; доля представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда. При решении этой задачи используются индикаторы 7, 8, предусмотренные в приложении 2 к Программе.
4. Обеспечение единого культурно-информационного пространства и
повышение доступности культурных благ для населения области
Особо важными в построении информационного общества и создании единого культурно-информационного пространства являются внедрение и использование современных информационных продуктов и технологий в сфере культуры, повышение доступности виртуальных продуктов для населения. В условиях постоянно возрастающей роли информации в обществе, растущего спроса на информационные продукты, роль библиотек значительно увеличивается. В рамках этой актуальной социальной задачи необходимо проведение целого комплекса мероприятий по внедрению и использованию в практике работы библиотек информационно-коммуникативных технологий и программных продуктов, по оснащению библиотек специальным оборудованием, развитию сети центров официальной, правовой и деловой информации на базе библиотек, развитию удаленного доступа пользователей, созданию информационных сетей и систем.
Реализация этой задачи требует внедрения информационных продуктов, расширения использования виртуальных продуктов. В Программе предусмотрено пополнение универсальных информационных ресурсов библиотек документами на различных носителях для увеличения количества электронных документов в структуре фондов. Это позволит удовлетворять возрастающие потребности пользователей библиотек в электронных документах. При решении указанной задачи используется индикатор 10, предусмотренный в приложении 2 к Программе.
Создание единой информационной сети в учреждениях культуры и искусств - требование сегодняшнего дня. Особое место среди задач отводится конвертации базы областных музеев.
Ускорение информатизации процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирование информационных сетей в сфере культуры в конечном итоге обеспечат положительное влияние на состояние культуры в целом, а учреждения культуры и искусств существенно расширят свою потенциальную аудиторию.
5. Интеграция в мировой культурно-информационный процесс и
повышение конкурентоспособности продуктов отечественной культуры
С целью оптимизации информационной и научно-исследовательской деятельности учреждений культуры и искусств области большое внимание уделяется издательскому делу. Наряду с возросшим количеством продукции на электронных носителях продолжается выпуск печатных материалов. Издательская деятельность расширяет культурное пространство, поддерживает отечественных производителей культурных благ и способствует продвижению на рынке продуктов сферы культуры и искусств области. Направления изданий самые разнообразные: учебные пособия, материалы по краеведению, специальная и художественная литература, сборники произведений народного творчества, нормативно-правовые документы и многое другое.
В тексте сохранена нумерация оригинала
Законом Орловской области от 4 августа 2010 г. N 1105-ОЗ в раздел VII настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет областного бюджета, различных источников и направлено на реализацию затрат по задачам Программы.
Объемы и источники финансирования:
всего - 62 680 тыс. руб.;
областной бюджет - 62 680 тыс. руб.
|
2006-2010 годы, всего |
В том числе, тыс. руб. |
||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Всего по Программе |
62 680,0 |
- |
15021 |
26 277 |
10 691 |
10 691 |
областной бюджет |
62 680,0 |
- |
15021 |
26 277 |
10 691 |
10 691 |
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Из общего объема финансирования капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
НИОКР |
3 925,0 |
- |
- |
2845 |
- |
800,0 |
Прочие нужды |
58 755,0 |
- |
15021 |
23432 |
10 691 |
9891,0 |
Законом Орловской области от 4 августа 2010 г. N 1105-ОЗ раздел VIII настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
VIII. Механизм реализации Программы
Заказчиком и координатором Программы является Правительство Орловской области. Руководителем Программы является руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области. Ответственным исполнителем - начальник управления культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области. Реализация и финансирование программных мероприятий осуществляются на основании приказа Департамента образования, культуры и спорта Орловской области. Реализация мероприятий по общим направлениям, в которых не указаны конкретные объекты, мероприятия, порядок выбора (определения), осуществляется на основании письменных обращений руководителей учреждений культуры. Департамент образования, культуры и спорта Орловской области осуществляет мониторинг и контроль за выполнением Программы.
Законом Орловской области от 4 августа 2010 г. N 1105-ОЗ раздел IX настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
IX. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляется путем контроля за ходом выполнения исполнителями мероприятий Программы. По результатам выполнения программных мероприятий директор учреждения в течение трех недель со дня проведения мероприятия предоставляет в управление культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области отчетную информацию и первичные документы, подтверждающие расходование финансовых средств, направленных на указанные мероприятия. Заказчик Программы обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
X. Социально-экономическая эффективность Программы
Программа направлена на решение важного блока задач.
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере: сохранение и развитие культурного пространства Орловской области, сохранение культурного наследия, рост объема услуг населению региона, оказываемых в сфере культуры. Инвестиции в культуру, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования направлен на формирование "человеческого капитала". Культура традиционно является отраслью, наименее адаптированной к рыночным отношениям.
В основу экономической эффективности Программы заложены:
оценка экономической эффективности наиболее значимых мероприятий;
оценка стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) области;
оценка эффективности использования музейных, библиотечных фондов.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение 1. >> Приложение 1. |
|
Содержание Закон Орловской области от 20 декабря 2006 г. N 650-ОЗ "Об областной целевой программе "Культура Орловской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.