Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IV. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности - сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности производится более 20% валового регионального продукта. Сельское население области составляет 35,8% общей численности населения области. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет 20%, в стоимости основных фондов - 10%, а в объеме инвестиций в основной капитал - около 20%. В аграрном секторе экономики занято 18% численности занятых во всех отраслях экономики области. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике региона. Орловская область располагает благоприятными агроклиматическими условиями для ведения устойчивого сельскохозяйственного производства: из полутора миллионов гектаров пашни выщелоченные и оподзоленные черноземы составляют 43%.
Однако в силу большого количества рисков уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В этой связи для обеспечения динамичного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
1. Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;
внесение минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение минеральных удобрений. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 гектар посевных площадей, исходя из возмещения за счет средств областного бюджета не более 30 % затрат на указанные цели.
Размер средств областного бюджета должен составлять не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
2. Создание системы государственного информационного обеспечения
в сфере сельского хозяйства
Рыночная система хозяйствования не может функционировать без использования информационно-интеллектуального ресурса. Современное состояние системы информационного обеспечения субъектов рыночной деятельности в аграрном секторе экономики является узким местом и сдерживает его развитие, достижение стратегических целей развития АПК без создания полноценной информационной системы становится крайне маловероятным. Форма проявления недостаточного развития системы информационного обеспечения АПК - крайне низкий охват сельскохозяйственного производителя услугами этого вида, практическое отсутствие доступа к информационно-интеллектуальному ресурсу.
Создание единой системы информационного обеспечения (ЕСИО АПК) является государственной крупномасштабной комплексной проблемой. В результате реализации подпрограммы будет значительно увеличено количество региональных органов управления АПК, предоставляющих информационные услуги в Интернет, увеличен охват региональных и муниципальных органов управления ЕСИО АПК, увеличен охват регионов и административных районов ценовым мониторингом агропродовольственного рынка и дистанционным мониторингом сельскохозяйственных угодий.
ЕСИО АПК - это территориально распределенная система, охватывающая большую часть территорий страны; ее создание и функционирование требует непосредственного участия региональных органов исполнительной власти.
Переход к программно-целевым методам бюджетного планирования позволит увеличить темпы ежегодного прироста информационных услуг.
Цель создания Системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (СГИОСХ) - формирование государственных информационных ресурсов и предоставление на их основе государственных электронных услуг сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению.
Для достижения целей программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК;
формирование государственных информационных ресурсов в сфере АПК и обеспечение доступа к ним органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК и населения;
обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении субъектам АПК электронных государственных и муниципальных услуг;
обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;
внедрение современных информационных технологий в обеспечение деятельности органов управления АПК и регулирование агропродовольственного рынка;
обеспечение предоставления электронных государственных услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы АПК России (ИТС АПК), автоматизированной информационной системы Минсельхоза России (АИС МСХ), системы дистанционного мониторинга земель (СДМЗ АПК), системы информации о рынке АПК России (СИР АПК).
Широкое использование СГИОСХ всеми субъектами АПК позволит обеспечить интеграцию и координацию процессов государственного регулирования в сфере развития АПК как единого экономического и социального комплекса Орловской области, развитие рыночных отношений и проведение государственных и административных реформ. Базой для этого явится созданное единое информационное пространство АПК, развитая система предоставления информационных услуг населению, товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и продовольствия различных форм собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
На основе единой архитектуры и единого информационного пространства АПК будет создана Система государственного информационного обеспечения сельского хозяйства Орловской области (СГИОСХ) как часть Единой системы информационного обеспечения АПК России (ЕСИО АПК), обеспечивающая реализацию необходимых информационных услуг для федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также для товаропроизводителей и сельского населения. В ЕСИО АПК будут созданы цифровые каналы связи, которые являются основой транспортной сети для организации взаимодействия между органами АПК федерального, регионального и муниципальных уровней.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности управления сельскохозяйственным производством и оперативности регулирования агропродовольственного рынка;
- увеличение социального, инвестиционного и производственного потенциала сельского хозяйства;
- обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством;
- совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК;
- формирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам в сфере АПК;
- информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении субъектам АПК государственных и муниципальных электронных услуг;
- обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;
- обеспечение предоставления государственных электронных услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности на основе развития системы рыночной информации.
3. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным
товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства
По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, действенным механизмом решения этой проблемы является создание информационно-консультационной службы. Достижение стратегических целей развития АПК без создания полноценной информационно-консультационной системы становится невозможным.
В Орловской области информационно-коммуникационные технологии активно внедряются и используются в работе органов управления областного агропромышленного комплекса. Орловский регион - один из первых в стране, где на базе областного и районных управлений сельского хозяйства и продовольствия были организованы службы ценового мониторинга и консультирования. Вместе с тем в сфере информатизации АПК и особенно консультационного обслуживания сельского населения имеется много нерешенных вопросов.
За последние годы целевое финансирование из бюджетов на программы и мероприятия развития информационно-консультационной службы АПК Орловской области не выделялось. Процесс создания системы консультационных пунктов для малых форм хозяйствования АПК находится в начальной стадии.
Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу информационно-консультационной службы и комплектование ее высококвалифицированными кадрами, формирование и постоянное пополнение информационных баз данных; использовать в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем.
Несмотря на возрастание удельного веса личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства Орловской области, сельхозтоваропроизводители, сельское население испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции.
Информационно-консультационная служба АПК Орловской области формируется Департаментом аграрной политики Орловской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, аграрными научными и образовательными учреждениями, АККОР Орловской области, другими заинтересованными предприятиями и организациями как составная часть единой трехуровневой системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Целями осуществления этих мероприятий являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к информационно-консультационным услугам, улучшение качества переподготовки и повышение квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание и развитие центров по оказанию информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в регионе (учебно-методических информационно-консультационных центров);
интеграция учебно-методических центров с системой государственного информационного обеспечения агропромышленного комплекса;
обеспечение переподготовки специалистов для работы в сфере сельского хозяйства с учетом современных энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.
Развитие информационно-консультационных учебно-методических центров предусматривается осуществлять путем реализации следующих мероприятий:
квалифицированное предоставление консультационной помощи, в том числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
методическая работа учебно-методических центров;
подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения опыта консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
интеграция информационно-консультационных центров и образовательных учреждений;
интеграция консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.
На областном уровне в г. Орле будет создан региональный информационно-консультационный центр АПК. Формируются межрайонные информационно-консультационные центры (МИКЦ) в среднем на 4 района со статусом структурных подразделений (филиалов) регионального информационно-консультационного центра АПК Орловской области. Планируется в 2008-2012 годах ежегодно открывать по одному МИКЦ.
В аграрных научно-исследовательских и образовательных учреждениях предполагается создание структурных подразделений по информационно-консультационному обеспечению АПК или выделение в штатных расписаниях должностей консультантов-организаторов ИКС с поэтапным развитием хозрасчетных принципов.
Таким образом, в течение 5 лет сельское население и сельхозтоваропроизводители всех районов области будут обеспечены информационно-консультационными услугами высокого качества.
Региональный информационно-консультационный центр будет выступать не только как организационный и учебно-методический центр ИКС АПК Орловской области, но и выполнять функции межрайонного ИКЦ для сельхозтоваропроизводителей и населения близлежащих к областному центру районов. В его структуре будут работать консультанты по широкому спектру направлений: агрономы, зоотехники, экономисты, финансисты, бухгалтеры, юристы, маркетологи, специалисты по программно-техническому обеспечению и др.
Информационное и консультационное обслуживание сельскохозяйственных производителей, особенно малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также сельского населения предусматривает:
1) формирование на областном уровне системы информационного обеспечения сельхозпроизводителей и населения, содержащей сведения:
о нормативно-правовой базе функционирования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединениях малых форм хозяйствования;
существующих организациях инфраструктуры поддержки АПК и характере предоставляемых ими услуг;
органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления, осуществляющих контрольные и надзорные функции;
существующих организациях по обучению, оказанию информационных, консультационных, маркетинговых, финансовых, лизинговых и прочих видов услуг и условиях предоставления ими услуг;
программах и проектах развития отраслей экономики региона и муниципальных образований, условиях участия в них организаций и населения;
реализуемых программах и проектах, способствующих развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
проводимых конкурсах, условиях конкурсного отбора;
2) создание пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения АПК во всех районах области при межрайонных ИКЦ и районных АККОР и органах управления АПК. Это направление работы предполагает поставку и развертывание программно-технических средств, а также проведение испытаний, ввод в действие и опытную эксплуатацию информационно-коммуникационной системы;
3) оказание консалтинговых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
4) обеспечение товаропроизводителей АПК, других субъектов рыночных отношений, населения, а также органов управления АПК оперативной, аналитической, обзорной и другой информацией о состоянии и конъюнктуре аграрного и ресурсно-технического рынков. Развитие интернет-технологий для обеспечения доступа в областные сельскохозяйственные базы данных, в том числе к рыночным информационным ресурсам;
5) издание информационных материалов для малых форм хозяйствования, кооперативов и населения, в том числе брошюр, справочников, каталогов и т. д. Через межрайонные ИКЦ они будут доводиться до пользователей в электронном и печатном виде;
6) информационную поддержку через средства массовой информации и Интернет. Планируется публиковать материалы в газетах и Интернете не реже одного раза в месяц, проводить выступления специалистов ИКС на радио и телевидении систематически, также не реже одного раза в месяц. С помощью компьютерных и коммуникационных технологий будет обеспечиваться представительство информационно-консультационной службы в Интернете, формирование и ведение сервера областной ИКС;
7) поддержку проведения выставок, ярмарок, конференций, совещаний и семинаров, круглых столов, в том числе по проблемам сельскохозяйственной потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и малого предпринимательства в сельской местности. Создание демонстрационных объектов в целях показа и распространения передового опыта ведения сельскохозяйственного производства, агробизнеса, апробации и распространения передовых технологий;
8) организацию постоянно действующей системы подготовки и повышения квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей, специалистов сельскохозяйственных предприятий и агрофирм, информационно-консультационных центров, государственных и муниципальных служащих органов управления АПК. Подготовка и переподготовка кадров будет проводиться на базе учебно-методических информационно-консультационных центров, Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области, Института профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Орловского государственного аграрного университета и других организаций. Ежегодно планируется проводить обучение и переподготовку 240-260 специалистов.
Целевыми индикаторами являются: количество созданных информационно-консультационных центров, количество оказанных услуг, количество консультантов, количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку в течение года.
Ресурсное обеспечение реализации мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовке специалистов для сельского хозяйства Орловской области будет осуществляться за счет бюджета Орловской области, а также внебюджетных источников.
Реализация мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности Орловской области позволит:
создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
обеспечить консультирование сельских жителей по вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, новым технологиям, организации производства сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции, решению экономических и финансовых проблем, оказание юридической помощи;
повысить образовательный уровень сельского населения и информированность его по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов;
создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения.
Указанные мероприятия будут способствовать решению задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
4. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных
товаропроизводителей в формировании региональной аграрной политики
Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании региональной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными органами исполнительной власти Орловской области и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, докладов о ходе и результатах реализации Программы;
обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
предоставление необходимой информации для формирования и реализации региональной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации региональной аграрной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.