Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Орловской области
"Об областной целевой программе
"Модернизация системы образования
в Орловской области на 2009-2010 годы"
Областная целевая программа
"Модернизация системы образования Орловской области
на 2009-2010 годы"
(Утв. Законом Орловской области от 25 декабря 2008 г. N 869-ОЗ)
13 августа, 30 декабря 2009 г.
Законом Орловской области от 30 декабря 2009 г. N 1020-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
Модернизация системы образования Орловской области
на 2009-2010 годы"
Наименование Программы |
областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области"; постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования"; постановление Коллегии Орловской области от 27.10.2008 г. N 331 "Об утверждении примерного положения об установлении новой отраслевой системы оплаты труда работникам муниципальных общеобразовательных учреждений" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Руководитель Программы |
Руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской Области |
Основной разработчик Программы |
Департамент социальной политики Орловской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2010 годы: 1 этап - 2009 год; 2 этап - 2010 год |
Основные цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: повышение доступности и качества предоставляемых населению области образовательных услуг через: - приведение содержания и качества общего образования в соответствие современным и прогнозируемым потребностям регионального рынка труда и личности; - обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства; - концентрация и эффективное использование кадровых, финансовых и материальных ресурсов. Основными задачами Программы являются: - создание в Орловской области оптимальных условий, способствующих развитию системы доступного и качественного образования; - оптимизация структуры сети образовательных учреждений с учетом экономической специфики области; - развитие региональной системы оценки качества образования; - расширение общественного участия в управлении образованием; - создание оптимальных условий для социальной защищенности работников системы образования через введение отраслевой системы оплаты труда; - оптимизация бюджетных расходов в целях качественной организации учебно-воспитательного процесса |
Перечень основных мероприятий Программы |
- организационно-кадровая и правовая работа, методическое сопровождение проекта; - введение отраслевой системы оплаты труда работников образования (ОСОТ); - реструктуризация и развитие сети образовательных учреждений региона для обеспечения условий получения качественного образования независимо от места жительства; - развитие региональной системы оценки качества образования; - расширение общественного участия в управлении образованием |
Исполнители Программы |
Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, муниципальные органы управления образованием (по согласованию) |
Ответственный исполнитель |
Управление образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Объемы и источники финансирования |
1-й этап: средства областного бюджета, перечисляемые в виде субвенций на исполнение полномочий в рамках реализации Программы, в общем объеме 271961,2 тыс. рублей; 2-й этап: средства областного бюджета, перечисляемые в виде субвенций на исполнение полномочий в рамках реализации Программы, в общем объеме 271961,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты Программы и ее целевые показатели |
- рост заработной платы работников образовательных учреждений области более чем на 50 % в сравнении с 2006 годом; - установление средней заработной заработной платы педагогическим работникам в размере более 10 000 рублей; - реорганизация сети общеобразовательных учреждений с численностью до 20 учащихся; - реорганизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования путем присоединения или слияния (с 31 учреждения до 26); - реорганизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем присоединения или слияния (с 20 учреждений до 15); - формирование 150 базовых общеобразовательных учреждений области, оснащение их современным учебным и учебно-наглядным оборудованием; - формирование нормативной правовой базы для создания 8 образовательных округов, разработка принципов построения социокультурных центров; - обеспечение подвоза учащихся к месту учебы; - обеспечение доли выпускников, сдавших итоговую аттестацию за курс основной и полной средней школы в форме ЕГЭ, до 89 %; - обеспечение показателей эффективности (удовлетворенности) качеством образовательных услуг выпускников образовательных учреждений на уровне 85 % |
Контроль за исполнением Программы |
Правительство Орловской области |
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
Областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс развития принципов доступности и качества предоставляемого образования независимо от места жительства. С учетом действующего законодательства программные мероприятия ориентированы на широкий социальный слой населения области различного возраста.
Причинами разработки Программы являются:
- сохраняющаяся на протяжении 10 лет тенденция к сокращению численности учащихся общеобразовательных учреждений в среднем на 1000-1200 человек в год и, как следствие, острый дефицит кадров в различных сферах деятельности;
- ежегодный рост расходов бюджета региона на осуществление целей и выполнение задач дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования при сохранении низкой средней заработной платы работников системы образования (7 200 рублей) и неоправданно высоких средних расходов на содержание одного учащегося (до 36 000 рублей);
- отсутствие эффективной системы поощрения работников системы образования в вопросах результативности обучения и воспитания, равно как и конкурентных отношений внутри системы;
- необходимость дифференцированного подхода к вопросам материально-технического и методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса, регулирование данных отношений посредством создания базовых школ и округов;
- слабое участие общественности в решении вопросов деятельности образовательных учреждений, отсутствие единой региональной базы данных системы образования, индикативных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.
Качественный анализ, проведенный в течение 2006-2008 годов, позволяет сегодня определить перечень проблем системы образования Орловской области и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу. Региональный паспорт системы образования Орловской области представлен в приложении 2 к данной Программе.
Демографическая составляющая характеризуется как регрессивная и связана с сокращением рождаемости. С 1999 года в области произошло уменьшение учащихся первых классов на 30 %. Как следствие - за период 2006-2008 годов наблюдается ежегодное сокращение учащихся общеобразовательных учреждений на 1200 человек. Это - в свою очередь - порождает проблемы, связанные с наполняемостью классов, распределением почасовой нагрузки педагогов, числом выпускников школ и студенческой молодежи. В конечном итоге наблюдается дефицит рабочих кадров в отраслях производства региона. Стабилизация демографической ситуации прогнозируется лишь к 2012 году на уровне 2002 года.
Соотношение учащихся общеобразовательных учреждений (далее - школ) в городе и на селе примерно одинаково и составляет 36 266 детей в городе (49 %) и 38 095 детей на селе (51 %). Наполняемость школ от проектной численности в городской местности составляет 86,5 %, в сельской - 52,3 %.
При этом в муниципальных образованиях, имеющих одинаковую сеть школ, показателей состояния системы, существенно различается структура фонда оплаты труда и расходы на одного обучающегося (стоимость обучения одного обучающегося колеблется от 680 до 9120 рублей в городе и от 935 до 36000 рублей в сельской местности).
Число обучающихся на одного педагога неравномерно распределяется в разных муниципальных образованиях области: от 6 обучающихся в сельской местности до 13 обучающихся в городах. При этом не всегда большой объем расходов, связанных с содержанием одного обучающегося, гарантирует высокие качественные показатели предоставляемых ему образовательных услуг.
В среднем по Орловской области наполняемость классов в школах стабильно сохраняется на уровне 15 обучающихся: в городе - 20,6 обучающихся, на селе - 8,3 обучающихся.
Среднеотраслевая заработная плата составляет 7,2 тыс. рублей в 2008 году, что на 25 % ниже среднеобластной. Заработная плата педагогического работника с 20-летним стажем и нагрузкой 18 часов в неделю при первой квалификационной категории в сельской школе не превышает 7,5 тыс. рублей (с учетом 25 %-й надбавки за работу в сельской местности). В городской школе такой педагогический работник будет получать на 30 % меньше при двухсменном режиме работы. При этом коэффициент совместительства на протяжении 5-ти лет остается на уровне 1,5.
Действующий механизм оплаты труда педагогического работника по единой тарифной сетке не дает возможности стимулирования образовательной и воспитательной деятельности, так как надтарифный фонд образовательного учреждения составляет не более 25 % от фонда оплаты труда.
При этом существующая система доплат и надбавок фактически не учитывает такие важные характеристики педагогического работника, как стаж работы, качество образовательных услуг, ученые степени.
Особенностью региональной системы образования является то, что в ней доминирует сельская школа: из 579 функционирующих общеобразовательных учреждений 450 (78 %) составляют сельские общеобразовательные учреждения, в которых обучается 51 % от общей численности контингента школьников.
В настоящее время из 450 сельских школ:
- 42 школы - с численностью менее 10 обучающихся;
- 43 школы - с численностью от 10 до 20 обучающихся;
- 158 школ - с численностью от 20 до 50 обучающихся;
- 101 школа - с численностью от 50 до 80 обучающихся;
- 106 школ - с численностью от 80 и более обучающихся.
При этом качественные показатели работы сельских малокомплектных школ характеризуются следующими чертами:
- более низкие результаты ЕГЭ в сравнении со среднеобластными показателями;
- более изношенная материально-техническая и учебно-методическая база, не обновлявшаяся на протяжении последних 15-ти лет;
- обострение кадровой проблемы: 13,6 % работающих педагогов - пенсионного возраста, 36,7 % - возраста 48-52 лет;
- высокие затраты на обучение одного обучающегося (до 36 000 рублей);
- низкая организация безопасности образовательного процесса.
При этом сельские малокомплектные школы содержат значительный штат обслуживающего и вспомогательного персонала.
Однако неверным представляется суждение о том, что ликвидация сельских малокомплектных школ может привести к значительной экономии бюджета.
С помощью сопоставления данных текущих расходов консолидированного бюджета в отдельных районах области с затратами на проведение оптимизации сети образовательных учреждений путем их сокращения (ликвидации) установлено среднее увеличение бюджетных затрат на 20-30 %.
Следует добавить, что при реализации такого подхода к реформированию системы образования неизбежно значительное социальное напряжение, связанное с оттоком детей и молодежи из села.
Конструктивно решить эти и ряд других проблем системы образования области возможно путем проведения поэтапной модернизации, основные направления которой позволят:
- оптимизировать лимиты бюджетных средств, направленные на выплату заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений, перейти на отраслевую систему оплаты труда с прогнозируемым ростом более 50 %;
- оптимизировать сеть образовательных учреждений области через реорганизацию малокомплектных школ;
- преобразовать сеть сельских школ, обеспечив качественные необходимые условия для обучения и воспитания детей в сельской местности;
- создать механизм взаимосвязи финансирования учреждения и качества образовательных услуг, предоставляемых каждому обучающемуся, стимулировать работу образовательных учреждений по повышению качества образования.
Поэтапное проведение реформирования системы образования Орловской области при широком общественном обсуждении, использовании средств массовой информации будет способствовать не только улучшению показателей доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, но и создаст реальные предпосылки для соблюдения социальных гарантий педагогическим работникам области.
2. Цели и задачи программы, сроки и этапы реализации
Программа разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, учитывает основные положения стратегии социально-экономического развития Орловской области на долгосрочную перспективу, а также демографическую ситуацию в регионе. Мероприятия Программы реализуются в соответствии с сетевым графиком (приложение 1 к Программе) и ориентированы на выполнение целевых индикативных показателей до 2010 года (приложение 3 к Программе).
Проект соответствует региональным приоритетам в сфере образования:
- развитие интеллектуального и профессионального потенциала региона как основы обеспечения доступности качественного образования для успешной самореализации личности;
- обеспечение безопасности и улучшение здоровья обучающихся;
- повышение социального статуса педагогического работника;
- инновационное развитие системы образования;
- оптимизация и развитие сети образовательных учреждений.
Программа модернизации системы образования Орловской области представляет собой комплекс задач по реализации государственной политики в Орловской области по формированию доступной, качественной и эффективной системы образования.
Целью Программы модернизации системы образования Орловской области является повышение качества образовательных услуг через:
- приведение содержания и качества образования в соответствие современным и прогнозируемым потребностям регионального рынка труда и личности;
- обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства;
- концентрацию и эффективное использование кадровых, финансовых и материальных ресурсов.
Задачи, решение которых должно обеспечить достижение поставленной цели, раскрываются в основных направлениях Программы модернизации системы образования Орловской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" определены основные критерии конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования:
1) рост заработной платы педагогических работников, связанный с введением новых систем оплаты труда;
2) повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки качества образования;
3) создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;
4) обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.
Основными принципами реализации проекта модернизации системы образования на территории Орловской области являются:
1) комплексный подход к реализации проекта;
2) учет интересов всех социальных групп, проживающих на территории области, в том числе в разрезе каждого муниципального образования;
3) правовое обеспечение проводимых изменений;
4) поэтапное осуществление преобразований, проводящихся в щадящем режиме с учетом интересов всех социальных групп;
5) информированность и открытость проводимых мероприятий.
Программа модернизации системы образования Орловской области реализуется в два этапа:
1) первый этап (2009 год) - подготовительный, в течение которого разрабатывается нормативно-правовая основа направлений модернизации системы образования.
На этом этапе к исполнению положений Программы модернизации системы образования приступают 27 муниципальных образований области, реализующих с 1 января 2009 года направления модернизации системы образования на базе общеобразовательных учреждений.
С этого же периода времени реализуется комплекс практических мероприятий по:
- переходу на отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
- оптимизации сети сельских малокомплектных школ с численностью менее 10 учащихся в соответствии с перечнем (приложение 4 к Программе);
- развитию региональной системы оценки качества образования и переходу к итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ;
- определению базовых муниципальных общеобразовательных учреждений в объеме 50 % от контрольных показателей 2010 года в соответствии с примерным Положением о базовом общеобразовательном учреждении, утверждаемым Правительством Орловской области, формированию нормативной правовой базы для создания восьми образовательных округов, разработке принципов построения социокультурных центров;
- расширению общественного участия в управлении общеобразовательным учреждением через создание Управляющих Советов (Советов Учреждений) в соответствии с примерным положением об Управляющем Совете (Совете Учреждения) образовательного учреждения, утверждаемым Правительством Орловской области;
2) второй этап (2010 год) - реализация направлений модернизации системы образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов.
С этого же периода времени реализуется комплекс практических мероприятий по:
- переходу на отраслевую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов;
- оптимизации сети сельских малокомплектных школ с численностью менее 20 учащихся; оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования;
- определению базовых муниципальных общеобразовательных учреждений в объеме 100 % от контрольных показателей 2010 года;
- развитию региональной системы оценки качества образования и реализации штатной процедуры итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ;
- расширению общественного участия в управлении образовательным учреждением через создание Управляющих Советов (Советов Учреждений) в образовательных учреждениях всех типов и видов;
- формированию банка данных базовых муниципальных общеобразовательных учреждений и реализации программ материально-технического и учебно-методического оснащения;
- реализации индикативной методики оценки эффективности деятельности образовательных учреждений области.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий строится в соответствии с основными критериями модернизации образования Орловской области:
3.1. Введение отраслевой системы оплаты труда работников образования (с 1 января 2009 года)
Суть состоит в отказе от единой тарифной сетки по оплате труда и поэтапному переходу к отраслевой системе оплаты труда работников образовательных учреждений.
Существующая в настоящее время единая тарифная система оплаты труда в системе образования имеет следующие недостатки:
- низкий уровень ставок (окладов) заработной платы, что не обеспечивает повышения социального статуса педагогического работника и не стимулирует его работу, не обеспечивает привлечение и закрепление в системе образования молодых и высококвалифицированных специалистов;
- отсутствие мотивации к качественному результату труда, т.к. не учитываются в полной мере уровень профессионального образования, квалификация, спецификация и особенности организации труда по критериям ответственности и напряженности, обесценивается творческая составляющая труда педагогического работника.
В этой связи актуальным является создание механизма повышения уровня оплаты труда в системе образования и стимулирования качественных результатов деятельности педагогических работников.
На отраслевую систему оплаты труда (далее - ОСОТ) будут переводиться:
- в 2009 году - педагогические работники, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
- в 2010 году - педагогические работники, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал всех типов и видов областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Цель введения ОСОТ - повышение мотивации педагогического работника на предоставление высококачественной образовательной услуги.
Введение ОСОТ призвано решить следующие задачи:
- гарантировать размер заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;
- установить зависимость размера заработной платы от квалификации работников, занимаемой должности, сложности выполняемых работ, качественных результатов труда;
- изменить подходы к системе аттестации педагогических кадров;
- использовать эффективные модели государственно-общественного управления образованием.
В процессе модернизации существующей системы оплаты труда планируется:
- ввести базовые размеры ставок (окладов) работников как гарантии оплаты труда работника и единицы расчета;
- осуществить дифференциацию ставок (окладов) в зависимости от уровня образования, профессионального стажа, занимаемой должности в целях обеспечения справедливого вознаграждения за труд различной степени сложности;
- обеспечить связь заработной платы с качеством и результативностью труда путем разделения фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части.
Введение ОСОТ позволит:
- повысить качество образования через связь размера оплаты труда и результатов работы;
- увеличить размер стимулирующей части фонда оплаты труда до 40 %;
- повысить в 2010 году средний размер заработной платы педагогического работника более чем на 50 % в сравнении с 2006 годом;
- усовершенствовать систему аттестации педагогических и управленческих кадров.
Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда за результативность и качество труда должно производиться по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
3.2. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства
В настоящее время условия образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях не соответствуют современным потребностям потребителей образовательных услуг и характеризуются следующими чертами:
- недостаточная материально-техническая база школ, особенно информационная и практико-лабораторная - 80 % учебного оборудования для занятий физикой, химией, биологией используется в общеобразовательных учреждениях более 20 лет;
- ограниченность выбора обучающимися старшей ступени профилей в рамках отдельного общеобразовательного учреждения, что затрудняет переход на профильное обучение как средство индивидуализации обучения, раннего профессионального самоопределения и социализации обучающихся;
- обострение кадровой проблемы: старение педагогических кадров (удельный вес учителей пенсионного возраста в среднем по области составляет 12,8 %; 52,2 % учителей имеют стаж более 20 лет); дефицит кадров по ряду профилей учительских профессий (иностранный язык, история и обществознание, основы безопасности жизнедеятельности); снижение уровня образования и квалификации, особенно сельских учителей (в городских общеобразовательных школах 90,9 % педагогов имеют высшее образование, в сельских - 74,3 %; высшую квалификационную категорию на селе имеют 8,8 % учителей, в городе - 21 %).
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений является основным механизмом решения перечисленных проблем.
Цель оптимизации сети общеобразовательных учреждений - обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства при условии рационального высвобождения ресурсов внутри системы с последующей их концентрацией и эффективным использованием.
Основные задачи развития сети общеобразовательных учреждений:
- обеспечение пространственной доступности ее услуг;
- предоставление возможности выбора индивидуальной образовательной траектории обучающимися через введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также интеграцию и кооперацию с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- обеспечение доступности качественного образования сельских школьников за счет использования дистанционных форм и методов обучения;
- обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.) в системе образования.
Приоритетные направления работы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений:
- реорганизация малокомплектных муниципальных общеобразовательных учреждений численностью менее 10 учащихся путем присоединения их к базовым школам (I этап);
- реорганизация малокомплектных муниципальных общеобразовательных учреждений численностью менее 20 учащихся путем присоединения их к базовым школам, а также оптимизация сети областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, специализированных (коррекционных) образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования по принципу профильности и общности решения образовательных задач (II этап);
- создание базовых общеобразовательных школ (до пяти в каждом муниципальном образовании);
- создание системы дистанционного обучения.
3.3. Развитие региональной системы оценки качества образования
Основная цель реализации данного направления - приведение качества образования в соответствие с современными и прогнозируемыми потребностями потребителей образовательных услуг (ученика, родителей, государства). Механизмом достижения этой цели является развитие региональной системы оценки качества образования, т.к. именно система оценки качества образования отвечает за выявление отклонений фактических результатов образовательного процесса от целевых показателей.
В системе образования Орловской области создана основа для моделирования единой региональной системы оценки качества образования (РСОКО), реализуются процедуры контроля и оценки качества образования:
- лицензирование образовательной деятельности;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников;
- контрольно-инспекционная деятельность;
- аттестация педагогических и руководящих работников;
- мониторинг качества образования, экспертиза программ развития образовательных учреждений.
В области создано областное государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", занимающееся организацией, проведением оценки качества образования и анализом ее результатов.
В регионе внедрена система внешней независимой оценки качества образования - единый государственный экзамен (ЕГЭ) по 11 предметам. С 2009 года система образования области переходит к проведению ЕГЭ в штатном режиме.
Цель развития региональной системы оценки качества образования - выстраивание механизмов получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации о состоянии качества образования в регионе, причинах, влияющих на его уровень.
Задачи развития региональной системы оценки качества образования:
- совершенствование регионального законодательства в сфере контроля и оценки качества образования;
- формирование системы индикативных показателей качества образования;
- разработка и внедрение комплекса показателей качества образования, необходимого для успешной социализации, профессионального самоопределения и самореализации личности;
- совершенствование системы аттестации педагогических и управленческих кадров, учитывающей результаты оценки качества образования;
- совершенствование информационного обеспечения;
- совершенствование организационно-методического и технологического обеспечения процедур контроля и оценки качества образования.
Индикаторы реализации данного направления представлены ниже.
Показатель |
Факт |
План |
||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Количество учебных предметов для проведения итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ |
10 |
12 |
12 |
12 |
Доля выпускников образовательных учреждений, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ |
93,3 |
94 |
97 |
98 |
Доля выпускников образовательных учреждений, проходящих итоговую аттестацию по 3-м и более предметам в форме ЕГЭ |
68,9 |
72 |
80 |
91 |
Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию |
16,2 |
32 |
64 |
80 |
Законом Орловской области от 30 декабря 2009 г. N 1020-ОЗ в пункт 3.4 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
3.4. Расширение общественного участия в управлении образованием
Принципы государственной политики в области образования определяют развитие демократического государственно-общественного характера управления образованием как основы формирования гражданского общества. В то же время активное участие общественных институтов в решении образовательных проблем является основным условием успешности реализации Программы модернизации системы образования области.
В управлении системой образования Орловской области сложился позитивный опыт взаимодействия государственной и общественной составляющих.
Во всех образовательных учреждениях области имеются органы самоуправления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая: функционируют педагогические советы, методические объединения, созданы советы учреждений, работают попечительские советы, действуют родительские комитеты.
В муниципальных образованиях созданы районные (городские) советы по образованию, советы директоров учреждений, родительские комитеты.
Тем не менее в настоящее время сохраняется административный стиль в управлении образовательным учреждением, общественное участие в управлении образованием в целом является незначительным, особенно влияние общественности на формирование и реализацию заказа на оказание образовательных услуг.
Задачами общественного участия в управлении образованием являются:
- создание системы формирования, предъявления и исполнения регионального и территориальных заказов на оказание образовательных услуг, определяющих содержание, формы и качество образования, направления профилей образования;
- обеспечение независимой оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений;
- контроль за эффективным и прозрачным использованием бюджетных средств, в том числе участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образования;
- осуществление общественной экспертизы и мониторинга развития образования.
Основными направлениями деятельности по расширению общественного участия в управлении образованием являются:
- совершенствование существующей системы государственно-общественного управления образованием через развитие действующих форм общественного самоуправления (советов образовательных учреждений, попечительских советов и др.) и освоение новых организационных моделей общественного самоуправления (управляющих советов и др.);
- создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы образования через введение в практику работы образовательных учреждений и органов управления образованием публичных докладов (отчётов) по итогам работы, создание и развитие сайтов образовательных учреждений в сети Интернет;
- расширение общественного участия в оценке качества образовательных услуг путем обеспечения прозрачности процедуры ЕГЭ при участии общественных наблюдателей в пунктах проведения экзаменов и совершенствования механизмов общественной экспертизы (участие общественности в государственной аккредитации образовательных учреждений, в проведении экспертизы в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование").
Система программных мероприятий
Законом Орловской области от 30 декабря 2009 г. N 1020-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
4. Организационно-экономические и финансовые механизмы реализации
программы, контроль за ходом ее реализации
Механизм реализации Программы осуществляется через организационно-финансовую систему обеспечения мероприятий и направлений областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы".
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Орловской области и иных источников.
Прогнозный объем финансирования Программы на 2009 - 2010 годы составляет:
2009 год - 271961,2 тыс. рублей,
2010 год - 271961,2 тыс. рублей.
Законом Орловской области от 30 декабря 2009 г. N 1020-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
5. Ресурсное обеспечение программы
Областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" носит комплексный инновационный характер и призвана обеспечить динамичное развитие региональной образовательной системы в условиях реализации современной и перспективной социально-экономической моделей России и Орловской области.
Мероприятия 1-го этапа реализации Программы подразумевают финансовое обеспечение из средств бюджета Орловской области в общем объеме 271961,2 тыс. рублей.
Мероприятия 2-го этапа Программы подразумевают финансовое обеспечение из средств бюджета Орловской области в общем объеме 271961,2 тыс. рублей.
Корректировка и индексация объемов финансирования производятся ежегодно с учетом выполнения требований Программы и промежуточной оценки ее эффективности.
По направлениям финансирование областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009 - 2010 годы" (тыс. рублей) представлено в таблице:
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования Программы |
||
Всего по Программе |
в том числе по годам |
||
2009 г. |
2010 г. |
||
Всего |
543922,4 |
271961,2 |
271961,2 |
из них |
|
|
|
областной бюджет |
543922,4 |
271961,2 |
271961,2 |
из общего объема: |
|
|
|
Капитальные вложения, всего |
0 |
0 |
0 |
НИОКР, всего |
0 |
0 |
0 |
Прочие расходы, всего |
543922,4 |
271961,2 |
271961,2 |
из них: |
|
|
|
областной бюджет |
543922,4 |
271961,2 |
271961,2 |
из них по мероприятиям: |
|
|
|
Введение отраслевой системы оплаты труда работников образования (ОСОТ) |
529462,4 |
264731,2 |
264731,2 |
из них: |
|
|
|
областной бюджет |
529462,4 |
264731,2 |
264731,2 |
Оснащение базовых школ современным учебно-наглядным оборудованием |
2260,0 |
1130,0 |
1130,0 |
из них: |
|
|
|
областной бюджет |
2260,0 |
1130,0 |
1130,0 |
Оснащение базовых школ школьными автобусами |
12200,0 |
6100,0 |
6100,0 |
из них: |
|
|
|
областной бюджет |
12200,0 |
6100,0 |
6100,0 |
6. Оценка эффективности деятельности образовательной отрасли
Орловской области
Приоритетными направлениям работы системы образования Орловской области являются обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
На протяжении всего периода деятельности по обучению и воспитанию детей областная система образования зарекомендовала себя как высококвалифицированная, наукоемкая отрасль, способная качественно выполнять задачи по обучению подрастающего поколения и профессиональной подготовке кадров.
По состоянию на 1 октября 2008 года региональная сеть образовательных учреждений насчитывает 925 образовательных учреждений, в которых обучается 111 556 человек. Ежегодно более 20 000 детей переходят на новую ступень обучения.
В области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании самых современных методик и программ.
Это, во-первых, система дошкольного образования, в которую входит 200 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В них обучается и воспитывается 25 752 ребенка.
Во-вторых, это система общеобразовательных учреждений, 40 % из которых имеют статус лицеев, гимназий, являются региональными экспериментальными площадками. В 579 общеобразовательных учреждениях обучается 74 321 школьник.
В-третьих, это система профессионального образования, образовательные учреждения которой объединены в комплексы непрерывного образования. В 31 областном государственном образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования обучается 9 331 учащийся и студент.
В-четвертых, это система дополнительного образования, играющая важную воспитательную роль, способствующая развитию личностных качеств детей разного возраста. 95 учреждений дополнительного образования детей посещают 42 000 детей и подростков.
И, наконец, это специальные (коррекционные) образовательные учреждения, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 20 учреждениях данных типов воспитывается и обучается 2 152 ребенка.
В области трудится более 19 000 педагогических работников, из них имеют высшую квалификационную категорию - 2 152, звание "Заслуженный учитель" - 138, знак "Почетный работник образования" - 1 786.
Стратегической задачей модернизации системы образования Орловской области является повышение качества образовательных услуг для населения, доступности качественных образовательных услуг для всех граждан независимо от места жительства, эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование.
Основные направления модернизации системы образования:
- введение отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ), обеспечивающей рост доходов педагогических работников в зависимости от качества и результатов труда;
- развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО);
- развитие сети общеобразовательных учреждений: создание условий для получения каждым ребенком качественного доступного общего образования независимо от места жительства;
- расширение общественного участия в управлении образованием.
Ключевым условием введения ОСОТ в общеобразовательных учреждениях является принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных принципов новой системы оплаты труда: разделение оплаты труда на базовую и стимулирующую часть, учет в базовой части всех видов деятельности учителя, численности обучающихся, особенностей образовательных программ, участие органов государственно-общественного управления в распределении стимулирующей части оплаты труда.
Основными параметрами успешности комплексной модернизации в части развития РСОКО, сети общеобразовательных учреждений и общественного участия в управлении образованием являются достижение образовательными учреждениями запланированных значений по следующим показателям:
- доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, самоподготовки, занятий творчеством и спортом;
- доля общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган государственно-общественного управления образованием (школьный совет), наделенный управленческими полномочиями, в том числе - по оценке результативности работы учителя в рамках распределения стимулирующей части оплаты труда;
- возрастной и гендерный состав, процент сменяемости педагогических работников.
На первом этапе (первый год реализации проекта) основной упор делается на введение новых финансово-экономических механизмов и создание иных стимулов по всем направлениям комплексной модернизации образования для совершенствования структуры сети и структуры занятости работников, появления новых представлений о качестве образования:
- определение базовых общеобразовательных учреждений и усиление их оснащенности, развитие инфраструктуры, обеспечивающей их транспортную доступность;
- создание в образовательных учреждениях общественных органов управления, разработка регламентов по осуществлению ими предоставленных полномочий;
- предоставление образовательным учреждениям финансово-хозяйственной самостоятельности и организация повышения квалификации руководителей учреждений по основным вопросам хозяйствования в новых экономических условиях;
- освоение и внедрение технологий независимой внешней оценки качества образования.
На втором этапе (второй год реализации проекта) это должно привести к активизации процессов развития сети на муниципальном уровне, оптимизации штатных расписаний учреждений, выработке и принятию на региональном уровне обновленных представлений о современном качестве образования, разработке подходов к совершенствованию систем оценки качества образования с учетом новых представлений о нем, разработке и внедрению адекватных моделей повышения квалификации учителей.
Также планируется рост активности педагогических работников в освоении и применении современных образовательных технологий, произойдет обновление системы аттестации руководящих и педагогических кадров, на системном уровне появятся существенные положительные изменения в качестве условий получения образования и предоставляемых образовательных услуг.
Существующие риски:
1) педагогические работники и общественность недостаточно информированы о сути изменений. Для недопущения этого риска организованы широкие общественные информирование хода комплексной модернизации во всех муниципальных образованиях. Большое число учителей и родителей вовлечены в разработку и обсуждение новшеств;
2) система повышения квалификации не всегда готова предоставить эффективную поддержку процессов модернизации. Разрабатываются предложения по обновлению этой системы, переходу на современные финансово-экономические механизмы и принципы;
3) система образования становится открытой и восприимчивой к запросам граждан. Педагогическое сообщество постепенно принимает идею внешней независимой оценки результатов своего труда с участием общества.
Современный директор становится эффективным менеджером, а современный учитель - умелым организатором успешной неалгоритмизированной учебной и внеучебной деятельности ребенка.
С 2006 года Орловская область включилась в процесс реализации основных направлений национального проекта "Образование".
На сегодняшний день сформирована региональная законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять полномочия по реализации проекта на областном и муниципальном уровнях. Заключены соответствующие соглашения между Правительством области и федеральными органами государственной власти. Бюджетом области предусмотрены средства для обеспечения софинансирования мероприятий национального проекта.
1. Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства пропорционально численности обучающихся в классах.
В 2006-2007 учебном году 6 250 классным руководителям образовательных учреждений области выплачено 86,2 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 61,5 млн. рублей и 24,7 млн. рублей из средств регионального бюджета.
В 2007-08 учебном году данное вознаграждение получили 5 944 классных руководителя, в том числе из федерального бюджета выплачено 58,5 млн.рублей и 28,9 млн.рублей за счет средств регионального бюджета.
В текущем учебном году предусмотрена выплата более 80 млн. рублей для 5 670 педагогов, выполняющих функции классного руководителя.
2. Поощрение лучших учителей. Ежегодно, начиная с 2006 года, путем открытого регионального конкурса на основе общественной экспертизы отбираются 58 учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. рублей. Кроме того, установлены премии Губернатора области для данной категории педагогов, позволящие ежегодно дополнительно поощрить 20 учителей премией по 50 000 рублей.
На сегодняшний день обладателями грантов Президента России и Губернатора области стали 234 педагогических работника. При этом в области действует система дополнительных выплат молодым педагогам; сохранена надбавка 25 % за работу в сельской местности; устанавливается 15 % надбавка учителям, подготовившим победителей предметных олимпиад.
3. Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 17 школ, отобранных в области по итогам открытого конкурса, получают государственную поддержку в размере 1 млн. рублей каждая. Сегодня в области 51 такое образовательное учреждение. За период реализации национального проекта еще 40 учреждений образования получили премии Губернатора области в размере по 200 000 рублей.
4. Информатизация образования. Полностью завершено подключение школ области к сети Интернет. Оборудовано 403 компьютерных класса, более 2,5 тысяч педагогов области прошли курсы повышения квалификации по информационным коммуникативным технологиям.
5. Оснащение школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в школы области производится поставка нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски).
В рамках Соглашения с Федеральным агентством по образованию Орловская область получила 161 комплект кабинетов, приобретено за счет средств областного бюджета 53 комплекта. В соответствии с заявками муниципальных образований данные кабинеты распределены в школы области и переданы на баланс муниципалитетов.
6. Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и областного бюджетов. По данному направлению Орловская область получила 32 оборудованных для перевозки детей автобуса за счет средств федерального бюджета, закуплен и поставлен в школы 21 автобус за счет средств областного бюджета. Школьными автобусами доставляется к месту учебы 1 886 детей, что составляет 37 % от необходимого количества.
7. Государственная поддержка талантливой молодежи.
Данное направление приоритетного национального проекта предусматривает ежегодное определение юных талантов. В соответствии с Указом Президента России победители российских и призёры международных олимпиад получают премии по 60 тыс. рублей, и победители региональных и призёры российских олимпиад - получают премии по 30 тыс. рублей.
Лауреатами премии Президента России за три года стали 107 юных орловцев. Кроме того, одаренным детям установлены стипендии Губернатора области, глав администраций районов. Ежегодно вручаются премии молодым ученым, стипендии аспирантам и студентам - отличникам вузов и ССУЗов. В текущем учебном году стипендии Губернатора области получают более 1 000 учащихся общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования, студентов средних и высших учебных заведений, аспирантов, достигших особых успехов в учебной и научной деятельности как в целом по курсу, так и по отдельным дисциплинам.
Ежегодно 6 молодых ученых награждаются премией Губернатора Орловской области по 25 тысяч рублей.
8. На сегодняшний день создан и успешно функционирует Региональный центр оценки качества образования. Для его оснащения привлечено более 4 млн. рублей федеральных средств. Центр выдержал эксперимент по проведению ЕГЭ в 2007 и 2008 годах, организовав работу 44 приемных пунктов области, обработав более 15,5 тысяч работ по русскому языку, математике и другим предметам, вошедшим в перечень ЕГЭ.
Успешно решая данные задачи, образовательная отрасль тем не менее не может оставаться изолированной от социально-экономических и политических процессов, происходящих в современном обществе.
Неоднократные попытки реформировать систему не решили самой важной задачи: создания конкурентной среды внутри системы, что является важным фактором ее динамичного развития; обеспечения социальной защищенности работников образовательной отрасли путем роста заработной платы и, как следствие, повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.