Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Коллегии Орловской области
от 27 февраля 2009 г. N 49
Долгосрочная областная целевая программа
"О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства
в Орловской области на 2009 - 2011 годы"
Паспорт программы
Наименование программы | областная целевая программа "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011годы" |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
Заказчик программы | Губернатор Орловской области |
Руководитель программы | руководитель Департамента экономической политики Орловской области |
Ответственный исполнитель программы |
начальник управления внешнеэкономических и межрегиональных связей, инвестиционной деятельности и развития предпринимательства Департамента экономической политики Орловской области |
Разработчики программы | управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, инвестиционной деятельности и развития предпринимательства Департамента экономической политики Орловской области (отдел по развитию малого предпринимательства) |
Цель программы | стимулирование экономической активности населения, способствующей росту занятости и повышению роста его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, создание благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
Задачи программы | - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; - снижение административных барьеров и создание благоприятного климата для равномерного развития малого и среднего предпринимательства; - формирование и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства; - расширение деловых возможностей малого и среднего предпринимательства; - подготовка квалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства; - развитие малого и среднего предпринимательства в приоритетных для области отраслях экономики; - повышение эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
- количество действующих малых и средних предприятий, а также предпринимателей без образования юридического лица; - объем выпущенных малыми и средними предприятиями товаров и оказанных услуг; - численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства; - объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области от предпринимательской деятельности; - средняя заработная плата работающих в сфере малого и среднего предпринимательства. |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2011 гг. Реализация осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования программы |
2009-2011 гг., всего - 196,85 млн. руб., из них: федеральный бюджет - 147,72 млн. руб.; областной бюджет - 49,13 млн. руб., в том числе по годам: 2009 г. - 54,85 млн. руб., из них из областного бюджета 13,13 млн. руб.; 2010 г. - 66,5 млн. руб., из них из областного бюджета 16,5 млн. руб.; 2011 г. - 75,5 млн. руб., из них из областного бюджета 19,5 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономичес- кой эффективности |
- увеличение числа действующих малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 5 %; - рост объема выпуска товаров и услуг малыми и средними предприятиями всех видов деятельности в сопоставимых ценах на 4-7 % ежегодно: в промышленности - 5-10 %, в строительстве - 6-8 %, в торговле и общественном питании - 3-8 %; - увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности на 5 %; - рост средней заработной платы работающих в сфере малого и среднего предпринимательства на 5-6%; - увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства на 5-6 %. |
Система организации управления и контроля за исполнением программы |
Ответственный исполнитель: начальник управления внешнеэкономических и межрегиональных связей, инвестиционной деятельности и развития предпринимательства Департамента экономической политики Орловской области Контроль: руководитель Департамента экономической политики Орловской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программно-целевым методом
Малое предпринимательство - значительное явление социально-экономической жизни Орловской области. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения. Развитие малого бизнеса в области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса области с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.
Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом.
В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Орловской области, решающей двуединую социально-экономическую задачу.
Областная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Развитие малого бизнеса в области осуществляется на основе программно-целевого подхода, основанного на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, а также других, в том числе социальных, факторов. Областная целевая программа "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) является логическим продолжением предыдущей программы, в рамках выполнения которой удалось оптимизировать нормативно-правовую базу, улучшить финансово-кредитную и имущественную поддержку, значительно активизировать работу по сокращению административных барьеров, улучшить информационное обеспечение предпринимательства.
В соответствии с критериями отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, определенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (статья 4), на территории области осуществляют свою деятельность 8760 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 168 - средние, 2197 - малые, 6395 - микропредприятия, а также 20472 индивидуальных предпринимателя.
В предстоящий трехлетний период необходимо продолжить работу по совершенствованию механизмов поддержки и развития малого предпринимательства в районах области. Это обусловлено необходимостью обеспечения "шаговой доступности" предпринимателей к специализированным институтам, оказывающим комплексную и адресную поддержку малым предприятиям в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном и т.д.
За период реализации предыдущих региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства в области разработаны соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе и на возвратной основе за счет средств федерального и областного бюджетов, сформированы необходимые для этого структуры. Это позволило значительно расширить возможности малых предприятий по привлечению финансовых ресурсов, а также создать условия для дальнейшего наращивания финансовых средств, предназначенных для этих целей.
Малый бизнес Орловщины вышел на региональные и международные рынки, участвует в реализации совместных проектов. Увеличение производства конкурентоспособных на региональных и международных рынках товаров, технологий, оборудования, привлечение инвестиций, поиск деловых партнеров и расширение рынков сбыта продукции являются реальными потребностями малых предприятий области.
Практически не теряет своей остроты проблема административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства. Необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и, в частности, по разработке прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости.
Принятие обоснованных решений по вопросам создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства затрудняется отсутствием достоверной оперативной экономико-статистической информации о его состоянии.
Более высокие требования, предъявляемые сегодня к конкурентоспособности, качеству производимой малыми предприятиями продукции и оказываемых ими услуг, а также перспективы вступления России в ВТО диктуют настоятельную необходимость внедрения новых форм организации и ведения бизнеса. Для достижения более высокой конкурентоспособности малого бизнеса Орловской области необходимо провести комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие требованиям ИСО, внедрению в их работу современных маркетинговых технологий и аутсор-тинга, созданию условий для объединения малых предприятий в кластеры, вовлечение их в технико-внедренческие и научно-производственные зоны. Широкое внедрение новых форм кредитования субъектов малого предпринимательства позволит повысить их капитализацию, техническую и технологическую оснащенность, а также будет способствовать выходу "из тени" значительной части предпринимательских структур.
Как показывает опыт проделанной работы основными проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого предпринимательства, остаются следующие:
- неразвитость инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- административные барьеры;
- несовершенство информационной поддержки;
- несовершенство системы подготовки управленческих и рабочих кадров.
В 2007 году Орловский областной государственный фонд поддержки малого предпринимательства свернул программу "Микрофинансирование", закрылись его филиалы в районах области, что существенно осложнило осуществление государственной поддержки малого предпринимательства.
В области отсутствует такой механизм поддержки малого и среднего бизнеса как гарантийный фонд, нет должной поддержки от "Орловской лизинговой компании".
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки и выполнения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства в регионе на основе:
1) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
2) концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития малого и среднего предпринимательства в Орловской области;
3) реализации системного подхода, распределения полномочий и ответственности, рационального планирования и мониторинга результатов реализации программ, обеспечения эффективного решения проблем за счет осуществления комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возможно, обеспечит кратковременный и нестабильный положительный эффект, который, однако, не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств.
Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявляемой цели и задач преобразований результатам, достигаемым в процессе их реализации. Это является следствием собственной интерпретации цели и задач каждым из активно действующих субъектов. Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере малого и среднего бизнеса, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей.
Реализация мероприятий Программы обеспечит доступ малых форм хозяйствования к материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам, к получению услуг по выполнению полевых и транспортных работ, к рынкам сбыта продукции, улучшит социально-экономическую ситуацию, обеспечит рост занятости и доходов населения, активизацию малого предпринимательства, повышение эффективности государственной поддержки на основе осуществления совокупности правовых, организационных, экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима активизация государственной политики в сфере предпринимательства как на региональном, так и на местном уровне.
Политика в сфере развития и поддержки малого предпринимательства на период с 2009 по 2011 годы строится с учетом достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач социального и экономического развития столицы, приобретения им статуса макроэкономического компонента.
Малый бизнес Орловской области должен стать одной из движущих сил в реализации национальных проектов, в решении задачи удвоения валового регионального продукта, а также других задач в интересах повышения качества жизни населения.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является стимулирование экономической активности населения, способствующей росту занятости и повышению роста его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, создание благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
К числу основных задач, позволяющих достичь поставленную цель, относятся:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) снижение административных барьеров и создание благоприятного климата для равномерного развития малого и среднего предпринимательства;
3) формирование и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
4) развитие финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
5) расширение деловых возможностей малого и среднего предпринимательства;
6) подготовка квалифицированных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
7) развитие малого и среднего предпринимательства в приоритетных для области отраслях экономики;
8) повышение эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для оценки хода и результативности решения поставленных задач, определения их влияния на социально-экономическое развитие Орловской области предлагаются следующие целевые индикаторы:
1) число действующих малых и средних предприятий и предпринимателей без образования юридического лица;
2) объем выпущенных малыми и средними предприятиями товаров и оказанных услуг;
3) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;
4) объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности;
5) средняя заработная плата работающих в сфере малого и среднего предпринимательства.
В связи с реализацией Программы в один этап можно предложить оценивать ее эффективность по календарным годам.
3. Механизм реализации Программы, механизм управления Программой
Управление Программой для достижения намеченной цели и решения поставленных задач основано на использовании программно-целевого метода, а также организационно-экономических и финансовых механизмов, направленных на реализацию системы скоординированных по средствам, ресурсам и инструментам мероприятий, в результате чего обеспечивается достижение ожидаемых конечных результатов Программы и важнейших целевых показателей.
Механизмы управления Программой базируются на принципах партнерства органов исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению ее реализацией будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов.
Участники Программы:
заказчик Программы - Губернатор Орловской области;
разработчик Программы - Департамент экономической политики Орловской области;
исполнители Программы - Департамент экономической политики Орловской области, Департамент финансовой политики Орловской области.
руководитель Программы - заместитель Председателя Коллегии Орловской области, руководитель Департамента экономической политики Орловской области;
ответственный исполнитель Программы - начальник управления внешнеэкономических и межрегиональных связей, инвестиционной деятельности и развития малого предпринимательства Департамента экономической политики Орловской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы реализуется за счет средств областного бюджета, а также иных источников, предусмотренных действующим законодательством о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.
Орловская торгово-промышленная палата и другие организации-исполнители программных мероприятий привлекаются к участию по дополнительным соглашениям.
Программа предусматривает перечень мероприятий (приложение 1), финансирование которых составляет в общем объеме 196,85 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета - 49,13 млн. рублей (уточняется ежегодно законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год), из федерального бюджета (прогноз) планируется получить 147,72 млн. рублей (таблица 1).
Таблица 1
Объемы финансирования Программы
млн. рублей
Годы | Областной бюджет |
Федеральный бюджет (прогноз) |
Всего |
2009-2011 гг. | 49,13 | 147,72 | 196,85 |
В том числе: | |||
2009г. | 13,13 | 41,72 | 54,85 |
2010г. | 16,50 | 50,00 | 66,50 |
2011г. | 19,50 | 56,00 | 75,50 |
5. Ожидаемая социально-экономическая эффективность Программы
Эффективность реализации мероприятий Программы и степень решения ее задач будут оцениваться путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов ее реализации и важнейших целевых показателей с фактически достигнутыми результатами и показателями (приложение 2).
По предварительной оценке, ожидаемая эффективность и результативность будут выражены в достижении целевых индикаторов в следующих объемах:
1) увеличение числа действующих малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 5 %;
2) рост объема выпуска товаров и услуг малыми и средними предприятиями всех видов деятельности в сопоставимых ценах на 4-7 % ежегодно: в промышленности - 5-10 %, в строительстве - 6-8 %, в торговле и общественном питании - 3-8 %;
3) увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности на 5 %;
4) рост средней заработной платы работающих в сфере малого и среднего предпринимательства на 5-6%;
5) увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства на 5-6 %.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.