Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Состояние туристской отрасли Орловской области, анализ проблем и обоснование необходимости разработки программы
Орловская область занимает особое место на туристском рынке России. Она обладает хорошими туристско-рекреационными возможностями. Значительный историко-культурный потенциал и богатое литературное наследие открывают возможности для туристско-экскурсионной деятельности и познавательного туризма.
Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма, а разнообразие народных традиций создает все условия для развития этнографического туризма.
В настоящее время туризм активно развивается в Орловской области. Приняты Закон Орловской области "О туристской деятельности на территории Орловской области", Концепция и Комплексная программа развития туризма в Орловской области.
В области действуют 10 гостиниц, 7 санаториев и пансионатов. Общая вместимость номерного фонда рассчитана на одновременный прием более 2200 человек. В турорганизациях и гостиничных хозяйствах работает около 1000 человек. С целью повышения качества обслуживания туристов за счет средств собственников производится ремонт и модернизация номерного фонда гостиниц "Орел", "Русь", "Салют", "Шипка". Ежегодно растет заполняемость областных средств размещения (с 25 % в 1998 году до 41 % в 2003 году). Количество гостиниц, ресторанов и кафе постоянно увеличивается, появились два новых частных мини-отеля на трассе Орел - Мценск и г. Ливны. Заработали две гостиницы в национальном парке "Орловское Полесье".
Развитие инфраструктуры туристской отрасли Орловской области требует особого внимания со стороны государственных органов. Здесь интересен опыт создания так называемых туристских зон, под которыми понимается территория, где развитие туристской инфраструктуры является приоритетной по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это благоустроенная территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, и другие объекты и услуги.
В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, включающий такие элементы, как осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, участие в фестивалях и праздниках, а также питание, размещение, услуги гида, транспорт, автостоянки, туалеты и т.д.
В настоящее время перспективным выглядит развитие туристских средств размещения и инфраструктуры на таких областных турмаршрутах, как - Орел - национальный парк "Орловское Полесье", - Орел - Мценск - Спасское-Лутовиново, - Орел - Болхов.
В национальном парке "Орловское Полесье" активно развивается туристская инфраструктура и служба приема в гостиничном комплексе и кафе на озере Центральное (ООО "Ресторанно-гостиничный комплекс "Орловское Полесье"). Подготовлен план развития туристско-экскурсионной деятельности на объектах парка. Реализация данного плана позволит в 2006-2010 гг. открыть новые объекты показа и экскурсионные маршруты, существенно улучшив туристскую инфраструктуру Полесья. Среди этих объектов такие памятники археологии, как городища Радовище и Хотимль-Кузьменково, группа селищ Булатово, курганный могильник, а также деревня Девять Дубов и село Льгов.
Для туристов в парке уже закуплен спортинвентарь, оборудованы игровые площадки, созданы пункты проката, на дорогах установлены знаки-указатели и карты-схемы. Целесообразно продолжить работу по развитию туристской инфраструктуры парка (в первую очередь, гостиницы и кафе на озере Центральное), для чего необходимо строительство там универсальной спортивной площадки, сауны, комплекса для стрельбы по тарелкам, оборудование конференц-зала.
На территории самого парка в местах наибольшего посещения его туристами необходима установка дополнительных платных стационарных и передвижных биотуалетов, киосков для торговли сувенирной продукцией. Перспективной выглядит возможность развития агротуризма - расселения туристов в домах в сельской местности на территории парка.
На маршруте Орел - Мценск - Спасское-Лутовиново необходимо произвести комплекс работ, направленных на развитие туристской инфраструктуры Мценского района Орловской области. Перспективным могло бы быть строительство гостиницы на 40-50 мест в непосредственной близости от государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", а также в самом городе Мценске. Имеется необходимость в строительстве оборудованных стоянок туристских автобусов с соответствующей инфраструктурой (туалеты, киоски сувениров, пункты общественного питания).
На маршруте Орел - Болхов существует хорошая возможность для развития паломнического туризма. В Болхове уже создан экскурсионно-паломнический центр. Ведется реконструкция храмов этого старинного города, включенного в список исторических городов России.
Однако к ряду объективных сложностей можно отнести то, что в городе Болхове не существует современного гостиничного комплекса туристского класса, оборудованного всеми необходимыми удобствами, для приема экскурсантов и паломников. Одной из самых серьезных проблем на этом направлении является низкое качество дорог, которое создает трудности для проезда туристических автобусов. В Болхове не развита должным образом система общественного питания, нет туристических стоянок с санитарными зонами. Не налажена торговля сувенирной продукцией.
Развитие туристской инфраструктуры в районах области позволит существенно расширить географию туристических маршрутов, создать новые рабочие места, повысить привлекательность области в туристском плане. Здесь существенную роль в совершенствовании качества гостиничных услуг способна сыграть общероссийская система классификации гостиниц, которая сможет ускорить проведение мероприятий по реконструкции гостиниц для получения новых, признанных мировой туриндустрией, "звезд". Также перспективным выглядит взаимодействие с Координационным Советом по развитию туриндустрии "Регионы России - Московское соглашение". Имеется возможность привлечения через данный Совет крупных российских и иностранных инвесторов для строительства и реконструкции гостиниц в Орловской области.
В настоящее время в области постоянно увеличивается количество туристских фирм. Сейчас действуют 43 турфирмы (в 1998 году - 5), в том числе четыре в Мценском и Ливенском районах (диаграмма 1).
"Диаграмма 1. Количество туристических фирм в Орловской области"
Увеличению количества посещений области способствуют и участие в турвыставках, размещение информации об области в общероссийских туркаталогах и буклетах, в печатных СМИ и сети Интернет. Усилить привлекательность региона должны и организация новых музеев, и проведение массовых праздников.
С начала реализации первой областной программы развития туризма в 2001 году наблюдается стабильный рост турпотоков. В 2002 году турфирмами области обслужено более 61 тыс. человек (160 % к уровню 2001 года), а в 2003 году - 143,5 тыс. человек (рост в 2,3 раза). Наш регион в 2002 году посетило 8680 иностранных граждан, а за 2003 год эта цифра составила 11 208 человек, рост в 1,3 раза (диаграмма 2).
"Диаграмма 2. Динамика роста обслуживания туристов в Орловской области"
В общей доле туристского обслуживания въездной и внутренний (экскурсионный) туризм занимает значимое место из общего числа обслуженных туристов в 2003 году (диаграмма 3).
Внутренний туризм (экскурсии по области) |
Прием в г. Орле |
ИТОГО | |
Туристская отрасль области |
112783 | 139703 |
"Диаграмма 3. Структура туристского обслуживания в Орловской области"
Туризм стал стабильным источником пополнения доходной части областного бюджета. Если в 2001 году в виде налоговых платежей от турпредприятий и гостиничных хозяйств в бюджеты всех уровней поступило примерно 3,5 миллиона рублей, в 2002 году эта сумма составила около 12,5 миллиона рублей, то в 2003 году было собрано более 25 миллионов рублей, что в 20 раз больше, чем в 2000 году. На каждый вложенный государством в туротрасль рубль в 2003 году получена отдача в 50-кратном размере, а общие показатели роста турпотоков превысили запланированные областной программой развития туризма на 2001 - 2005 гг. в 4,1 раза, а сбора налогов - в 12 раз (диаграмма 4).
"Диаграмма 4. Налоговые поступления в консолидированный бюджет области от предприятий туриндустрии и смежных отраслей"
Намеченные программой меры должны обеспечить увеличение притока туристов в область, в результате чего будет установлен баланс въездного и выездного туризма с перспективой на преобладание въездного. Увеличение совокупного потока туристов может составить 15 - 18 % в год. В свою очередь, рост обслуживания туристов повлияет на увеличение процента заполняемости гостиниц г. Орла и области.
На этой основе планируется ежегодное появление в области до 100 рабочих мест в сфере туризма, обслуживания, общественного питания, в гостиничном хозяйстве, транспорте, сфере организации досуга и отдыха.
В этой связи приоритетным направлением деятельности государственных органов в сфере туризма сейчас становится подготовка кадров.
Целесообразно развитие непрерывного образования в туризме, а также формирование как системы средней профессиональной подготовки туркадров, так и организации повышения квалификации в этой сфере, заочного обучения и послевузовской подготовки. Здесь важнейшими задачами являются: - повышение престижа туристских профессий; - поощрение молодежи к выбору карьеры в области туризма;
- создание сети учебных заведений, дающих образование в области туризма на основе стандартизованного на международном уровне учебного плана, который также облегчил бы взаимное признание дипломов и обмен туристским персоналом;
- в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, содействие обучению преподавателей, постоянному процессу образования и проведению курсов повышения квалификации для всего туристского персонала и преподавателей вне зависимости от их уровня.
Конечной целью развития подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров следует считать создание в Орловской области четко работающей, многоступенчатой системы образования в области туристской индустрии, охватывающей все уровни - от профессиональной ориентации школьников до подготовки кадров высшего уровня квалификации. Система образования должна быть непрерывной, т.е. фактически в течение всей профессиональной деятельности специалисты должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Для достижения этой цели необходимо:
- определить потребность в кадрах специалистов;
определить перечень туристских профессий и соответствующих учебных специальностей;
- провести анализ деятельности образовательных учреждений, действующих сегодня на туристском образовательном рынке, с целью получения полной информации об их опыте работы, направлениях подготовки специалистов, профессиональном составе преподавателей, уровне материально-технического оснащения;
- исходя из результатов анализа определить учебные специализации по направлениям в образовательной деятельности в сфере индустрии туризма.
Необходимо создание высокопрофессиональной учебно-методической базы образовательной деятельности в области туристской индустрии. Для этого целесообразно провести анализ существующих учебников, разработок, создать единый их перечень, опубликовать его и довести до всех образовательных учреждений.
Важна подготовка учебных программ для всех видов образовательной деятельности (подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов) в соответствии с профессиональными стандартами.
Необходимо создание единого банка данных о преподавательском составе, при этом исходя из высоких критериев оценки их профессионализма в области проблем туристского бизнеса России и Орловской области, знания мирового опыта деятельности туристской индустрии, педагогических качеств и др.
В настоящее время в области существует два высших учебных заведения, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма: Орловский государственный университет и Орловский государственный технический университет.
В Орловском государственном техническом университете на факультете легкой и пищевой промышленности осуществляется подготовка экономистов-менеджеров по специальности 060800 (080502) "экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства" со специализацией 060836 "организация деятельности предприятия общественного питания".
Учебный план по этой специальности разработан на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и согласован в учебно-методическом объединении по образованию в области производственного менеджмента.
Естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины читают доценты и профессора соответствующих кафедр университета. Специальные дисциплины читаются выпускающей кафедрой.
Выпускающей является кафедра технологии и организации питания, гостиничного хозяйства и туризма, которая основана в сентябре 2002 года. Учебный материал преподается на основании учебников центральных издательств и собственных методических разработок. Первый выпуск молодых специалистов осуществлен в 2005 году.
В Орловском государственном университете ведется подготовка студентов по специальности 230500 "социально-культурный сервис и туризм" по трем специализациям: 230505 - "туризм", 230507 - "гостиничный сервис", 230509 - "ресторанный сервис".
В настоящее время по специальности "социально-культурный сервис и туризм" обучается 234 студента. По контракту готовится 74 студента.
Студенты кафедры сервиса и туризма проходят преддипломную практику в управлении по туризму и краеведению, ведущих турфирмах и гостиницах области, куда затем многие из них трудоустраиваются.
На базе факультета естественных наук ОГУ создана первая в области студенческая туристская фирма "Орловская региональная туристская компания". В дальнейшем возможно создание рекламного студенческого туристского агентства и студенческого научного туристского общества.
Кафедрой сервиса и туризма проведено 3 выпуска молодых специалистов, всего 100 человек (2002 год - 26 чел, 2003 год - 35 чел, 2004 год - 39 чел). Все выпускники трудоустроены и с успехом работают почти во всех туристских фирмах и гостиничных хозяйствах Орловской области, в национальном парке "Орловское Полесье", а также в соседних регионах, Москве и Подмосковье.
Кроме того, в настоящее время имеются предложения по созданию в Орловской области филиалов Московской Академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы и Московской школы экстремального туризма, а также предложения по проведению платных курсов повышения квалификации работников сферы туризма, что может дать дополнительное методическое и техническое обеспечение и финансирование данного направления подготовки кадров.
Другим необходимым для орловского туризма фактором успешного развития является рекламно-информационная деятельность. Только достоверная и доступная информация о наличии и качестве средств размещения, данные о рекреационных возможностях туристских центров, информация о культурно-познавательных, спортивных и других событиях позволяют объективно оценивать конкурентоспособность местного турпродукта и привлечь к нему внимание иногородних и иностранных туристов.
Именно поэтому одной из основных задач развития туризма в Орловской области также является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения существующего туристического продукта на внутреннем и международном рынках. Выполнение указанной задачи требует:
- разработки и реализации рекламно-информационных программ по внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для Орловской области и России в целом, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации как на региональном, так и на федеральном уровне;
- издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной сувенирной и рекламно-информационной продукции;
- размещения наружной рекламы;
- организации и проведения туристических выставок, участия в выставках в других регионах;
- создания и постоянного обновления официального туристского Интернет-сайта;
- организации сети информационных центров для российских и иностранных туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке управления по туризму и краеведению;
- проведения для журналистов ознакомительных поездок по туристическим центрам Орловской области;
- организации выездных презентаций туристических возможностей региона в основных регионах, направляющих туристов на Орловщину.
Необходимо дальнейшее усиление работы по рекламно-информационному продвижению областного турпродукта на российский рынок, для чего данной программой предусмотрено расширение географии участия в турвыставках, проведение выездных семинаров для турфирм соседних регионов, издание новых образцов полиграфической и рекламной продукции, карт-схем городов области с указанием туристских достопримечательностей, объектов показа и турмаршрутов.
Важнейшим фактором развития внутреннего туризма в Орловской области является разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов. Одним из направлений здесь может стать разработка межрегионального туристского продукта.
Мировая практика свидетельствует о важнейшей роли туризма, основанного на использовании элементов исторической народной жизни, как с точки зрения получения дохода, так и обеспечения условий для воссоздания естественной жизнеспособной исторической среды. Тенденции к возрождению интереса к самобытной народной культуре, проявляющиеся в последние годы не только в нашей стране, но и на Западе, должны не просто учитываться, но и браться за основу при разработке нового туристского предложения.
Культурный и народно-этнографический аспекты могут быть положены в основу развития следующих видов межрегионального туризма в Орловской области:
1.1. Познавательно-деловой туризм, рассчитанный на бизнесменов и иных специалистов и сочетающий возможности расширения деловых контактов с отдыхом и знакомством с жизнью местного населения.
1.2. Инсентив, или поощрительный туризм, основанный как на коллективных посещениях регионов России с экскурсионными целями, так и на поездках работников предприятий и учреждений в туристские зоны для отдыха; перспективность этого вида туризма определяется также структурой потребительского спроса на туристские услуги.
1.3. Специализированный туризм:
1.3.1. Научный и учебный туризм, предполагающий обучение реставрации памятников, изучение этнографии, истории, проведение археологических экспедиций, а также другие разновидности специализированного туризма.
1.3.2. Религиозный туризм, широко распространенный в мировой туристской практике и вполне перспективный для регионов с комплексами монастырей, способствующий их возрождению. Развитию межрегионального религиозного туризма способствует наличие большого количества религиозных святынь на территории как Орловской области, так и соседних регионов.
1.4. Культурно-познавательный туризм, основанный на неослабевающем интересе к огромному познавательному потенциалу Орловской области и соседних регионов, включающему многочисленные памятники природы (национальный парк "Орловское Полесье"), архитектуры, истории, литературы, археологии, а также малые исторические города и сельские поселения с включением в программу пребывания участие в праздниках, обрядах и пр. Поддержание технического состояния памятников и объектов показа. Проведение историко-архитектурной оценки объектов показа. Использование объектов исторического наследия при формировании турпрограмм.
1.5. Маршруты (программы) выходного дня. Развитие этого вида туризма в сочетании с популяризацией старинных обрядов, праздников, быта и культуры русского народа особенно удачно будет развиваться на самостоятельных объектах, строительство которых предусматривалось различными программами развития туризма (строительство туристских деревень). Хорошая возможность для развития программ выходного дня имеется на базе гостиничных комплексов "Орловское Полесье" и "Домик Лесника", находящихся на территории национального парка.
1.6. Этнографический туризм, основанный на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Наиболее перспективно в этом плане использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, основанных на элементах народной культуры и быта. Богатые основы для развития данного вида туризма заложены на территории национального парка "Орловское Полесье".
1.7. Событийный туризм, опирающийся на привлечение массового контингента туристов каким-либо событием культурной или спортивной жизни. Формирование программы событийного туризма (фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевого события (событий) года и своевременное информирование о нем.
1.8. Агротуризм (экотуризм), к разновидности которого следует отнести пребывание туристов в условиях деревенского быта. Такой вид туризма может развиваться в полузабытых ныне деревнях, расположенных в пределах экологически чистых территорий. Данный вид туризма относится к мелкомасштабным типам туристского развития и заключается в обеспечении отдыха небольших групп туристов, приезжающих в традиционные, чаще всего удаленные деревни и живущих в постройках, которыми владеют и управляют местные деревенские жители.
1.9. Этнический туризм также служит фактором развития, учитывая прошлое нашей страны, когда многим людям пришлось эмигрировать, и теперь они едут в места, где когда-то жили их предки.
1.10. Музейный туризм как система взаимодействия музеев в области культурного туризма предусматривает:
1.10.1. Разработку перспективной программы, объединяющей деятельность музеев.
1.10.2. Разработку и реализацию музейных туров.
1.10.3. Введение культурных акций в турпрограммы.
1.10.4. Создание эффективных форм сотрудничества музеев с турфирмами (туроператор + музей).
1.10.5. Введение новых форм туристского обслуживания (единый музейный билет).
1.10.6. Использование гибкой ценовой политики и др.
В решении сложившихся проблем действенную роль могут сыграть мероприятия данной программы, направленные на формирование и продвижение внутриобластного туристского продукта на общероссийский и международный туристский рынок, способствующие пополнению доходных источников областного бюджета.
Данная программа должна сочетать интересы въездного туризма с удовлетворением рекреационных потребностей местного населения с учетом рационального использования туристских ресурсов. Она призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма.
<< Глава 2 Глава 2 |
Глава 4 >> Глава 4 |
|
Содержание Закон Орловской области от 22 августа 2005 г. N 532-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.