Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Предварительные итоги исполнения областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 гг."
Областная целевая программа развития туризма на 2006 - 2010 гг. является логическим продолжением реализованной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 гг.", что предполагает преемственность программных мероприятий, основанную на всестороннем анализе достигнутых результатов и выявленных в ходе выполнения первой программы проблем.
Областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 гг." была подготовлена в соответствии с областным Законом "О туристской деятельности на территории Орловской области" от 7 октября 1999 г. N 125-ОЗ. Программа была утверждена постановлением Главы администрации области от 19 февраля 2001 г. N 72 и принята постановлением областного Совета народных депутатов от 25 мая 2001 г. N 35/662-ОС. Эта областная программа стала первой подобной программой в регионе, направленной на развитие туристской отрасли.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: номер Закона Орловской области от 7 октября 1999 г. "О туристской деятельности на территории Орловской области" следует читать как "N 123-ОЗ"
Система взаимоувязанных# научно-исследовательских, социально-экономических, производственных программных мероприятий охватывала основные направления государственной политики в области туризма и включала: - развитие нормативно-правовой базы, - организацию туристской деятельности и управление развитием туризма, - мероприятия по стимулированию развития материальной базы туризма, - рекламно-информационное обеспечение развития туризма, - кадровое обеспечение развития туризма, - научное обеспечение развития туризма.
В соответствии с нормативно-правовым разделом программы Губернатором области была одобрена Концепция развития туризма до 2005 года. Совместно с лицензионным управлением аппарата Губернатора и администрации области создана межведомственная комиссия по координации туристской деятельности, осуществляющая выдачу лицензий на турагентскую деятельность. Регулярно проводились заседания комиссии, а также проверки деятельности турпредприятий, в ходе которых были выявлены и устранены нарушения договорной практики, случаи работы без сертификатов соответствия и областной регистрации среди иногородних организаций. В работе ряда турфирм были устранены нарушения законов о защите прав потребителей и рекламе.
В рамках реализации мероприятий этого раздела программы были внесены поправки в областной Закон "О туристской деятельности на территории Орловской области", были направлены предложения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по поправкам в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", сформирован региональный реестр туристских ресурсов. Были подготовлены рекомендации мэрии г. Орла по выделению рекламных площадей для представления областных туристских объектов показа. В настоящее время выделено 6 мест для экспонирования рекламных баннеров.
При содействии Губернатора области создан Координационный совет по развитию индустрии туризма Ассоциации экономического сотрудничества "Центрально-Черноземная" (в настоящее время Совет носит название "Регионы России - Московское соглашение"). В него вступили 42 субъекта Российской Федерации.
Однако при выполнении некоторых мероприятий нормативно-правового раздела программы были выявлены определенные проблемы.
Так, несмотря на разработку единых форм сбора статистической отчетности для туристских фирм, гостиничных и санаторно-курортных организаций, не представилось возможным осуществить их официальное утверждение. Это произошло из-за непроработанности данного вопроса на федеральном уровне. Проблема сбора и оценки статистической информации в сфере туризма остается одной из наиболее важных для туристской отрасли региона. Ее решению будет уделено место в программе на 2006 - 2010 годы.
Второй раздел программы был посвящен организации туристской деятельности и управлению развитием туризма. За истекший период ежегодно проводились семинары с руководителями туристских организаций и гостиничных хозяйств области по вопросам развития и анализа деятельности туристской отрасли. Был проведен ряд семинаров узко специальной направленности, в том числе по вопросам санитарно-эпидемиологических норм для турфирм и новой системе стандартизации для гостиниц.
Была проведена оценка состояния рынка туристских услуг в Орловской области, анализ туристского и гостиничного хозяйства, маршрутов и туристско-экскурсионных объектов. Данные об этом были собраны в единый реестр.
Турфирмами области был разработан ряд новых туристско-экскурсионных маршрутов и программ, в том числе по экстремальному туризму. Так, туристская фирма "Роса-экстрим" впервые в области уделила внимание развитию нетрадиционных видов туризма и отдыха, среди которых прыжки с парашютом, дайвинг, пейнтбол.
В программе на 2006-2010 годы запланирована работа по развитию новых видов туристской деятельности, таких как агротуризм и этнотуризм.
В 2001 году областное управление по туризму было принято в Российский Союз туриндустрии, являющийся одной из самых влиятельных общественных туристских организаций России. Благодаря членству в Союзе стало возможным льготное участие в крупнейших международных туристских выставках и ярмарках, были получены существенные скидки на размещение рекламной информации об областных туристских ресурсах в общероссийских СМИ.
В сети Интернет помещен сайт, содержащий информацию о сфере туризма Орловской области. На сайте представлены турфирмы, гостиницы, санатории и пансионаты, музеи, театры. Дана информация о пунктах питания туристов, объектах показа, памятниках истории и культуры. Представлены карты области, города Орла, национального парка "Орловское Полесье". Однако при размещении информации на сайте в Интернете был выявлен ряд проблем. Так, из-за малой рекламной поддержки невелико пока число посетителей сайта, недостаточно часто обновлялась информация. В программе на 2006-2010 годы запланировано уделить повышенное внимание решению данной проблемы. Предусмотрены средства на регулярное дополнение и расширение информации, а также на рекламу сайта в сети Интернет.
В рамках реализации этого этапа программы были организованы лагеря труда и отдыха для студенческой молодежи на территории национального парка "Орловское Полесье". Были проведены археологические раскопки городища Радовище VI - V веков до нашей эры. Составлено научное заключение, подготовлен план реконструкции этого объекта экскурсионного показа.
В третьем разделе областной программы были представлены мероприятия по развитию материально-технической базы туристской отрасли.
Управлением по туризму и краеведению аппарата Губернатора и администрации области был произведен подбор и согласование с городской администрацией мест на территории г. Орла для строительства новых гостиниц. Данные об этом были включены в федеральный список инвестиционных проектов. Создан областной информационный банк проектов в туристской отрасли, часть которых ежегодно представляется на областной ярмарке инвестиций и инвестиционных форумах, проводимых в рамках крупнейших российских туристских выставок.
В результате анализа проблем, выявленных в ходе реализации данного раздела программы, были внесены существенные корректировки в программу 2006 - 2010 годов.
Для развития системы визуальной ориентации в городе Орле необходимо произвести установку стационарных карт-схем с указанием туристских достопримечательностей, объектов показа и турмаршрутов, вывесок направления движения и названия улиц.
Однако основной проблемой для Орловской области, как и для других регионов РФ, является то, что практически все гостиницы были построены в 1950-1980 годы, а некоторые из них ни разу капитально не ремонтировались. В области нет гостиницы классом выше, чем 2 звезды. Невелика их загрузка, большая ее часть производится за счет размещения спортсменов на время проведения соревнований.
Региональный гостиничный фонд не всегда соответствует жестким европейским стандартам. Необходима дальнейшая комплексная реконструкция, модернизация и переоснащение номеров за счет средств собственников гостиниц. Имеется потребность в строительстве частных мини-гостиниц в непосредственной близости от основных объектов туристско-экскурсионного показа.
Четвертый раздел программы посвящен развитию маркетинговой и рекламно-информационной деятельности в туризме. Данное направление по праву считается одним из наиболее важных.
Для привлечения большего числа иногородних туристов управление по туризму ежегодно принимало участие в крупнейших российских выставках, таких как "Путешествие и туризм", турвыставка Правительства Москвы, ярмарка "Отдых". Ежегодно на этих выставках стенд Орловской области посещали более 1000 профессиональных посетителей и представителей турфирм из более чем 50 регионов России.
Совместно с управлением по делам молодежи и физической культуре администрации области ежегодно проводится российская ярмарка молодежных инициатив и туристических программ, в которой принимают участие более 60 организаций из различных субъектов РФ, Украины и Белоруссии.
За истекший период изданы рекламные буклеты "Орловская область: туризм и отдых" (на русском, английском и немецком языках), рекламные открытки "Наш город Орел", компакт-диск "Орловщина туристическая", путеводитель по национальному парку "Орловское Полесье", буклет о гостинице на озере Центральное, методические материалы.
В целях развития туризма размещена информация о туристских ресурсах области в общероссийских туркаталогах "Партнер", "Отдых в России", "Гостиницы и курорты", журнале "Новый Орел", "Туризм: проблемы, практика, перспективы", "Турбизнес", газете "Туринфо", сборнике "Социальная политика в Орловской области", адресном справочнике "Туристские фирмы России", компакт-диске "Отдых в Москве", каталоге турресурсов Центрального федерального округа (на английском языке). На улицах города Орла была представлена наружная реклама объектов туристско-экскурсионного показа.
Размещалась реклама на телевидении и радио, в печатных СМИ области и соседних регионов. Был организован бесплатный рекламный тур для журналистов телекомпании ТВЦ, по результатам которого был подготовлен и показан рекламный фильм о турресурсах области.
Развитие кадрового обеспечения туристской отрасли было рассмотрено в пятом разделе программных мероприятий.
За истекший период была создана кафедра сервиса и туризма на факультете естественных наук Орловского госуниверситета. Студенты проходили преддипломную практику в ведущих турфирмах и гостиницах области. Управлением по туризму осуществлялась государственная экспертиза качества образовательных услуг в сфере туризма, рецензирование дипломных работ студентов, в составе комиссии велся прием государственных экзаменов. На базе факультета туризма ОГУ создана первая в области студенческая туристская фирма. В Орле также открыт филиал Российской международной академии туризма с правами научно-практической лаборатории, который занимается подготовкой кадров для коммерческого туризма. Организованы краткосрочные курсы повышения квалификации на базе крупнейшей в области туристской фирмы "Орелтурист".
В шестом разделе программы представлены мероприятия по научной деятельности в туризме. В настоящее время развитие современной туристской отрасли невозможно без надлежащего научного обеспечения.
За период реализации программы управление по туризму провело 5 региональных научно-практических конференций по вопросам развития различных видов туризма и краеведения, а также приняло участие в 15 семинарах и конференциях, проводимых в других регионах страны. По итогам ряда конференций изданы сборники статей и научных материалов, а также сборник нормативно-правовых документов и законов в сфере туризма.
В настоящее время в соответствии с задачами новой областной целевой программы развития туристской отрасли намечены перспективные направления научных исследований, включающие разработку программ развития специализированных видов туризма: социального, экологического (агротуризма), спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного, этнографического и др.
Программой запланировано проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристском рынке Орловской области, а также подготовка краткосрочных прогнозов развития въездного и внутреннего туризма, намечены мероприятия по стимулированию въезда.
Особое место занимает сбор и анализ итоговых показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий туротрасли, учет реальных доходов и расходов в туристском бизнесе, размеров отчислений от прибыли в консолидированный бюджет области. Важно разработать систему, позволяющую учитывать каждый рубль, который зарабатывается в сфере туризма.
Для дальнейшего развития туристской отрасли перспективным выглядит проведение комплекса базовых исследований туристского потенциала, важна разработка методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма, анализ и прогнозирование конъюнктуры туристского рынка с последующей разработкой генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма.
Тесное взаимодействие науки и туристского бизнеса Орловщины позволит создать необходимые условия для дальнейшего развития отрасли в современных экономических условиях.
Основным итогом реализации областной целевой программы "Развитие туризма на 2001 - 2005 гг." стал устойчивый рост объемов туристско-экскурсионного обслуживания в Орловской области. Положительно можно оценивать и увеличение налоговых поступлений из сферы туризма в консолидированный бюджет области. Новая областная программа направлена на закрепление достигнутых результатов, а также увеличение качественных и количественных показателей туристского обслуживания.
<< Глава 1 Глава 1 |
Глава 3 >> Глава 3 |
|
Содержание Закон Орловской области от 22 августа 2005 г. N 532-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.