Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Финансово-экономические условия
осуществления местного самоуправления
Статья 60. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 61. Состав муниципальной собственности
1. В состав муниципальной собственности входят:
средства местного бюджета, местные внебюджетные фонды;
имущество органов местного самоуправления;
муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
2. Формирование муниципальной собственности происходит за счет:
муниципальной собственности, имеющийся на момент вступления в силу настоящего закона;
объектов государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий;
создания и приобретения на законных основаниях.
Статья 62. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
1. Муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.
2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом и Уставом муниципального образования, населения непосредственно.
Полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью устанавливаются Уставом муниципального образования.
3. Муниципальная собственность защищается равным образом наряду с иными формами собственности и не может быть изъята иначе, как по суду, в случаях, предусмотренных законом.
Статья 63. Финансовая основа местного самоуправления
Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законом.
Статья 64. Местный бюджет
1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно контролируют исполнение местного бюджета.
2. В доходы местных бюджетов зачисляются:
местные налоги, сборы и штрафы;
отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными законом, закрепленными на долговременной основе;
финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей;
часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления;
а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и области.
3. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и области, не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от государственных налогов и сборов на следующий финансовый год.
4. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования. Расходование средств, выделенных из областного бюджета в виде трансфертов и субвенций, подконтрольно органам государственной власти области.
Статья 65. Обеспечение минимальных областных бюджетов
1. Органы государственной власти области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти области и передают органам местного самоуправления иные доходные источники бюджета области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти отчислений от налогов.
5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
Статья 66. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете области.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области, компенсируются из средств областного бюджета. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления, в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 67. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 12 части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации при установлении местного налога представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом
2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Статья 68. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с законом получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
Статья 69. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность
Для исполнения функций местного самоуправления, удовлетворения интересов населения соответствующей территории, создания условий финансово-экономической самостоятельности органы местного самоуправления ведут финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законом.
Статья 70. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Статья 71. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с законом.
Статья 72. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, организаций и учреждений в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 73. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Статья 74. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 75. Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законом.
Статья 76. Участие органов местного самоуправления в кредитных учреждениях
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Статья 77. Комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования
1. Органы государственной власти области содействуют комплексному социально - экономическому развитию муниципальных образований.
2. Комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования может осуществляться за счет:
собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно;
средств бюджета области, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации программ экономического и социального развития области. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяются договором или программой;
иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.