Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Меры развития конкуренции в отдельных отраслях
Проведенный анализ состояния конкурентной среды на ключевых товарных рынках свидетельствует о необходимости продолжения работы по развитию конкуренции.
Уровень развития и состояния конкурентной среды варьируется в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Указанные обстоятельства требуют разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.
Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в валовый региональный продукт, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.
Перечень отраслей будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции в Орловской области на период до 2012 года, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, а также на основе предложений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти Орловской области.
Также будут уточняться и совершенствоваться меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях.
3.1. Развитие конкуренции на агропродовольственных рынках
На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли.
В связи с метеоусловиями устойчивость сельскохозяйственного производства значительно ниже других отраслей, что обусловливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.
Существует также ряд факторов, ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве. К ним относятся недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, низкий уровень развития кооперации.
На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, недостаточно развитая дорожная сеть, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.
Меры, направленные на стимулирование развития конкуренции в отрасли:
обеспечение равных условий доступа всем хозяйствующим субъектам на агропродовольственный рынок;
развитие инфраструктуры агропродовольственных рынков (складского хозяйства, транспортного обслуживания, обеспечения торговыми помещениями) и совершенствование механизмов их регулирования, расширение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции;
развитие служб по оказанию маркетинговых, консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода услуг;
упрощение процедуры оформления земельных участков;
развитие взаимодействия, сотрудничества производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции;
расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах;
поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;
развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;
создание региональных сельскохозяйственных брендов,
продвижение продукции АПК на конкурентные общероссийские и мировые рынки;
мероприятия по привлечению инвестиций в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
повышение доступности информации о состоянии
агропродовольственных рынков;
организация системы подготовки и переподготовки кадров для нужд АПК.
3.2. Развитие конкуренции в сфере розничной торговли
Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2009 года составил 52,2 млрд рублей, что в сопоставимой оценке ниже уровня прошлого года на 10,9%. Снижение потребительского спроса обусловлено, прежде всего, уменьшением реальных денежных доходов населения. В то же время сеть потребительского рынка области продолжает развиваться особенно в части организации розничных рынков, в том числе сельскохозяйственных. Это дает возможность сельским товаропроизводителям оперативно реализовывать свою продукцию, горожанам - приобретать качественный товар по более низким ценам.
Объективным ограничением развития розничных сетей является недостаточное развитие торговой инфраструктуры, в том числе отсутствие логистических и распределительных центров.
Существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка, дефицита альтернативных форм организаций торговой деятельности, диктата сетевых компаний.
Развитие и совершенствование конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами на региональных продовольственных рынках в настоящее время является актуальной необходимостью и служит необходимым условием для:
создания условий, обеспечивающих поступательный устойчивый экономический рост экономики области;
повышения экономической эффективности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на региональном потребительском рынке;
стимулирования увеличения объемов производства и повышение конкурентоспособности продукции отечественного агропромышленного комплекса и увеличения доли продукции собственного производства на продовольственном рынке при выполнении условий антимонопольного законодательства;
создания условий, обеспечивающих стабилизацию цен на основные социально значимые продукты питания.
Целью является создание институциональной среды для развития конкуренции на продовольственных рынках области в интересах гарантированного обеспечения населения области высококачественными продуктами питания в необходимом количестве и ассортименте по доступным экономически обоснованным ценам.
Первоочередными мерами, направленными на создание условий для благоприятной конкурентной среды в сфере розничной торговли, являются:
обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке, способствующей оптимизации ценообразования и качества товаров и услуг;
обеспечение равных условий доступа всех хозяйствующих субъектов на потребительский рынок;
достижение системности в работе между производителями и торговыми сетями на территории области, выстраивание партнерских взаимовыгодных отношений;
разработка областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности на 2010-2012 годы", предусматривающей меры по развитию конкуренции;
содействие развитию торгово-логистической инфраструктуры;
развитие сети социально ориентированных магазинов и совершенствование системы контроля за состоянием рынка социально значимых товаров;
проведение работы по организации сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков;
устранение избыточных барьеров при выходе на потребительский рынок и сбыте сельхозпродукции и продуктов питания отечественных, в том числе областных товаропроизводителей;
развитие сотрудничества в области подготовки молодых специалистов и повышения квалификации имеющихся кадров с ведущими учебными заведениями области для организаций агропродовольственного комплекса региона.
3.3. Развитие конкуренции на строительном рынке
По виду экономической деятельности "Строительство" в Орловской области за 12 месяцев 2009 года выполнено работ на сумму 6,8 млрд рублей, или 66,4% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2008 года. Основные причины снижения: сокращение кредитования отрасли, ипотечного кредитования и платежеспособного спроса со стороны населения на жилье.
Основными задачами, стоящими перед органами исполнительной власти в данной сфере, являются:
обеспечение равных условий при размещении государственных и муниципальных заказов;
оказание поддержки, взаимодействие с саморегулируемыми и общественными организациями, профессиональными союзами в целях создания равных условий функционирования строительных организаций, а также упрощения ведения предпринимательской деятельности;
совершенствование конкурсных процедур по выделению участков для строительства;
упрощение разрешительных и согласительных процедур, обеспечение доступа к услугам естественных монополий;
разработка соответствующих технических регламентов в целях сокращения административных барьеров, препятствующих строительной деятельности.
3.4. Развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство занимает значительное место в экономике региона, оказывает существенное воздействие на ее состояние. Формирование конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере предполагает наличие в ней рациональной отраслевой структуры, отлаженной опытно-конструкторской, прогрессивной производственно-технологической базы, развитой инфраструктуры, гибкой системы научно-технического, производственного сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями.
В основе развития рыночных методов управления ЖКХ выступают равноправие всех видов собственности, выход на рынок жилищно-коммунальных услуг субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования, формирование договорных отношений, социальная поддержка социально незащищенных категорий населения, государственное регулирование долгосрочной тарифной политики. Высокий уровень физического износа основных фондов ЖКХ и устаревшие технологии, ограниченные инвестиционные ресурсы и затратные методы потребления жилищно-коммунальных услуг осложняют процессы формирования конкурентной среды.
В жилищно-коммунальном комплексе имеет место неразвитость конкурентной среды, неэффективная система управления при низкой рентабельности предоставления услуг и отсутствии экономических стимулов к снижению издержек, как следствие - высокая изношенность и аварийность основных фондов, наличие задолженности, потери ресурсов и низкое качество жилищно-коммунального обслуживания.
Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном комплексе происходит недостаточными темпами. Товарищества собственников жилья образованы в малой доле жилого фонда (13,4% по состоянию на 1 января 2010 года).
Приоритетными направлениями конкурентной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
привлечение эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой, а также предоставлению жилищных и коммунальных услуг;
стимулирование повышения энергоэффективности, увеличение количества товариществ собственников жилья, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний;
совершенствование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;
создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений;
проведение инвентаризации объектов инфраструктуры, которые планируются передаваться в концессию (определение собственников объектов, оценка степени износа и остаточной стоимости объекта или участка коммунальной инфраструктуры);
обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса;
расширение информирования граждан, ТСЖ, домовых комитетов, кооперативов о возможности выбора управляющей компании;
правовые консультации, популяризация идей создания ТСЖ в форме создания портала;
обеспечение информационной открытости деятельности организаций естественных монополий;
осуществление антимонопольного контроля за действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
3.5. Развитие конкурентной среды в сфере транспорта
Развитие транспортно-логистической системы региона является важным фактором повышения конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе.
Необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий:
развитие транспортных коммуникаций, что создаст условия для строительства терминалов, расширения транспортных и торговых услуг. Позитивный эффект от этого получат и отрасли реального сектора, в которых значительную роль играют межрегиональные обмены;
разработку системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей;
формирование условий обеспечения всех видов пассажирских перевозок, в том числе льготных, независимо от формы их собственности;
утверждение порядка организации надзора и контроля за деятельностью перевозчиков и механизма реализации;
внедрение на пассажирском транспорте общего пользования персонифицированного учета перевезенных пассажиров с формированием детализированной прозрачной отчетности по каждому перевозчику, что позволит перевозчикам различных форм собственности предоставить равные условия хозяйствования и частично снять проблемы финансирования льготного проезда;
внедрение системы персонифицированного учета льготных пассажиров и учета пассажиропотока в социально значимом секторе рынка транспортных услуг, что создаст предпосылки для последовательного подключения к этой системе транспортных средств перевозчиков частного (или не отнесенного в настоящее время к социально значимому) сектора. В перспективе отпадет необходимость в разграничении рынка транспортных услуг на социально значимые и не социально значимые перевозки, тем самым будет выполнено требование действующего законодательства по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения;
совершенствование нормативного правового регулирования перевозок пассажиров;
совершенствование конкурсных процедур отбора перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров по муниципальному заказу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.