Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ проблемной ситуации
В 2011 году завершается срок реализации областной целевой программы "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2010 годы", утвержденной Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 662-ОЗ (с учетом пролонгации на один год).
Несмотря на определенный положительный эффект от реализации программных мероприятий, позитивные тенденции, сложившиеся в Орловской области к концу 2009 года, криминогенная ситуация продолжала оставаться сложной, чему способствовал целый ряд причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические корни.
Общее количество совершенных преступлений сократилось на 10,6% (с 16 891 до 15 097). На фоне снижения уровня преступности на 8,8% сократилось число раскрытых преступлений (с 9 885 до 9 018). Нераскрытыми остаются 5 719 преступлений. Общая раскрываемость преступлений возросла с 56,5% до 61,2%.
Вместе с тем, по итогам года отмечен рост количества особо тяжких преступлений на 3,4%. Одной из причин явилась недостаточная профилактическая работа по пресечению данных преступлений на стадии приготовления и покушения (-11,0%). В отдельных населенных пунктах отмечен рост уличной преступности, в том числе в областном центре на 3,5%.
По-прежнему в структуре преступности доминируют кражи. Их удельный вес составил более 38%. Из 5 760 зарегистрированных преступлений данной категории 3 559 остаются нераскрытыми. На 24,8% возросло количество краж транспортных средств, в том числе автомашин - на 43%.
Недостаточно решаются вопросы индивидуально-профилактического воздействия на лиц подучетных категорий и лиц, ведущих асоциальный образ жизни. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоит более 20 тысяч лиц данной категории.
Остро стоит вопрос предупреждения рецидивных преступлений. По итогам 2009 года уровень рецидивной преступности составил 24,9%, а в отдельных районах области достиг 40% и более. По данным статистики более 80% лиц данной категории на момент совершения преступлений не имели постоянного источника дохода.
В целях социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, принята и реализуется долгосрочная целевая программа "Комплекс мер по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации в Орловской области на 2010-2012 годы". Вместе с тем, более 60% осужденных - это осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В отношении данной категории граждан также необходимо проведение комплекса мер по вовлечению их в общественно полезную деятельность.
Требуют решения вопросы повышения антитеррористической защищенности объектов вероятных террористических устремлений и в первую очередь мест с массовым пребыванием людей. В настоящее время из 899 школьных и дошкольных учреждений около 40% (394) не оборудованы средствами охранной сигнализации и не имеют физической охраны, что особенно характерно для сельской местности. Аналогичная ситуация в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, невозможно без использования современных технических средств и информационных технологий. Новым шагом в данном направлении стало внедрение в ряде регионов аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"). Его основу составляют: система видеонаблюдения, система мониторинга подвижных объектов, ведомственная сеть передачи данных, центр оперативного управления, установки экстренной связи "Гражданин-милиция" и информационно-аналитическая система. Сегодня такие комплексы работают в населенных пунктах 59 регионов.
В Орловской области, и в первую очередь в областном центре, работа по созданию АПК "Безопасный город" находится пока в начальной стадии. Осуществлены попытки создания отдельных структурных составляющих этой системы. В настоящее время установлено 24 видеокамеры, 10 устройств экстренной связи "Гражданин - милиция". Реальная необходимость в таких устройствах на порядок выше. В подразделениях УВД по Орловской области имеется насущная потребность в патрульных автомобилях, оснащенных спутниковыми навигационными системами. Для организации центра оперативного управления нарядами, который предусмотрен штатным расписанием УВД по городу Орлу, требуется приобретение соответствующего технического оборудования.
Работа по привлечению общественности к охране общественного порядка, созданию материально-технической базы добровольных народных дружин и других общественных формирований правоохранительной направленности требует качественного пересмотра и активизации. Необходима выработка мер по стимулированию членов общественных формирований за активное участие в охране общественного порядка, проведение семинаров по обмену передовым опытом и т.д.
Серьезную озабоченность вызывает состояние участковых пунктов милиции города Орла и помещений для приема граждан в сельской местности. Практически все они требуют ремонта (от косметического до капитального), оснащения мебелью, юридической литературой, наглядной агитацией, охранно-пожарной сигнализацией и т. д. Требуются новые помещения для участковых пунктов милиции в районах массовой застройки.
Необходимо повышать роль районных и городских комиссий по профилактике правонарушений в создании на территории региона эффективно работающей системы профилактики правонарушений.
В сфере миграционной политики с учетом региональных особенностей на протяжении ближайших 5 лет сохранится тенденция, когда на территорию Орловской области будет въезжать 20-25 тысяч иностранных граждан. Пристальное внимание к подъему реального сектора экономики со стороны руководства региона, развитие агропромышленного комплекса, промышленного производства потребует создания новых рабочих мест. Это повлечет привлечение в Орловскую область трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи, органам государственной власти области, правоохранительным органам необходимо уделять пристальное внимание миграционным потокам и лицам, оформляющим разрешительные документы.
За 2009 год территориальными подразделениями УФМС России по Орловской области на миграционный учет поставлено 26 956 иностранных граждан. Традиционно наибольшее количество иностранных граждан въезжает на территорию Орловской области в летний период.
В 2009 году УФМС России по Орловской области оформлено 1 451 разрешение на временное проживание, 793 приглашения на въезд в Российскую Федерацию, 361 виза, 99 видов на жительство. Гражданство Российской Федерации приобрели 2 522 иностранных гражданина. Также в 2009 году сотрудниками УФМС России по Орловской области оформлено иностранным гражданам 2 258 разрешений на работу.
В 2009 году сотрудниками УФМС России по Орловской области в ходе проведения мероприятий по выявлению фактов нарушения иммиграционного законодательства составлено 8 693 протокола об административных правонарушениях в сфере миграции, предусмотренных главами 18 и 19 Кодекса об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 23 млн 957 тысяч 460 рублей.
Проведенные проверочные и профилактические мероприятия позволили сделать миграционную ситуацию в Орловской области относительно подконтрольной.
Несмотря на достигнутые результаты, УФМС России по Орловской области по-прежнему выявляются работодатели, незаконно привлекающие иностранную рабочую силу, что может вызвать негативные последствия на региональном рынке труда.
Требуется активизация работы по проведению информационной кампании через средства массовой информации по разъяснению миграционного законодательства и формированию толерантного отношения к мигрантам всеми ветвями власти региона. Необходима совместная работа органов государственной власти области, правоохранительных органов с лицами, въезжающими в Орловскую область из стран ближнего и дальнего зарубежья, по формированию атмосферы, в которой мигранту выгодно соблюдать российское законодательство. Это позволит снизить риски возникновения социальной напряженности, совершения преступлений на этнической почве.
Решение вышеуказанных проблемных вопросов возможно только посредством реализации комплекса сложных взаимоувязанных мероприятий органов власти и управления всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.