Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Обоснование необходимости решения проблемы
программно - целевым методом
Необходимость разработки и принятия ДОЦП обусловлена тем, что преступность в Орловской области, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Уровень преступности оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.
Органам исполнительной государственной власти области, правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в Орловской области, достичь положительных результатов по ряду направлений оперативно-служебной деятельности. Одним из факторов, способствующих стабилизации криминогенной обстановки явилась реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2010 годы".
Вместе с тем, остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.
В настоящее время в Орловской области, и в первую очередь в областном центре, отсутствует единый центр обработки данных, наделенный полномочиями по принятию управленческих решений по оперативному реагированию на любую информацию, поступающую с оживленных улиц, мест массового пребывания людей, объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения (диспетчерская служба, дежурная часть). Уровень развития технических средств, установленных на указанных объектах, диктует необходимость внедрения современного серверного оборудования, как ядра АПК "Безопасный город", которое будет позволять обрабатывать все сигналы, поступающие от технических средств извещения, будь то охранно-пожарная сигнализация, установки экстренной связи "Гражданин-милиция" или средства видеонаблюдения. Применительно к данной ДОЦП таким оборудованием необходимо в первую очередь оснастить дежурные части управлений внутренних дел по Орловской области и по городу Орлу.
В дальнейшем путем наращивания периферийного оборудования средствами технического контроля будет охвачена вся область. По такому пути идут все развитые страны. Он с точки зрения развития телекоммуникационных сетей является безальтернативным и единственно приемлемым в условиях современных мегаполисов.
Следует учесть, что АПК "Безопасный город" будет действовать одинаково эффективно не только в отношении оперативного поступления информации обо всех правонарушениях и преступлениях на пульт оперативного дежурного, но и в части повышения мобильности управления нарядами органов внутренних дел, несущими службу в системе единой дислокации на улицах и в других общественных местах.
Задача привлечения общественности к охране общественного порядка на современном этапе требует также применения программно-целевого метода. На областном уровне необходимо выработать методы и меры стимулирующего характера для членов общественных формирований, которые были бы универсально применимы на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.
Кардинально изменить ситуацию с размещением участковых уполномоченных милиции и созданием для них надлежащих рабочих условий можно только на поступательной, плановой основе, которая бы включала в себя выделение соответствующих помещений для этих целей, проведение в них ремонта, приобретение оргтехники и мебели, закупку в необходимом количестве юридической литературы, наглядной агитации, монтаж средств охранно-пожарной сигнализации. Как известно, именно участковый уполномоченный милиции находится в той "шаговой доступности", которая позволяет самым широким слоям населения в силу тех или иных обстоятельств отстаивать свои права и интересы в сфере общественной безопасности.
Включение в ДОЦП мероприятий в области противодействия терроризму, которые находятся в компетенции антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, обусловлено следующими причинами.
Террористические акты, являясь по сути одним из видов особо тяжких преступлений, направленных против личности, государственного устройства и безопасности населения, носят широкомасштабный характер с наиболее трагичными последствиями. Данная проблема, относительно новая для нашей страны, к сожалению, имеет тенденцию к своему негативному развитию. Борьба с этим злом должна носить комплексный характер с задействованием всего механизма общественно-государственных отношений. И если деятельность силовых федеральных ведомств с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пресечению террористических актов и ликвидации их последствий более полно урегулирована на уровне федерального законодательства и довольно успешно решается на практике, то система профилактики террористических проявлений реализуется пока не на должном уровне.
В первую очередь это касается информационного противодействия идеологии терроризма, а также информирования населения о правилах личной безопасности и бдительности.
Темпы развития информационных технологий, и прежде всего сети Интернет, наличие большого количества сайтов экстремистской и откровенно террористической направленности позволяют в настоящее время говорить о том, что одними превентивными, запретительными мерами данную проблему решить не удастся. И здесь на передний план выступает противопоставление идеологии экстремизма и терроризма иной позитивной, созидательной идеологии. Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет. Например, оценка, произведенная в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета, выявила следующее: из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.
Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
Помимо терроризма "с религиозным оттенком" в настоящее время дает о себе знать националистический терроризм, идеология которого формируется уже праворадикальными течениями. Преступления, совершенные в текущем году группой молодых людей в отношении правоохранительных органов, а также лиц, нетитульных национальностей в городе Орле, заострили эту проблему и в нашем регионе.
В сфере противодействия идеологии терроризма требуется программа действий, предусматривающая участие в этой работе всех институтов гражданского общества, от органов государственной власти до образовательных учреждений, средств массовой информации, деятелей культуры и науки, некоммерческих организаций, действующих на территории Орловской области.
Вторым аспектом профилактики терроризма выступает задача обеспечения комплексной защищенности объектов вероятных террористических устремлений, в том числе мест с массовым пребыванием людей. Федеральное законодательство, устанавливая общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики терроризма, фактически наделяет их правом проведения в пределах собственных полномочий региональной политики с реализацией за счет собственных средств тех или иных мероприятий в данной сфере.
Решением Антитеррористической комиссии в Орловской области от 24 августа 2010 года утвержден обновленный региональный перечень объектов вероятных террористических устремлений (работа по актуализации ранее действовавшего перечня проводилась в городских округах и муниципальных районах области в течение 1 полугодия текущего года). Данный документ, в том числе, включает в себя около одной тысячи объектов с массовым пребыванием людей (образовательных учреждений, объектов культуры, мест проведения массовых мероприятий и так далее). Для обеспечения системного подхода к повышению уровня защищенности указанных объектов требуется привлечение значительного объема бюджетных средств, а также вовлечение в эту работу органов исполнительной государственной власти области, подведомственных им учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Мероприятия в области противодействия терроризму включены отдельным разделом в действующую в настоящее время областную целевую программу "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007 - 2011 годы", утвержденной Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 662-ОЗ. Кроме того, Национальный антитеррористический комитет рекомендует субъектам Российской Федерации принимать региональные программы противодействия терроризму.
В Орловской области, учитывая дефицит областного бюджета, а также тот факт, что ряд мероприятий в сфере противодействия терроризму реализуется непосредственно областной антитеррористической комиссией, в том числе за счет средств, предусмотренных Законом Орловской области от 7 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" по разделу финансирования "Реализация мероприятий в области противодействия терроризму" (по 500 тысяч рублей ежегодно), целесообразным представляется включение данного направления профилактики правонарушений в настоящую ДОЦП.
В Орловской области, как и в целом по России на протяжении последних двух десятилетий наблюдается убыль населения. Исключением стал 2009 год, но незначительный прирост населения компенсировался за счет миграции.
Контроль за миграционными потоками, социализация мигрантов позволят избежать возможных проблем, с которыми столкнулись такие страны как Франция и Германия, когда во Франции наблюдаются массовые беспорядки с активным участием мигрантов, а в Германии имеют место погромы на национальной почве со стороны неонацистских группировок.
Опасения вызывает большая виктимность мигрантов, когда они становятся жертвами преступников-соотечественников, но не обращаются в правоохранительные органы за помощью, пытаясь решить проблему с помощью диаспор. Все это усугубляет недоверие со стороны мигрантов к органам власти и отчужденность их от коренного населения.
Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.
Ощутимо воздействовать на складывающуюся в области криминогенную ситуацию возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.
Учитывая, что корни поставленных проблем многогранны и затрагивают сферу деятельности различных органов власти, а также общественных организаций (объединений), их решение требует комплексного подхода с применением программных методов.
Каждое программное мероприятие имеет свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки, взаимосвязано с другими мероприятиями, способствует реализации цели и задач ДОЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.