Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Обоснование необходимости решения проблемы
программно-целевым методом
Необходимость концептуального подхода к развитию культуры Орловской области обусловлена наличием уникального культурно-исторического наследия, богатых духовных традиций. Концепция предусматривает признание сферы культуры в качестве одного из базовых составляющих факторов социально-экономического развития территории, нацеливает на переход от отраслевого принципа управления сферой культуры к взаимодействию с другими отраслями.
Несмотря на усилия последних лет, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений культуры, проведение значительного числа культурных мероприятий, центральной проблемой в сфере культуры продолжает оставаться проблема недостаточно высокого спроса на культурные услуги среди населения.
Другой проблемой, требующей повышенного внимания, является проблема сохранения историко-культурного наследия области. Несмотря на увеличение объема реставрационных работ, темпы роста утраты культурного наследия по-прежнему опережают темпы его восстановления и консервации. Техническое состояние большей части объектов культурного наследия, находящихся на территории области, характеризуется как неудовлетворительное. Здания-памятники нуждаются в проведении противоаварийных и консервационных работ, а также работ по приспособлению и модернизации.
В числе наиболее распространенных проблемных ситуаций остается визуальное нарушение ландшафтов территории памятников и зон их охраны, а также нерегламентированная застройка. В качестве самых серьезных причин ухудшения состояния памятников специалистами признается отсутствие эффективных пользователей памятников и особенно их бесхозное состояние. На территории Орловской области угрозе утраты в основном подвержены бесхозные объекты культурного наследия: Сабуровская крепость в Орловском районе, усадьбы: Новосильцевых в Мценском районе, Дмитрия Кантемира в г. Дмитровске и Сухотина в Залегощенском районе, селище Прокуровка в г. Орле и другие.
Не менее серьезной является проблема престижа орловской культуры. Недостаточно активно ведется представление культуры Орловщины в российских регионах и за рубежом, а также гастрольная деятельность учреждений культуры.
В число проблем, требующих особого внимания, входят следующие: состояние многих зданий и помещений, в которых расположены учреждения культуры, не отвечает современным нормам, нехватка помещений, отсутствие фондохранилища областных музеев, концертного филармонического зала, слабая материально-техническая база учреждений культуры.
Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в культуре значительно превышают возможности области по их решению. Темпы изношенности особо ценных недвижимых объектов продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными, библиотечными фондами. В этой связи использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ на конкретных объектах, а также организовать те мероприятия, которые будут охватывать все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство.
Реализация областной целевой программы "Культура Орловской области на 2006 - 2010 годы" позволила частично преодолеть спад в отрасли культуры, добиться развития и увеличения форм и объемов участия государства в поддержке культуры и искусства, сформулировать ключевые направления развития отрасли. Однако нерешенными на сегодня остается ряд проблем, таких как:
недостаточное привлечение дополнительных государственных и частных инвестиций в сферу культуры;
увеличение объема реставрационных работ на объектах культурного наследия; отсутствие специализированного фондохранилища для музейных предметов, низкий уровень комплектования и формирования библиотечного и музейного фондов; слабая оснащенность средне-специальных учреждений сферы культуры специальным оборудованием, музыкальными инструментами;
устаревшая материально-техническая база учреждений культуры.
В этой связи разработка долгосрочной областной целевой программы "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011 - 2015 годы" (далее - также Программа) является оптимальным решением целенаправленного развития отрасли культуры, для которой потребуется координация работы всех участников культурной деятельности.
Реализация Программы будет способствовать: нормативно-правовому обеспечению отрасли; сохранению и эффективному использованию культурного наследия; развитию и поддержке профессионального и самодеятельного творчества; оптимизации инфраструктуры социокультурной сферы области;
обеспечению доступа населения к информационным ресурсам и включению области в единое информационное пространство в сфере культуры;
созданию системы непрерывного образования, ориентированной на использование новых технологий, повышению уровня профессиональных знаний работников культуры и их социальной защиты;
развитию традиционных народных промыслов и ремесел, производству новых видов сувенирной продукции;
концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, привлечению других источников финансирования.
Процесс формирования и развития сферы культуры в области в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, научных и общественных организаций в реализации инновационно-значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики регионов и улучшение качества жизни населения.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием сферы культуры области, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы культуры на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных сторон.
Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, гак и на региональном уровнях.
Приняты и успешно реализуются:
федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2011 г.г.)";
областная целевая программа "Культура Орловской области (2006 - 2010 г.г.).
При этом средства федерального бюджета направляются на следующие мероприятия: ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия федерального значения, приобретение уникальных музейных предметов в фондовые коллекции областных музеев, реставрацию музейных предметов, монтаж и установку пожарно-охранной сигнализации.
Следует также отметить, что для сферы культуры характерен кумулятивный эффект, когда максимальное вложение денежных средств, проявляется через несколько лет постоянных вложений. Поэтому существует необходимость в сохранении выбранного курса развития сферы культуры Орловской области и продолжении реализации этого направления именно программно-целевым методом для достижения более высоких результатов.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения могут стать:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере культуры.
В этом случае государственная политика развития культуры может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что способно дать определенные положительные результаты в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся возможностей.
Однако, в условиях экономического кризиса устойчивое развитие сферы культуры, как одного из действенных инструментов оживления экономики, невозможно обеспечить без внедрения эффективных механизмов государственной поддержки, включая государственно-частное партнерство и стимулирование инвестиционной активности.
Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы культуры в Орловской области.
Следует также отметить, что использование программно-целевого метода в целом позволило добиться хороших результатов в развитии сферы культуры Орловской области за прошедшие годы.
Определенные показатели в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011 - 2015 годы" позволят оперативно оценивать эффективность Программы и вносить необходимые коррективы в рамках намеченных программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.