Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Общие требования к оформлению законопроектов
и иных нормативных правовых актов
Структура законопроекта
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула: не содержит самостоятельные нормативные предписания; не делится на статьи; не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; не содержит легальные дефиниции; не формулирует предмет регулирования законопроекта; не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.
4. Часть законопроекта:
обозначается словами:
Часть первая
Часть вторая
может иметь наименование:
Часть первая
Общие положения
либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
Общая часть
Особенная часть
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:
Раздел I
Право собственности и другие вещные права
6. Подраздел: имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами; имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
7. Глава: нумеруется арабскими цифрами; имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области
пожарной безопасности
8. Параграф: обозначается знаком §; имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример:
I. Хозяйственные товарищества и общества
9. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ...................... .(часть 1)
2. ...................... .(часть 2)
или
Статья 33
1. .................... . (часть 1)
2. .................... . (часть 2)
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ...................... . (часть 1)
2. .......................: (часть 2)
1) ............ ; (пункт 1 части 2)
2) ............ : (пункт 2 части 2)
а) .............; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ............ . (подпункт "б" пункта 2 части 2)
или
Статья 33
1. ................... . (часть 1)
2. ...................: (часть 2)
1) .............. ; (пункт 1 части 2)
2) .............. : (пункт 2 части 2)
а) ...................; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ................... . (подпункт "б" пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:
Статья 1. Порядок рассмотрения требовании кредиторов
1. При наличии возражений относительно требовании кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются:
(абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (aбзац второй части 3)
график погашения задолженности; (абзац третий части 3)
иные предусмотренные настоящим Законом документы. (абзац четвертый части 3)
или
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)
1) президиума; (пункт 1 части 3)
2) судебной Правительства: (пункт 2 части 3)
а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских
правоотношений; (подпункт "а" пункта 2 части 3)
б) по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений. (подпункт "б" пункта 2 части 3)
10. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от ... N ... "Об .........." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. ... . С. : ) следующие изменения:
1).......................; (пункт 1)
2)...................... ; (пункт 2)
3).......................: (пункт 3)
а)...................... ; (подпункт "а" пункта 3)
б)...................... ; (подпункт "б" пункта 3)
4)...................... . (пункт 4)
или
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от ... N ... "Об.............." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. ... . Вып. ... . С. :) следующие изменения:
.........................; (абзац второй)
.........................; (абзац третий)
.........................; (абзац четвертый)
........................ . (абзац пятый)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1).......................; (пункт 1)
2).......................; (пункт 2)
3).......................; (пункт 3)
4).......................; (пункт 4)
5).......................; (пункт 5)
6)...................... . (пункт 6)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
.......................... ; (абзац второй)
.......................... ; (абзац третий)
.......................... . (абзац четвертый)
11. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями
1 2 2 3 1
(например, глава 5 , статья 7 , часть 2 , пункт 3 , подпункт "б ").
Пример:
Статья 2
Внести в Закон Орловской области от ... N ... "Об .........." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. ... . Вып. ... . С. :) следующие изменения:
1
1) дополнить статьей 15 следующего содержания:
1
"Статья 15 . ...................
1. ............. .
2. ............. . ";
2) в статье 16:
1
часть 2 дополнить пунктом 2 следующего содержания:
1
"2 ) ............................ ; ";
2
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б " следующею содержания:
2
"б ) .............................;".
12. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Законом Орловской области от 28 апреля 1997 года N 35-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Орловской области, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Орловской области" (в редакции Закона Орловской области от 1 августа 2002 года N 267-ОЗ).
Примеры:
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
или
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
или
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальною опубликования.
13. Понятие "введение в действие" употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный закон о введении в действие принимается только в отношении кодексов.
14. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
15. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N . При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.
Пример:
согласно приложению 5 к Закону
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Примеры:
Приложение
к Закону Орловской области "О ......... "
или
Приложение 2
к Закону Орловской области "О ........."
Наименование приложения располагается по центру страницы
Порядок употребления ссылок
16. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
17. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
18. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются его надлежащие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
Примеры:
регулируются Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
или
в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5664-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О космической деятельности"
При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.
Пример:
в соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР"
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
19. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ
"О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях")
20. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках - вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Пример:
в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ)
21. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
22. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации
23. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Пример:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации
24. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Закона Орловской области от
... N ... "..............................."
25. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:
подпункт "а2" пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 5
глава 5
разделы III и IV
26. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 33. Сертификация
1. ............: (абзац первый части 1)
.........; (абзац второй части1)
.........; (абзац третий части 1)
.......... (абзац четвертый части 1)
2. ................. . (часть 2)
27. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:
Примеры:
содержащиеся в главе 3 настоящего Закона
в связи с положениями настоящей главы
в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса
в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с подпунктом "а1" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона
регулируется подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона
содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы
28. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Российской Федерации).
29. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
Порядок указания официальных источников опубликования
30. Источниками официального опубликования законов РСФСР, постановлений Съезда народных депутатов РСФСР, постановлений Верховного Совета РСФСР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета РСФСР являлись Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР и газета "Советская Россия".
Источниками официального опубликования законов Российской Федерации, постановлений Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации и постановлений Президиума Верховного Совета Российской Федерации являлись Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и "Российская газета".
Источниками официального опубликования федеральных конституционных законов и федеральных законов являются Собрание законодательства Российской Федерации, "Парламентская газета" и "Российская газета".
Законом Орловской области от 16 июня 2008 г. N 781-ОЗ абзац 4 части 30 настоящих Правил изложен в новой редакции. Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона
Источниками официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Орловской области являются Ведомости Орловской областной Думы, Ведомости Орловского областного Совета народных депутатов, Собрание нормативных правовых актов Орловской области, газета "Орловская правда", государственная специализированная информационная система "Портал Орловской области - публичный информационный центр".
31. Если в законодательный акт вносятся изменения, то обязательно указывается источник его официального опубликования или дата, номер и источник официального опубликования последнего законодательного акта, внесшего в него изменения.
Примеры:
Ведомости Орловской областной Думы. : . Вып. : . С. : .
Ведомости Орловского областного Совета народных депутатов. : . Вып. : . С. : .
Собрание нормативных правовых актов Орловской области.: . Вып. : . С. :
( в последней редакции от : N : (Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Вып. : С. :).
32. Номер Собрания нормативных правовых актов Орловской области может быть издан в двух частях. Например: Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 1999. Вып. 1-2. Т. I и II.
В этом случае при указании источника официального опубликования законодательного акта указываются только Собрание нормативных правовых актов Орловской области, год, номер выпуска, том и страница.
Пример: (Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 1999. Вып. : . С. : ).
33. При внесении изменений в законодательный акт, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду с источниками его опубликования указывается также официальный источник опубликования законодательного акта, признавшего данный законодательный акт утратившим силу.
34. При приостановлении действия законодательного акта указываются следующие источники официального опубликования:
1) при приостановлении действия законодательного акта указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
если вносились изменения, то - дата, номер законодательного акта, внесшего последнее изменение (изменения), и источник его официального опубликования;
2) при приостановлении действия структурной единицы законодательного акта или его структурной единицы в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую структурную единицу) указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования последнего изменения (изменений), внесенного (внесенных) в приостанавливаемую структурную единицу законодательного акта, дата и номер внесшего изменение (изменения) законодательного акта.
35. При признании законодательного акта утратившим силу указываются следующие источники официального опубликования:
1) при признании утратившим силу законодательного акта или его структурных единиц указывается источник их официального опубликования;
2) при признании утратившим силу законодательного акта в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную структурную единицу) указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт;
3) при признании утратившим силу не всего законодательного акта, а его структурной единицы в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую структурную единицу) указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
источник официального опубликования признаваемой утратившей силу в неотделимой части структурной единицы законодательного акта в новой редакции (если она была);
источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в данную структурную единицу;
4) при признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которая в первоначальной редакции законодательного акта отсутствовала, но была дополнена позднее (при внесении в него изменений), в перечне источников официального опубликования законодательного акта в обязательном порядке указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта, которым данная структурная единица была дополнена;
5) при признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, вступившего в силу до утверждения настоящих Правил, если данная структурная единица была перенумерована, в перечне источников официального опубликования законодательного акта в обязательном порядке указываются:
источник официального опубликования законодательного акта;
источник официального опубликования законодательного акта, которым данная структурная единица была перенумерована.
Внесение изменений в законодательные акты
36. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
37. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами законодательного акта;
приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
38. Изменения могут вноситься в следующие виды нормативных правовых актов:
законы Орловской области;
кодексы Орловской области;
постановления Орловского областного Совета народных депутатов;
указы Губернатора Орловской области;
постановления Правительства Орловской области;
иные правовые акты.
39. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Орловского областного Совета народных депутатов следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Исключение составляют законопроекты об областном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
40. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
О внесении изменений в статью 5 Закона Орловской области
"............" и в Закон Орловской области "................"
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Орловской области от ... N ... ".................." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. ... . С. :) следующие изменения:
1)....................;
2)................... .
Статья 2
Внести в Закон Орловской области от ... N ... "..............." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. ... . С. :) следующие изменения:
1) ......................;
2) ......................;
3) ......................;
4) ..................... .
41. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу структурных единиц должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от ... N ... ".............." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. ... . Вып. : . С. :) следующие изменения:
1) в статье 1 слова "........." заменить словами ".........";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами ".........";
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "........" исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. ................... .";
6) в статье 6 слова "......." заменить словами "......" .
42. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются его вид, дата подписания, регистрационный номер, наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Пример:
Внести в Закон Орловской области от 23 июня 2003 года N 335-ОЗ "О выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов" (Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2003. Вып. 18. С. 57) следующие изменения:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
Пример:
Внести в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466) следующие изменения:
43. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом.
Примеры:
О внесении изменения в Закон Орловской области "................"
или
О внесении изменений в Закон Орловской области "..............." или
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Орловской
области в связи с принятием Федерального закона "..................."
То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи вносящего изменения закона, если статья содержит более одного изменения.
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от... N ... "................." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. ... . Вып. ... . С. :) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции: "................. ";
2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующею содержания: "................. ";
3) в части 2 статьи 5 слова " ......................." исключить.
44. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений в статьи 5 и 10 Закона Российской Федерации "О милиции"
или
О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации
"............." и статью 14 Федерального закона "................"
45. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.
46. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
47. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
48. При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.
Пример:
Внести в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552) следующие изменения:
49. При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть законодательного акта.
Пример: (в главе 1 имеется 14 статей)
Главу 1 Закона Орловской области от ... N ... "О ................" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. ... . С. :) дополнить статьей 141 следующего содержания:
51. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяются следующие формулировки:
Примеры:
Статья 1
В статье 10 Закона Орловской области от ... N ... "О ................" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :) слова "......"слова указываются в именительном падеже единственного числа"......" в соответствующих числе и падеже заменить словами "...... "слова указываются в именительном падеже единственного числа"......" в соответствующих числе и падеже.
или
Статья 1
В статье 10 Закона Орловской области от ... N ... "О ................" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :) слова "......"слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа"....." в соответствующем падеже заменить словами "...... "слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа"......" в соответствующем падеже.
52. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, затем указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы. Примеры:
Статья 1
Часть 1 статьи 7 Закона Орловской области от ... N ... "О ................" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :) дополнить предложением следующего содержания: "................... .".
или
Статья 1
В подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Орловской области от ... N ... "О ................" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :) слова "................." заменить словами "..............".
53. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
Статью 1 после слов "................." дополнить словами ".................".
54. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
Пункт 1 части 2 статьи 1 дополнить словами "...............".
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
55. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от ... N ... "О ................" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова ".............." заменить словами "...............";
часть 2 после слов ".............." дополнить словами "...............";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7)......................;";
часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "............... .";
2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4
................. .".
56. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, обязательно указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Примеры:
статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ................... .";
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) ................... .";
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) ................... .".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).
57. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится.
Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
58. Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
59. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
60. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
61. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Статья 1
Внести в статью 16 Закона Орловской области от ... N ... "О ..............." (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16
......................... .".
В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим: О внесении изменения в статью 16 Закона Орловской области "О ..........."
62. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта, а не является приложением к нему.
63. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "14, 15, 125" заменить цифрами "15, 16, 126"
64. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"
65. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Пример:
О внесении изменений в Федеральный закон "............" и другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
66. Для приведения законодательных актов Орловской области в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
67. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью;
2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы;
3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).
68. Признаваться утратившими силу могут следующие виды законодательных актов:
законы Орловской области;
кодексы Орловской области;
постановления Орловского областного Совета народных депутатов;
указы Губернатора Орловской области;
постановления Правительства Орловской области;
иные правовые акты.
69. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил.
70. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
71. Если утрачивает силу кодекс, то отдельными позициями в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается сам кодекс, закон о введении кодекса в действие или закон об утверждении кодекса.
При этом отдельными позициями включаются в перечень законодательные акты, вносившие в кодекс изменения.
72. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.
73. Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения (например, "признать утратившим силу Уголовный кодекс Российской Федерации и все законодательные акты, вносившие в него изменения"), не допускается.
74. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).
75. При признании утратившим силу всего законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный законодательный акт включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Законодательный акт, изменивший наименование первого законодательного акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.
При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.
При признании утратившей силу неотделимой части законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательный акт включается с измененным наименованием и указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования законодательного акта, изменившего его наименование.
76. При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:
данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования и источника официального опубликования законодательного акта, которым данная структурная единица была дополнена;
структурная единица законодательного акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования.
77. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
78. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.
79. Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
80. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт, он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
81. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
82. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
83. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
84. Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
85. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от ... N ... "Об............" (в последней редакции от : N : . Собрание нормативных правовых актов Орловской области. : . Вып. : . С. :).
86. Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.