Постановление Главы администрации Орловской области от 5 января 2000 г. N 10
"О порядке оказания адресной социальной помощи гражданам
Орловской области"
Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 9 февраля 2004 г. N 30 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Российской Федерации N 178-ФЗ от 17.07.1999 года "О Государственной социальной помощи", в целях поддержания уровня жизни малообеспеченных семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, постановляю:
1. Положение, о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам Орловской области утвердить.
2. Финансирование расходов, необходимых для оказания адресной социальной помощи гражданам, осуществлять из средств областного и местных бюджетов, а также и внебюджетных источников.
3. Рекомендовать главам органов местного самоуправления городов и районов:
3.1 Ежегодно разрабатывать целевые программы социальной поддержки населения, предусматривая их финансирование из бюджета и внебюджетных источников.
3.2. Пересмотреть состав районных (городских) комиссий по оказанию адресной социальной помощи с учетом новых задач, в первую очередь по стимулированию экономической активности трудоспособного населения с целью их самообеспеченности.
3.3. В работе комиссий руководствоваться Положением о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам Орловской области.
3.4. Обеспечить информирование населения об условиях оказания адресной помощи в средствах массовой информации, на собраниях, сходах граждан, через общественные организации.
3.5. Особое внимание уцепить созданию необходимых условий для приема населения в органах социальной защиты, оборудованию соответствующих помещений, модернизации компьютерной техники, подготовке специалистов центров социального обслуживания населения.
4. Управлению социальной защиты населения провести необходимую организационно-методическую и разъяснительную работу с районными (городскими) органами социальной защиты населения, осуществлять контроль за организацией и применением Положения о порядке оказания адресной социальной помощи.
5. Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам Орловской области опубликовать в областной газете "Орловская правда".
Глава администрации |
Е.С. Строев |
Утверждено постановлением
Главы администрации Орловской
области N 10 от 5 января 2000 г.
Положение
о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам Орловской области
(утв. постановлением Главы администрации
Орловской области N 10 от 5 января 2000 г.)
I. Основные положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации:
- О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ;
- "Об основах социального обслуживания" от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ;
- "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.97 г. N 134-ФЗ;
- "О Государственной социальной помощи" от 17.07.99 г. N 178-ФЗ;
- постановлениями Правительства РФ Главы администрации области по вопросам социальной защиты и социального обслуживания населения.
См. также Закон Орловской области от 26 апреля 2000 г. N 147-ОЗ "О системе социальной защиты населения в Орловской области"
Настоящее Положение устанавливает правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным семьям, а также малоимущим одиноко проживающим гражданам Орловской области органами социальной защиты, фондом социальной поддержки, а также предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности.
Социальная помощь (семьи или отдельного члена семьи, отдельного гражданина) осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Представители органа социальной защиты с участием заинтересованных организаций (совета ветеранов, общества инвалидов, представителя органа местной власти, военкомата, домоуправления, при необходимости специалистов: педагогов, юристов, медиков, строителей и т.д.) проводят обследование материальных условий жизни, социально-бытового положения и морально-психологического климата семьи (гражданина), проверку доходов и других жизненно важных обстоятельств, исходя из характера заявления (обращения).
Плановые обследования материально-бытовых условий граждан, состоящих на социальном учете, проводятся, как правило, два раза в год (сезонно), а так же по мере обращения граждан в органы соцзащиты.
Каждый гражданин вправе получить в органах социальное защиты информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
II. Критерии оказания социальной помощи и социальных услуг
Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размере денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.
Критериями предоставления адресной социальной помощи и социальных услуг являются:
соотношение совокупного семейного или среднедушевого дохода и установленного прожиточного минимума для всех членов семьи по социально-демографическим группам,
отсутствие средств к существованию;
одиночество и неспособность к самообслуживанию;
материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.
Районные, городские отделы соцзащиты центры соцобслуживания устанавливают группы лиц, нуждающихся в первоочередном предоставлении социальной помощи и услуг, используя для этого заявления самих граждан, а также получению информации через подворные обходы, из различных органов и учреждений. К ним могут относиться военкоматы, общества инвалидов, общества ветеранов труда, Красный Крест, ЖЭУ, органы и учреждения образования, здравоохранения, внутренних дел и т.д. Сведения, поступающие из различных источников, должны быть сосредоточены в органах социальной защиты для последующего анализа. На основе актов обследования материально-бытовых, жилищных условий, морально психологического климата и других материалов, формируется банк данных о малообеспеченных по компьютерной программе "Адресная социальная помощь", постановка на социальный учет.
При этом должны соблюдаться следующие основные принципы:
Адресность - помощь оказывается конкретным нуждающимся лицам, находящимся в наиболее бедственном положении, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей;
Дифференцированность - размер и виды помощи определяются в зависимости от места проживания (город, седо), социально-бытовых условий, способности семьи и отдельных лиц к самообеспечению и других факторов.
Комплексность - возможность предоставления, в исключительных случаях, двух или нескольких видов помощи одновременно (денежной, натуральной, в виде услуг, льгот).
При наличии в семье работающих членов необходимо координировать объемы социальной помощи и услуг, предоставляемых органами социальной защиты, с помощью, которую призваны осуществлять администрации, предприятия, организации, учреждения, а также общественные организации и благотворительные фонды.
Исходя из оценки возможностей семей и отдельных граждан, собственными силами увеличить доход, органы социальной защиты совместно с органами занятости оказывают помощь в подборе работы (временной, сезонной) трудоспособным пенсионерам, лицам без определенного места жительства, женщинам, имеющим детей, содействуют участию их в оплачиваемых общественных работах.
При определении совокупного дохода на членов семьи лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, должны исключаться.
Вопросы предоставления социальной помощи и услуг рассматриваются на заседаниях районных комиссий по оказанию комплексной, адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, создаваемых постановлениями глав администраций городов (районов).
Оценка благосостояния семьи (одинокого гражданина) определяется на основе анализа материального положения, включающего текущие доходы, жилищного положения, имущественной обеспеченности.
В случае представления заявителем неполных или недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении социальной помощи.
Социальная помощь, социальные услуги могут предоставляться бесплатно, за частичную или полную плату согласно постановлению Правительства РФ N 1151 от 25 ноября 1995 года, с заключением двухстороннего договора - районный центр соцобслуживания и обратившийся гражданин.
Полученные за платные социально-бытовые услуги средства, (постановление Главы администрации области N 225 от 19.07.1995 г.) перечисляются на внебюджетные счета центров соцобслуживания и расходуются по утвержденной и согласованной в местных финансовых органах смете на текущее содержание и развитие центров соцобслуживания, расширение сферы услуг и материальное стимулирование работников, непосредственно предоставляющих социально-бытовые услуги.
III. Источники оказания адресной социальной помощи и социальных услуг
Источниками предоставления социальной помощи и социальных услуг являются средства областного и местных бюджетов, различных внебюджетных поступлений (благотворительных фондов, взносов предприятий, организаций, спонсорских поступлений, пожертвований граждан, поступлений от гуманитарных фондов).
IV. Категории граждан, нуждающиеся в социальной помощи
К категориям населения, нуждающимся в первоочередном предоставлении социальной помощи и услуг, относятся граждане, у которых совокупный среднедушевой доход ниже установленного областного минимального прожиточного уровня (по категориям населения), а именно:
одинокие граждане и одинокие супружеские пары, утратившие способность к самообслуживанию и самообеспечению вследствие болезни или в связи с преклонным возрастом;
отдельные категории больных, нуждающихся в организации дополнительного питания;
инвалиды 1 и 2 групп;
граждане, получающие социальные пенсии;
семьи с детьми инвалидами; детьми и подростками с особыми проблемами (ограниченными возможностями, девиантным поведением и др.);
семьи с тремя и более детьми;
неполные семьи;
беременные женщины, кормящие матери;
семьи, воспитывающие детей-сирот;
граждане, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, лица без определенного места жительства и занятий, пострадавшие в результате стихийных бедствий, безработные и т.д.) и другие обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно.
Круг граждан, нуждающихся в социальной помощи и защите, может быть расширен местными органами власти или обозначен иными критериями, исходя из наличия средств, выделяемых из местного бюджета.
V. Основные виды социальной помощи
Оказание социальной помощи осуществляется в следующих видах:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, бесплатное горячее питание и другие виды натуральной помощи). Натуральная помощь в виде продуктов питания, (одежды, обуви, осуществляется из резервного фонда как бесплатно, так и путем оплаты стоимости товара по социально-низким ценам.
Размер оплаты утверждается районной (городской) комиссией по оказанию комплексной адресной помощи (по категориям граждан и их среднедушевому дохожу).
VI. Механизм оказания адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь и социальные услуги малообеспеченным гражданам, многодетным семьям, несовершеннолетним лицам, оказывается:
управлением социальной защиты населения - на основании заявлений граждан, а также устных обращений на личных приемах в управлении;
рай (гор) отделами соцзащиты, центрами соцобслуживания - по обращению граждан с письменным и устным заявлением, а также по инициативе руководства отделов и центров, ходатайству администраций всех уровней, ведомств, общественных организаций, объединений.
Основанием для принятия решения об оказании соцпомощи или социальных услуг являются акты обследования жилищно-бытовых, материальных условий, банк данных на ПЭВМ о малообеспеченных гражданах и социально неблагополучных семьях.
Если заявитель по объективным причинам не может представить необходимые документы (лицо без определенного места жительства, переселенец беженец, погорелец и т.д.), они могут быть заменены актом с заключением об оказании необходимой помощи, составленным на основе беседы, опроса, осмотра места события (стихийного бедствия и др.).
Для определения вида и размера социальной помощи малообеспеченным гражданам необходимо учитывать:
численность членов семьи, проживающих вместе;
ежемесячный денежный доход семьи на ее одного члена;
затраты на оплату коммунальных услуг, жилье, телефон, а также право на пользование льготами по их оплате;
удельный вес расходов на питание, приобретение лекарственных препаратов;
оценка возможности (или ее отсутствие) семьи собственными силами преодолеть бедность (увеличить доход);
возможность (невозможностъ) получения материальной помощи от физических и юридических лиц;
наличие собственности (домашний скот, птица, пчелы, другая живность, огород, сад, и пр.), подсобный промысел, приносящий дополнительный доход.
В целях оперативного рассмотрения вопроса по оказанию помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, решение о выделении помощи (денежной, натуральной) принимаются руководителями районных (городских) органов соцзащиты в объеме не более одного минимального размера заработной платы.
Социальная помощь в крупных размерах (более минимального размера пенсии) оказывается на основании решений районных (городских) комиссий по социальным вопросам. Комиссии рассматривают также и опорные вопросы об оказании адресной социальной помощи.
В областном управлении соцзащиты, органах соцзащиты на местах решение об оказании денежной, натуральной помощи принимаются на основании порядка и механизма, утверждаемого этими органами.
Решение о предоставлении (или отказе в предоставлении) социальной помощи принимается в течение 1 месяца со дня подачи заявления.
Размер социальной помощи согласно закону определяется, как правило, в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Размер, периодичность социальной помощи в денежном и натуральном выражении не должны создавать ситуации, при которой ее получение оказывается предпочтительнее работы или других законных форм получения дохода.
Гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, порядок оказания социальной помощи и ее размер определяется в соответствии с постановлением Орловского областного Совета народных депутатов "О внесении изменений и дополнений в Положение "О фонде финансовой поддержки малообеспеченных граждан, пострадавших от стихийных бедствий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Орловской области от 5 января 2000 г. N 10 "О порядке оказания адресной социальной помощи гражданам Орловской области"
Текст постановления опубликован в Собрании нормативных правовых актов Орловской области (Выпуск 6), 2000 г.
Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 9 февраля 2004 г. N 30 настоящее постановление признано утратившим силу