Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Общие положения
1.1. Назначение и область применения
1. Нормативы распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских округов, городских и сельских поселений Орловской области в пределах их границ, в том числе резервных территорий.
Нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Орловской области:
- документов территориального планирования (Схем территориального планирования муниципальных районов, Генеральных планов городских округов и поселений);
- документов градостроительного зонирования (Правил землепользования и застройки);
- документации по планировке территории (Проектов планировки территории, Проектов межевания территории);
- градостроительных планов земельных участков;
- документации по развитию застроенных территорий;
- документации архитектурно строительного проектирования.
2. Нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Орловской области, независимо от их организационно-правовой формы.
3. Изменение и отмена Нормативов и их отдельных положений утверждается постановлением Коллегии Орловской области.
1.2. Термины и определения
Основные термины и определения, используемые в Нормативах, приведены в Приложении 1 к настоящим Нормативам.
1.3. Перечень законодательных актов и нормативных документов
Перечень нормативных правовых актов, используемых при разработке документов, градостроительных планов и документации в соответствии с пунктом 1 раздела 1.1. "Назначение и область применения" настоящих Нормативов приведен в Приложении 2 к настоящим Нормативам.
1.4. Особенности Орловской области, как объекта градостроительной
деятельности
Орловская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального Федерального округа. Площадь области составляет 24,7 тыс. км2. Орловская область расположена в центральной части Среднерусской возвышенности на границе степи и лесостепи. Область граничит: с севера - с Тульской и Калужской областями, с запада - с Брянской, с востока - с Липецкой, с юга - с Курской областью.
Численность населения области составляет 812,4 тыс. чел.
Протяженность территории в меридиональном направлении - более 150 км,; в широтном направлении - свыше 200 км.
Административный центр Орловской области город Орел расположен на 36°05`в.д. и 52°58` с.ш.
Расстояния по автомобильной дороге от г. Орла до г. Москвы - 371 км; до границы Республики Белоруссия- 350 км; до границы Украины - 215 км.
В г. Орел (основан в 12 веке) проживает 316,9 тыс. чел. (около 40% всего населения области).
Поверхность области - холмистая равнина рассеченная узкими обрывистыми берегами рек и оврагами. Высшая отметка высоты - 285,9 метров у д. Дементьевка Новодеревеньковского района, самая низкая - 120 метра на берегу реки Быстрая Сосна по границе с Липецкой областью.
Имеются запасы железной руды приуроченные к Курской аномалии, крупное Новоялтинское месторождение в Дмитровском районе. Имеются запасы бурого угля, значительные запасы известняков, глин, песков. Разрабатывается месторождение урановых руд на юго-западе региона.
На территории области насчитывается более 2 тыс. рек и ручьев общей протяженностью 9100 км, однако судоходных рек нет. Главная река области - Ока (приток Волги), исток которой находится на юге области (протяженность в пределах области - 190 км, площадь водосбора (бассейна) - 14,5 тыс. кв. км, среднегодовой сток на границе с Тульской областью - 2058 млн. куб. м). Главные притоки реки Оки в пределах территории области: p.p. Зуша (приток Оки, среднегодовой сток - 988,6 млн. куб. м), Неручь, Нугрь, Крома,Рыбница, Орлик, Цон и др. В юго-восточной части области - бассейн реки Сосны (приток р. Дон) с годовым стоком на границе с Липецкой областью - 687,0 млн. куб. м; в юго-западной части - бассейны рек Навли и Неруссы, впадающих в Десну (приток р. Днепр), с общим годовым стоком - 210 млн. куб. м. Кроме того, по территории области протекают более 60 малых рек со среднегодовым стоком 3 млрд. куб. м. Зуша, Сосна, ряд других менее крупных рек, благодаря значительному перепаду высот, имеют довольно быстрое течение.В области множество водохозяйственных и рыборазводных прудов и водохранилищ, крупнейшие из них на реке Лубна и Свапа в западной части области.
Регион находится в зоне переходных почв от дерново-подзолистых к преимущественно выщелоченным и оподзоленным черноземам. В области встречаются различные типы почв - от светло-серых лесных на западе до выщелоченных и типичных черноземов на востоке и юго-востоке. По качественному составу пахотные и естественные угодья представлены в основном выщелоченным черноземом, темно-серыми лесными почвами, оподзоленным черноземом, дерново-подзолистыми и светло-серые лесными почвами (Всего на пахотных землях в области насчитывается более 240 разновидностей почв).
Климат умеренно-континентальный. Зима умеренно прохладная с периодически сменяющимися оттепелями и похолоданиями, лето неустойчивое, со сменяющимися периодами сильной жары и более прохладной погоды. Ноябрь, декабрь и январь являются самыми пасмурными месяцами. Среднее число дней со снежным покровом - 126. Средняя температура января - -9°С, июля - +18°С.. За год выпадает умеренное количество осадков - в среднем от 490 до 590 мм. Количество осадков летом в два раза больше, чем зимой, осенью больше, чем весной. Количество осадков достаточно для нормального роста и развития сельскохозяйственных культур.
По характеру растительного покрова территория области относится к лесостепной зоне. Площадь лесного фонда области составляет 193,7 тыс. гектаров или 7,4% всей территории. Леса располагаются главным образом небольшими урочищами, в западной и северо-западной части области имеются относительно крупные лесные массивы Леса преимущественно лиственные и смешанные. Чаще встречаются - дуб, береза, сосна, осина, ель; реже - клен, липа, ольха, лиственница, рябина.
Основная часть площади области приходится на сельскохозяйственные угодья (2085,7 тыс. га), из которых 1662,7 тыс. га (79,7%) составляет пашня.
Экономика имеет ярко выраженный индустриально-аграрный характер
Основные отрасли промышленности - металлургия, машиностроение, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. Большая часть предприятий сосредоточена в г. Орле. Отдельные заводы представлены в г.г. Ливнах и Мценске, а также в малых городах области.
Основной транспортный узел - г. Орел.
По территории области проходят автомобильные магистрали:
- М2 "Крым" (протяженность в пределах области - 152 километра, через Мценск и Орел
- Р119 Орел - Тамбов (151 км, через Ливны и далее в Елец и Липецк);
- А141 Орел - Витебск (57 км, через Нарышкино, и далее в Брянск);
- Р92 Орел - Калуга (67 км, через Болхов, и далее в Калугу).
Основная железнодорожная магистраль - двухпутная электрифицированная магистраль Москва - Харьков - Симферополь (136 км, через Мценск, Орел, Змиевку и Глазуновку). Кроме нее действуют тепловозные однопутные линии: Орел - Елец (130 км, через Залегощь, Верховье и Хомутово) с ответвлениями в сторону Ливен, Долгое и Колпны; Рига - Орел (64 км, через Нарышкино и Хотынец); и Орел - Дмитриев-Льговский (83 км)
Территорию области пересекает крупнейший магистральный нефтепровод Дружба. В юго-западной части области проходит небольшой участок газопровода Уренгой - Помары - Ужгород
Основная линия электропередач - 500 кВ связывает Елецкую и Новобрянскую подстанции, и питает регион электроэнергией, производимой в основном Курской и Смоленской АЭС
Крупнейший аэропорт области - Орел-Южный, имеется аэродром в Ливнах.
Городской пассажирский транспорт представлен автобусом, а также городским электротранспортом - трамваем и троллейбусом.
1.5. Типология городских округов и поселений
В Орловской области сформирована система муниципальных образований, включающая 3 городских округа и 24 муниципальных района. Всего на территории области размещаются 17 городских и 223 сельских поселения.
При определении перспектив развития и планировки городских округов, поселений и населенных пунктов необходимо учитывать:
- роль городских округов, поселений и населенных пунктов в системе расселения области;
- социально-экономическую специализацию и роль муниципальных образований, поселений и населенных пунктов в системе формируемых центров обслуживания населения (областного, межрайонного, районного и местного уровня);
- историко-культурное значение муниципальных образований, поселений и населенных пунктов;
- демографический прогноз и прогноз социально-экономического развития.
Городские округа и поселения в соответствии с обозначенными критериями для целей градостроительного нормирования подразделяются на следующие группы:
- г. Орел - административный центр Орловской области;
- г.г. Ливны и Мценск;
- центры муниципальных районов, прочие города и с численностью населения менее 15 тыс. чел.;
- сельские населенные пункты с численностью населения более 3 тыс. чел.;
- сельские населенные пункты с численностью населения от 1 до 3 тыс. чел.;
- сельские населенные пункты с численностью населения менее 1 тыс. чел.
1.6. Общие принципы организации и зонирования территорий
1. На территории городских округов, городов и поселений, а также на межселенных территориях, на которых планируется застройка, органами местного самоуправления вводится функциональное и градостроительное зонирование.
При этом Органами местного самоуправления устанавливаются следующие зоны:
- жилые;
- общественно-деловые;
- производственные;
- инженерной и транспортной инфраструктур;
- сельскохозяйственного использования;
- рекреационного назначения;
- особо охраняемых территорий;
- специального назначения;
- инженерной подготовки и защиты территорий.
На территории городского округа и поселения могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
С учетом местных особенностей могут устанавливаться иные функциональные и территориальные зоны.
2. Состав, местонахождение и параметры развития функциональных зон устанавливается с учетом правовых и нормативных актов и назначается для:
- городских округов, поселений и населенных пунктов, включая резервные территории, устанавливается документами территориального планирования (генеральными планами городских округов, поселений и населенных пунктов);
- межселенных территорий, на которых планируется застройка, устанавливается проектами планировки.
3. В пределах одной функциональной зоны могут размещаться различные (в том числе и не совпадающие с основным назначением зоны) объекты капитального строительства при соблюдении санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и иных требований.
4. В пределах одной функциональной зоны могут выделяться территории, особенности использования которых определяются с учетом ограничений, установленных земельным и градостроительным законодательством, законодательством об охране объектов культурного наследия, иными правовыми и нормативными актами.
5. Функциональное зонирование территории является основой градостроительного зонирования, устанавливаемого Правилами землепользования и застройки.
6. Правилами землепользования и застройки для городских округов, поселений и населенных пунктов устанавливается состав, границы и регламенты использования территориальных зон.
7. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
- местонахождения и параметров планируемого развития функциональных зон;
- сложившегося использования территорий и земель;
- планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
- предотвращения возможности причинения вреда населению, природе и объектам капитального строительства, расположенных на смежных участках.
Границы территориальных зон устанавливаются по:
- осевым линиям магистралей, улиц, проездов, пешеходных путей;
- красным линиям;
- границам земельных участков;
- границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
- границам муниципальных образований;
- естественным границам природных объектов;
- иным границам.
Границы зон с особыми условиями функционального использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон.
8. При выделении улично-дорожной сети в отдельную территориальную зону ее границы устанавливаются по соответствующим красными линиям.
9. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
10. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и проводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения.
Режим использования территорий в пределах отвода определяется законодательством и Нормативами и должен обеспечивать безопасность населения, сохранность окружающей среды, надежность функционирования транспортных коммуникационных объектов.
11. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки.
12. Планировочное структурное зонирование территории городских округов и поселений должно предусматривать:
- взаимосвязь территориальных зон и структурных планировочных элементов (жилых районов, микрорайонов (кварталов), участков отдельных зданий и сооружений);
- доступность объектов, расположенных на территории городских округов и поселений в пределах нормативных затрат времени, в том числе беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями;
- эффективное использование территории с учетом ее градостроительной ценности, плотности застройки, размеров земельных участков;
- организацию системы общественных центров городских округов и поселений в увязке с транспортно-коммуникационными узлами и градостроительными решениями, обусловленными соответствующими системами расселения;
- сохранение объектов культурного наследия, исторической планировки и застройки;
- сохранение и развитие природного комплекса городских округов и поселений, в том числе природно-рекреационной системы пригородных (зеленых) зон;
- создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения.
13. Планировочную организацию территорий сельских поселений и населенных пунктов, входящих в их состав следует проектировать во взаимосвязи с хозяйственно-экономическими и социальными интересами всех собственников и пользователей земли.
14. При этом следует предусматривать меры по охране и улучшению природной среды при максимальном сохранении особенностей сельского ландшафта; развитию культурно-бытового обслуживания, дорожно-транспортной сети и инженерного обеспечения.
15. Размещение объектов капитального строительства в зонах сельскохозяйственного использования допускается производить в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, схемами территориального планирования муниципальных районов и проектами внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий при соблюдении режимов градостроительного регулирования использования территории, установленных на республиканском и муниципальном уровне.
16. В сейсмоопасных районах, необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру и рассредоточение объектов капитального строительства, предназначенных для массового посещения, а также пожаро- и взрывоопасных.
17. В исторических городах, следует обеспечивать всемерное сохранение его исторической планировочной структуры и архитектурного облика. При подготовке документации по планировке территории и проектной документации необходимо обеспечивать условия по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры в соответствии с зонами охраны объектов культурного наследия.
1.7. Пригородные зоны и резервные территории
1. Пригородные зоны организуются в соответствии с требованиями статьи 86 Земельного кодекса Российской Федерации, их границы и правовой режим устанавливаются законами Орловской области. Пригородные зоны устанавливаются для городов Орел, Ливны и Мценск и могут устанавливаться для прочих городских округов.
В состав пригородных зон включаются земли, находящиеся вне границы городского округа и/или поселения, составляющие с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
В пригородных зонах помимо территорий сельскохозяйственного производства могут выделяться резервные земли, зоны отдыха населения, а также зеленые зоны.
2. Резервные земли устанавливаются для перспективного развития городского округа (поселения) на территориях, примыкающих к его границе.
Расчет потребности в резервных территориях выполняется, как правило, на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городского округа (поселения).
На резервных землях устанавливается особый режим землепользования, исключающий их застройку капитальными зданиями и сооружениями до начала их использования по целевому назначению в соответствии с документацией территориального планирования.
Включение территорий в состав резервных земель не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах жителей городских округов и поселений.
Выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц и расположенных в пределах резервных территорий для развития городских округов и поселений в границах пригородной зоны, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с требованиями статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации.
3. Пригородные зеленые зоны городских округов (поселений) выполняют средозащитные, экологические, санитарно-защитные и рекреационные функции. В их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
Пригородные зеленые зоны выделяются из земель лесного фонда, в соответствии с требованиями статей 102 и 105 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из входящих в зеленую зону лесов может особо выделяться лесопарковая часть с эстетически ценными ландшафтами.
Нормативы площадей пригородных зеленых зон и их лесопарковой части с эстетически ценными ландшафтами приведены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Городской округ (поселение) |
Площадь зеленой зоны, га./тыс. чел. |
Площадь лесопарковой части зеленой зоны, га/тыс. чел. |
г. Орел |
165 |
20 |
г.Ливны, г. Мценск |
70 |
Не нормируется |
Прочий, с населением менее 15 тыс. чел. |
55 |
Не нормируется |
При установлении режимов хозяйственной, градостроительной и природоохранной деятельности в пригородных зеленых зонах следует учитывать влияние расположенных вне их границ зон особо охраняемых территорий и специального назначения.
Наиболее строгие режимы использования территорий пригородных зеленых зон должны быть установлены на границе с урбанизированными территориями.
Не допускается резервирование в пригородных зеленых зонах резервирование участков для дальнейшего развития и строительства объектов городской инфраструктуры, включая малоэтажное строительство и садоводство.
Определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ, лесопарковых зон, зеленых зон".
<< Назад |
Раздел 2. >> Жилая зона |
|
Содержание Региональные нормативы градостроительного проектирования (Утв. постановлением Правительства Орловской области) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.