Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
В условиях постоянных реформ граждане Орловской области (далее также - области), как и страны в целом, нуждаются в действенной, эффективной системе патриотического воспитания всего общества, включающей в себя соответствующие государственные органы и учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан. При этом методы и формы нравственного патриотического воспитания граждан должны быть тесно связаны с происходящими переменами в стране как в политических, экономических, так и в социальных сферах.
В настоящее время численность постоянного населения области на 1 января 2010 года составила 812,4 тыс. человек. Из них в отрасли нравственного и патриотического воспитания граждан занято 333 тыс. человек, что составляет 41 % от общего количества населения области. На территории области сосредоточено 400 государственных и муниципальных библиотек с совокупным фондом 5 507 170 экземпляров, 8 музеев федерального, областного и муниципального значения, музейный фонд которых составляет 318 218 музейных предметов, 2 частных музея, 20 детских, молодежных и спортивных общественных организаций.
На государственной охране находится 2 672 недвижимых памятников истории и культуры, из них мемориалов и воинских захоронений - 874, что составляет 1,09 % от всего числа мемориалов и воинских захоронений на территории Российской Федерации.
Большое значение в совершенствовании нравственного и патриотического воспитания граждан имеет система музейной работы со школьниками, сохраненная в образовательных учреждениях Орловской области. Из 150 паспортизированных школьных музеев области более 70 - музеи боевой славы.
На базе музеев боевой славы проводятся встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, семинары директоров, завучей, районные конференции, семинары руководителей администраций районов.
С весны 1999 года на базе ОГУЗ "Детский санаторий "Орловчанка" (далее - ДС "Орловчанка") проводятся областные специализированные военно-патриотические сборы допризывной молодежи, направленные на подготовку граждан призывного возраста к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, их оздоровление, повышение иммунитета, увеличение массы тела (в соответствии с требованиями военно-медицинской комиссии при военных комиссариатах). В этой связи коллективом ДС "Орловчанка" была разработана и апробирована программа по созданию условий для гражданского и военно-патриотического воспитания "России верные сыны". В 2003 году эта программа получила статус "Дипломата" Всероссийского конкурса вариативных программ и пилотных проектов отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодежи.
Для работы с призывниками приглашаются не только специалисты военного профиля, но и врачи, юристы, психологи, которые проводят профилактические беседы на темы, наиболее волнующие современную молодежь.
За время организации и проведения сборов в ДС "Орловчанка" прошли военную подготовку и оздоровились более 2500 тыс. юношей и в среднем увеличили массу тела на 1,5 килограмма. Практически все участники сборов пополнили ряды Российской армии после прохождения подготовки на сборах.
Существенный вклад в нравственно-патриотическое воспитание граждан области и сохранение исторической памяти вносит реализация военно-мемориальных мероприятий. В области находятся 900 воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, благоустройство которых ведется в рамках операций "Мемориал" и "Обелиск".
Разработанная ранее областная комплексная программа "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 гг." не имела финансовой поддержки и не реализовывалась.
Мероприятия патриотической направленности проводились в рамках областной целевой комплексной программы "Молодежь Орловщины (2006 - 2010 годы)" (пункт 2 "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков и молодежи") отдельными общественными объединениями и молодежными организациями.
Показатели целевых индикаторов с 2008 по 2010 годы не претерпевали значительных изменений. Так, доля общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан, в 2008 году составляла 60% и к 2010 году увеличилась всего на 1 %, что указывает на необходимость тесного взаимодействия с молодежными организациями патриотической направленности. Граждане не активно вовлекаются в мероприятия по патриотическому воспитанию, и их доля с 2008 по 2010 год составила всего 40%. Отстает по показателям количество изданных информационных и методических материалов в сфере патриотического воспитания: в 2008 году оно составляло 34%, в 2009 году - 35%, в 2010 году - 36%. В мероприятиях, посвященных государственной символике и памятным датам российской и областной истории, в 2008 году задействовано 580 граждан, в 2009 году - 589, в 2010 году - 600, что характеризует низкий уровень духовно-нравственного воспитания общества. Количество граждан, принявших участие в областных мероприятиях по повышению престижа военной службы и работы с допризывной молодежью, в 2008 году составило 1418 человек, в 2009 году - 1425, в 2010 году - 1440. Доля граждан, принявших участие в областных мероприятиях патриотической направленности, составила
в 2008 году 56 % и до 2010 года не изменялась. Данные показатели планируется увеличивать программно-целевым методом.
В числе проблем реализации долгосрочной областной целевой программы "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 гг." остается затянувшийся процесс искоренения у граждан равнодушия, эгоизма, агрессивности, неуважительного отношения к истории своей страны, социальным институтам, армии. Уважение к символам государства и Отечества не возведено в ранг обязательных, приоритетных, утрачено истинное значение и понимание интернационализма.
Недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях, их слабое оснащение отрицательно сказывается на решении проблем патриотического воспитания граждан. Немалые трудности организационного, правового, финансового, экономического характера испытывают общественные организации и объединения патриотической направленности. Не решен до конца вопрос формирования научно-теоретических и методологических основ патриотического воспитания.
Нерешенными на сегодня остается ряд проблем, таких как:
несовершенство нормативной правовой базы в области патриотического воспитания и недостаточная координация деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
слабая пропаганда качественной художественной, военно-мемуарной, учебной и методической литературы патриотической направленности, ее нехватка в фондах общественных и школьных библиотек;
несовершенство программ общественных организаций (объединений), направленных на патриотическое воспитание граждан области.
В этой связи разработка Программы является оптимальным решением целенаправленного развития отрасли патриотического воспитания граждан, для которой потребуется координация работы всех учреждений и ведомств Орловской области, участвующих в организации программ по патриотической деятельности.
Реализация Программы будет способствовать:
сохранению и эффективному использованию исторического наследия;
развитию и поддержке духовно-нравственных ценностей граждан;
оптимизации инфраструктуры социально-педагогической сферы общества;
обеспечению доступа населения к информационным ресурсам в сфере патриотического воспитания граждан.
Основаниями для разработки Программы явились:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";
Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1113 "О государственном празднике Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 года N 1714 "О Дне Государственного флага Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 года N 1926 "О Дне Конституции Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 857 "О Дне памяти и скорби";
Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества";
письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 года N 30-51-131/16 "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации";
Закон Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области";
постановление Коллегии администрации Орловской области от 31 марта 2006 года N 51 "Об областной комплексной программе "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 годы".
Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р, а также общероссийские тенденции развития сферы нравственного и патриотического воспитания граждан.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием сферы патриотического воспитания граждан области, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы патриотической деятельности на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных сторон.
Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы патриотического воспитания граждан в Орловской области.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию эффективных мер по нравственному и патриотическому воспитанию граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.