Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя ряд направлений:
3.1. Пропаганда
В период реализации Программы планируется создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения. Проведение пропагандистских кампаний и изготовление пропагандистской продукции будет направлено на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения. В профилактическую работу планируется вовлечение институтов гражданского общества путем проведения совместных конференций и круглых столов.
В рамках пропаганды безопасного поведения на автодорогах области существенной задачей Программы является открытость ее обществу и создание механизмов участия общества в реализации Программы. Современное решение - информационный портал. Многие целевые программы, реализуемые в России, имеют свои информационные порталы, но зачастую они не выполняют главную функцию - двустороннюю связь с обществом. Портал Программы "Цель - НОЛЬ" должен освещать деятельность в рамках программы; реализуемые меры, ход их внедрения и результаты; результаты аудита. Другой задачей портала является обеспечение двусторонней связи с вовлеченными профессиональными сообществами и широкой общественностью. Базируясь на статистических данных в рамках Программы необходимо реализовать такой метод избавления от опасных участков дорог, как нанесение на карту произошедших ДТП. Современные средства обработки информации позволяют эффективно выполнить эту работу. Проект может быть выполнен в виде отдельной страницы портала с интерактивной картой, на которой точки аварий будут группироваться вокруг опасных зон. Так появилась голландская концепция "Устойчивая Безопасность".
На рисунке 2 приведен пример проекта, разрабатываемого компанией Google для России, на основе электронного ресурса Maps.Google.Com, с обеспечением бесплатного предоставления информации в он-лайн режиме.
Рисунок 2. - Интерактивная карта для идентификации опасных зон.
Практически во всех странах Европы уже существуют системы регистрации очагов повышенной аварийности. Эти данные доступны общественности через сайты администраций дорог. В первую очередь они необходимы администрациям дорог для повышения эффективности государственных инвестиций в дорожное строительство.
3.2. Оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Большое количество жертв на дорогах в значительной мере вызвано недоступностью быстрой медицинской помощи. В рамках программного мероприятия предполагается закрепление за медицинскими учреждениями территориальных зон ответственности служб, таких как ГИБДД и МЧС.
Как показывает практика и различные исследования, большинство водителей и сотрудников немедицинских спецслужб в достаточной мере не подготовлены и не имеют медикаментов для оказания первой помощи на месте ДТП. Это является причиной большого процента жертв на дорогах. Для исправления ситуации необходимо организовать курсы, которые должны быть обязательными для всех сотрудников спецслужб, вовлеченных в ликвидацию последствий ДТП.
Для того, чтобы сразу после ДТП пострадавшие могли получить своевременную медицинскую помощь, водители должны быть обеспечены необходимой информацией еще до ДТП, в рамках информационного поля для водителей автотранспортных средств.
Элементы этого поля в контексте "информация до аварии":
информационные щиты вдоль дорог с надписью "в случае аварии звоните 001" (постоянный повтор этой информации позволит гарантировать, что свидетели и участники ДТП сразу сообщат о нем);
информационные щиты вдоль трассы с указателями движения к ближайшим больницам, имеющим травмпункты;
спутниковые антивандальные телефоны вдоль трасс, где нет сотовой связи, для обеспечения связи со службами спасения.
Кроме того, в рамках программного мероприятия предголагается работа по обеспечению службы МЧС специальными инструментами для скорейшей ликвидации последствий ДТП.
3.3. Оснащение ГИБДД
Приоритетной задачей Программы является оснащение техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Программное мероприятие включает в себя приобретение оборудования, включая материально-технические ресурсы, выделяемые в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", позволяющего усилить профилактику правонарушений на автодорогах области.
3.4. Дороги
Программное мероприятие построено на основе действующих стратегий "Устойчивая безопасность" и "Видение - Ноль", собрав в них то, что касается проектирования и строительства безопасных дорог. Оно представляет собой простой набор средств, ведущих к снижению аварийности на дорогах. Необходимо отметить, что внедрение данных элементов осуществляется на наиболее опасных участках трассы с перспективой развития в рамках финансирования работ по содержанию автодорог.
В тех местах, где нет возможности обеспечить освещение дороги, прекрасно помогают светоотражательные элементы (рисунок 3). Реализация подобных мероприятий снижает опасность ночного съезда с дороги (около 50% жертв ДТП на загородных дорогах) на 30-50%.
Рисунок 3. Светоотражательные столбики в районе г. Бронницы (установлены Фондом "ЗЕБРА" вдоль дороги А-107 - Малого бетонного кольца г. Москвы, затраты на 1 км - 15 тысяч рублей).
Другим эффективным решением для предотвращения ДТП является физическое разделение противоположных потоков (рисунок 4).
Рисунок 4. Тросовое барьерное ограждение
Тросовое барьерное заграждение - самое эффективное решение с точки зрения соотношения затрат и получаемого результата, широко применяемое в странах скандинавского полуострова, Великобритании и США. Автомобиль, налетевший на трос, сбивает некоторое количество стоек и мягко возвращается на свою полосу. Стойки легко меняются, даже вручную. Это эффективное решение в местах концентрации ДТП.
Концепция "Зон ограниченной скорости" (скорость движения менее 30 км/ч) была успешно введена во многих странах Европы.
К "Зоне" относится область жилого массива, в которой есть опасность столкновения пешехода и транспортного средства. Для подобных областей жилого массива характерно специальное оформление: специальный знак на въезде, лежачие полицейские специального профиля через каждые 100 метров.
Скорость в 30 км/ч выбиралась исходя из графика (рисунок 5), отражающего вероятность гибели пешехода при столкновении с автомобилем, двигающемся с разной скоростью. Идея концепции "Зон ограниченной скорости" реализуется для того, чтобы приучить водителей думать о пешеходах.
Рисунок 5. Вероятность гибели пешехода при столкновении с автомобилем.
Разметка дорог - важнейший элемент безопасности и Информационного поля, обеспечивающая:
пространственное ориентирование (проведение машин по сложным перекресткам, обеспечение рядности на трассе);
информирование о предстоящих событиях (подготовка к маневрам в виде распределения по полосам до въезда на перекресток, информация об окончании полосы);
дублирование знаковой информации (определение приоритета движения).
Только при постоянном и одинаковом применении разметки выполняется один из фундаментальных принципов Программы - предсказуемость дороги и предсказуемость поведения участников движения.
Исследования показывают, что при многолетней езде по одинаковой разметке водитель считывает такую информацию на подсознательном уровне, принимая правильные решения в десятки раз быстрее, тем самым освобождая свое сознание для решения более важных вопросов.
Программное мероприятие включает в себя также проектирование и последующее строительство надземного пешеходного перехода для сокращения количества погибших и организации движения транспорта и пешеходов в разных уровнях.
3.5. Образование и культура в целях повышения безопасности
Задача этого программного мероприятия Программы - обеспечение непрерывности и целостности обучения автомобилиста и пешехода, касающегося не только соблюдения правил движения, но и воспитания культуры бережного отношения к жизни человека, в том числе и своей собственной.
Светоотражательные элементы в детской одежде являются одним из важных элементов европейских национальных программ в области дорожной безопасности. Эта мера доказала свою эффективность в европейских странах.
Информация о наличии ребенка в машине влияет на поведение окружающих водителей. Но для того, чтобы эта информация была более эффективно сообщена другим участникам движения, необходимо разработать легко узнаваемый стандарт подобных знаков.
Нельзя не оценить работу волонтеров - "Смотрителей", обеспечивающих безопасность пешеходных переходов около школ. Часто это пенсионеры, родственники учащихся школы, прошедших специальный инструктаж, дежурящих утром и вечером около школы, обеспечивая безопасный переход школьников в наиболее опасных местах. Учитывая тысячи спасенных жизней школьников, в Орловской области необходимо ввести практику совместной работы волонтеров и сотрудников ГИБДД.
В рамках программного мероприятия планируется приобретение наглядной продукции и учебных пособий для образовательных учреждений области.
3.6. Автомобиль
Программное мероприятие направлено на увеличение количества станций технического осмотра автомобилей, что сократит время ожидания и позволит повысить качество работ по осмотру с учетом нормативного времени прохождения технического осмотра. Предполагается, что будет построено 2 новые станции технического осмотра автомобилей. Работы не предусматривают бюджетного финансирования.
Система программных мероприятий представлена в приложении 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.