Постановление Коллегии администрации Орловской области от 12 марта 2003 г. N 42
"Об областной комплексной программе "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003-2006 годы"
Постановлением Правительства Орловской области от 24 сентября 2014 г. N 290 настоящее постановление признано утратившим силу
Применение программно-целевого метода государственного регулирования отрасли бытового обслуживания населения (далее - БОН) в Орловской области позволило обеспечить комплексный подход и необходимую системность в решении вопросов по удовлетворению спроса на востребованные бытовые услуги и стимулировало поддержание доступного массовому потребителю уровня цен.
Реализация программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг.", использование налоговых кредитов и бюджетных инвестиций, действие Закона Орловской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" явились решающими факторами, которые повлияли на динамику социально-экономических показателей в отрасли и предоставили возможность укрепить кадровый потенциал, улучшить материально-техническое обеспечение предприятий БОН.
Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в 2002 году составил 116,2% и в расчете на одного жителя области увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2001 годом. Стабильно действуют 245 сельских комплексных приемных пунктов, произведена замена автотранспортных средств для осуществления выездного обслуживания населения в 15 районных службах быта. В городах и районах области начали образовываться организации и предприятия сферы бытового обслуживания населения, предлагающие новые конкурентоспособные услуги. Наиболее активны в этом процессе субъекты малого предпринимательства. Это - салон по комплексному оформлению интерьера "Домашний текстиль", "Экспресс-прачечная" с круглосуточным режимом работы, служба магазина "Мастер" по установке жалюзи, роль ставен и другие.
Своевременное участие муниципальных органов власти Кромского, Малоархангельского, Новодеревеньковского, Шаблыкинского, Колпнянского районов области в управлении отраслью бытового обслуживания населения обеспечило эффективное функционирование сферы бытовых услуг с учетом интересов различных социальных групп и слоев населения.
Вместе с тем в Краснозоренском, Покровском, Сосковском, Глазуновском районах области отмечается напряженность в удовлетворении бытовыми услугами по месту жительства, отсутствует механизм стимулирования развития отрасли со стороны органов местного самоуправления.
Отсутствие системной работы в ряде районов области по развитию сферы обслуживания привело в 2002 году к снижению физического объема бытовых услуг на 5,8 % по сравнению с предыдущим годом.
Продолжая реализацию целенаправленной государственной политики по дальнейшему развитию сферы бытового обслуживания населения, сохранению положительных тенденций роста объемов реализации услуг, созданию благоприятных организационно-экономических условий для функционирования субъектов рыночных отношений, ведущих деятельность в данной сфере, по эффективному использованию имеющихся трудовых ресурсов, Коллегия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую областную комплексную программу "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003-2006 годы" (далее - Программа).
2. Отметить, что основными направлениями Программы являются:
- создание экономических и организационных условий для стимулирования развития современных конкурентоспособных структур в сфере бытового обслуживания населения области;
- дальнейшее изучение спроса и предоставление востребованных услуг с целью сохранения укрепившихся позиций на областном потребительском рынке бытовых услуг;
- повышение качества обслуживания и поддержание прейскурантных цен на уровне, доступном массовому потребителю и, в первую очередь, жителям сельских районов области;
- обеспечение территориальной доступности бытовых услуг для всех жителей и гостей районов области;
- модернизация и реконструкция действующих предприятий БОН, рациональное использование имеющихся производственных площадей;
- повышение уровня квалификации персонала предприятий сферы обслуживания;
- увеличение числа рабочих мест на предприятиях БОН в районах области.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области предусмотреть сочетание сметно-бюджетного финансирования территориальных программ с элементами коммерческого финансирования для решения задач по оснащению сельских комплексных приемных пунктов необходимыми помещениями, оборудованием, по обеспечению информационным и транспортным обслуживанием выездных бригад мастеров с целью развития на территории района следующих социально-значимых видов бытовых услуг:
- ремонт теле- и радиоаппаратуры, сложной бытовой техники;
- парикмахерские услуги;
- пошив и ремонт одежды, обуви в сельских районах области;
- фотоуслуги;
- услуги по химической чистке;
- ритуальные услуги;
4. Управлению финансов и налоговой политики администрации области (Курганников В.Ф.) осуществлять поквартальное финансовое обеспечение реализации первоочередных мероприятий Программы в рамках утвержденного бюджета на 2003 год по предоставлению соответствующего перечня управлением промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области.
5. Одобрить инициативу ОАО "Орелсервис" (Новикова Т.А.) в проведении реорганизации предприятия, направленного на создание более гибкого и эффективного координирующего звена между исполнительными органами власти области и хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность в сфере бытового обслуживания населения.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Сошникова И.В., члена Коллегии администрации области.
Председатель Коллегии |
Е.С. Строев |
Областная комплексная программа
"Развитие сферы бытового обслуживания населения
Орловской области на 2003 - 2006 годы"
(утв. постановлением Коллегии администрации
Орловской области от 12 марта 2003 г. N 42)
Паспорт
областной комплексной программы "Развитие сферы бытового
обслуживания населения Орловской области на 2003 - 2006 годы"
Наименование Программы |
Областная комплексная программа "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003-2006 годы" |
Основания для разработки Программы |
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 29 декабря 2001 года N 10 "Об итогах реализации целевой программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг." и повышении эффективности деятельности сферы бытовых услуг в 2002 году" |
Государственный заказчик Программы |
Коллегия администрации Орловской области |
Основной разработчик Программы |
Управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: создание экономических и организационных условий для устойчивого развития и активизации инвестиционных и инновационных процессов в сфере бытового обслуживания населения Орловской области; содействие созданию и стимулирование развития современных конкурентоспособных предпринимательских структур на областном рынке бытовых услуг; усиление государственной и общественной поддержки развития предпринимательства в сфере бытовых услуг. Задачи Программы: дальнейшее изучение спроса и предоставление востребованных услуг с целью сохранения укрепившихся позиций на областном потребительском рынке бытовых услуг; повышение качества обслуживания, поддержание прейскурантных цен на уровне, доступном массовому потребителю; обеспечение территориальной доступности социально значимых услуг для всех жителей и гостей районов области; модернизация и реконструкция действующих предприятий бытового обслуживания населения, рациональное использование имеющихся производственных площадей; повышение уровня квалификации персонала предприятий сферы обслуживания; увеличение числа рабочих мест в сфере бытовых услуг; укрепление и дальнейшее развитие малого бизнеса в сфере обслуживания. |
Сроки реализации Программы |
2003 - 2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
Нормативно-правовое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения. Развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания населения. Поддержка производственной, маркетинговой и инновационной деятельности предприятий бытового обслуживания населения. Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка бытового обслуживания населения. Рекламно-информационное и кадровое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения. |
Основные исполнители Программы |
управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области; управление финансовой и налоговой политики администрации Орловской области; управление социальной защиты населения администрации Орловской области; управление труда Аппарата Губернатора и администрации Орловской области; управление общего и профессионального образования администрации Орловской области; управление по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям Аппарата Губернатора и администрации Орловской области во взаимодействии с: субъектами рыночных отношений, ведущими деятельность в сфере бытовых услуг; Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области; ОАО "Орловский областной центр рыночных отношений "Развитие". |
Объемы и источники финансирования Программы |
Прогнозируемые объемы финансирования: за счет средств областного бюджета - 7 000 тыс.руб., в т.ч. по годам: 2003 г. - 1 000 тыс. руб.; 2004 г. - 1 500 тыс. руб.; 2005 г. - 2 000 тыс. руб.; 2006 г. - 2 500 тыс. руб.; за счет привлеченных средств - 38 067,9 тыс.руб., в т.ч. по годам: 2003 г. - 10 163,1 тыс. руб.; 2004 г. - 11 103,3 тыс. руб.; 2005 г. - 10 623,6 тыс. руб.; 2006 г. - 12 177,9 тыс. руб.; Общий прогнозируемый объем финансирования Программы - 45 067,9 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы планируется получить следующие результаты: увеличить количество конкурентоспособных предприятий и организаций, в том числе малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих на областном рынке бытовых услуг; модернизировать и реконструировать действующие предприятия БОН, обеспечить рациональное использование имеющихся производственных площадей; увеличить объем предоставляемых бытовых услуг в расчете на одного жителя области в два раза; обеспечить территориальную доступность социально значимых бытовых услуг для жителей каждого района области, увеличить количество комплексных приемных пунктов на 20%; обеспечить поддержание прейскурантных цен на бытовые услуги на уровне, доступном массовому потребителю, в первую очередь, жителям сельской местности; повысить уровень квалификации персонала предприятий БОН; создать 160 дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания населения области; расширить перечень и повысить качество предоставляемых бытовых услуг; расширить налогооблагаемую базу, увеличить поступления в областной бюджет и бюджеты органов местного самоуправления. |
Организация контроля за исполнением Программы |
Управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора администрации Орловской области |
Введение
Опыт социально-экономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень развития связан с мобилизацией интенсивных источников роста и, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника качественно нового типа, что невозможно без развития сферы обслуживания.
Особенностью модели современного общества с развитой стабильной экономикой является оптимальное соотношение между материальным производством и сферой сервиса, в частности, сферой бытового обслуживания населения (далее - БОН), так как расширение спектра услуг есть не только результат, но и важный фактор роста материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.
На современном этапе социально-экономического развития сфера услуг становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. Сфера услуг теснейшим образом связана со всеми другими сторонами общественной жизни и является важным источником мобилизации потенциала национального роста, повышения качества и уровня жизни населения каждого отдельного региона и в целом всей страны.
Природа сферы услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, среди которых выделяют следующие:
- высокий динамизм;
- высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла;
- преобладание малых и средних предприятий, а также их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги;
- специфика процесса оказания услуг, связанная с личным контактом производителя и потребителя;
- индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях.
Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль, во-первых, содействует удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному (расширенному) воспроизводству рабочей силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе региона.
Второй причиной, по которой бытовые услуги возможно отнести к категории социально значимых, является наличие у населения потребностей, которые носят первичный характер, однако не всегда могут быть удовлетворены в порядке самообслуживания по ряду причин.
В современных условиях это направление социальной значимости сферы бытового обслуживания играет еще большую роль. Идет процесс структурных преобразований в экономике. Значительное количество населения меняет профиль работы, обучаясь новым специальностям. Часть населения в связи со значительным удорожанием жизни с целью получения дополнительных заработков вынуждена работать в нескольких местах приложения труда.
Таким образом, сегодня роль бытового обслуживания населения не только не уменьшилась, но в большей степени возросла, а по отдельным направлениям бытовое обслуживание имеет важное социальное значение, способствуя выживанию населения в сложных экономических условиях.
1. Государственная политика содействия развитию сферы бытового
обслуживания населения в Орловской области
В настоящее время в сфере бытовых услуг на территории Российской Федерации и, в частности, на территории Орловской области сложились многоукладные экономические отношения. Реальностью стала свобода предпринимательства. Формируются хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предлагают населению широкий спектр потребительских услуг. В современных условиях под бытовой услугой надо понимать полезную деятельность, направленную на удовлетворение социально значимых бытовых потребностей населения, осуществляемую на территории при поддержке региональных органов власти и государства, а также в порядке предпринимательства при условии обеспечения социально необходимыми услугами всех слоев населения.
В условиях развитого рынка проблема спроса и предложения на услуги решается, в основном, автоматически с помощью механизма свободной конкуренции. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что ни в одной стране не обходятся без государственного вмешательства в рыночные отношения в той или иной форме.
В настоящее время повышается роль государства в регулировании экономики по сравнению с прежним курсом реформ, определяющим рынок в качестве основного регулятора экономических отношений и делавшим однобокую ставку на развитие частного сектора. Государственное вмешательство в функционирование рынка должно осуществляться через проведение социально-экономической, валютно-финансовой, структурно-инвестиционной, инновационной и научно-технической политики посредством различных рычагов: разработки целевых программ с ресурсным обеспечением, проведения налоговой и тарифной политики, системы госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения.
Таким образом, государственное регулирование - форма целенаправленного воздействия через систему экономических и административных методов с целью поддержания и обеспечения развития сферы платных услуг населению. Общая структура методов государственного регулирования бытового обслуживания населения приведена в приложении 1.
На современном этапе формирования рыночных отношений существенно возрастает роль региональной политики по отношению к сфере бытового обслуживания населения.
Основными целями регионального управления сферой обслуживания являются:
обеспечение на территории региона всего комплекса услуг, необходимого населению;
обеспечение доступности услуг населению с точки зрения их размещения на территории региона и времени работы предприятий БОН;
обеспечение на территории региона наличия широкого спектра услуг с оптимальным соотношением цены и качества, доступных широким слоям населения, отличающихся по уровню доходов;
обеспечение услугами первой необходимости социально не защищенных слоев населения.
В Орловской области накоплен положительный опыт осуществления региональных методов государственной поддержки сферы бытового обслуживания населения. Применение программно-целевого метода государственного регулирования отрасли бытового обслуживания населения в Орловской области позволило обеспечить комплексный подход и необходимую системность в решении вопросов по удовлетворению спроса на востребованные бытовые услуги и стимулировало поддержание доступного массовому потребителю уровня цен.
Реализация программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг.", использование налоговых кредитов и бюджетных инвестиций, действие Закона Орловской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" явились решающими факторами, которые повлияли на динамику социально-экономических показателей в отрасли и предоставили возможность укрепить кадровый потенциал и улучшить материально-техническое обеспечение предприятий БОН.
Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в 2002 году составил 116,2% и в расчете на одного жителя области объем оказанных услуг увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2001 годом. Стабильно действуют 245 сельских комплексных приемных пунктов, произведена замена автотранспортных средств для осуществления выездного обслуживания населения в 15 районных службах быта. В городах и районах области начали образовываться организации и предприятия сферы бытового обслуживания населения, предлагающие новые конкурентоспособные услуги.
Настоящая Программа направлена на создание экономических и организационно-правовых условий для дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения Орловской области. В данном случае объектом государственного регулирования является социально-культурная сфера, а основная цель регулирующей политики - решение тех насущных проблем, которые тормозят ее развитие в части расширения видов и качества оказываемых населению услуг.
Программой предусматриваются меры государственной поддержки предприятий БОН, направленные на создание благоприятных экономических и финансовых условий для оказания социально значимых, но низкорентабельных или убыточных бытовых услуг.
В целях решения задачи комплексного социально-экономического развития муниципальных образований области, создания необходимых условий для обеспечения населения услугами бытового обслуживания органами местного самоуправления разработаны муниципальные программы, в которых предусмотрены соответствующие методы поддержки субъектов рыночных отношений в сфере бытового обслуживания населения.
Органы исполнительной государственной власти Орловской области оказывают содействие областным базовым объединениям сферы бытовых услуг, которые, благодаря сложившимся связям с производителями обеспечивают районные предприятия бытового обслуживания материалами, комплектующими на льготных условиях; организуют и проводят семинары-практикумы на бесплатной основе с целью повышения квалификации специалистов, работающих в сельских районах; организуют централизованное выполнение услуг в случае невозможности исполнения их районными мастерами; оказывают заинтересованным предприятиям практическую помощь в проведении сертификации, проверке приборов; предоставляют необходимые информационные и методические материалы. Требования, условия и основные функции областных базовых предприятий БОН определены Положением об областных базовых предприятиях бытового обслуживания населения в соответствии с постановлением Главы администрации Орловской области от 13 апреля 2001 года N 180 "О мерах по повышению эффективности работы систем бытового обслуживания в рамках реализации целевой программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг.".
Программно-целевой подход в государственном регулировании и поддержке отрасли бытового обслуживания населения области позволил в целом удовлетворить спрос на востребованные бытовые услуги и стимулировал поддержание доступного массовому потребителю уровня цен в Орловской области.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки
Программы
На современном этапе рыночных преобразований возрастает роль сферы платных услуг в жизнедеятельности населения Орловской области. Значительные изменения произошли в удельном весе расходов жителей области на оплату услуг в потребительских расходах. В структуре расходов населения на оплату услуг в последние годы доминировали три вида "обязательных" к оплате услуг: жилищно-коммунальные, услуги пассажирского транспорта и бытовые услуги. Вместе с тем удельный вес бытовых услуг снизился при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг, ранее предоставляемых бесплатно или со значительной скидкой. Так, за период 1990 - 2002 годы доля бытовых услуг снизилась с 30,5% до 16,9% в общем объеме платных услуг.
Индекс роста потребительских цен на бытовые услуги в Орловской области на декабрь 2002 года по отношению к предыдущему периоду составил:
всего - 126,55%; в том числе:
парикмахерские услуги - 188,38%;
ремонт, пошив одежды и обуви - 168,26%;
ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоаппаратуры - 168,67%;
услуги фотоателье - 153,23%.
Сохраняется положительная динамика темпа роста объемов реализации бытовых услуг в действующих ценах: в 2000 г. - 126,9%; в 2001 г. - 130,6%, в 2002 г. - 116,2%; индекс физического объема, наоборот, уменьшился: в 2000 г. - 103,7%; в 2001 г. - 100,2%, в 2002 г. - 94,2%.
Данная динамика объясняется тем, что большая часть населения, в основном с низким и средним уровнем дохода, вынуждена ограничивать свои расходы потреблением услуг лишь самых необходимых и обязательных (услуги жилищно-коммунального хозяйства, медицины и т.д.) и оказывается лишенной широкого спектра услуг, особенно личного характера.
Так, отмечается снижение доли услуг по химической чистке и крашению, прачечных, фотоуслуг в объеме бытового обслуживания с 6,8% в 1990 г. до 5,4% в 2002 г. и увеличение потребности в услугах по восстановлению потребительских свойств предметов одежды и обуви.
У высокодоходной группы потребителей наибольший процент потребления приходится на услуги парикмахерских, химчисток, прачечных. Этим объясняется рост общего объема бытовых услуг и снижение индекса физического объема.
В 2002 году по области оказано бытовых услуг населению на сумму 589,1 млн. руб., темп роста в фактических ценах составил 116% по отношению к 2001 году. На первом месте по удельному весу в объеме платных услуг (24,2%) в 2002 году занимают коммунальные услуги, которые выросли в 1,6 раза в расходах населения области.
В расчете на одного жителя Орловской области в 2002 году оказано бытовых услуг на сумму 662,8 руб. (в 2001 г. - 570,4 руб.), темп роста - 116,2 %.
Благоприятным фактором является увеличение количества сельских приемных пунктов в районах, деятельность которых позволяет обеспечить доступность получения сельскими жителями необходимых социально значимых бытовых услуг.
Большое значение для населения Орловской области имеет не только объем, но и разнообразие оказываемых бытовых услуг. В их структуре основную часть составляют услуги по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, индивидуальному пошиву и вязке трикотажных изделий; важными и востребованными остаются услуги по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники, радиоаппаратуры, а также услуги парикмахерских.
В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 2001 году доля предприятий государственной формы собственности составляла 10%, то в 2002 году этот показатель снизился до 4%. Около двух третей всех бытовых услуг оказано населению физическими лицами (табл. 1).
Таблица 1
2002 г. | Темп изменения 2002 г. / 2001 г. (%) |
|||
млн. руб. | в % к итогу |
в факт. ценах |
в соп. ценах |
|
Общий объем бытовых услуг, всего |
589,1 |
100,0 |
116,2 |
94,2 |
в т.ч. оказанных предприятиями | 218,7 | 37,1 | 119,0 | 96,5 |
из них: | ||||
крупными и средними | 119,1 | 20,2 | 106,8 | 86,6 |
малыми | 44,6 | 7,6 | 114,8 | 93,1 |
Оценка объема бытовых услуг, оказанных в неформальной экономике |
425,4 | 72,2 | 119,3 | 96,8 |
в т.ч. предоставленных физическими лицами |
370,4 | 62,9 | 114,6 | 92,9 |
Одновременно с этим доминирующую роль в оказании бытовых услуг играют организации частной формы собственности, удельный вес которых достиг в 2002 году 90%.
Повышенный интерес к данной сфере со стороны малых предприятий объясняется тем, что цикл производства (и обслуживания) непродолжителен, что, в свою очередь, обусловливает невысокий уровень ресурсоемкости и быстроту оборачиваемости оборотных средств. Поэтому вложенные в сферу бытовых услуг инвестиции окупаются, как правило, в течение не более двух лет.
Стабильная экономическая ситуация в Орловской области за последние годы способствует сохранению тенденции роста платежеспособного спроса населения на бытовые услуги.
Несмотря на некоторое снижение удельного веса бытовых услуг в структуре платных услуг, роль бытового обслуживания в Орловской области не только не уменьшилась, но в большей степени возросла, способствуя удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному воспроизводству рабочей силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе региона.
Рынок услуг служит инкубатором предпринимательства, поскольку именно здесь создаются наиболее благоприятные условия для бизнеса в силу большой скорости оборота капитала. Рынок услуг чаще представлен множеством небольших или малых предприятий, способствующих занятию бизнесом большого количества экономически активных лиц, что ведет к формированию среднего класса, предотвращению экономического и социального давления.
Качество и доступность бытовых услуг во многом определяют качество жизни населения, поэтому от местных органов власти зачастую зависит создание комфортных условий для каждого конкретного жителя. Органы государственной власти и местного самоуправления Орловской области ежегодно оказывают субсидиарную поддержку предприятиям БОН.
Интересы непосредственных потребителей услуг на территории Орловской области неоднородны и различаются по группам населения с разным уровнем доходов, образования, для жителей городов, для жителей сельской местности и т.д.
Рассматривая сферу услуг, следует выделить следующие большие группы интересов: среднедоходные, низкодоходные и высокодоходные группы населения области.
Общее в интересах населения - желание улучшить качество услуг. При этом часть населения (средне - и высокодоходные группы) готова платить за более высокое их качество.
Средне - и низкодоходные группы, т.е. подавляющая часть населения области, заинтересованы в сохранении прежней системы предоставления бесплатных социально-культурных услуг и улучшении, главным образом за счет государства, условий их доступности и качества.
С учетом локального характера службы быта большую роль в управлении этой сферой в современных условиях играют муниципальные органы власти. В этой связи особое значение имеет анализ состояния районного управления развитием бытового обслуживания, выявление сложившихся тенденций в этой области.
В соответствии с осуществляемым в Орловской области обустройством села создаются благоприятные условия для проживания сельских жителей и оказания им всех необходимых сервисных услуг. В районах области действует 245 сельских комплексных приемных пунктов, для сравнения - в 1999 году функционировало лишь 184 приемных пункта.
Сохранена и развивается сеть сельских приемных пунктов в Кромском, Колпнянском, Новодеревеньковском, Малоархангельском, Шаблыкинском и др. районах области.
Ведется целенаправленная работа по совершенствованию управления сферой обслуживания со стороны глав муниципальных образований: приобретено 15 единиц транспорта для районных предприятий службы быта, обслуживающих жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; создано 64 новых рабочих места.
Анализ развития сферы бытового обслуживания в районах области показывает, что объем производства бытовых услуг в 2002 году значительно возрос. Целенаправленная работа по совершенствованию управления сферой обслуживания со стороны глав муниципальных образований дала возможность предприятиям отрасли оказывать все виды социально важных бытовых услуг, организовать регулярную работу выездных бригад мастеров, поднять уровень обслуживания населения.
В последние годы лидером среди сельских районов по объему услуг в расчете на одного жителя - 316,1 руб. остается Кромской район (табл. 2).
Таблица 2
Объем бытовых услуг, всего (тыс. руб.) |
Индекс физического объема в % к 2001 году |
В расчете на одного жителя (руб.) |
|
по области | 589 071,0 | 94,2 | 662,8 |
г. Орел | 448 699,9 | 92,7 | 1 312,4 |
г. Ливны | 46 809,5 | 98,5 | 878,2 |
г. Мценск | 28 786,4 | 100,2 | 578,0 |
Болховский | 3 543,2 | 128,1 | 158,9 |
Верховский | 2 860,8 | 66,8 | 124,4 |
Глазуновский | 2 301,6 | 81,2 | 143,9 |
Дмитровский | 4 370,3 | 120,6 | 258,6 |
Должанский | 1 847,6 | 137,6 | 125,7 |
Залегощенский | 2 459,5 | 111,9 | 129,4 |
Знаменский | 683,3 | 55,3 | 100,5 |
Колпнянский | 3 312,7 | 117,0 | 162,4 |
Корсаковский | 562,7 | 100,1 | 90,8 |
Краснозоренский | 861,6 | 82,4 | 99,0 |
Кромской | 7 681,3 | 89,5 | 316,1 |
Ливенский | 2 103,9 | 123,3 | 58,4 |
Малоархангельский | 3 986,6 | 114,9 | 273,1 |
Мценский | 2 337,9 | 4,5р. | 111,9 |
Новодеревеньковский | 4 268,7 | 100,6 | 294,4 |
Новосильский | 1 684,8 | 2,1р. | 146,5 |
Орловский | 3 984,1 | 111,1 | 60,7 |
Покровский | 3531,7 | 117,3 | 183,9 |
Свердловский | 2 260,8 | 62,2 | 120,3 |
Сосковский | 268,7 | 96,0 | 29,9 |
Троснянский | 1 003,8 | 135,9 | 76,6 |
Урицкий | 4 446,4 | 83,9 | 228,0 |
Хотынецкий | 2 364,2 | 69,6 | 180,5 |
Шаблыкинский | 2 049,0 | 73,1 | 211,2 |
Анализ социально-экономического развития отрасли бытового обслуживания населения показывает, с одной стороны, сохранение положительной тенденции роста количественных и качественных показателей бытового обслуживания и, с другой стороны, выявляет проблемы, существующие в отдельных районах Орловской области.
На основании приведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Ситуация в сфере бытового обслуживания еще не во всех районах области окончательно стабилизировалась. В этой связи главным направлением государственной политики по регулированию сферы бытового обслуживания области является восстановление и дальнейшее развитие сферы оказания платных услуг жителям каждого района области. В современных экономических условиях повышается роль муниципальных образований в формировании рынка платных услуг, поскольку одной из функций местного самоуправления является обеспечение удовлетворения потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни, в частности, бытового обслуживания). Сегодня они решают задачу улучшения административно-технического состояния существующих районных предприятий БОН, стимулирования создания профильных, специализированных рабочих мест на новых предприятиях и организациях, повышения качества и расширения количества услуг, обеспечения территориальной и ценовой доступности оказываемых услуг населению районов и, в первую очередь, сельским жителям области.
2. Изменение технических условий производства повлияло на соотношения рыночных и государственных начал в сфере услуг. Повышенный интерес к данной сфере со стороны малых предприятий объясняется тем, что в данной сфере цикл производства (и обслуживания) непродолжителен, что в свою очередь обусловливает невысокий уровень ресурсоемкости и быстроту оборачиваемости оборотных средств. Поэтому вложенные в сферу бытовых услуг инвестиции окупаются, как правило, в течение не более одного-двух лет.
3. Наблюдается незначительное уменьшение индекса физического объема бытовых услуг. Это объясняется тем, что большая часть населения ограничила свои расходы потреблением услуг лишь самых необходимых и обязательных (услуги жилищно-коммунального хозяйства, медицины и т.д.) и оказывается лишенной широкого спектра услуг, особенно личного характера.
4. За последние годы отмечается снижение удельного веса бытовых услуг при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальных услуг, услуг системы образования, медицинских услуг).
С целью дальнейшего развития отрасли бытового обслуживания Орловской области, сохранения положительных тенденций увеличения объемов реализации услуг, создания благоприятных условий для функционирования субъектов рыночных отношений, ведущих деятельность в данной сфере, и удовлетворения растущего потребительского спроса на бытовые услуги населению в области необходимо продолжить установление благоприятных правовых и организационно-экономических условий. Предлагаемая Программа "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003-2006 годы" предназначена для решения поставленных задач.
В экономическом аспекте Программы ставится цель дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения области, дальнейшей работы по совершенствованию сферы обслуживания в сельских районах области, сохранения положительных тенденций увеличения объемов реализации услуг, поддержания прейскурантных цен на уровне, доступном массовому потребителю, организации торговли сопутствующими товарами с целью улучшения сервиса и частичной компенсации оказания нерентабельных видов услуг.
Основными направлениями Программы являются:
создание экономических и организационных условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, стимулирования развития современных конкурентоспособных структур в сфере бытового обслуживания населения области;
дальнейшее изучение спроса и предоставление востребованных услуг с целью сохранения укрепившихся позиций на областном потребительском рынке бытовых услуг;
повышение качества обслуживания и поддержание прейскурантных цен на уровне, доступном массовому потребителю и, в первую очередь, жителям сельских районов области;
обеспечение территориальной доступности бытовых услуг для всех жителей и гостей районов области;
модернизация и реконструкция действующих предприятий БОН, рациональное использование имеющихся производственных площадей;
повышение уровня квалификации персонала предприятий сферы обслуживания;
увеличение числа рабочих мест на предприятиях БОН в районах области.
Программа разработана управлением промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области при участии предприятий бытового обслуживания населения области.
3. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Бытовое обслуживание населения является одной из основных составляющих сферы социально-сервисного обслуживания. Именно поэтому социальный аспект развития данной отрасли экономики в области рассматривается как приоритетная цель данной Программы.
Программа имеет следующие основные цели:
создание экономических и организационных условий для устойчивого развития и активизации инвестиционных и инновационных процессов в сфере бытового обслуживания населения Орловской области;
содействие созданию и стимулирование развития современных конкурентоспособных предпринимательских структур на областном рынке бытовых услуг;
усиление государственной и общественной поддержки развития предпринимательства в сфере бытовых услуг.
За период 2000-2002 годов с учетом складывающейся в области демографической ситуации, роста численности трудоспособного населения и потребности в трудовых ресурсах, состояния общего и фиксированного рынков труда назрела острая необходимость в развитии, расширении непроизводственной сферы экономики. Высвобожденные в результате структурных преобразований народнохозяйственного комплекса области граждане должны быть востребованы со стороны сферы обслуживающей населения, важнейшей составляющей которой является бытовое обслуживание.
Принимая во внимание такие социальные факторы, как продолжающийся процесс старения населения, увеличение доли граждан пенсионного возраста и численности одиноко проживающих граждан, низкую плотность расселения и удаленность населенных пунктов от административных центров в ряде сельских районов области, на первом плане стоят задачи дальнейшего развития материально-технической базы предприятий БОН для расширения обслуживаемой ими сети сельских комплексных приемных пунктов, организации регулярного выездного обслуживания, в т. ч. оказания бытовых услуг на дому нуждающимся категориям населения, предоставления всех видов социально-значимых бытовых услуг (услуги по ремонту одежды и обуви, услуги химчисток, парикмахерские, ритуальные услуги и др.), несмотря на их низкую рентабельность или убыточность, привлечения дополнительных трудовых ресурсов, что позволит повысить уровень занятости населения области.
В экономическом аспекте Программы ставится цель дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения области, сохранение положительных тенденций увеличения объемов реализации услуг, обеспечение стабильности цен на услуги.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
организовать дальнейшее изучение спроса и предоставление востребованных услуг с целью сохранения укрепившихся позиций на областном потребительском рынке бытовых услуг;
повысить качество обслуживания, обеспечить поддержание прейскурантных цен на уровне, доступном массовому потребителю, особенно для жителей сельской местности;
обеспечить территориальную доступность социально значимых услуг для всех жителей и гостей районов области;
модернизировать и реконструировать действующие предприятия БОН, обеспечить рациональное использование имеющихся производственных площадей;
организовать повышение уровня квалификации персонала предприятий сферы обслуживания;
увеличить число рабочих мест в сфере бытовых услуг;
обеспечить укрепление и дальнейшее развитие малого бизнеса в сфере бытовых услуг.
Областная целевая Программа, являясь средством реализации региональной государственной политики, направленной на развитие сферы бытового обслуживания населения на территории области, предполагает формирование комплекса проектов, ориентированных на достижение конечных социально-экономических целей.
Актуальность предложенных мер поддержки со стороны органов государственной власти области заключается в том, что оказываемые услуги помогают поддерживать определенный уровень комфорта условий жизнеобеспечения отдельного человека и его семьи, а значит населения области в целом.
Программа рассчитана на период с 2003 по 2006 годы. Срок 4 года является достаточным периодом для ее реализации предприятиями БОН Орловской области.
Исходя из целей, задач и сроков реализации Программы разработана система программных мероприятий по ее реализации (приложение 2).
4. Участники Программы, условия финансирования и механизм
реализации Программы
Хозяйствующие субъекты в сфере бытовых услуг являются основными исполнителями представленных в Программе мероприятий.
В целях развития инфраструктуры услуг для предприятий бытового обслуживания органы государственной власти Орловской области оказывают содействие областным базовым предприятиям БОН. Требования и основные функции областных базовых предприятий БОН определены Положением об областных базовых предприятиях бытового обслуживания населения в соответствии с постановлением Главы администрации Орловской области от 13 апреля 2001 года N 180 "О мерах по повышению эффективности работы систем бытового обслуживания в рамках реализации целевой программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг.".
Областные базовые предприятия оказывают практическую помощь курируемым районным предприятиям БОН:
в приобретении оборудования, инструментов, материалов, комплектующих и запасных частей, средств автоматизации и механизации работ и услуг по льготным ценам;
в координации их деятельности, оказание помощи при сертификации отдельных видов услуг, в улучшении бухгалтерского учета и разработке цен на услуги;
в подготовке мероприятий по повышению качества оказываемых услуг и культуре обслуживания;
в обеспечении нормативными, методическими, консультативными, информационными материалами;
в подготовке кадров и повышении квалификации районных специалистов по отдельным видам услуг путем организации и проведения семинаров-практикумов, конкурсов и других аналогичных мероприятий;
в выполнении бытовых услуг, отсутствующих в районах области, с 5-10% скидкой с цены услуги для курируемых районных предприятий, обеспечивающих прием заказов на исполнение услуги от населения и доставку.
Курируемые районные предприятия БОН ведут деятельность в сфере бытового обслуживания населения в районах области, обеспечивают функционирование сети сельских комплексных приемных пунктов либо осуществляют регулярное выездное обслуживание в местах проживания, отдаленных от административного центра, и взаимодействуют с базовыми предприятиями БОН на договорной основе.
Вышеперечисленные меры позволят базовым предприятиям повысить эффективность функционирования сферы бытовых услуг и более комплексно удовлетворять потребности населения Орловской области.
В результате реализации Программы планируется повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг за счет технического перевооружения предприятий БОН, замены изношенного и приобретения нового технологического оборудования, усовершенствования техпроцессов.
Механизм реализации Программы предусматривает выполнение участниками следующих требований:
осуществление внутренних инвестиций за счет собственной прибыли в развитие производства;
производство конкурентоспособных по качеству и цене услуг с учетом максимального удовлетворения потребностей населения;
повышение эффективности работы предприятий путем совершенствования маркетинга, внедрения системы качества, инвестиционных проектов, реализации программ по структурной перестройке предприятий;
проведение работ по дизайну, рекламе, формированию структуры ассортимента услуг, отвечающего требованиям рынка.
5. Организация управления и контроль реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Коллегия администрации Орловской области.
Оперативное управление Программой осуществляют:
управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области;
управление финансовой и налоговой политики администрации Орловской области;
управление социальной защиты населения администрации Орловской области;
управление труда Аппарата Губернатора и администрации Орловской области;
управление общего и профессионального образования администрации Орловской области;
управление по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям Аппарата Губернатора и администрации Орловской области
во взаимодействии с:
субъектами рыночных отношений, ведущих деятельность в сфере бытовых услуг на территории Орловской области;
Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области;
ОАО "Орловский областной центр рыночных отношений "Развитие".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области.
6. Ресурсное обеспечение Программы
В качестве финансового обеспечения Программы планируются затраты из областного бюджет и за счет привлеченных средств, в т.ч. средства участников Программы и инвесторов (приложение 3). Прогнозируемые объемы финансирования мероприятий Программы:
за счет средств областного бюджета - 7 000 тыс.руб.,
в т.ч. по годам: 2003 г. - 1 000 тыс. руб.;
2004 г. - 1 500 тыс. руб.;
2005 г. - 2 000 тыс. руб.;
2006 г. - 2 500 тыс. руб.;
за счет привлеченных средств - 38 067,9 тыс.руб.,
в т.ч. по годам: 2003 г. - 10 163,1 тыс. руб.;
2004 г. - 11 103,3 тыс. руб.;
2005 г. - 10 623,6 тыс. руб.;
2006 г. - 12 177,9 тыс. руб.
Общий прогнозируемый объем финансирования Программы - 45 067,9 тыс. руб.
Степень финансового участия областного бюджета в реализации Программы, исходя из прогноза общего объема финансирования, оценивается в 15,5%.
7. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Программа имеет важное социальное значение. Обеспечение территориальной и ценовой доступности социально значимых бытовых услуг для жителей каждого района области, включая жителей удаленных сельских районов, способствует выживанию населения в сложных экономических условиях.
Разработанная Программа позволяет скоординировать усилия всех организаций и органов государственной власти на достижение поставленных целей по развитию сферы бытового обслуживания населения Орловской области, привлечь целенаправленно к ее выполнению средства предприятий БОН, российских и зарубежных инвесторов.
За счет активизации инновационных процессов, обновления материально-технической базы предприятий БОН и внедрения новых технологий расширится номенклатура предоставляемых (в том числе социально значимых) бытовых услуг, улучшится качество обслуживания жителей и гостей области, будут созданы новые рабочие места.
В сельских районах области существенно увеличится сеть комплексных приемных пунктов. Благодаря приобретению необходимого транспорта стабилизируется работа выездных бригад мастеров, что позволит охватить значительную часть населения, в том числе нуждающихся категорий в удаленных от административного центра хозяйствах.
Реализация данной Программы позволит предприятиям БОН снизить затраты на производство, повысить рентабельность оказываемых услуг, расширить их ассортимент и повысить конкурентоспособность.
В результате реализации мероприятий Программы планируется получить следующие результаты:
увеличить количество конкурентоспособных предприятий и организаций, в том числе малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих на областном рынке бытовых услуг;
модернизировать и реконструировать действующие предприятия БОН, обеспечить рациональное использование имеющихся производственных площадей;
увеличить объем предоставляемых бытовых услуг в расчете на одного жителя области в два раза;
обеспечить территориальную доступность социально значимых бытовых услуг для жителей каждого района области, увеличить количество комплексных приемных пунктов на 20%;
обеспечить поддержание прейскурантных цен на бытовые услуги на уровне, доступном массовому потребителю, в первую очередь, жителям сельской местности;
повысить уровень квалификации персонала предприятий БОН;
создать 160 дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания населения области;
расширить перечень и повысить качество предоставляемых бытовых услуг;
расширить налогооблагаемую базу, увеличить поступления в областной бюджет и бюджеты органов местного самоуправления.
Приложение 2
Система программных мероприятий
областной комплексной программы
"Развитие сферы бытового обслуживания населения
Орловской области на 2003-2006 годы"
(Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению
при разработке проекта областного бюджета на очередной год)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Общая стоимость работ |
Источники финансиро- вания |
Сроки выполнения работ |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
1. | Совершенствование нормативной правовой базы | |||||
1.1 | Подготовка предложений в проект федерального закона "О бытовом обслуживании населения" |
- | - | 3 квартал 2003 г. |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области |
Формирование нормативной правовой базы на федеральном уровне в сфере бытового обслу- живания насе- ления, опреде- ление основных принципов регу- лирования этой сферы на реги- ональном уровне |
1.2 | Подготовка предложений по изменению Общероссийского классификатора бытовых услуг |
- | - | В течение 2003 г. |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области |
Оптимизация налогообложения субъектов рыночных отношений в сфере БОН |
1.3 | Подготовка распоряжений Губернатора и Коллегии администрации области о предоставлении мер государственной поддержки предприятиям-участникам Программы |
- | - | В течение всего срока исполнения Программы |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области |
Активизация деятельности предприятий БОН |
1.4 | Подготовка нормативных правовых актов Губернатора и Коллегии администрации области по вопросам совершенствования работы сферы бытового обслуживания населения |
- | - | В течение всего срока исполнения Программы |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области |
Стимулирование дальнейшего формирования и выполнения Программы. |
1.5 | Оказание содействия органам местного самоуправления области при разработке Положения о муниципальном заказе в сфере бытовых услуг |
- | - | В течение 2003 г. |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры и управ- ление экономики Аппарата Губернато- ра и администрации области; управление социальной защиты населения админис- трации области; управление общего и професс.образования администрации области |
Упорядочение механизмов предоставления мер государ- ственной поддержки при реализации муниципальных заказов |
1.6 | Разработка типового договора между районными предприятиями бытового обслуживания и областными базовыми предприятиями БОН |
- | - | 3 квартал 2003 г. |
ОАО "Орелсервис" (по согласованию) |
Упорядочение взаимодействия между област- ными базовыми и районными предприятиями БОН |
2. | Развитие сферы бытовых услуг, активизация инновационной и инвестиционной деятельности | |||||
2.1 | Разработка новых схем размещения субъектов рыночных отношений в сфере бытового обслуживания населения на территории районов Орловской области |
- | - | В течение 2003 г. - 2004 г. |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области во взаимодействии с органами местного самоуправления области; субъектами рыночных отношений в сфере бытовых услуг; Департа- ментом федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области; ОАО "Орловский областной центр рыночных отношений "Развитие" |
Обеспечение территориальной доступности бытовых услуг для населения районов области |
2.2 | Оказание практической помощи районным предприятиям БОН в материально-техническом снабжении; сертификации услуг и поверке приборов |
- | - | В течение всего срока исполнения Программы |
ОАО "Орелсервис", областные базовые предприятия БОН (по согласованию) |
Обеспечение устойчивой работы районных предприятий БОН |
2.3 | Оказание содействия органам местного самоуправления области в реализации мероприятий по развитию сферы бытового обслуживания населения на 2003-2006 годы |
- | - | В течение всего срока исполнения Программы |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области Управление финансов и налоговой поли- тики администрации области во взаимо- действии с: Департаментом феде- ральной государ- ственной службы занятости населения по Орловской облас- ти; ОАО "Орловский областной центр рыночных отношений "Развитие" |
Развитие сферы бытового обслуживания населения на территории каждого района Орловской области |
2.4 | Реализация методов государственной поддержки по модернизации и реконструкции действующих, созданию новых предприятий БОН |
7 000 тыс.руб. |
Областной бюджет |
В течение всего срока исполнения Программы |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области Управление финансов и налоговой поли- тики администрации области во взаимодействии с: субъектами рыночных отношений в сфере бытового обслуживания |
Обеспечение населения области социально- значимыми бытовыми услугами |
2.5 | Реализация мероприятий по расширению спектра предоставляемых бытовых услуг, повышению качества и культуры обслуживания населения области |
38 067,9 тыс.руб. |
Средства участников Программы |
В течение всего срока исполнения Программы |
Субъекты рыночных отношений в сфере бытовых услуг |
Обеспечение населения области широким спектром качественных бытовых услуг. |
2.6 | Содействие реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие сферы бытового обслуживания населения |
- | - | Ежегодно в мае - июне |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфраструктуры и управление по пре- дпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внеш- неэкономическим и межрегиональным связям Аппарата Губернатора и адми- нистрации области во взаимодействии с: субъектами ры- ночных отношений в сфере бытовых услуг; ОАО "Орлов- ский областной центр рыночных отношений"Развитие" |
Поиск российских и иностранных инвесторов |
2.7 | Выполнение бытовых услуг, отсутствующих на территории районов области |
По отдельной смете |
Средства участников Программы |
В течение всего срока исполнения Программы |
Областные базовые предприятий БОН (по согласованию) во взаимодействии с районными предприятиями БОН |
Предоставление населению районов области широкого спектра бытовых услуг |
2.8 | Участие в конференциях, совещаниях, заседаниях совета директоров ОАО "РОСБЫТСОЮЗ" |
- | - | В течение всего срока исполнения Программы |
ОАО "Орелсервис" (по согласованию) |
Установление межрегиональных связей, корректировка мероприятий по развитию сферы бытового обслуживания населения Орловской области |
Итого по второму разделу 45,0679 млн.руб. руб., из них: средства областного бюджета - 7 млн. руб.; привлеченные средства - 38,0679 млн. руб. |
||||||
3. | Рекламно-информационное обеспечение развития сферы бытовых услуг | |||||
3.1 | Организация и участие в специализированных смотрах-конкурсах профессионального мастерства в сфере бытовых услуг |
По отдельной смете |
Средства участников Программы |
В течение всего срока исполнения Программы |
ОАО "Орелсервис", областные базовые и районные предприятия БОН (по согласованию) |
Повышение уровня обслуживания населения |
3.2 | Проведение семинаров-практикумов по переподготовке специалистов сферы бытовых услуг |
По отдельной смете |
Средства участников Программы |
В течение всего срока исполнения Программы |
ОАО "Орелсервис", областные базовые предприятия БОН (по согласованию) |
Повышение уровня квалификации специалистов БОН |
3.3 | Мониторинг социально-экономических показателей развития сферы БОН |
- | - | В течение всего срока исполнения Программы |
Управление промыш- ленности, произв. и научно-техн. инфра- структуры Аппарата Губернатора и администрации области |
Корректировка планов по разработке, освоению и организации серийного про- изводства сельскохозяйс- твенной техники |
4. | Кадровое обеспечение | |||||
4.1 | Подготовка специалистов для сферы бытового обслуживания |
По отдельной смете |
Средства участников Программы |
В течение всего срока исполнения Программы |
Управление общего и професс. образо- вания администрации области во взаимодействии с: предприятиями БОН, Департаментом феде- ральной государ- ственной службы занятости населения по Орловской области |
Формирование кадрового потенциала для сферы бытового обслуживания населения Орловской области |
Итого на все программные мероприятия 45,0679 млн. руб. руб., из них: средства областного бюджета - 7 млн. руб.; привлеченные средства - 38,0679 млн. руб. |
Приложение 3
Прогнозируемые объемы финансирования областной комплексной
программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения
Орловской области на 2003-2006 годы"
(Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год)
(тыс. руб.)
N п/п |
Источники финансирования | Всего | В том числе по годам: | |||
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||
1. | Прогнозируемые средства областного бюджета |
7 000 | 1 000 | 1 500 | 2 000 | 2 500 |
2. | Прогнозируемые привлеченные средства, всего |
38 067,9 | 10 163,1 | 9 603,3 | 8 623,6 | 9 677,9 |
в том числе: | ||||||
2.1. | собственные средства участников Программы |
8 753,9 | 1 920,1 | 2 161,3 | 1 961,6 | 2 710,9 |
2.2. | заемные средства (кредиты банков, средства инвесторов) |
20 682 | 5 200 | 5 150 | 5 172 | 5 160 |
2.3 | прочие | 8 632 | 3 043 | 2 292 | 1 490 | 1 807 |
3. | в целом по программе: | 45 067,9 | 11 163,1 | 11 103,3 | 10 623,6 | 12 177,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом одобрена областная комплексная программа "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003 - 2006 годы". Основной целью Программы является создание экономических и организационных условий для устойчивого развития и активизации инвестиционных и инновационных процессов в сфере бытового обслуживания населения Орловской области. Определены основные задачи Программы, ее разработчики, заказчики и исполнители, сроки реализации, объемы и источники финансирования, а также ожидаемые конечные результаты реализации Программы. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации Орловской области.
Приведены система программных мероприятий Программы, а также прогнозируемые объемы ее финансирования.
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 12 марта 2003 г. N 42 "Об областной комплексной программе "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003-2006 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании нормативных правовых актов Орловской области (Выпуск 18), 2003 г. (без приложения)
Постановлением Правительства Орловской области от 24 сентября 2014 г. N 290 настоящее постановление признано утратившим силу