Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Коллегии
администрации области
9 октября 2003 г. N 158
Основные направления
региональной социальной политики по улучшению
положения детей в Орловской области до 2010 г.
(план действий в Орловской области в интересах детей)
I. Введение
1. В Орловской области проживает 179,5 тысячи детей и подростков до 18 лет, будущее которых определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития, подготовки к жизни.
2. За период с 1996 по 2001 гг. был реализован широкий комплекс мер, направленный на защиту детей в рамках выполнения Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 г. (областной план действий в интересах детей).
Реализация мер социальной политики в отношении детей в Орловской области позволила обеспечить:
- создание единой системы динамического наблюдения детей всех возрастов в амбулаторно-поликлинических условиях;
- улучшение материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения;
- развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- сохранение доступа детей к системе образования;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков.
В результате проводимых мероприятий все основные показатели, характеризующие смертность детей первого года жизни, в том числе новорожденных, имеют тенденцию к снижению. Удалось снизить заболеваемость новорожденных сепсисом, гемолитической болезнью, респираторной патологией, заболеваемость детей туберкулезом.
Отмечается некоторая стабилизация подростковой преступности, активно действуют органы и учреждения системы профилактики и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Вместе с тем отмечается рост отклонений и хронической патологии в состоянии здоровья детей, растет заболеваемость социально обусловленными болезнями (туберкулезом и ВИЧ/СПИДом). Не уменьшается количество социальных сирот и безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению и вовлекаемых в употребление наркотических, токсических, алкогольных и психотропных веществ.
Проблемными остаются реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование системы постинтернатной адаптации, модернизация образования детей с ограниченными возможностями.
4. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий необходимы выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей: социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, роста социально обусловленных заболеваний. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и развитие его потенциала.
5. Основные направления региональной государственной социальной политики в интересах детей до 2010 г. разработаны в соответствии с рекомендациями Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г. (Национальным планом действий в интересах детей) и определяют цели и приоритетные задачи жизнеобеспечения и защиты прав и социальных гарантий детей до 2010 г.
II. Цели, приоритеты и этапы реализации государственной
социальной политики в интересах детей до 2010 г. в Орловской области
Целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 г. является создание и совершенствование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Орловской области на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики.
Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2010 г. являются:
- охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
- обеспечение качественного образования и воспитания детей;
- улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
На первом этапе (2003-2004 гг.) выполнения Основных направлений государственной политики в интересах детей в Орловской области должны быть реализованы конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях целевых программ.
На втором этапе (2005-2010 гг.) предстоит сосредоточить внимание и имеющиеся ресурсы на повышении качества сфер образования, здравоохранения, культуры, досуга, инфраструктуры реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
Интегральным результатом выполнения Основных направлений должна стать полная реализация основных прав ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка на основе согласованных действий органов власти всех уровней.
III. Основные направления развития государственной политики в
интересах детей в Орловской области
1. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни
Основополагающими задачами в области охраны здоровья детей являются:
- осуществление мер по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей, снижению детской и материнской смертности;
- предупреждение и снижение детской заболеваемости и инвалидности;
- улучшение качественных показателей здоровья детей;
- содействие здоровому образу жизни.
Для решения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий:
1.1. Мероприятия диагностического характера:
- формирование системы учета и регистров хронических заболеваний и детской инвалидности;
- внедрение системы регионального динамического мониторинга беременных женщин группы высокого риска, совершенствование дородовой диагностики болезней плода, методов выхаживания новорожденных, в том числе недоношенных детей, дальнейшее развитие медико-генетического консультирования, службы планирования семьи.
1.2. Мероприятия профилактического характера:
- совершенствование системы проведения профилактических осмотров, диспансеризации детей, повышения их эффективности;
- повышение уровня профилактики инфекционных и социально обусловленных заболеваний, включая туберкулез, наркоманию и алкоголизм, ВИЧ/СПИД, в том числе профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;
- совершенствование системы медицинской профилактики, в том числе за счет внедрения программ массовой профилактики заболеваний, дефицитных состояний (йодной недостаточности, поражения зубов, нарушения осанки, патологии зрения и др.);
- пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического и психического здоровья; проведение информационно-образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровья своих детей;
- ранняя профилактика нарушений репродуктивной функции у детей и подростков;
- разработка и внедрение программы полового воспитания и просвещения детей и подростков, включающей в себя вопросы личной гигиены, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, полового воздержания, воспитания родительского инстинкта, привития навыков здорового образа жизни;
- совершенствование методов психопрофилактической подготовки матерей и супружеских пар к рождению ребенка ("школ отцов", музыкотерапия, индивидуальные занятия и т.д.), совершенствование социально-психологической помощи женщинам.
1.3. Мероприятия организационного характера:
- осуществление эффективных мер по повышению доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям, в том числе проживающим в сельской местности;
- внедрение стандартов диагностических и лечебных мероприятий в учреждениях детства и родовспоможения в целях обеспечения высокого качества и безопасности медицинской помощи женщинам и детям, реализации государственных гарантий по обеспечению жизни и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранения доступности базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи;
- сохранение, поддержка и развитие выездных форм работы, оснащение специализированных педиатрических бригад необходимым оборудованием, портативной медицинской техникой;
- развитие реабилитационной помощи детям с хроническими заболеваниями, детям-инвалидам в системе здравоохранения и социальной защиты;
- обеспечение оздоровления детей по итогам диспансеризации;
- улучшение оказания своевременной специализированной помощи детям, страдающим психическими и психосоматическими заболеваниями;
- обеспечение государственных гарантий по бесплатному питанию детей раннего возраста, в том числе на сельских территориях, специализированными продуктами детского питания;
- обеспечение активного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования и других заинтересованных ведомств в работе с социально неблагополучными семьями по сохранению жизни и здоровья детей, находящихся в социально опасном положении;
- создание условий для жизни и развития детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом женщин и временно лишившихся опеки родителей;
- совершенствование системы мер по охране репродуктивного здоровья населения:
оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи женщинам. Улучшение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, их кадрового обеспечения;
развитие специализированных видов помощи, в том числе урогинекологии, детской и подростковой гинекологии, обеспечивающих диагностику и лечение нарушений репродуктивной функции;
развитие службы детской гинекологии, охрана репродуктивного здоровья подростков;
дальнейшее развитие, стационарозаменяющих форм оказания медицинской помощи женщинам, расширение перечня услуг, объемов амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции;
внедрение новых методов восстановления функции деторождения, внедрения вспомогательных репродуктивных технологий в службе семьи и репродукции, дальнейшее развитие эндоскопических методик, хирургической коррекции репродуктивных нарушений;
организация Центра экстракорпорального оплодотворения;
обеспечение высококачественных услуг в области планирования семьи, вовлечение мужчин в решение проблем, повышение их ответственности и роли в семье;
обеспечение женщин групп высокого социального риска недорогими бесплатными контрацептивами;
обеспечение беременных женщин из групп социального риска рациональным питанием, витаминами, препаратами железа за счет средств целевых программ по охране здоровья женщин и детей;
организация перинатальных межрайонных центров в гг. Ливны и Мценск;
- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
- обеспечение межведомственного подхода к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников;
- обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья детей в системе образования:
расширение сети "Школ здоровья" на базе общеобразовательных учреждений области;
завершение апробации и начало реализации междисциплинарной программы "Здоровье" для общеобразовательных учреждений;
обеспечение общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем;
обеспечение эффективного использования спортивных помещений, сооружений в учреждениях профтехобразования для физического воспитания обучающейся молодежи;
проведение информационных и образовательных мероприятий в области по профилактике вредных зависимостей, в том числе наркомании, табакокурения, алкоголизма и СПИДа;
- укрепление местной санаторной базы;
- укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, их финансирования, оснащения и обеспечения лекарственными средствами, санитарным транспортом;
- решение вопросов кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров службы детства и родовспоможения, создания им соответствующих трудовых и бытовых условий, закрепления медицинских кадров на селе;
- повышение активности образовательной работы психиатров среди врачей других специальностей по вопросам раннего выявления симптомов нарушения психического здоровья детей, в том числе при соматической патологии.
Механизм реализации предполагает:
- законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;
- адекватное финансирование предусмотренных мер:
- источники финансирования: областной бюджет, внебюджетные источники;
- программно-целевой подход, обеспечивающий выполнение основных задач при разработке и реализации областных целевых программ:
"Дети Орловщины" на 2003-2006 г.г. с подпрограммой "Здоровый ребенок";
"Основные мероприятия по охране материнства и детства";
"Профилактика ранней диагностики онкологических заболеваний репродуктивной сферы у женщин";
"Основные мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передающихся половым путем на 2003-2006 гг.";
"Молодежь Орловщины" с подпрограммой "Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде";
"Дети Чернобыля";
"Онкология";
"Сахарный диабет" 1997-2005 гг.;
"Вакцинопрофилактика на 2000-2005 гг.";
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Орловской области на 2001-2005 гг.";
"Анти ВИЧ/СПИД на 2001-2005 гг.";
"Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Орловской области бесплатной медицинской помощи";
"Профилактика распространения наркомании и СПИДа".
Выполнение указанных мер обеспечит:
- устойчивое снижение младенческой смертности к 2005 г. до 12,013,0 на 1000 родившихся, к 2010 гг. до 11,5-12,0 на 1000 родившихся за счет снижения смертности от состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий, инфекционных заболеваний, несчастных случаев;
- снижение смертности детей в возрасте до 15 лет за счет снижения смертности от врожденных аномалий, новообразований, несчастных случаев, отравлений и травм;
- снижение материнской смертности к 2010 г. до 20,0-25,0 на 100000 живорожденных за счет уменьшения частоты осложнений во время беременности и родов, снижения смертности от акушерских кровотечений, сепсиса, абортов и экстрагенитальной патологии;
- снижение абортов к 2005 г. до 41-45,0; к 2010 г. до 35,0 на 1000 женщин детородного возраста за счет обеспечения 35% женщин детородного возраста эффективной контрацепцией, разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи;
- обеспечение 95% охвата иммунизацией детей в соответствии с национальным календарем прививок, снижение заболеваемости детей и подростков дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем, врожденной краснухой до единичных случаев, полная ликвидация заболеваемости полиомиелитом;
- снижение уровня йододефицитных заболеваний у детей;
- стабилизация и последующее снижение показателей распространенности нервно-психических заболеваний у детей. Снижение распространенности гипотиреоза путем полного охвата новорожденных скринингом на гипотиреоз и продолжения массовой йодной профилактики; предупреждение случаев умственной отсталости, связанной с гипотиреозом;
- снижение частоты врожденных пороков развития путем совершенствования методов антенатальной диагностики и проведения медицинской профилактики (витаминотерапия) врожденных пороков развития детей у всех беременных женщин;
- сокращение доли ВИЧ-инфицироваиных младенцев путем предоставления беременным женщинам, посещающим женские консультации в дородовый период, доступности мероприятий по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции;
- снижение к 2010 г. распространенности заболеваемости детей и подростков в возрасте 15-17 лет по основным классам болезней.
О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет см. Постановление Коллегии Орловской области от 7 августа 2008 г. N 267
2. Обеспечение качественного образования, воспитания и развития
детей
Основополагающими задачами в области обеспечения качественного образования, воспитания и развития детей являются:
- реализация прав детей на гарантированное качественное и общедоступное основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование на основе структурного и содержательного обновления образования;
- обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей и интересов, реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного развития его личности, социального и профессионального самоопределения, творческих интересов, повышения уровня физического развития, формирования навыков здорового образа жизни;
- системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей.
Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующего комплекса мероприятий:
2.1. Мероприятия, направленные на реализацию государственных гарантий и качества среднего (полного) общего и начального профессионального образования:
- подготовка проекта регионального компонента государственного стандарта общего образования;
- повышение качества подготовки школьников в системе профессионального начального образования;
- реализация концепции профильной школы;
- введение независимой государственно-общественной оценки качества образования:
создание регионального аттестационного центра оценки качества профессионального образования;
разработка механизма участия общественности в оценке качества профессионального образования;
- обеспечение приоритетного развития начального и среднего профессионального образования региона с учетом потребности регионального рынка труда;
подготовка предложений по оптимизации сети ссузов, учреждений начально-профессионального образования (НПО);
развитие различных форм взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования и хозяйствующих субъектов по социальному партнерству;
- создание условий для реализации стандарта среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО и СПО;
- создание информационной системы учебного книгоиздания;
- обеспечение образовательных учреждений общего образования учебниками.
2.2. Мероприятия, направленные на развитие личности, профессионального и социального определения ребенка:
- обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период, создание экологических отрядов, ремонтных бригад, расширение возможностей трудоустройства несовершеннолетних;
- обеспечение прав одаренных детей на образование, адекватное их возможностям;
- включение образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети:
создание регионального информационного центра;
создание распределенного образовательного портала;
- стимулирование и поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений:
разработка на региональном и местном уровнях механизма взаимодействия общественных объединений с государственными органами;
внесение поправок в Закон Орловской области от 11.04.1997 г. "О региональной государственной молодежной политике в Орловской области" в части государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений;
формирование и ведение регионального реестра молодежных и детских общественных объединений Орловской области, пользующихся государственной поддержкой;
формирование комплексной системы компьютерных баз данных молодежных и детских общественных объединений;
материальная поддержка и стимулирование деятельности кадров молодежных и детских общественных объединений через систему конкурсов, учреждений грантов, премий, званий, наград;
организация и проведение специализированных лагерных смен актива молодежных и детских общественных объединений;
инициирование и поддержка деятельности коллегиальных органов (советов, ассоциаций общественных объединений), занимающихся вопросами координации деятельности молодежных и детских общественных объединений;
поддержка создания и деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях разного уровня;
- совершенствование службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям:
расширение сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
создание службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, разработка нормативных документов ее деятельности и методических рекомендаций по проведению аттестаций образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
проведение ежегодных мониторингов психологического статуса детей;
обеспечение медико-психологического сопровождения и специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями;
- обеспечение доступности дополнительного образования для детей, в том числе проживающих в сельской местности, на основе сохранения и развития системы учреждений дополнительного образования;
- развитие системы региональных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, выставок, массовых спортивных мероприятий для детей и подростков;
- развитие инфраструктуры детского и молодежного досуга, сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы;
- дальнейшее развитие и поддержка отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе в круглогодичном режиме:
в санатории-профилактории "ОСПАЗ-Лесной";
в санатории "Орловчанка";
организация профильных смен на базе Центрального планерного аэроклуба;
- усиление правоприменительной практики в отношении рекламодателей, субъектов кинопроката, средств массовой информации, культивирующих насилие, жестокость, пьянство и наркоманию.
2.3. Мероприятия, направленные на укрепление и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием, приборами, материалами:
- материально-техническое оснащение школьных новостроек, базовых школ районов и школ-интернатов типовыми комплектами учебного оборудования и приборами в соответствии с новыми образовательными стандартами;
- капитальное строительство образовательных учреждений;
- совершенствование механизма самообеспечения интернатных учреждений за счет расширения производственной деятельности;
- создание попечительских советов в образовательных учреждениях интернатного типа;
- осуществление перехода на смешанную систему финансирования учреждений начального профессионального образования из бюджетов различных уровней на основе соучредительства.
Механизм реализации предполагает:
- законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;
- разработка и реализация областных целевых программ:
"Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети-сироты", "Одаренные дети";
"Молодежь Орловщины" с подпрограммами "Организация занятости молодежи", "Поддержка сельской молодежи, содействие занятости молодежи", "Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодежи", "Поддержка молодежных общественных объединений", "Поддержка талантливой творческой молодежи", "Развитие молодежного туризма и летнего отдыха", "Развитие массового молодежного спорта";
"Физкультура и спорт в Орловской области";
"Подростки Орловщины";
"Развитие туризма в Орловской области на 2001-2005 гг.";
"Нравственно-патриотическое воспитание граждан" 1999-2005 гг.;
"Школьный учебник";
- финансово-экономическое обеспечение за счет средств областного бюджета, общественных и коммерческих организаций.
Ожидаемые результаты реализации:
- повышение качества среднего профессионального образования, обеспечение взаимодействия образовательного процесса с реальным производством;
- обеспечение социальной мобильности молодежи в обществе на рынке труда;
- расширение доступности и возможностей получения комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии;
- обеспечение условий и среды для реализации творческого потенциала детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения, увеличение охвата детей массовыми занятиями физической культурой и спортом, расширение возможностей для отдыха, досуга и оздоровления детей;
- укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование механизмов финансирования образовательных учреждений.
3. Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей
Основополагающими задачами в области улучшения экономических условий жизнедеятельности детей являются:
- повышение уровня жизни и улучшение качества жизни семей с детьми, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг;
- усиление адресной социальной поддержки малоимущих семей.
Для этого необходимо:
а) осуществление мер общеэкономического характера по сокращению масштабов бедности и ее глубины в рамках стратегии государственной политики, направленной на последовательное повышение уровня жизни населения, радикальное снижение уровня бедности, включая: обеспечение роста реальных доходов населения на основе повышения размеров заработной платы, пенсий, пособий, других социальных выплат; проведение активной политики занятости, создание условий для развития эффективного рынка труда; усиление адресности предоставления социальных льгот и выплат;
б) снижение уровня бедности семей с детьми путем перераспределения ресурсов в пользу семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем; первоочередная государственная поддержка социально уязвимых, многодетных и молодых семей;
в) разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении и воспитании детей в целях создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми;
г) регулярный пересмотр размеров социальных, предоставляемых семьям с детьми, для обеспечения сохранения их покупательной способности;
д) обеспечение адекватных компенсационных механизмов для семей с детьми при реформировании системы льгот;
е) первоочередное обеспечение основных потребностей малообеспеченных семей с детьми, удовлетворение потребностей детей в этих семьях при разработке и выполнении программ социальной помощи;
ж) сохранение доступности для семей оплаты пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении;
з) выработка и повсеместное внедрение механизмов и процедур, позволяющих обеспечить необходимое содержание ребенка родителями при разводе родителей или рождении ребенка вне брака.
Механизм реализации предполагает:
- законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих выполнение мероприятий;
- выполнение основных задач при разработке и реализации областных целевых программ:
"Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети инвалиды", "Здоровый ребенок";
"Социальная защита инвалидов на 2001-2005 гг.";
"О дополнительных мерах по повышению социального статуса многодетной семьи в Орловской области" и другие;
- адекватное финансирование предусмотренных мер.
Ожидаемые результаты реализации:
- снижение показателей социального неравенства на основе перераспределения социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных семей, увеличения размера адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и расширения охвата ими нуждающихся семей.
4. Поддержка детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах
Основополагающими задачами поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, являются:
- межведомственная комплексная профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитие и поддержка различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения;
- создание условий нормальной жизнедеятельности, развития индивидуальных возможностей, социальной интеграции для детей с недостатками в развитии и детей-инвалидов;
- противодействие распространению алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа, криминогенности и асоциального поведения в детской и подростковой среде, ресоциализация детей, вовлеченных в потребление алкоголя и наркотиков, совершивших правонарушение;
- обеспечение условий для полноценного духовного и физического развития детей и семей вынужденных переселенцев и беженцев, детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф и проживающих в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Для достижения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий:
4.1. Мероприятия, направленные на выявление детей-сирот, улучшение условий их содержания и образования, развитие системы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
- проведение акции милосердия "За соучастие в судьбах детей-сирот" по оказанию материальной, бытовой, правовой и другой социальной помощи выпускникам школ, ПТУ, вузов, ссузов из числа детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве;
- обеспечение организационно-правовых основ:
разработка и принятие закона о мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
закрепление правовых норм, обеспечивающих улучшение питания, оздоровления, организацию летнего отдыха и досуговой занятости детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
- обеспечение всех нуждающихся учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местами в общежитии;
- создание системы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем;
- обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- внедрение программ индивидуального комплексного сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, форм контроля за его развитием, осуществляемых центрами психолого-медико-социального и педагогического сопровождения;
- достижение полного материального обеспечения детей, находящихся под опекой, в приемных семьях;
- реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью приближения условий воспитания в них к семейным, улучшения условий содержания и образования воспитанников.
4.2. Мероприятия, направленные на комплексную профилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних:
- обеспечение социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на базе специализированных учреждений социальной защиты населения;
- организация социально-педагогической и социально-психологической помощи родителям, имеющим проблемных детей, в групповых и индивидуальных формах работы;
- проведение смотров специализированных учреждений для несовершеннолетних и учреждений социального обслуживания семьи и детей на лучшую организацию работы по целевому использованию коррекционно-реабилитационного оборудования, орг-, аудио- и видеотехники;
- продолжение социально-профилактической работы с неблагополучными семьями, в т.ч. по организации их социального патронажа, с условно осужденными подростками, с детьми, состоящими на учете в органах внутренних дел и здравоохранения;
- осуществление социального шефства над подростками, находящимися в СИЗО и Шаховской воспитательной колонии:
организация посещения подростков, установления связей с их родителями;
оказание материальной помощи подросткам;
обеспечение социального патронажа после досрочного освобождения;
проведение областной благотворительной акции "Рождество за решеткой";
- организация специализированных смен для детей с девиантным поведением на базе оздоровительных лагерей области;
- создание оптимальной сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и укрепление их материальной базы:
открытие социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в районах области в соответствии с установленными нормативами;
укрепление научно-методической и нормативной базы деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- обеспечение полного учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи: не посещающих без уважительной причины образовательные учреждения, не имеющих постоянного места жительства, проживающих в семьях с неблагополучной обстановкой, совершивших правонарушение;
- проведение комплексных проверок состояния работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений;
- организация комплексной профилактической работы в образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе акций "Милиция и дети", "Без наркотиков";
- проведение анализа состояния работы подведомственных служб по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;
- принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, определению несовершеннолетних на постоянное место жительства;
- проведение мероприятий по выявлению и разобщению групп несовершеннолетних противоправной направленности;
- привлечение волонтеров из молодежных педагогических отрядов для работы с подростками из семей групп социального риска;
- создание системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- совершенствование нормативной правовой базы по профилактике, выявлению, учету, лечению и реабилитации наркозависимости у несовершеннолетних и молодежи;
- развитие сети реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, и больных наркоманией;
- социальный патронаж одиноких матерей с детьми до 3-х лет.
4.3. Мероприятия, направленные на развитие межведомственной системы выявления отклонений в развитии у детей, их коррекции, адаптации и реабилитации:
- выявление и создание банка данных о семьях, имеющих детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с целью выявления их потребности в оказании социальной, медицинской, психологической, педагогической и материальной помощи;
- составление и реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов:
- медицинской,
- социальной,
- психолого-педагогической,
- профессиональной;
- формирование системы комплексного сопровождения детей раннего возраста с проблемами в развитии;
- внедрение системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от форм их воспитания:
развитие служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в интернатных учреждениях;
развитие и совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- совершенствование условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
открытие специализированных групп для детей с диагнозом "ранний детский аутизм", "глубокая умственная отсталость" на базе психолого-медико-социальных центров и дошкольных образовательных учреждений;
открытие "школы надомного обучения для детей-инвалидов" в г. Орле;
организация "школ для родителей", воспитывающих детей-инвалидов, по обучению их современным технологиям реабилитации с учетом диагноза заболевания ребенка на базе отделений медико-социальной реабилитации;
организация клубов творческой реабилитации для детей и их семей на базе отделений медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями;
проведение спортивно-массовых соревнований, выставок прикладного творчества, фотовыставок работ детей с ограниченными возможностями;
- реформирование сети интернатных учреждений для детей-инвалидов, ориентированное на приоритет медико-социальной реабилитации, и максимально возможное развитие детей с тяжелыми дефектами здоровья;
- совершенствование условий социально-трудовой ситуации воспитанников интернатных учреждений, в т.ч. специальных (коррекционных);
расширение профилей трудового обучения в школах-интернатах VIII вида;
оснащение школьных мастерских современным станочным оборудованием;
создание "Социальной деревни";
создание специальных (коррекционных) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального обучения;
- развитие системы постинтернатной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к семейной жизни, обеспечение равных условий для участия на рынке труда;
- проведение социально-психологической реабилитации детей из семей вынужденных переселенцев, беженцев, вынужденных мигрантов;
- улучшение медицинской помощи и социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф;
- разработка и внедрение мероприятий по повышению экологической грамотности, включая вопросы экологической безопасности, в дошкольных образовательных учреждениях и школах.
4.4. Мероприятия, направленные на совершенствование научно-методического, кадрового, информационного обеспечения деятельности органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми и их родителями:
- укрепление кадрового потенциала специализированных учреждений для несовершеннолетних системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения;
- обеспечение изучения, обобщения и распространения эффективного опыта работы учреждений для несовершеннолетних;
- продолжение работы по повышению квалификации кадров, занимающихся вопросами воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и адаптации несовершеннолетних.
Механизм реализации:
- законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;
- реализация и разработка следующих областных целевых программ:
"Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды";
"Профилактика безнадзорности и правонарушений";
"О противодействии злоупотреблений наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.";
"О социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы";
"Комплексная программа борьбы с преступностью в Орловской области на 2003-2004 гг.";
"План координации деятельности органов и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002-2003 гг.";
"Подростки Орловщины";
"Временная занятость несовершеннолетних";
"Содействие занятости молодежи Орловской области";
"Нравственно-патриотическое воспитание граждан Орловской области в 1999-2005 гг.";
"О мерах по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами на 2002-2005 гг.".
"Программа постинтернатной адаптации детей-сирот" и другие;
- адекватное финансирование предусмотренных мер.
Ожидаемые результаты:
- укрепление института семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей;
- сокращение безнадзорных детей с одновременным снижением тяжести совершаемых правонарушений;
- совращение социального сиротства, развитие к 2010 г. сети семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширение обучения детей-инвалидов на основе модернизации образования детей с ограниченными возможностями.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Коллегии администрации Орловской области от 9 октября 2003 г. N 158 "Об Основных направлениях региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.