Постановление Коллегии администрации Орловской области
от 4 августа 2003 г. N 118
"О совершенствовании системы ипотечного кредитования жилищного
строительства в Орловской области"
Постановлением Правительства Орловской области от 18 июля 2016 г. N 288 настоящее постановление признано утратившим силу
Отметить, что обеспечение населения области современными жилищными условиями остается одним из приоритетных направлений социальной политики, проводимой областной администрацией.
Жилищная стратегия администрации области представляет собой систему мер по реализации жилищной реформы, основной целью которой является повышение доступности жилья для населения в рыночных условиях.
Результаты последних лет подтвердили эффективность выбранных направлений в жилищной сфере, позволили полностью или частично решить ряд поставленных задач. Преодолено сокращение объемов жилищного строительства. Почти на 7 тысяч уменьшилось число семей, находящихся в очереди на улучшение жилищных условий. Средняя обеспеченность жильем в области увеличилась на 1,1 квадратного метра и составила 20,5 квадратного метра на человека при среднероссийском показателе 18,9.
Увеличению объемов вводимого жилья в области в значительной степени способствовало внедрение системы долгосрочного ипотечного кредитования в рамках реализации областной программы, утвержденной постановлением Главы администрации области от 17.11.1999 г. N 507 "О развитии системы ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области".
С начала действия Программы населению области выдано ипотечных кредитов на общую сумму 94,2 млн. рублей, в том числе краткосрочных (до 1 года) - 63,7 млн. рублей. Суммы предоставленных кредитов на одного заемщика составили от 80 до 200 тысяч рублей. Введено в эксплуатацию 108 тысяч кв. метров жилья, освоено около 800 млн. рублей капитальных вложений.
Принципы ипотечного кредитования положены и в основу областной программы индивидуального строительства жилья на селе "Славянские корни". За период действия программы (1999-2002 гг.) в сельской местности построено почти 6,2 тыс. домов общей площадью 619,1 тыс. кв. метров, что в 7,2 раза больше, чем за предыдущие 8 лет. Ввод в эксплуатацию общей площади индивидуальных жилых домов в области увеличился в 5,6 раза, и его доля в общем вводе жилья составляет 62% против 6,6% в 1991 году.
Но в то же время острота жилищной проблемы продолжает оставаться очень высокой. Насущно необходимым стало повышение социальной направленности жилищной реформы, разработка дополнительных мер государственной поддержки определенных социальных групп населения области. Это касается, прежде всего, молодых, многодетных семей, семей участников военных конфликтов и ликвидаторов аварии на ЧАЭС, ряда других категорий населения. На сегодняшний день в области зарегистрировано 33,6 тысяч семей, нуждающихся в жилье, из них 5,6 тысяч семей, или 16,7%, относятся к категории социально не защищенных и малообеспеченных слоев населения.
Высокая стоимость предлагаемых банками кредитных ресурсов, условия предоставления в залог уже построенного жилья, высокая цена страхования рисков не позволяют существенно расширить круг населения, решающий свою жилищную проблему с помощью ипотеки. Очевидно, что для обеспечения доступности жилья и дальнейшего развития процессов ипотечного кредитования необходимо более активное участие органов государственной власти как в части финансовой поддержки, так и в части законодательного определения жилищных и финансовых прав граждан и механизмов их реализации. Необходимо существенно повысить эффективность бюджетных средств, вкладываемых в жилищную сферу путем внедрения механизмов, препятствующих их нецелевому использованию, и осуществления перехода к адресной поддержке нуждающихся категорий граждан.
Нужно констатировать, что в области есть все положительные предпосылки для дальнейшего развития долгосрочного ипотечного кредитования. Развит рынок жилья. Имеется возможность выбора наиболее комфортабельных и современных проектов жилых домов. Совершенствуется региональная правовая база отрасли. Наблюдается повышение реального платежеспособного спроса населения на квартиры. Так, в соответствии со статистическими данными прошлого года область отнесена к группе регионов России, в которой рост доходов выше темпов роста цен на жилье.
Для дальнейшей реализации Программы и ее интеграции в общероссийскую систему ипотечного кредитования в феврале текущего года между администрацией области, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и ОАО ООЦРО "Развитие" заключено соглашение о сотрудничестве. В целях совершенствования системы обеспечения доступным по стоимости жильем населения Орловской области и увеличения объемов жилищного строительства путем оказания государственной финансовой поддержки гражданам с использованием механизма ипотечного кредитования Коллегия постановляет:
1. Утвердить механизм реализации второго этапа программы развития ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области на 2003-2005 годы, предусматривающий увеличение ипотечного займа до 40 % стоимости жилья и срока его возврата до 15 лет, согласно приложению N 1.
2. Утвердить программу строительства жилых домов (квартир), финансируемых по системе ипотечного кредитования на 2003-2005 годы, согласно приложению N 2.
3. Управлению строительства и архитектуры Аппарата Губернатора и администрации области (Кисляков А.Г.) совместно с заинтересованными отраслевыми управлениями и ведомствами в месячный срок подготовить предложения областному Совету народных депутатов по разработке проекта закона Орловской области "О государственной поддержке ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области", предусмотрев при этом:
- полномочия органов государственной власти Орловской области в сфере ипотечного кредитования;
- виды государственной поддержки населения области, участвующего в реализации программы ипотечного кредитования;
- категории населения области, участвующие в ипотечном кредитовании и имеющие при этом право на государственную поддержку;
- создание в области субсидиарного фонда и жилищного фонда временного проживания.
4. Управлению экономики Аппарата Губернатора и администрации области (Цикорев Н.Н.):
- совместно с управлениями: строительства и архитектуры (Кисляков А.Г.), финансов и налоговой политики (Курганников В.Ф.) и ОАО ООЦРО "Развитие" (Соболев В.В.) в месячный срок подготовить план организационных мероприятий, направленных на дальнейшую реализацию основных направлений программы ипотечного кредитования, включая подготовку соответствующих положений и порядка оказания государственной поддержки участникам программы ипотечного кредитования;
- совместно с ОАО ООЦРО "Развитие" продолжить работу по взаимодействию с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" по переходу на классическую двухуровневую модель ипотечного кредитования с оборотом закладных и эмиссией ценных ипотечных бумаг. Организовать работу по привлечению накопительной части пенсионных средств на ипотечное кредитование жилья.
5. Управлению финансов и налоговой политики (Курганников В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование ипотечного жилищного кредитования. При этом бюджетное финансирование должно иметь целевое назначение и выделяться на возвратной основе, кроме средств субсидиарного фонда и средств, направленных на формирование жилищного фонда временного проживания.
6. Заместителю Губернатора Кравченко Т.П., областному управлению финансов и налоговой политики и ОАО ООЦРО "Развитие" в месячный срок разработать положение о порядке выпуска и обращения облигаций (жилищных сертификатов) в системе ипотечного кредитования.
7. Заместителю Губернатора Вельковскому Е.Н. совместно с управлением строительства и архитектуры (Кисляков А.Г.) принять меры по упорядочению и удешевлению услуг, оказываемых эксплуатационными и коммунальными службами при проектировании и сдаче в эксплуатацию жилья, строящегося по программе ипотечного кредитования.
8. Рекомендовать районным и городским администрациям в целях дифференциации государственной поддержки в решении жилищной проблемы граждан в зависимости от их имущественного положения провести инвентаризацию имеющихся в районных и городских администрациях очередей на улучшение жилищных условий с учетом доходов семей, состоящих на учете, и определить количество очередников, имеющих право на получение жилищной субсидии или льготной ссуды.
9. Для завершения процедуры дополнительной эмиссии акций ОАО ООЦРО "Развитие" путем закрытой подписки акционеров обратить внимание администраций городов Орла, Ливен, Мценска об обязательности исполнения п.3 постановления Главы администрации области от 19.11.1999 г. N 507.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, первого заместителя Губернатора области Кочуева В.А.
Председатель Коллегии |
Е.С. Строев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утвержден механизм реализации второго этапа программы развития ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области на 2003-2005 годы, предусматривающий увеличение ипотечного займа до 40 % стоимости жилья и срока его возврата до 15 лет. Основной целью механизма является повышение доступности приобретения и строительства жилья для различных категорий граждан, в том числе молодых семей, малоимущих и социально не защищенных граждан.
Второй этап программы рассчитан на период реализации с 2003 по 2005 годы. Общий объем капиталовложений составляет 1181,4 млн. рублей в действующих ценах. Основным источником финансирования второго этапа будут средства населения, бюджетные средства, незавершенное строительство, собственные средства управляющей компании, средства предприятий, кредитные ресурсы банков.
Приведена организационная схема реализации программы.
Утверждена также программа строительства жилых домов (квартир), финансируемых по системе ипотечного кредитования на 2003-2005 годы.
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 4 августа 2003 г. N 118 "О совершенствовании системы ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области"
Текст постановления опубликован в Собрании нормативных правовых актов Орловской области (Выпуск 20), 2004 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 18 июля 2016 г. N 288 настоящее постановление признано утратившим силу