Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Коллегии администрации области
от 14 января 2004 г. N 7
Областная экспериментальная целевая программа
"Жилье для молодой семьи"
Паспорт
областной экспериментальной целевой программы
"Жилье для молодой семьи"
Наименование программы |
Областная экспериментальная целевая программа "Жилье для молодой семьи" (далее по тексту -программа) |
Правовое основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы ", Закон Орловской области N 242-03 от 4 марта 2002 г. Об областной комплексной программе "Молодежь Орловщины", постановление Главы администрации Орловской области N 269 от 18.05.1998 г. "О порядке проведения эксперимента по предоставлению жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья молодым семьям Орловской области", постановление Главы администрации Орловской области N 313 от 09.07.2001 г. "О программе "Жилье для молодой семьи" и строительстве микрорайона "Молодежный" |
Государственный заказчик программы |
Губернатор Орловской области (далее - Заказчик) |
Основной разработчик программы |
Администрация Орловской области, управление по делам молодежи и физической культуре |
Основные цели и задачи программы |
Цели программы: создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Орловской области. Задачи программы: разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья; создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья; обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью |
Исполнители программы |
Управление по делам молодежи и физической культуре администрации области, иные органы исполнительной государственной власти специальной компетенции и их структурные подразделения по профилю предусматриваемых мероприятий, организации (предприятия), ведущие строительство и осуществляющие его ипотечное кредитование, определяемые на конкурсной основе (далее - Исполнитель) |
Сроки и этапы реализации программы |
1.В 2004 г. будет осуществляться: - разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих ход реализации мероприятий, заложенных в программе; - формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья; - отработка взаимодействия участников системы государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья на экспериментальных площадках в городе Орле; - создание системы мониторинга реализации программы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи, - экспериментальное строительство жилья для молодых семей. 2. В течение 2005-2008 годов будет осуществляться: - совершенствование и развитие созданной на первом этапе правовой базы с учетом итогов ее применения на практике; расширение масштабов реализации программы, - обеспечение устойчивого функционирования системы, - дальнейшее развитие ее с усилением роли рыночных механизмов в обеспечении молодых семей жильем, строительство жилья для молодых семей. |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование программы осуществляется за счет средств: - областного бюджета, - федерального бюджета, - местного (муниципального) бюджета, - других привлекаемых источников, собственных средств семей-участников программы. Экспериментальный объем финансирования в виде субсидий: - областного - до 20% стоимости жилья, - муниципального - до 10% стоимости жилья, - собственных средств граждан - от 30% стоимости жилья - иных источников до 40% стоимости жилья |
Контроль за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляет: Управление финансов и налоговой политики Администрации Орловской области - контроль за использованием средств областного бюджета. Администрация муниципального образования -контроль за использованием субсидий из средств выделяемых из бюджета муниципального образования; определение порядка формирования очереди участников программы. Управление по делам молодежи и физической культуре Администрации Орловской области - контроль за ведением реестра участников программы; контроль за получением средств из федерального бюджета. |
1. Общие положения, характеризующие
актуальность разработки программы.
Программа "Жилье для молодой семьи" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановлением N 45/824-ОС от 15 февраля 2002 г. "О Законе Орловской области "Об областной комплексной программе "Молодежь Орловщины", Законом Орловской области N 242-03 от 4 марта 2002 г. "Об областной комплексной программе "Молодежь Орловщины", постановлением Главы администрации Орловской области N 269 от 18.05.1998 г. "О порядке проведения эксперимента по предоставлению жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья молодым семьям Орловской области", постановлением Главы администрации Орловской области N 313 от 09.07.2001 г. "О программе "Жилье для молодой семьи" и строительстве микрорайона "Молодежный".
Актуальной проблемой в Орловской области в настоящее время является депопуляция населения. В настоящее время на территории области проживает 213344 молодых гражданина в возрасте от 14 до 30 лет. Ежегодно в этой возрастной группе населения регистрируется более 10 тыс. браков (в 2001 году - 10246 человек), почти 5 тыс. разводов и 7 тыс. родившихся (в 2001 году -7037). Поэтому увеличение числа неполных семей, а также снижение рождаемости являются первостепенной составляющей депопуляционных тенденций. Но для сохранения простого воспроизводства общества необходимо обеспечить рождаемость в среднем 2 ребенка в семье.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В то же время необходимо отметить, что в общественном сознании пока отсутствует понимание прямой зависимости между процессами воспроизводства населения и обеспеченностью молодых семей жилищем.
Превышение смертности над рождаемостью в российском обществе ставит в ранг приоритетных государственных проблем, требующих незамедлительных и масштабных действий, проблему обеспечения жилищных условий для молодой семьи с целью стимулирования рождения и воспитания детей.
Главная задача, которую призвана решить данная программа, - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий способствует увеличению размеров семьи. В целом средний количественный состав каждой семьи, занимающей отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
В Орловской области, где доля вновь создаваемого социального жилья неудовлетворительно мала в сравнении со строящимся коммерческим жильем, ситуация наиболее критическая. Особенно это заметно в г. Орле. Для подавляющего большинства молодых семей приобрести собственную квартиру даже в отдаленной перспективе не представляется возможным.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, экономическая поддержка семьи и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья может серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
В современных условиях улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения и строительства жилья со стороны государства.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации, прогноз
социально-экономических результатов реализации программы
Целью реализации программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Орловской области.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья.
2. Практическая реализация экспериментального варианта программы со строительством типового малосемейного 60-квартирного дома в Советском районе г. Орла с удешевленной стоимостью квадратного метра жилья и предоставлением удешевленной площадки с подключенной инфраструктурой.
3. Создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья.
4. Обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.
5. Пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью.
Программа выполняется поэтапно в 2004-2013 годах.
На первом этапе (2004 г.) будет осуществляться:
1. Строительство типового малосемейного 60-квартирного дома в Советском районе г. Орла с удешевленной стоимостью квадратного метра жилья и предоставлением удешевленной площадки с подключенной инфраструктурой;
2. Экспериментальное выделение субсидий молодым семьям из муниципального и областного бюджетов для участия в программе, получение федеральной субсидии на рождение ребенка в семьях-участниках программы;
3. Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих ход реализации мероприятий, заложенных в программе;
4. Формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья на экспериментальных площадках. Площадки будут определяться Исполнителем программы, уполномоченным государственным Заказчиком на основании договора по результатам конкурсного отбора;
5. Отработка взаимодействия участников системы государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья;
6. Создание системы мониторинга реализации программы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи;
7. Предоставление заемных средств и строительство жилья для молодых семей на экспериментальных площадках Орловской области.
На втором (2005-2008 годы) и третьем (2008-2013 годы) этапах намечается:
совершенствование и развитие созданной на первом этапе правовой базы с учетом итогов реализации программы в городе Орле;
расширение масштабов реализации программы, обеспечение устойчивого функционирования системы, дальнейшее развитие ее с усилением веса рыночных механизмов в обеспечении молодых семей жильем.
В ходе реализации программы в области ожидаются следующие положительные социально-экономические результаты:
1. Улучшение жилищных условий молодых семей.
2. Улучшение демографической ситуации.
3. Восстановление культуры семейных отношений в молодежной среде.
4. Создание условий для дальнейшего развития жилищного строительства в Орловской области.
5. Вовлечение средств молодых семей в сферу жилищного строительства.
3. Основные понятия и термины, используемые в программе
Участник программы (молодая семья) - молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации программы.
Застройщик - организация, выполняющая задачи проектирования, строительства, предоставления жилья участникам программы и действующая на основании трехстороннего соглашения с муниципальным образованием и основным заказчиком программы.
Муниципальная жилищная комиссия - структурное подразделение администрации муниципального образования, определяющая соответствие представленных документов установленным требованиям.
Администрация муниципального образования - орган исполнительной власти соответствующего муниципального образования, принимающий персонифицированное по каждому участнику программы решение о выделении субсидии на приобретение жилья.
Администрация Орловской области - орган исполнительной власти Орловской области, осуществляющий контроль и управление реализацией программы, принимающий персонифицированное по каждому участнику программы решение о выделении субсидии из областного бюджета на приобретение жилья.
Субсидия из бюджета - безвозмездное перечисление средств областного (в размере 20% стоимости квартиры) и муниципального (10% стоимости квартиры) бюджетов на приобретения жилья участникам программы.
Управление по делам молодежи и физической культуре Администрации Орловской области - орган исполнительной власти специальной компетенции, в рамках данной программы осуществляющий сбор сведений и ведение реестра молодых семей для возможного получения субсидий из средств федерального бюджета молодым семьям на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.
Единая реестровая служба - специализированный орган, создаваемый из сотрудников Управления по делам молодежи и физической культуре Администрации Орловской области с возможным включением в состав представителей иных структур и органов государственного управления, принимающих участие в разработке и реализации программы. Квартира - объект строительства, предоставляемый участнику программы (молодой семье) при выполнении условий соответствия участию в программе, приобретенный в соответствии с действующими положениями программы.
Квартира не является собственностью участника (молодой семьи) до полного погашения обязательств, связанных с выплатой первоначального взноса в размере 30% стоимости жилья и кредитованием 40% его стоимости. Данные условия выполняются в 10-летний период с момента подписания договора на участие в программе. В программе объектом участия выступают одно- и двухкомнатные квартиры.
4. Механизм участия в программе
1 - Молодая семья готовит документы и подает их на рассмотрение жилищной комиссии муниципального образования. Муниципальная жилищная комиссия проверяет соответствие представленных документов и, при отсутствии замечаний, выдает документ установленного образца, удостоверяющий правильность документов. Администрация города Орла принимает решение (в установленном порядке) о выделении персональной субсидии в размере 10% от стоимости квартиры. Решение оформляется Постановлением Главы администрации муниципального образования, целевые средства перечисляются на счет застройщика.
2 - Для составления единого реестра документы потенциального участника программы (либо подтверждение муниципальной жилищной комиссии о правильности и комплексности представленных документов) передаются в реестровую комиссию Управления по делам молодежи и физической культуре Администрации Орловской области, которая составляет реестр участников программы.
3 - Определяются возможность и целесообразность представления персональной субсидии из областного бюджета. Готовится соответствующее документальное оформление (Постановление Коллегии администрации области о выделении персональных целевых субсидий). Участник программы в завершении данного этапа получает на руки копию постановления коллегии администрации о персональном целевом выделении средств в размере не более 20% стоимости квартиры. Средства перечисляются на счет застройщика.
4 - Документы передаются в распоряжение застройщика для заключения договоров. Застройщик определяется на основании конкурсного отбора. Смена застройщика по инициативе участника в ходе реализации программы не допускается.
5 - Молодая семья заключает с определенным кредитным учреждением договор о кредитовании оставшихся 40% стоимости квартиры. Первичным вариантом является кредитование из средств застройщика на срок 10 лет под 10% годовых. Альтернативным вариантом является предоставление участником программы документов, подтверждающих платежеспособность и возможность оплатить 40% стоимости квартиры до окончания строительства. Вместе с документами о выделении субсидий из городского и областного бюджетов документы передаются в распоряжение застройщика.
6 - Средства из бюджетов области и муниципального образования в безналичном порядке перечисляются в распоряжение застройщика.
7 - Строится (выделяется) жилье, которое передается молодой семье для проживания. После вселения молодая семья продолжает осуществлять свои обязанности по выплате кредита сроком до 10 лет.
8 - При рождении ребенка необходимые документы передаются в реестровую комиссию Управления по делам молодежи и физической культуре Администрации Орловской области, далее выделяются из федерального бюджета средства за рождение ребенка (140 000 руб.). Полученные из федерального бюджета средства перечисляются молодой семьей на счет застройщика для погашения кредита и оперативного полного расчета за квартиру.
5. Порядок использования денежных средств. Объемы и источники
финансирования программы
Финансирование программы осуществляется в следующем порядке:
1) собственные средства семьи (накопления), не являющиеся залоговыми или полученными по кредиту - от 30% стоимости жилья;
2) субсидия из средств муниципального бюджета - до 10% стоимости жилья;
3) субсидия из средств областного бюджета - до 20% стоимости жилья;
4) субсидия из средств федерального бюджета - до 140 000 на рождение ребенка в семье-участнице программы;
5) льготное ипотечное кредитование - от 40% стоимости жилья сроком до 10 лет под 10% годовых.
Объемы финансирования мероприятий программы подлежат уточнению при формировании областного и городского бюджетов на очередной финансовый год.
При использовании средств областного и местных бюджетов используется адресный порядок перечисления денежных средств.
6. Перечень необходимых документов для участия в программе
Для постановки на учет для получения субсидии участник программы представляет в муниципальную жилищную комиссию следующие документы:
1. Заявление на получение субсидии (согласно прилагаемой форме);
2. Акт проверки жилищных условий участника подпрограммы по месту постоянного проживания, составленный в установленном порядке (согласно форме, установленной муниципальной жилищной комиссией);
3. Копия паспорта или иной документ, удостоверяющий личность, на каждого члена семьи (заверяется муниципальной жилищной комиссией);
4. Копия свидетельства о браке (заверяется муниципальной жилищной комиссией);
5. Копия свидетельства о рождении ребенка, либо документы, подтверждающие усыновление ребенка (при наличии детей) (заверяется муниципальной жилищной комиссией);
6. Сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения;
7. Сведения о регистрации проживания участников программы на территории муниципального образования.
8. Справка о доходах всех членов семьи-участника программы за последние 12 месяцев с места работы.
7. Оценка эффективности и социально-экономических результатов
реализации программы
В ходе реализации программы в области ожидаются следующие положительные результаты:
1. Улучшение жилищных условий молодых семей.
2. Улучшение демографической ситуации.
3. Восстановление культуры семейных отношений в молодежной среде.
4. Создание условий для дальнейшего развития жилищного строительства в Орловской области.
5. Вовлечение средств молодых семей (домохозяйств) в сферу жилищного строительства.
6. Практическая отработка условий, позволяющих в дальнейшем перейти к самофинансированию программы.
7. Восстановление воспроизводственных процессов в обществе, улучшение условий для расширенного воспроизводства населения и закрепление положительных демографических тенденции.
8. Восстановление культуры семейных отношений в молодежной среде, повышение авторитета многодетности.
9. Повышение уровня жилищной обеспеченности молодых семей и создание условий для дальнейшего развития жилищного строительства в Орловской области.
10. Вовлечение средств молодых семей (домохозяйств) в сферу жилищного строительства.
8. Организация управления и контроль за реализацией программы
Организация управления и контроль за реализацией программы возлагается на:
Управление по делам молодежи и физической культуре Администрации Орловской области по вопросам составления и ведения реестра участников программы, а также по вопросам получения средств из федерального бюджета при рождении ребенка.
Управление финансов и налоговой политики Администрации Орловской области осуществляет контроль за использованием средств, выделяемых в качестве персональных жилищных субсидий участникам программы.
Администрация муниципального образования осуществляет контроль за правильностью представленных документов участниками программы и контроль за использованием средств субсидии муниципального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.