Постановление Коллегии администрации Орловской области
от 6 июля 2005 г. N 109
"О состоянии выплаты заработной платы в хозяйствующих субъектах
области"
Постановлением Правительства Орловской области от 17 января 2013 г. N 2 настоящее постановление признано утратившим силу
В Орловской области с 1999 года сохраняется положительная динамика экономики и основных социальных показателей, характеризующих уровень жизни населения. В 2004 году реальные денежные доходы населения по сравнению с 2003 годом увеличились на 6%, реальная заработная плата - на 11%, реальная пенсия - на 2%. В течение последних пяти лет темпы роста заработной платы существенно опережают темпы роста валового регионального продукта: валовой региональный продукт за указанный период возрос в 2,2 раза, номинальная заработная плата - в 2,9 раза. Средняя заработная плата в целом по области за 2004 год сложилась в размере 4,4 тыс. рублей, по сравнению с 2003 годом она увеличилась на 24,4%. В ведущих отраслях экономики прирост заработной платы за этот период составил: в промышленности - 21%, на транспорте - 24%, в связи - 26%, в строительстве - 28%. Выше среднеобластного уровня сложилась заработная плата на 529 предприятиях (26% от общего числа крупных и средних), более 6 тыс. рублей - на 457 предприятиях (22%).
За январь-апрель 2005 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года заработная плата в целом по области возросла на 22% и составила 4,9 тыс. рублей. На предприятиях основных видов экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства, среднемесячная заработная плата в январе-апреле превысила среднеобластной уровень.
Рост заработной платы все в большей степени становится средством борьбы с бедностью. Уменьшается разрыв между средней заработной платой 10 процентов наиболее оплачиваемых работников и такой же долей наименее оплачиваемых работников: в 2001 году он составлял 18 раз, в 2004 году - 14 раз. Сохраняется тенденция к сокращению межотраслевой дифференциации в оплате труда.
В рамках финансовых возможностей предприятий наиболее эффективным инструментом регулирования оплаты труда и последовательного ее повышения является коллективный договор. По состоянию на 1 января 2005 года в области в социальное партнерство вовлечены около 180 тыс. работников, что составляет 68,6% к общей численности занятых на крупных и средних предприятиях. Коллективные договоры заключают 65% указанных предприятий.
Проводимая в соответствии со статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации органами по труду экспертиза коллективных договоров и соглашений позволяет предотвращать нарушения законодательства об оплате труда в части не своевременного введения минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом, установления сроков выплаты заработной платы, правильности оплаты труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, необоснованную дифференциацию в уровнях оплаты труда различных категорий работников.
Свыше 93% крупных и средних предприятий выплачивают заработную плату в основном в установленные сроки, обеспечена полная и своевременная ее выплата в организациях бюджетной сферы. В 2004 году задолженность по оплате труда сократилась на 12% и по состоянию на 1 января 2005 года составила 80,8 млн. рублей. Количество организаций, имеющих задолженность по оплате труда, сократилось со 191 до 137.
В текущем году сохраняются позитивные изменения в расчетах по оплате труда. На 1 июня т.г. по сравнению с соответствующей датой прошлого года задолженность сократилась на 17 %, число организаций, имеющих задолженность - на 34 %. Не допущено сезонного роста задолженности по оплате труда в сельском хозяйстве.
В области сложилась система органов, обеспечивающих контроль за состоянием расчетов по оплате труда. Вопрос своевременной выплаты заработной платы находится на постоянном контроле органов исполнительной власти и местного самоуправления. Состояние расчетов по оплате труда в области в целом, в территориях, в отраслях экономики и предприятиях, имеющих наиболее длительную задолженность, является предметом постоянного внимания областной, городских и районных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Контроль за своевременной выплатой заработной платы осуществляется государственной инспекцией труда в Орловской области и органами прокуратуры.
Вместе с тем роль представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в вопросах оплаты труда объективно снижается, а работодатели недостаточно изыскивают возможности для обеспечения эффективной работы предприятий в условиях рынка.
Сохраняется высокая дифференциация в оплате труда. Оплата труда работников в малом бизнесе не соответствует официально устанавливаемой в трудовых договорах. Состояние развития социального диалога не позволяет работникам вы ступить в коллективных переговорах на равных с работодателем, добиваться достойного уровня заработной платы. Положение осложняется отсутствием в целом ряде организаций профсоюзов.
Не удается ликвидировать задолженность по оплате труда. На 1 июня 2005 года она составила 92,1 млн. рублей, или 7,2% месячного фонда оплаты труда, и увеличилась по сравнению с данными на начало года на 14%. Рост задолженности произошел только в строительстве. Не получили заработную плату вовремя 20,6 тыс. человек, в среднем каждому из них работодатели должны по 4,5 тыс. рублей. Около 35 млн. рублей задолженности приходится на предприятия, находящиеся в процедуре банкротства, погашение ее значительно осложнено.
Органы надзора и контроля все еще недостаточно используют имеющиеся полномочия в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы, ликвидацией имеющейся задолженности.
В целях дальнейшего роста доходов работающих граждан, обеспечения своевременной выплаты заработной платы и ликвидации имеющейся задолженности по оплате труда Коллегия администрации области постановляет:
1. Руководителям отраслевых управлений Аппарата Губернатора и администрации области активнее проводить работу по укреплению экономики области, обеспечению роста производства и услуг, созданию рабочих мест.
2. Управлению труда (Медведев В.И.) во взаимодействии с федерацией профсоюзов, обкомами профсоюзов, объединениями работодателей обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, содействовать заключению коллективных договоров и соглашений и решению на этой основе проблем повышения оп латы труда и своевременной выплаты заработной платы в организациях области.
3. Управлению труда (Медведев В.И.) при осуществлении регистрации коллективных договоров, соглашений выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации. Совместно со сторонами социального партнерства, их представителями обеспечить контроль за выполнением коллективных договоров.
4. Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Цикорев Н.Н.) более эффективно использовать имеющиеся возможности для обеспечения дальнейшего роста доходов работающих граждан и ликвидации задолженности по оплате труда, содействовать активизации работы городских и районных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по данному вопросу.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, заместителя Губернатора Н.Н. Цикорева.
Председатель Коллегии |
Е.С. Строев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 6 июля 2005 г. N 109 "О состоянии выплаты заработной платы в хозяйствующих субъектах области"
Текст постановления опубликован в Собрании нормативных правовых актов Орловской области (Выпуск 29), 2005 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 17 января 2013 г. N 2 настоящее постановление признано утратившим силу