Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Информационная инфраструктура анализа
научно-инновационного и промышленного развития
На пути перехода на качественно новый уровень обеспечения информацией руководящих органов области для принятия управленческих решений и отслеживания эффективности внедряемых региональных программ развития промышленного производства важным звеном является формирование единой системы информационных ресурсов. Это осуществимо путем создания интегрированной автоматизированной информационной системы.
Реализация этого положения предусматривает рассмотрение проблемы создания единого информационного поля в нескольких аспектах:
- информационные ресурсы;
- телекоммуникационная сеть;
- организационно-экономическая среда.
Особое внимание следует уделить выработке общих принципов информатизации области, предусматривающих:
- единую методологическую основу формирования информационных потоков;
- создание координационного центра, обеспечивающего руководство и контроль за взаимодействием различных структур единой информационной системы области;
- интеграцию информационных ресурсов области с информационными полями субъектов Федерации и федерального центра;
- организацию системы доступа к информации, отвечающей требованиям безопасности, информативности, оперативности, функционирующей на основе существующей законодательной базы и обеспечивающей соблюдение коммерческой тайны, охраны интеллектуальной собственности, прав и свобод граждан.
Одним из вариантов формирования единого информационного пространства на территории области является создание интегрированной двухуровневой коммуникационной сети. Первый уровень предполагает коммуникационные связи между хозяйствующими субъектами и органами государственного управления в лице налогового ведомства, казначейства, органов статистики и других заинтересованных ведомств. Второй уровень, с ограниченным доступом широким пользователям, предусматривает информационное взаимодействие органов государственного управления между собой.
Создание единого информационного пространства должно осуществляться на базе имеющегося информационного потенциала и может быть начато с налаживания информационного взаимодействия структур, уже в настоящее время обладающих значительными банками данных по различным аспектам регионального развития. Среди них комитет государственной статистики Орловской области, Орловская торгово-промышленная палата, центр научно-технической информации, вузы и научно-исследовательские институты, органы государственного управления.
Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения анализа и моделирования развития промышленности является паспортизация промышленных предприятий, которая может быть реализована на базе расширения и модификации действующих форм отчетности в разных ведомствах, а также исключения их дублирования.
Важнейшей составной частью программы информатизации научно-инновационной деятельности является создание и ввод в действие региональной системы мониторинга научно-инновационного потенциала.
Эффективное решение социально-экономических и экологических проблем Российской Федерации и отдельных ее субъектов на основе достижений научно-технического прогресса в современных рыночных условиях потребовало создания специальной системы выявления и постоянного слежения за состоянием научно-инновационного потенциала - "Мониторинг научно-инновационного потенциала", который направлен на:
- получение необходимой для федеральных и региональных органов управления информации о своевременном состоянии научно-инновационного потенциала регионов и возможностей использования этого потенциала в решении актуальных проблем;
- обоснование приоритетных направлений федеральной и региональной научно-технической и инновационной политики в условиях децентрализации управления, усиления экономической самостоятельности регионов;
- обеспечение структурной перестройки экономики, инновационного развития ее отраслей и устойчивого социоэкологического развития региона в целом на основе достижений научно-технического прогресса, развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
- привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР, включая средства коммерческих структур, частных предприятий и зарубежных инвестиций;
- совершенствование разработки схем развития и размещения производственных сил, включая развитие и размещение организаций научно-образовательного комплекса;
- развитие ноополисов, технополисов, технопарков, создание рыночной инфраструктуры (инновационные биржи, биржи интеллектуальных и информационных технологий, системы информационного обмена, связи, инновационно-коммерческие банки и т.д.).
Основными структурными элементами системы "Мониторинг научно-инновационного потенциала региона" являются:
1) состав организаций научно-образовательного комплекса и направления их научно-технической деятельности;
2) накопленный научно-технический потенциал:
- направления научно-технической деятельности и научные школы;
- банк исследований и разработок, выполненный на интервале ретроспективы (с глубиной 10 лет) с оценкой их значимости;
- кадровый потенциал;
- патенты и авторские свидетельства;
- иные результаты НИОКР;
3) перспективные приоритетные направления комплексной региональной программы научно-технической и инновационной деятельности;
4) банк перспективных исследований и разработок в интересах реализации социально-экономических и экологических программ;
5) программный комплекс для ведения банка данных.
Таким образом, определены три основных раздела: 1. Конечные результаты НИОКР. Данный раздел включает перечень научных направлений исследований согласно действующему рубрикатору Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ) в привязке к программам НИОКР и с указанием конечных результатов работы. Эти данные должны регулярно (ежегодно) обновляться по результатам года. 2. Наличие научных школ с характеристикой направлений, результатов их деятельности, количественной характеристикой коллектива и продолжительностью деятельности школы. 3. В данном разделе представлен банк выполненных и перспективных разработок, которые могут быть использованы в процессе реализации социально-экономических и экологических программ регионов, ориентированных на решение наиболее актуальных, приоритетных проблем.
Комплексная социально-эколого-экономическая программа развития любого региона Российской Федерации может быть представлена в виде системы целевых программ, отражающих, с одной стороны, специфику региона, а с другой - общие структурные компоненты региональных комплексов. В этой связи данный раздел характеризует накопленный научно-технический потенциал, включающий законченные и новые разработки, которые необходимы для решения актуальных проблем в рамках целевых, социальных, экологических и экономических программ. Таким образом, каждый из разделов комплексной программы развития региона должен быть в идеале "подкреплен" научно-инновационными разработками.
Типовая структура комплексной региональной научно-инновационной программы "ОРЕЛ-2010" может быть представлена в следующем виде:
1. Развитие комплексов и отраслей специализации региона.
1.1. Машиностроение и металлообработка.
1.2. Приборостроение.
1.3. Деревообработка.
1.4. Черная и цветная металлургия.
1.5. Легкая промышленность.
1.6. Иные отрасли специализации.
2. Агропромышленный комплекс.
2.1. Сельское хозяйство.
2.2. Переработка сельскохозяйственной продукций.
3. Социальное развитие и уровень жизни.
3.1. Здоровье человека.
3.2. Безопасность человека.
3.3. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание.
3.4. Народное образование и воспитание.
3.5. Культура, искусство и сохранение этнических традиций.
4. Производственная инфраструктура.
4.1. Энергетика.
4.2. Транспорт и транспортные коммуникации.
4.3. Связь.
5. Строительство.
5.1. Промышленность строительных материалов.
5.2. Совершенствование организации и технологии строительства.
6. Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов.
6.1. Охрана окружающей среды.
6.2. Воспроизводство природных ресурсов.
7. Совершенствование управления и хозяйственного механизма.
7.1. Региональное управление на базе новых информационных технологий.
7.2. Совершенствование экономического механизма комплексного развития регионов и предприятий.
7.3. Совершенствование функций и структур управления.
7.4. Совершенствование методов моделей управления.
7.5. Совершенствование правовых основ социально-экономического развития.
7.6. Совершенствование мотивации труда и подготовки персонала.
Предложенный программный комплекс ведения базы данных мониторинга научно-инновационного потенциала реализует три вышеперечисленных раздела и позволяет:
- создать банк данных по нескольким регионам;
- вводить и корректировать информацию с использованием средств, облегчающих ввод при наличии повторяющихся параметров;
- организовать выборки научных направлений исследований, научных школ, разработок по любому соответствующему им параметру в пределах всех имеющихся регионов, если параметр не присущ только одному региону;
- производить логические операции над выборками;
- делать количественные и качественные оценки информации;
- представлять выбранную информацию в виде различных форм в файлах для вывода на принтер либо пересылки посредством телекоммуникаций.
Безусловно, создание системы "Мониторинг научно-инновационного потенциала региона" должно предполагать использование интернет - технологий. При этом каждый из разработчиков инновационных продуктов должен представлять себя и соответствующие продукты по единой сопоставимой схеме (в том числе и для выставления на биржу инноваций).
Таким образом, формирование и эффективная реализация промышленной политики требует создания единого информационного пространства, позволяющего своевременно получать своевременную и достаточную информацию обо всех аспектах функционирования инновационно-производственной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.