Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Коллегии администрации области
от 20 мая 2005 г. N 87
Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики
Орловской области период до 2010 года
Общие положения
Модернизация направлений, методов и механизмов социально-экономических трансформаций в России включает в качестве важнейшей составной части формирование содержания научно-инновационной и промышленной политики в их неразрывной взаимосвязи.
Существовавшая в дорыночной экономике и сохранившаяся до нашего времени разорванность между собственно научной, научно-технической, научно-технологической и промышленной деятельностью приводит к серьезному отставанию России от стран - лидеров мирового развития. Указанная ситуация характерна не только для страны в целом, но и для регионов России.
Упование в части структурных преобразований промышленного комплекса России только на рыночные силы, на рыночную инициативу руководителей предприятий не соответствует имеющемуся опыту мирового развития экономики в целом и промышленности в частности.
Создание и развертывание новых "прорывных" производств как в стране в целом, так и в каждом из регионов требует, прежде всего, системного видения будущего развития общества и экономики, что невозможно, как правило, в рамках менталитета руководителей существующих производств. Многие руководители, менеджеры эффективно функционирующих предприятий имеют представление только о своей "рыночной нише", о своем настоящем и будущем, но не о развитии, не о прогнозах будущего для общества в целом. При формировании стратегии долгосрочного развития экономики недостаточно надеяться только на локальную инициативу действующих промышленных предприятий, включая и малый бизнес.
Рынок - это "регулятор малых отклонений", но не "регулятор крупных структурных сдвигов".
В свое время в Японии представители бизнеса не проявили инициативы в части развития национальной автомобильной промышленности, зная, что эта рыночная ниша была занята автомобильной промышленностью США. И только государственное вмешательство в эту сферу позволило Японии стать мировым лидером и в автомобилестроении.
В России в целом и в каждом из регионов, прежде всего, должны быть определены на системной основе с использованием инструментов стратегического инновационного и международного маркетинга стратегические приоритеты научно - инновационной и промышленной политики.
Наличие системы стратегических приоритетов научно-инновационной и промышленной политики позволит органам государственно-регионального и муниципального управления разработать и закрепить законодательно необходимый и достаточный спектр методов и механизмов поддержки создания новых и развития высокоэффективных действующих производств, обеспечивая благоприятный инновационно-инвестиционный климат и деловую активность научных, конструкторско-технологических и промышленных предприятий.
Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики включает систему ключевых положений о важнейших стратегических приоритетах, принципах и поддерживающих механизмах развития промышленности, научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области и является комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия в развитии и функционировании соответствующей сферы регионально-муниципальных органов управления, предприятий всех видов деятельности и форм собственности, отдельных граждан.
Данная концепция разработана в соответствии с законами Орловской области: "О промышленной политике в Орловской области" от 24 июля 1998 года N 75-ОЗ, "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" от 28 ноября 2002 года N 293-ОЗ, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области" от 4 октября 2001 года N 215-ОЗ, "Об инвестиционной деятельности в Орловской области" от 1 сентября 1997 года N 53-ОЗ и отражает:
- критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;
- приоритетные направления развития промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;
- меры государственной поддержки промышленности.
В настоящем законе использованы следующие термины и определения:
Промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на предпринимательской деятельности в сфере материального производства.
Промышленная политика - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности исходя из социально - экономических интересов области.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Государственная инновационная политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности органами государственной власти Орловской области в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники.
Целевая инновационная программа Орловской области - инновационная программа по развитию отдельной отрасли экономики Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данной отрасли.
Комплексная инновационная программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых инновационных программ по развитию отдельных отраслей экономики области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области.
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, а именно:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Государственная научно - техническая политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Орловской области в сфере научной, научно-технической деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Орловской области.
Целевая научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - научная и (или) научно-техническая программа по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данном направлении.
Комплексная научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых научных и (или) научно-технических программ по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области.
Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики области учитывает специфику социально-экономического развития Орловской области, основывается на выделении наиболее важных направлений стратегии развития, оптимизации использования природного, производственного, научного, кадрового потенциала Орловской области, на основании рационализации системы государственной поддержки промышленности, научных, конструкторско-технологических организаций, активизации и повышении эффективности функционирования субъектов хозяйственной деятельности.
При разработке концепции использовался ряд профильных материалов по соответствующей проблематике, в том числе:
1. Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации (Москва, 2003 г.).
2. Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации (Москва, Торгово-промышленная палата РФ, 2003 г.).
3. Об организации в Минпромнауки России работы по участию в развитии научно-технического и инновационного потенциала регионов России (Приказ Минпромнауки Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 168).
4. О задаче разработки промышленной политики в России (Москва, ТПП РФ, 2003 г.).
5. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Москва, Совет безопасности РФ, 2004 г.).
6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (Москва, 20 марта 2002 г.).
7. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (Москва, 2003 г.).
8. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме.
Заключение
Реализация Концепции позволит сохранить и развить научно-технический и промышленный потенциал Орловской области, создаст условия для выхода ее на новый качественный уровень.
При этом:
- увеличится производство высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, что позволит осуществить техническое перевооружение предприятий и снизить экономическую зависимость от импорта продукции для важнейших отраслей экономики и для социальной сферы;
- будут созданы жизнеспособные производства на базе действующих предприятий, сохранены высококвалифицированные научно-технические и производственные коллективы специалистов, обеспечены социальные гарантии;
- дальнейшее развитие получит процесс использования высоких, в том числе ресурсо- и энергосберегающих, технологий, что позволит улучшить технико-экономические характеристики и потребительские свойства продукции.
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достижение следующих важнейших социально-экономических целей:
- избежать безработицы и сохранить политическую стабильность в регионе;
- обеспечить переход на траекторию интенсивного экономического подъема;
- предотвратить снижение уровня жизни значительной части населения;
- обеспечить возрастающий интерес как внутренних, так и внешних инвесторов к отечественной промышленности;
- сформировать оптимистические ожидания у значительной части населения Орловской области относительно будущего нашей области и России в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.