Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Приоритетные направления в области
управления качеством продукции и услуг
Одним из основополагающих условий успешной практической реализации Концепции промышленной политики области является уделение особого внимания проблеме качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг. В результате оживления в экономике страны в целом и в регионе в частности становится заметно увеличение платежеспособности населения, а, следовательно, спроса на более качественную продукцию.
Многомерность понятия качества продукции (надежность, безопасность, долговечность, экологичность, эстетичность, стоимость эксплуатации, цена, ремонтопригодность и т.д.) служит повышению одной из интегральных характеристик - конкурентоспособности продукции. Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, на которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей. Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который неизбежна для отечественной экономики, в ХХI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество. Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей понятия качества. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные меры воздействия.
Решение проблемы качества служит не только решению проблем, связанных с выпуском продукции или реализацией услуг. Реализация мероприятий, направленных на улучшение качества продукции, услуг, влечет за собой улучшение инвестиционного климата в регионе, решение социальных проблем, повышение уровня охраны труда, защиту окружающей среды и т.д.
Реализовать эти задачи помогает разработка, внедрение и сертификация на предприятиях систем менеджмента качества (СМК), направленных на построение систем из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, оптимальных организационных структур, нормируемых процессов и ресурсов, обеспечивающих разработку политики и целей в области качества и достижения этих целей. Это позволяет организации поставлять продукцию, отвечающую требованиям и ожиданиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям; повышать удовлетворенность потребителей; определять потребности и ожидания своих потребителей и заинтересованных сторон; обеспечивать конкурентные преимущества; поддерживать и повышать эффективность и возможности организации в целом.
В качестве примера можно привести то, что в Российской Федерации имеют сертифицированную систему менеджмента качества 2000 предприятий из примерно 3 млн. существующих, а в Китае только ежегодно проходят сертификацию систем менеджмента качества 35000 предприятий.
Эффективная работа СМК возможна только на основе постоянного и непрерывного улучшения через измерения, внутреннюю и внешнюю оценку.
В этой связи основными целями в области качества, направленными на реализацию Концепции промышленной политики, являются:
- разработка механизма стимулирования предприятий и организаций по выходу на принципиально иной уровень развития, нацеленный на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, с учетом применения инновационных технологий и материалов;
- закрепление приоритетных направлений в развитии Орловской области, обеспечивающих позитивное развитие региональной экономики и выход на лидирующие позиции в области научно-производственной интеграции;
- пропаганда в Орловской области культуры качества на основе культурных, духовных, патриотических ценностей;
- подготовка целостной региональной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям менеджмента качества, особенно включая руководителей предприятий и органов исполнительной власти всех уровней;
- для более активного стимулирования вовлечения предприятий в разработку и внедрение систем качества, установить критериальным условием наличие сертификата СМК для заключения контрактов на поставку продукции и допуск к тендерам, аукционам, конкурсам, торгам для областных и государственных нужд;
- стимулирование механизма защиты потребителей от недоброкачественной и фальсифицированной продукции на основе неотвратимости наказания и эффективного взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов с сохранением разумного баланса между ними;
- создание системы и механизмов управления качеством продукции и услуг на региональном уровне и введение в хозяйственный оборот инновационных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции и услуг производителей региона, устойчивое и сбалансированное развитие аграрного и промышленного потенциала Орловской области;
- разработка концепции и механизма введения в хозяйственный оборот инновационных технологий для перехода к выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции, осуществление ее сертификации;
- разработка на предприятиях эффективных систем и прогрессивных методов менеджмента качества, ориентированных на внедрение инноваций и современных технологий.
С целью координации всех работ в регионе по созданию и повышению эффективности систем качества необходимо обеспечение, на региональном уровне, режима наибольшего благоприятствования организациям, занимающимся оказанием консалтинговой помощи предприятиям и организациям по внедрению систем менеджмента качества и повышению их эффективности, разработкой нормативной документации и стандартов.
Функции координации деятельности по управлению качеством следует возложить на АНО "Региональный центр качества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.