Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Рыночная инфраструктура научно-инновационной
и промышленной политики
Важнейшими составными частями региональной рыночной инфраструктуры научно-инновационной и промышленной деятельности должны являться:
1) региональный межведомственный научно-инновационный центр (РНИЦ), обеспечивающий координацию всей деятельности в области по формированию и реализации научно-технической, инновационной и промышленной политики и являющийся, по существу, исполнительной дирекцией (органом) регионального координационного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике;
2) торгово-промышленная палата Орловской области;
3) центр научно-технической информации (ЦНТИ);
4) региональная инновационно-инвестиционная биржа, выставочный комплекс и ярмарка инноваций и инвестиций;
5) сеть технопарков при высших учебных заведениях;
6) региональная профильная газета и региональный профильный журнал;
7) региональный центр регистрации и оценки интеллектуальной собственности (может входить в структуру единого регионального инновационного центра);
8) региональный центр качества;
9) региональный фонд гарантий и поддержки научно-инновационного и промышленного развития (может на первом этапе не выделяться отдельно, а действовать как "строка в бюджете" - в виде "бюджета развития");
10) региональный инновационно-инвестиционный банк, создаваемый в виде холдинговой структуры, уставный капитал которого формируется на базе интеллектуальной собственности.
Далее - по мере увеличения масштабов научно-инновационной деятельности в регионе - может быть сформирован отдельный целевой региональный фонд гарантий поддержки научно-инновационной и промышленной деятельности и венчурного финансирования, действующий при региональном инновационном центре.
Важнейшим направлением реализации концепции промышленной политики является формирование инновационно-производственно-финансовых групп (ИПФГ).
Предлагаемый проект регионального научно-инновационного центра (РНИЦ) принципиально отличается от большинства предлагаемых в настоящее время структур, создание которых призвано активизировать инновационную деятельность в регионе. Технопарки и инновационно-технологические центры (ИТЦ) по своей сути приближаются к мобильным производственным группам, являющимися самостоятельными хозяйствующими субъектами (рисунок 1).
Данные объединения по своей региональной привязке могут входить в состав ноополисов (наукоградов), если научно-технический потенциал региона достаточно велик, а также интегрироваться в вертикальные системы типа ИТЦ - ИПК (инновационно-промышленные комплексы) - ФЦНТВ (федеральные центры науки и высоких технологий).
Принципиальное отличие РНИЦ заключается в том, что он не имеет производственных мощностей, специализируется на оказании информационно-посреднических услуг в научно-технической и инновационной сфере, независим от финансовых и отраслевых структур, а стоимость услуг удерживается на максимально низком уровне. РНИЦ свободен в выборе методов информационного взаимодействия с субъектами инновационного процесса, в том числе и вышеперечисленными, а единственным критерием его эффективности являются объемы сделок (выполненных работ) в инновационной сфере.
Важнейшей составной частью ресурсного обеспечения научно-инновационной, промышленной деятельности является фондовый рынок. С целью привлечения дополнительных ресурсов для реализации научно-инновационных и промышленных программ следует использовать займовые схемы для финансирования самоокупаемых инвестиционных проектов, в т.ч. за счет эмиссии муниципальных и корпоративных облигаций.
Ранее предпринимались неоднократные попытки создания аналогичных РНИЦ организаций. Это ЦНТИ (центры научно-технической информации) и ТПП (торгово-промышленные палаты). В силу ряда причин в настоящее время они не способны оказывать стимулирующее воздействие на инновационную деятельность. ЦНТИ, являясь хранилищем больших объемов научно-технической информации, не имеет оперативной информации о рынке, а в деятельности ТПП, напротив, отсутствует инновационная компонента. К тому же дороговизна услуг, предоставляемых этими организациями (а они функционируют на принципах самоокупаемости), сделала их недоступными для целого ряда субъектов инновационной деятельности. Таким образом, ЦНТИ и ТПП должны стать формообразующими элементами при создании региональных научно-инновационных центров.
Функции, структура и полномочия регионального научно-инновационного центра закрепляются уставом, который разрабатывается и утверждается при участии администрации в рамках концепции научно-технической и инновационной деятельности региона. Главной задачей РНИЦ является развитие и стимулирование научноинновационной деятельности в регионе посредством постоянного мониторинга рынков новаций, инноваций и инвестиций, а также предоставления информационных и экспертных услуг субъектам инновационного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.