Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Коллегии администрации Орловской области
от 7 апреля 2006 г. N 60
Российская Федерация
Аппарат Губернатора и Администрации Орловской области
Программа
"Развитие торговли Орловской области на 2006-2010 годы"
Паспорт программы
"Развитие торговли Орловской области на 2006-2010 гг."
/----------------------------------------------------------------------\
|Наименование | программа "Развитие торговли Орловской области|
|Программы |на 2006-2010 гг." Программа является логическим|
| |продолжением региональной программы развития|
| |торговли Орловской области до 2006 г. и|
| |разработана на основе принципа преемственности с|
| |учетом позитивных количественных и качественных|
| |изменений, достигнутых в развитии|
| |внутриобластного потребительского рынка |
| | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Наименование | распоряжение Губернатора Орловской области от 1|
| решения |сентября 2005 г. N 80-р "О разработке комплексной|
| о разработке |Программы развития торговли Орловской области на|
| Программы |период 2006-2010 гг." |
| | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Заказчик | Губернатор Орловской области |
| Программы | |
| | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Разработчик | управление торговли и потребительских ресурсов|
| Программы |Аппарата Губернатора и администрации области |
| | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Исполнители | управления Аппарата Губернатора и администрации|
|Программы |области: |
| | - торговли и потребительских ресурсов; |
| | - по предпринимательству, инвестиционной и|
| |инновационной деятельности, внешнеэкономическим и|
| |межрегиональным связям; |
| | - экономики; |
| | - ценовой политики; |
| | - промышленности, производственной и|
| |научно-технической инфраструктуры; |
| | - лицензионное; |
| | - труда; |
| | управления администрации области: |
| | - финансов и налоговой политики; |
| | - государственного имущества; |
| | - сельского хозяйства и продовольствия; |
| | - администрации городов и районов области (по|
| |согласованию); |
| | областное потребительское общество "Союз|
| |Орловщины" (по согласованию); |
| | - ОАО АПК "Орловская Нива" (по согласованию); |
| | предприятия и организации торговли и|
| |общественного питания, предприниматели области|
| |(по согласованию) |
| | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Цели Программы | реализация политики администрации области,|
| |направленной на удовлетворение потребностей|
| |населения в товарах и услугах, обеспечение|
| |высокого качества торгового обслуживания на|
| |основе дальнейшего развития инфраструктуры рынка,|
| |внедрение прогрессивных технологий продаж,|
| |использование современных форм торгового|
| |менеджмента, укрепление материально-технической|
| |базы |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Задачи Программы | - активное участие торговых предприятий и|
| |организаций в осуществлении национальных|
| |президентских программ и комплексных целевых|
| |программ социально-экономического развития|
| |региона; |
| | - совершенствование государственного|
| |регулирования торговли и общественного питания,|
| |нормативно-правовых условий для реализации|
| |системного подхода к развитию потребительского|
| |рынка; |
| | - дальнейшее развитие городской и сельской|
| |торговли с учетом рыночных реформ в сфере|
| |обслуживания; |
| | - продвижение на потребительский рынок|
| |продукции производства местных|
| |товаропроизводителей; |
| | - внедрение новых прогрессивных форм торговли; |
| | - проведение имущественно-земельной и|
| |инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной|
| |политики, поддерживающей необходимые|
| |институциональные преобразования в торговой|
| |сфере; |
| | - активизация деятельности оптового звена в|
| |цепочке товароснабжения области; |
| | - развитие малого предпринимательства на|
| |потребительском рынке области; |
| | - разработка направлений мерчендайзинга в|
| |торговле; |
| | - совершенствование кадрового обеспечения|
| |отрасли; |
| | - развитие информационной инфраструктуры; |
| | - повышение конкурентоспособности торговли для|
| |реализации выбранной конкурентной стратегии|
| |развития |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Приоритетные | развитие торговли в Орловской области на|
|направления |2006-2010 гг. будут определять следующие|
| Программы |направления: |
| | - интеграция торговых центров и|
| |торгово-розничных сетей, обеспечивающих наиболее|
| |полное удовлетворение спроса населения на все|
| |виды товаров и услуг, и в первую очередь,|
| |продукцию местных товаропроизводителей; |
| | - дальнейшее совершенствование|
| |материально-технической базы на основе расширения|
| |строительства новых и реконструкции сети|
| |действующих магазинов за счет приспосабливаемых и|
| |освобождаемых помещений с учетом различных|
| |форматов торговли; |
| | - автоматизация торговли и общественного|
| |питания для обеспечения эффективного управления,|
| |оптимизации состояния складских запасов,|
| |структурирования и управления взаиморасчетов с|
| |поставщиками и покупателями; |
| | - осуществление кадровой политики,|
| |интегрированной с управленческой, инвестиционной,|
| |финансовой, маркетинговой и производственной|
| |политикой. Выполнение программ развития|
| |управленческого персонала и работников массовых|
| |торговых профессий |
| | |
|--------------------+-------------------------------------------------|
| Сроки реализации| 2006-2010 гг. |
|Программы | |
\----------------------------------------------------------------------/
1. Итоги реализации комплексной Программы
"Развитие торговли Орловской области
на 2003-2005 годы"
За три прошедших года выполнения Программы развития отрасли торговля проявила себя как одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, где непосредственно осуществляется согласование предлагаемых товаров и платежеспособного покупательского спроса. Сегодня это один из самых доходных и стремительно растущих сегментов экономики, который характеризуется ежегодными устойчивыми темпами наращивания объемов продаж, обеспечением роста экономических и финансовых результатов, активизацией коммерческой и социальной инициативы, укреплением материально-технической базы, кадрового потенциала.
Оборот торговли и общественного питания области за три года (2003-2005 гг.) превысил 68 млрд. рублей, его объем увеличился к базисному периоду (2000-2002 гг.) в действующих ценах в 1,8 раза, или на 29,7 млрд. рублей. На положительные темпы прироста объема продаж в 2005 г. вышли все муниципальные образования области.
"Оборот предприятий"
В структуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров составил 47,7 %, непродовольственных - 52,3 %, что свидетельствует о позитивных изменениях в повышении жизненного уровня жителей Орловщины.
Население области бесперебойно обеспечивается продуктами питания и непродовольственными товарами. Продажа товаров на одного жителя области достигла на начало 2006 года 32,4 тыс. рублей и увеличилась за три года почти в 2 раза.
Развитие потребительского рынка региона осуществляется в тесной увязке с социально-экономическими преобразованиями, намеченными администрацией области и предусмотренными в долгосрочных целевых программах.
Сфера торговли остается инвестиционно привлекательной отраслью экономики. Интерес инвесторов к значительным вложениям в развитие торговли области объясняется динамичностью ее развития, стабильностью экономической политики, проводимой администрацией области.
В настоящее время в регионе 5299 торговых объектов.
"Количество торговых предприятий области"
Это более 243 тыс. кв. метров общих торговых площадей. За три прошедших года рыночных реформ сеть предприятий торговли возросла на 14 %, построено 724 современного предприятия торговли, 101 предприятие общественного питания, 3 крытых рыночных комплекса, проведена капитальная реконструкция 430 объектов.
Жителей области радуют открытые за последние годы современные торговые объекты, такие как торговые центры на Черкасской, площади им. Ермолова, "Малиновая вода", "Атолл", гипермаркет "Технопарк", сеть супермаркетов агрофирмы "Юность" в г. Орле, торговый центр "Центральный" в г. Ливны, магазины самообслуживания в Болховском, Орловском, Покровском и ряде других районов, новые предприятия общественного питания: рестораны "Дворик мельника", "На пляже", кафе "Аленушка", "Лабиринт" в г. Орле, "Золушка" в г. Ливны, "Новые Салтыки" в Орловском районе и многие другие.
На развитие материально-технической базы отрасли за этот период привлечено инвестиций 1 млрд. 714 млн. рублей.
"Капитальные вложения в развитие МТБ торговли"
Повысилась производительность труда работников торговли.
"Розничный товарооборот на одного работающего"
Возросла эффективность использования торговых площадей.
"Розничный товарооборот на 1 кв.м. торговой площади"
Производительность труда, ее интенсивность оказывают влияние на оплату труда. За отчетный период выросла среднемесячная заработная плата работающих.
"Среднемесячная заработная плата"
В торговой сети создано дополнительно 5800 новых рабочих мест.
Доля предприятий потребительского рынка, отвечающая современным требованиям, постоянно растет. Важнейший элемент преобразований - это формирование сетевых торговых систем, конкурентными преимуществами которых перед автономными магазинами являются: возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т.д.
Наиболее крупными сетевыми операторами являются: ОАО "Союз Орловщины" - 805 магазинов, ОАО "Орловская Нива" - 21, ЗАО "Паллада-торг" - 81, ООО "Август-91" - 10, компания "Бежин луг" - 19, ООО "МАН" - 11, ЗАО "РПК-плюс"- 12, ЗАО "Тандер" - 29, торговые сети ОАО "Орелоблхлеб" - 45, ОАО "Орловский хлебокомбинат" - 11.
В торговых предприятиях продолжалась работа по повышению культуры обслуживания покупателей, внедрению ее прогрессивных форм: самообслуживания, салонной торговли и торговли по образцам, в кредит, по заказам и других.
Проводимая городскими администрациями политика реформирования, где непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций экономического обеспечения потребностей населения услугами торговли является муниципальный уровень, ориентирована на формирование механизма муниципального регулирования отрасли на основе Закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", способствует созданию в городах благоприятной среды функционирования торгующих структур.
Серьезные изменения произошли в развитии системы торгового обслуживания сельского населения. Получила дальнейшее развитие социально ориентированная система - потребительская кооперация, обеспечивающая товарами повседневного спроса жителей отдаленных и малочисленных населенных пунктов. Достигнут положительный результат в обслуживании сельчан в Орловском, Новодеревеньковском, Малоархангельском, Урицком, Свердловском, Покровском, Колпнянском и ряде других районов.
Весомую роль в отрасли играют предпринимательские структуры, индивидуальные предприниматели, насчитывающие 23 тыс. работников, непосредственно занятых в сфере торговых услуг. За три года объем розничного товарооборота по субъектам предпринимательства увеличился в 1,5 раза, его доля в общем объеме продаж составила 26,6 %, в общественном питании - 44,6 %.
В настоящее время 98 % всех предприятий розничной торговли и общественного питания находится в частной и кооперативной собственности.
Торговля стала крупнейшей отраслью регионального хозяйства. Здесь трудится более 37 тысяч человек. Пятая часть консолидированного бюджета формируется за счет поступлений от торговых предприятий потребительского рынка.
Дальнейшее развитие получила оптовая торговля, которой принадлежит главная роль в развитии сферы обращения товаров. Оптовые предприятия способствуют гармонизации единого потребительского рынка, их оборот увеличился за 2005 г. на 18,5 %. Целенаправленная работа по организации эффективного товародвижения способствовала продвижению в торговую сеть продукции местных товаропроизводителей. Активным спросом у населения пользуется продукция ОАО АПК "Орловская Нива", Ливенской кондитерской фабрики, Ливенского мясокомбината, агрофирмы "Маслово", орловских хлебо и молочного комбинатов.
Положительные процессы в торговой сфере сопровождаются рядом негативных проявлений:
- население области неравномерно обеспечивается услугами торговли;
- заметно сокращается торговая сеть агрохолдингов и агрофирм, сеть общественного питания в потребительской кооперации;
- имеют место факты "теневого оборота", проблемой является торговля в неустановленных для продажи местах;
- действует сложная, с элементами дублирования, система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не в полной мере способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых товаров и услуг;
- уровень концентрации капитала в малом и среднем бизнесе не позволяет в полной мере организовать эффективную взаимосвязь с товарным производством;
- недостаточно развивается логистическая составляющая в организации товародвижения, формы, методы и технология доставки товаров отстают от современных требований рынка;
- имеются факты административного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства по отдельным вопросам.
Решение этих и других вопросов по улучшению торгового обслуживания населения области является одной из основных задач работников торговой отрасли, всеми, кто организует и обеспечивает торговый процесс.
2. Цели и задачи разработки Программы. Совершенствование системы
государственного регулирования развития торговли. Коммуникационная
политика в торговой отрасли
Основной задачей Программы является реализация социальной политики в сфере потребительского рынка области до 2011 года, создание системы социального мониторинга и механизмов его реализации.
2.1. Обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка Орловской области в вопросах торгового обслуживания определяют четыре базовых ареала (область, сфера, зона).
Ареал А: интенсивно развивающиеся торговые зоны городов Орел, Ливны, Мценск, стратегия государственного регулирования которых сводится к модификации стратегического направления развития сферы обращения через дальнейшее развитие торговых сетей (сеть супермаркетов, объединение торговых предприятий и т.д.), усилению социальной направленности развития торговой сферы через реализацию приоритетных направлений.
Ареал В включает торговые зоны ряда сельских районов со стабильным рынком продажи, сложившимся контингентом покупателей и перспективным уровнем развития торговой отрасли (Новодеревеньковский, Малоархангельский, Орловский, Свердловский, Урицкий, Верховский, Колпнянский, Покровский, Корсаковский, Залегощенский, Болховский, Хотынецкий, Мценский, Кромской районы). Функции соответствующих административных единиц предусматривают формирование целостной системы торговли для наиболее полного комплексного обслуживания и удовлетворения потребностей населения в товарах и запросов местного рынка труда.
Ареал С соответствует тем торговым зонам, в которых на фоне относительной стабилизации развития торговой сферы необходимо осуществлять последовательный переход на модель устойчивого развития, сбалансированного решения социально-экономических задач, повышения конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов, внедрения мероприятий по экономической безопасности (Ливенский, Троснянский, Новосильский, Краснозоренский, Глазуновский, Дмитровский, Должанский районы).
Ареал Д объединяет торговые зоны с нестабильным потребительским рынком, проблемным экономическим и социальным уровнем (Знаменский, Сосковский, Шаблыкинский районы). В обозначенных районах требуется создание условий для задействования экономических ресурсов и привлечения инвестиций, налоговая мотивация, контроль за ценообразованием, государственное финансирование на развитие материальной базы торговли, совершенствование схемы рационального размещения сети розничной торговли и общественного питания.
В соответствии с этим цели и задачи Программы развития торговли Орловской области до 2011 г. определяются дифференцированно относительно приоритетов в развитии торговых ареалов.
2.2. Основной целью государственного регулирования потребительского рынка для торговых зон А и В является создание благоприятной конкурентной среды для активного внедрения инновационного менеджмента, направленного на продвижение экономических реформ в торговом секторе и стабилизации социального положения.
Торговые зоны, относящиеся к ареалам С и Д, должны ставить целью осуществление последовательных действий по оказанию поддержки и усилению контроля по социально ориентированным направлениям в развитии торговой сферы, координации и регулированию деятельности экономической системы на региональном и муниципальном уровнях.
Одной из основных задач государственного регулирования в торговых ареалах является совершенствование хозяйственной деятельности предприятий и организаций отрасли в целях более полного удовлетворения потребностей населения в торговых услугах. Это предполагает систему мероприятий следующего характера:
- рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития торговли;
- нормативно-правовое регулирование потребительского рынка;
- совершенствование организации торговли (укрупнение предприятий и изменение форм их специализации, внедрение прогрессивных методов продажи и услуг, изменение режима работы магазинов и пр.), применение передовой технологии, прежде всего внедрение прогрессивных методов продажи товаров (самообслуживание, продажа по образцам, по предварительным заказам и т.д.);
- структурную перестройку системы товародвижения и развития оптовой торговли;
- развитие предприятий потребительского рынка и услуг на принципах сетевого ассоциирования и интегрирования;
- совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации и рабочих профессий в области торговли;
- улучшение условий труда и быта работников, рост их образования и квалификации, развитие творческой инициативы на основе действенных форм организации соревнования, создание оптимального психологического климата в коллективе;
- научную организацию труда на основе новейших достижений науки и передовой практики, обеспечивающих наиболее эффективное использование рабочей силы, материально-технической базы при высоком качестве обслуживания населения и создающих наиболее благоприятные условия труда работников торговли;
- внедрение передовых приемов и методов труда за счет снижения затрат рабочего времени при выполнении трудовых операций, сохранения работоспособности, повышения качества обслуживания и экономии времени покупателей;
- работу по изучению, обобщению и распространению передовых приемов и методов труда;
- реализацию социальной политики в торговле и общественном питании;
- развитие сети социально ориентированных магазинов (аккредитованных предприятий), обслуживающих малообеспеченные категории граждан, таких как участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, тружеников тыла;
- предоставление социальным магазинам следующих льгот: снижение размера арендной платы за помещения, используемые для льготной торговли, льготы по платежам за услуги электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и др., выделение дополнительных помещений для организации социальных магазинов на неконкурсной основе.
2.3. Развитие коммуникационного обеспечения хозяйственной деятельности в сфере торговли подразумевает:
- развитие информационно-коммуникационных технологий и систем в торговле;
- увеличение объемов достоверной, оперативной и общедоступной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении области;
- активизацию работы государственных структур по связям с общественностью для разъяснения своих действий и формирование у потенциальных инвесторов стабильных положительных оценок инвестиционного климата в области;
- повышение финансовой и организационной прозрачности предприятий торговли;
- формирование системы коллективного партнерства рекламодателей, рекламопроизводителей и масс-медиа;
- поддержку и стимулирование орловских брендов с целью выведения их на межрегиональные рынки;
- развитие информационной инфраструктуры: принятие мер к широкому информированию покупателей и продавцов о рынке (перечень продавцов, потребность, характеристики товара, общие условия реализации и т.п.);
- внедрение систем информационного обмена и современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей глобальной информационной сети Интернет;
- создание доступных банков и баз данных, содержащих широкий спектр информации о состоянии и перспективах развития отраслей и предприятий потребительского рынка области справочного и рекламного характера;
- формирование условий для создания и внедрения на территории области системы электронной торговли;
- оказание информационной и методической помощи предпринимателям по организации и ведению бизнеса.
Для повышения уровня и качества общедоступной информации необходимо:
- интегрировать информационные ресурсы государственных органов;
- упростить процедуры обмена информацией между различными ведомствами, используя современные информационные технологии, обеспечить техническую и информационную совместимость средств и систем информатизации, используемых в органах государственной власти, обязательное применение единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации при формировании государственных информационных систем и ресурсов;
- наладить специальную информационную работу по подготовке субъектов хозяйственной деятельности и органов исполнительной власти по их адаптации к возможным новациям и переменам на потребительском рынке.
3. Основные направления развития торговли
Орловской области на 2006-2010 годы
3.1. Развитие городской торговли
Период 2006-2010 годов следует рассматривать как этап качественных преобразований в розничной торговле области.
Развитие инфраструктуры городской розничной торговли планируется осуществить в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг на основе дальнейшего развития его инфраструктуры, внедрения современных форм и методов обслуживания покупателей.
Приоритетными направлениями развития городской розничной торговли являются:
- создание необходимых условий для повышения уровня торгового обслуживания с учетом ассортиментной и ценовой политики на основе покупательского спроса различных слоев населения;
- использование современной фазы высокого спроса в увеличении объема востребованной продукции и товаров, в первую очередь местных товаропроизводителей, на основе высокой конкуренции и в целях развития торгового бизнеса;
- обеспечение повышения культуры и качества торгового обслуживания населения на основе дальнейшего развития емкости торговой сети, всесторонней поддержки использования технологий и логистики в торговле, внедрение эффективных систем безопасности реализуемых товаров населению на предприятиях торговли;
- активное использование зон перспективного развития на местах с учетом совершенствования торговой инфраструктуры развития районов и городов области;
- оптимизация размещения сети, обеспечивающей территориальную доступность товаров по городам области;
- осуществление поддержки сегмента средних и малых операторов потребительского рынка с использованием логистики их прогрессивного развития;
- поддержка процессов расширения ассортиментного ряда предложений товаров по критерию "цена-качество", позволяющих покупателям оптимизировать свой потребительский выбор - приобретать товар необходимого им качества, по доступным ценам, в требуемых объемах и ассортименте.
Определить в качестве макроэкономических ориентиров развития городской торговли в период до 2011 г. намеченные настоящей Программой меры по совершенствованию торгового обслуживания в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Орловской области, ожидаемым ростом денежных доходов населения и увеличением платежеспособного спроса на потребительские товары и торговые услуги, поэтапным наращиванием объемов товарооборота по городам области со среднегодовым приростом 15 %.
Структурированная торговля
Основные направления развития структурированной торговли на предстоящий период:
- повышение технического уровня отраслевых предприятий, новое строительство, реконструкция и модернизация торговых объектов в соответствии с градостроительными концепциями и новейшими научно-техническими достижениями, развитие механизмов и инструментов инвестиционной и инновационной деятельности;
- совершенствование розничной торговли за счет важнейшего элемента преобразований - дальнейшего формирования сетевых торговых систем (торговых центров, дискаунтеров, гипер- и супермаркетов, мини-магазинов и т.д.) с использованием механизма франчайзинга, слияния торговых автономных предприятий и увеличения их доли на потребительском рынке;
- развитие сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, непосредственной близости от жилья (соседних магазинов, магазинов у дома, магазинов шаговой доступности и т.д.).
Предусмотрено строительство современных торговых объектов, в том числе в зонах комплексной застройки с вводом в действие 111 новых магазинов, реконструкцией и перевооружением 194 предприятий торговли на территориях городов. На эти цели инвестировать 1540 млн. рублей капитальных вложений, в т.ч. по г. Орлу - 1396 млн. рублей, по г. Ливны - 87 млн. рублей, по г. Мценску - 57 млн. рублей.
Активизация роли торговых структур в реализации социальной политики региона в сфере потребительского рынка. Дальнейшее расширение сети социально ориентированных розничных торговых предприятий типа экономкласса, представляющих товары в кредит на льготных условиях малообеспеченным слоям населения, по низким ценам и т.д.
Дальнейшее развитие специализированной и узкоспециализированной торговой сети.
Поддержка процессов информатизации потребительского рынка.
Переориентация вещевых рынков в торговые комплексы с перспективой их ориентации на сезонные распродажи, реализацию кустарных изделий и продукцию народных умельцев.
Поддержка местных товаропроизводителей.
Участие в организации и проведении рекламно-дегустационных мероприятий, создании орловских брендов продукции по основным товарным группам.
Активизация развития нетрадиционных форм торгового обслуживания с приоритетным внедрением прогрессивных технологий и расширением спектра услуг:
- открытие магазинов (отделов) заказов с доставкой товаров на дом;
- приобретение товаров с помощью информационно-телекоммуникационных технологий;
- продажа товаров в кредит по каталогам, образцам, аукционная реализация сезонных товаров и т.д.;
- расширение салонной торговли;
- сборка и установка крупногабаритных товаров на дому, подключение электроприборов и сложнобытовой техники, подгонка швейных изделий, комплектование праздничных наборов, кредитование постоянных клиентов и т.д.
Неструктурированная торговля
Рассматривать мелкорозничную торговлю как узкоспециализированную активную форму торгового обслуживания населения, в том числе при недостатке стационарных предприятий торговли: в зонах отдыха, при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий, на вокзалах, транспортно-прилегающих узлах и прилегающих к ним территориях.
Считать приоритетными задачами в сфере мелкорозничной торговли:
- концентрацию объектов мелкорозничной торговли в много-профильных комплексах и торговых павильонах из быстровозводимых конструкций;
- приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие с функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли (продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной, овощной и другой продукции);
- поддержку отечественных производителей прохладительных напитков, кваса, мороженого на основе развития мелкорозничной сети по их реализации;
- внедрение новых форм быстрого торгового обслуживания в торговых и развлекательных центрах, зонах отдыха, при проведении массовых мероприятий. Создание сети передвижных торговых средств, специализирующихся на быстром торговом обслуживании населения;
- выделение специальных зон для проведения ярмарок-распродаж, ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
- ликвидация несанкционированной торговли.
Развитие инфраструктуры рыночной торговли городов
Развитие инфраструктуры рыночной торговли городов направлено на упорядочение работы рынков по всем направлениям их деятельности, последовательной работы по трансформации их в торговые комплексы, приведению в надлежащее санитарно-техническое и эстетическое соответствие.
В этих целях предусмотрено:
- продолжить работу по формированию нормативно-правовой базы рыночной торговли;
- последовательно проводить работу по сокращению сети рынков, не отвечающих установленным нормативам, и преобразованию их в современные торговые комплексы с предоставлением продавцам и покупателям широкого спектра дополнительных услуг: организация работы камер хранения, аренда весоизмерительного и технологического оборудования, работа примерочных кабин, пунктов по ремонту обуви, изготовлению ключей и т.д.;
- осуществлять планомерный перевод торговли продовольственными товарами с открытых рыночных площадей в крытые павильоны на основе проведения капитальных и текущих работ по реконструкции рынков;
- произвести реконструкцию 7 рынков в г. Орле ("Южный", "Центральный", ТК "На Щепной", ТК "На Курской", "Лужки", "Восточный", ООО "Ресурс-Развитие"), реконструкцию торговых павильонов МУП "Центральный рынок" в г. Ливны, и ПО "Коопуслуги" в г. Мценске;
- осуществить строительство торгового комплекса по ул. Гагарина, 15 и стационарного крытого рынка и мини-рынка по Московскому шоссе (район дома 113) в г. Орле;
- осуществить строительство крытого торгового комплекса на 550 торговых мест на Центральном рынке г. Орла;
- последовательно проводить мероприятия по благоустройству и расширению рыночных территорий, зонированию торговых рядов по группам товаров, благоустройству подъездных путей и оборудованию стоянок для автотранспорта;
- на непродовольственных и смешанных рынках обеспечить наличие специализированных торговых зон для реализации гражданами непродовольственных товаров, бывших в употреблении, народных и местных промыслов;
- активизировать работу по предоставлению мест товаропроизводителям Орловской области, организовывая на рынках торговые ряды местных товаропроизводителей;
- проводить мероприятия по обеспечению санитарно-ветеринарных правил, вводить в штат специалистов по защите прав потребителей;
- принимать активное участие в областном конкурсе на звание "Лучший рынок Орловской области".
3.2. Развитие сельской торговли
Дальнейшее развитие торговой сферы на селе, повышение требований к качеству приобретаемых товаров и уровню обслуживания сельского населения, приближение предприятий торговли и сферы услуг к потребителю, повышение уровня доходов сельских жителей определяют основные задачи формирования инфраструктуры сельской розничной торговли.
Объективной предпосылкой этих процессов является необходимость повышения культуры обслуживания сельского населения, насыщения потребительского рынка конкурентоспособными товарами широкого ассортимента, совершенствования нормативно-правовой базы развития торговли и создания благоприятных экономических условий для ведения торговой деятельности субъектами отрасли всех форм собственности.
В целях дальнейшего развития торговли и услуг на селе в программных мероприятиях предусмотрено:
- использовать опыт работы администраций Орловского и Свердловского районов по развитию торгового обслуживания сельского населения на муниципальном уровне, одобренный Коллегией администрации области (постановление от 21.10.2005 N 167);
- продолжить работу по упорядочению торговой сети предприятий торговли в целях формирования оптимального соотношения магазинных и других организационных форм торговли;
- активизировать процесс внедрения и развития новых для села современных форматов торговли (супермаркет, торговый центр), а также характерный для малого бизнеса "соседский" формат - магазин у дома, где ключевым моментом является общение с постоянными покупателями, персонализация клиента, что позволяет предложить более высокий уровень сервиса;
- использовать опыт работы Новодеревеньковского райпо - дойти до каждого сельского жителя, увеличивая объемы торговых услуг на одного жителя;
- считать приоритетным социальную направленность развития стационарных торговых предприятий, ориентированных на удовлетворение потребностей населения с низким уровнем доходов: магазинов "Ветеран", "Пайщик", "Сберегайка" и т.д. с гибкой системой скидок и широким спектром предоставляемых услуг;
- продолжить развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районных центрах и на центральных усадьбах;
- продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию материально-технической базы сельской торговли путем строительства новых современных магазинов, реконструкции и технического перевооружения ранее действовавших объектов; построить и ввести в эксплуатацию 150 магазинов, реконструировать 372 предприятия торговли, приобрести торговое и холодильное оборудование на сумму 38 млн. рублей, осуществить газификацию 117 торговых объектов, вложив на эти цели 13 млн. рублей;
- в целях повышения продовольственной безопасности и создания условий для повышения конкурентоспособности товаров активизировать систему товародвижения, отдавая предпочтение продукции местных товаропроизводителей;
- укреплять механизм взаимодействия между органами исполнительной власти и субъектами потребительского рынка с целью повышения качества обслуживания населения, совершенствования территориального размещения торговых предприятий;
- администрациям муниципальных образований области активнее вовлекать систему потребительской кооперации в работу по развитию сельхозпроизводства, содействовать созданию малых форм хозяйствования, в том числе потребительских сельскохозяйственных кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов;
- осуществить меры по поддержке потребительской кооперации в ее деятельности по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, переработке этой продукции и продаже населению в свете приоритетной национальной президентской программы "Развитие АПК";
- способствовать созданию и развитию объектов инфраструктуры малого предпринимательства на селе;
- принять меры для дальнейшего расширения комплекса услуг, развития и упорядочения работы предприятий торговли и общественного питания на автомагистралях области;
- организовать информационное вещание в средствах массовой информации по обеспечению защиты прав потребителей, развитию торгового обслуживания и проблемным вопросам отрасли.
3.2.1. Развитие потребительской кооперации
Программой предусматривается сохранение главенствующей роли потребительской кооперации в решении социальных проблем села за счет максимального использования многоотраслевой деятельности системы, повышение ее конкурентоспособности и устойчивости на внутреннем рынке посредством:
- наращивания объемов торговых услуг за счет сбалансированной структуры товарооборота, грамотной ассортиментной политики, активизации работы по восстановлению в районных центрах сети магазинов по торговле непродовольственными товарами, их специализации и увеличение доли непродовольственных товаров в структуре товарооборота до 25 %;
- формирования оптимальной схемы размещения торговых объектов, сохранения числа действующих торговых предприятий, специализации сети в районных центрах, а также восстановления деятельности ранее закрытых магазинов;
- дальнейшего совершенствования материально-технической базы системы: проведения реконструкции и ремонта в 328 сельских магазинах; осуществления газификации 104 торговых предприятий;
- введения в эксплуатацию 25 торговых предприятий;
- переоснащения торговых предприятий системы холодильным и торговым оборудованием на сумму 26 млн. руб.;
- внедрения современных форматов торговли путем открытия магазинов самообслуживания в Колпнянском, Малоархангельском, Урицком и других районах;
- введения в эксплуатацию 10 предприятий мелкорозничной сети в отдаленных и малонаселенных пунктах, увеличения количества автомагазинов до 57 единиц;
- развития нетрадиционных видов деятельности и сферы услуг путем организации работы сети парикмахерских, библиотек, чайных столов, бытового обслуживания в крупных сельских населенных пунктах, приема заказов на оказание услуг через сельские магазины;
- совершенствования ассортиментной политики посредством повышения доли орловских товаропроизводителей в розничном товарообороте до 65 %, продукции перерабатывающих предприятий потребкооперации - до 20 %;
- повышения роли кооперативного опта, увеличения объемов продаж, закупки товаров крупным оптом, расширения ассортимента закупаемых товаров за счет непродовольственных товаров, с использованием в работе маркетинговых исследований;
- продолжения работы по совершенствованию материально-технической базы рынков путем выделения собственных денежных средств: на строительство и реконструкцию торговых павильонов - 5,4 млн. рублей в 14 районах области, на обустройство санитарных зон - 3,9 млн. рублей в 13 районах области, на проведение текущих и капитальных ремонтов помещений - 2,4 млн. рублей в 13 районах области;
- дальнейшего преобразования и реконструкции Центрального рынка г. Орла в современный торгово-производственный центр с комплексом дополнительных услуг для населения с выделением на эти цели 34,5 млн. рублей;
- целенаправленного участия потребительской кооперации в осуществлении президентской и областной программ развития агропромышленного комплекса путем создания единой системы закупок сельхозпродукции и сырья в крестьянских хозяйствах, личных подворьях через расширяемую сеть приемозаготовительных пунктов, увеличения объемов заготовительной деятельности до 170 млн. руб., в т.ч. за счет увеличения доли магазинов-заготовительных пунктов до 50 % в объеме заготовок;
- дальнейшей реконструкции и модернизации производственных предприятий системы, расширения ассортимента производимой продукции, приведения ее в соответствие с действующими стандартами по качеству, маркировке, фасовке и упаковке;
- совершенствования единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала, кадров массовых профессий с целью создания в районах области новых рабочих мест, повышения заработной платы работников системы;
- повышения роли пайщиков в и управлении потребительскими обществами, восстановления вертикали управления системой в целях пресечения фактов беззакония, усиления ответственности руководителей районных потребительских обществ за результаты хозяйственной и социальной деятельности.
3.3. Развитие общественного питания
Главная цель Программы в развитии общественного питания - повышение эффективности и качества работы предприятий этого сегмента экономики, увеличение объемов деятельности и производства собственной продукции, развитие инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в этих услугах.
В ходе реализации Программы рассматривать в качестве основных направлений развития услуг питания - усиление его социальной направленности:
- организацию эффективного питания:
- учащихся и студентов в общеобразовательных и профессионально-технических заведениях начального, среднего и высшего образования;
- рабочих и служащих по месту работы на предприятиях и в организациях с предоставлением сбалансированного питания, включая диетическое, в зависимости от интенсивности труда;
- малообеспеченных граждан (инвалидов, пенсионеров, членов многодетных семей) в социальных предприятиях, в том числе с доставкой на дом или обслуживанием на дому;
- продолжение работы по организации бесплатного питания учащихся образовательных учреждений с обеспечением повышения качества, витаминизации блюд и изделий, сбалансированности школьных рационов.
В целях увеличения охвата питанием различных категорий населения предусмотреть следующий комплекс мер:
- поддержку структурных изменений в сети в пользу предприятий, ориентированных на обслуживание населения с невысоким уровнем доходов;
- развитие сети магазинов и отделов по реализации полуфабрикатов, готовых к употреблению блюд и изделий;
- расширение спектра услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания - отпуск блюд и изделий на вынос и с доставкой их по заказам на дом, в офис, обслуживание вне предприятия и т.д.;
- восстановление и развитие системы диетического питания;
- расширение сети предприятий быстрого питания, включая специализированные, пропагандирующие определенные кухни (русская, европейская, восточная и т.д.), ассортимент (рыбный, пивной, кофейный, чайный, диетический, вегетарианский и т.д.), в том числе кафе детские, молодежные и т.д.
Решение задачи повышения ценовой доступности товаров и услуг на предприятиях общественного питания предполагает комплекс мер, связанных с совершенствованием организации, внедрением новых форм обслуживания и технологий приготовления пищи, развитием материально-технической базы предприятий за счет привлечения собственных, заемных и других финансовых средств в сумме 155 млн. рублей, обеспечивающих снижение затрат и улучшение экономического положения предприятий, как главного фактора сдерживания роста цен:
- организацию централизованного производства для предприятий общественного питания полуфабрикатов высокой степени готовности и готовых блюд (охлажденная и быстрозамороженная продукция, в том числе в вакуумной упаковке);
- обеспечение возможности предприятиями общественного питания закупки товаров в оптовом звене и в промышленности по минимальным ценам без посреднических звеньев;
- внедрение франчайзинга и сетевых форм организации предприятий общественного питания.
В целях внедрения современных достижений и технологий в организацию питания:
- разработать научно обоснованные рекомендации по оптимизации питания школьников всех возрастных групп;
- активизировать работу по популяризации и пропаганде здорового питания;
- осуществить меры по повышению качества питания населения, разработать рекомендации, направленные на существенное расширение сети диетического и лечебно-профилактического питания;
- обеспечить соответствие структуры, объема и качества услуг общепита платежеспособному спросу населения.
В 2006-2010 гг. построить сеть стационарных предприятий по области в количестве 67 единиц общественного питания на 2010 посадочных мест.
С учетом прогнозируемого роста реальных доходов и платежеспособного спроса населения определить на период до 2011 года ожидаемые темпы прироста объемом товарооборота на предприятиях общественного питания в действующих ценах на уровне 15 % в год.
4. Развитие оптовой торговли и межрегиональных
связей. Интеграция с местными
товаропроизводителями
Одна из главных задач отрасли - дальнейшее формирование и совершенствование многоканальной областной системы товародвижения и опта на основе реформирования и развития эффективных хозяйственных связей между производством и торговлей, направленных на превращение оптовой торговли из административного распределителя товарных ресурсов в полноценного партнера хозяйственных субъектов, обеспечение взаимодействия между производителями и потребителями, различными рыночными структурами, осуществляющими наполнение регионального рынка потребительскими товарами.
Новая система товародвижения должна обеспечить баланс интересов всех ее участников: производителей, оптовиков, розничной торговли. При этом оптовая торговля, с одной стороны, должна полностью удовлетворять запросы розничной торговли и общественного питания на товары по ассортименту, качеству, ценам и условиям их поставки; с другой стороны - является активным, экономически выгодным коммерческим посредником для товаропроизводителей, в первую очередь местных, организующих продвижение товаров по каналам реализации в регионе и за его пределами.
Система товародвижения должна быть ориентирована на развитие цивилизованного, конкурентного оптового рынка, снижение издержек обращения, сокращение звенности, стабилизацию цен на потребительском рынке области.
Для достижения поставленной цели в Программе предусматривается решение следующих основных задач:
- дальнейшее развитие региональной системы товародвижения, открытие новых современных оптовых рынков продовольственной и непродовольственной специализации;
- рациональное территориальное размещение объектов оптовой торговли;
- повышение эффективности использования существующей материально-технической базы оптовых структур и складских площадей;
- формирование современной системы дистрибьюции и фирменной торговли;
- создание межрайонных распределительных оптовых центров;
- задействование через оптовую торговлю механизмов поддержки местных товаропроизводителей;
- совершенствование работы маркетинговых служб оптового звена;
- укрепление связей с региональными товарными рынками России и формирование устойчивой ресурсной базы продовольственного и непродовольственного снабжения области и постоянно действующих каналов сбыта продукции местных товаропроизводителей за пределы области;
- развитие новых элементов государственной координации и регулирования оптовой торговли;
- повышение эффективности воздействия организованных закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового рынка области;
- повышение инвестиционной активности и привлечение инициативного капитала в развитие инфраструктуры оптовой торговли товарами потребительского назначения;
- развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров;
- укрепление связей с региональными оптовыми рынками России, стран ближнего и дальнего зарубежья и формирование устойчивой ресурсной товарной базы снабжения населения области и других регионов;
- создание эффективного информационного обеспечения функционирования оптового товарного рынка;
- совершенствование ярмарочно-выставочной деятельности, способствующей продвижению товаров местных товаропроизводителей, созданию новых технологий, брендированной продукции;
- разработка и осуществление организационных мер по защите потребительского рынка от недоброкачественной продукции.
За счет реализации поставленных задач обеспечить увеличение оптового товарооборота к 2011 году в сумме 51810 млн. рублей с ростом к базисному периоду на 85,8 %.
5. Развитие малого предпринимательства на
потребительском рынке
Участие малого бизнеса в сфере торговли способствует формированию многообразия форм оптимального развития потребительского рынка, привлечению в хозяйственный оборот наиболее инициативной и активной части предпринимателей, частных инвестиций, созданию новых рабочих мест, формированию социальной направленности в деятельности предприятий и организаций торговли. Эта работа строится на основании Программы по развитию малого предпринимательства в Орловской области, утвержденной постановлением Коллегии 13 апреля 2005 г. N 57.
Основными целями и задачами развития предпринимательской деятельности в торговле и общественном питании являются:
- повышение эффективности и социальной направленности экономики Орловской области путем развития малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка;
- выравнивание потенциала и условий для развития малого предпринимательства в различных территориях области;
- обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере торговли, общественного питания;
- активное участие малого предпринимательства в инвестировании средств в развитие торговой отрасли, в ярмарках инвестиций;
- развитие конкуренции на потребительском рынке;
- рост числа субъектов малого бизнеса с одновременным увеличением количества рабочих мест, привлечением незанятого населения к предпринимательской деятельности, увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- развитие механизмов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных административных барьеров, поддержка малого бизнеса;
- привлечение усилий предпринимателей к поддержке отечественных товаропроизводителей, продвижению продукции орловских предприятий на потребительский рынок региона и за его пределы;
- расширение информационно-консультационного поля в сфере предпринимательства;
- применение современных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
- развитие сети инфраструктуры малого предпринимательства для обеспечения цивилизованных форм развития бизнеса;
- развитие ассоциаций, союзов и иных организаций, представляющих интересы предпринимателей;
- подготовка кадров для сферы малого предпринимательства, методическое и информационное обеспечение малого бизнеса;
- обобщение и распространение передового опыта работы малого бизнеса в сфере торговли и общественного питания, проведение совещаний, семинаров, конференций и т.д. по этим вопросам.
6. Кадровое обеспечение отрасли
Построение эффективной структуры подбора, подготовки и воспитания торговых кадров - одна из важнейших задач в сфере трудовых отношений, способствующая рациональной организации и повышению производительности труда, более полному использованию профессионального и творческого потенциала кадровых ресурсов в повышении уровня работы предприятий и организаций торговли и общественного питания, увеличении объемов торговых услуг на высокопрофессиональном уровне, совершенствовании качества торгового обслуживания современного формата.
Кадровая политика должна быть интегрирована с управленческой, инвестиционной, финансовой, маркетинговой и производственной политикой, основными направлениями которой являются:
- создание единой системы кадрового обеспечения потребительского рынка на основе использования возможностей учебных заведений и центров обучения торговых кадров, организация этой работы во взаимодействии органов исполнительной власти со службами занятости населения;
- создание условий и предпосылок для осуществления сбалансированной кадровой политики, ориентированной на внешний рынок труда и внутренние потребности и особенности организации, стабилизацию кадрового потенциала системы, обеспечение его своевременного обновления и пополнения, предотвращение оттока кадров, расширение практики применения контрактной формы найма на работу;
- создание учебных специализированных центров по подготовке кадров массовых профессий при крупных торговых предприятиях области, с внедрением прогрессивных методов подготовки высококвалифицированных кадров;
- осуществление программ развития персонала с целью решения задач хозяйствующих субъектов на основе совершенствования систем обучения и служебного продвижения работников, проведение регулярной аттестации торговых кадров;
- совершенствование механизма закрепления молодых специалистов, оказание учреждениям отрасли и их выпускникам различного рода государственной поддержки (компенсации части затрат на подготовку кадров для работы в сельской местности, выделение средств для закрепления молодых специалистов на местах и т.д.);
- проведение социальной диагностики трудовых коллективов, способствующей мотивации торгово-оперативного персонала, включая социальный пакет для должностей, квалификационный рост, создание климата взаимного доверия и уважения;
- разработка механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом на основе мотивационных и оценочных программ, проведение профориентационной работы;
- проведение мониторинга рынка труда отрасли с учетом ликвидации дефицита профессиональных кадров низового звена (продавцов, кассиров, поваров, кондитеров и т.д.), прогнозирование проблем занятости населения путем создания новых моделей рабочих мест: мерчендайзер, продавец-консультант известных брендов, маркетолог, логист и других;
- определение ежегодной потребности сферы потребительского рынка в выпускниках учреждений профессионального образования на основе прогноза и перспективного планирования потребности объектов потребительского рынка в квалифицированных кадрах;
- формирование престижа работы в отрасли на основе решения вопросов социальной поддержки и защиты работников, материального стимулирования высокопроизводительного труда, создания стимулов карьерного роста, совершенствование управленческой культуры и укрепление трудовой, исполнительной и производственной дисциплины;
- разработка резерва кадров и организация системы его подготовки;
- проведение областных конкурсов, чемпионатов, мастер-классов для повышения профессионального уровня кадров;
- изучение и распространение передового опыта по подготовке и переподготовке кадров.
7. Формирование инвестиционной, налоговой и
финансово-кредитной политики
Важнейшей задачей инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики региона является обеспечение устойчивых темпов роста экономики и стимулирование развития торговых отношений.
Предложенные мероприятия направлены на стимулирование инвестиционных притоков в экономику региона, поддержку и развитие потребительского рынка области, совершенствование системы контроля и оценки эффекта от проведения налоговой, финансовой и инвестиционной политики. В этих целях предполагается:
- повышение эффективности мероприятий инвестиционной политики области и регулирование региональных инвестиционных процессов в торговле в рамках концепции региона по этим вопросам;
- разработка мер экономического стимулирования развития социально значимых направлений в сфере торговли, общественного питания;
- создание благоприятных условий для инвестирования: развитие лизинговой деятельности, использование системы гарантий администрации региона кредитным организациям по поводу возврата выданных инвесторам кредитов, применение для инвесторов льготного кредитования и налогообложения, разнообразного крупного финансирования;
- концентрирование усилий на создании условий для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников и на обеспечение финансовой самодостаточности региона;
- развитие консалтинговой деятельности и проведение обучения работников торговых предприятий с целью повышения их квалификации и рационального использования инвестиционных ресурсов;
- совершенствование региональной и муниципальной налоговой политики, создание равных условий функционирования субъектам торговли различных форм собственности, укрепление налогооблагаемой базы предприятий отрасли;
- отлаживание механизмов финансового управления бизнесом, совершенствование бизнес-процессов;
- использование новых финансовых инструментов, таких как кредиты с ограниченной ответственностью, секьюритизация, синдицированный кредит, венчурное финансирование;
- применение западных технологий финансирования на основании экспортных кредитных агентств (когда агентства работают под эгидой государства);
- установление прозрачности финансового оборота в сфере потребительского рынка на основе ограничения возможностей для теневого бизнеса;
- развитие экономических межрегиональных связей с поставщиками и смежниками;
- оказание помощи предпринимателям в создании новых форм сотрудничества с целью снижения расходной составляющей при осуществлении деятельности (для получения скидок на закупку укрупненных партий товара, минимизацию транспортных расходов и т.д.) в целях поддержания конкурентоспособных цен на товары в период прихода на потребительский рынок торговых сетей и торговых предприятий новых форматов.
8. Принципы мониторинга Программы
Общий контроль за исполнением Программы возлагается на управление торговли и потребительских ресурсов Аппарата Губернатора и администрации Орловской области. Для проведения оперативного контроля привлекаются работники горрайадминистраций, контролирующих органов, специалисты управлений Аппарата Губернатора и администрации области.
Проведение мониторинга выполнения Программы требует от хозяйствующих субъектов сферы торговли оперативности, конкретности, систематичности, объективности, комплексности и системности. Совокупность обозначенных требований позволит исполнителям Программы ежеквартально рассчитывать коэффициент развития, который определяют все субъекты территорий области (города, района) с указанием социально-экономического эффекта, полученного от практической реализации мероприятий Программы и предоставления разработанных мер в случае неудовлетворительных результатов.
Социальный аспект предполагает оценку степени влияния торговли на различные стороны уровня жизни населения, удовлетворение спроса, качество обслуживания потребителей (социализация экономики). Общим индикатором социальной эффективности выполнения Программы служит коэффициент развития, который определяется по формуле:
Кр = (Q1/Q2) х (S0/S1), где
Кр - коэффициент развития;
Q1 - квартальный розничный оборот (города, района) на душу населения в отчетный период, руб.;
Q2 - квартальный розничный оборот (города, района) на душу населения в предшествующий отчетному базисный период, руб.;
S0 - стоимость потребительской корзины в базисный период, руб. в месяц;
S1 - стоимость потребительской корзины в отчетный период, руб. в месяц.
Шкала градации параметра Кр:
Кр ? 1,1 Программа выполняется успешно;
0,9 ? Кр <1,1 Программа выполняется удовлетворительно;
Кр <0,9 Программа выполняется неудовлетворительно.
Неудовлетворительное выполнение Программы сопровождается проведением управленческого аудита субъектов потребительского рынка с тем, чтобы предупредить дальнейшее влияние негативных факторов и тенденций социального и экономического развития с установлением ответственности конкретных должностных лиц.
9. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация программных мероприятий в части развития адекватной современным требованиям торговой отрасли, создание рыночно ориентированных зон торгового обслуживания населения, внедрение систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия и покупателей является приматом стратегии администрации области в сфере товарного обращения. Детализация роста объемов торгового бизнеса выражается следующими ожидаемыми положительными изменениями стандартных индикаторов (по отношению к 2005 году):
- рост объема розничного товарооборота в 2 раза;
- рост объема товарооборота в общественном питании в 2 раза;
- рост продажи товаров на одного жителя в 2 раза;
- рост реализации товаров в расчете на 1 м2 торговых площадей на 93,3 %;
- рост розничного товарооборота на 1 работника (рост производительности труда) на 87,6 - развитие материально-технической базы:
- привлечение на развитие предприятий и организаций торговой отрасли 2,34 млрд. рублей;
- увеличение магазинов на 261 единицу с расширением торговой площади до 261 тыс. м2;
- прирост предприятий общественного питания - 67 единиц на 2010 посадочных мест;
- увеличение численности занятых в сфере потребительского рынка на 2,6 тыс. человек;
- получение прибыли в размере не менее 150 млн. руб. в среднем за год;
- поступление налогов от торговой деятельности в консолидированный бюджет планируется ежегодно увеличивать на 15 %.
Основные прогнозируемые технико-экономические показатели развития торговли и общественного питания Орловской области на 2006-2010 гг. детализированы и зафиксированы в приложениях к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.