Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Анализ социально-экономического состояния предприятий,
производящих дорожно-строительную технику, обоснование
необходимости разработки Программы
Производство дорожно-строительной техники - одна из наиболее значимых сфер деятельности предприятий машиностроительного комплекса области по объему и характеру выпускаемой продукции. На территории Орловской области расположены шесть предприятий, производящих технику и оборудование, используемые для строительства, ремонта и обслуживания автомобильных дорог, а также применяемую по характеру своей универсальности в гражданском и промышленном строительстве и коммунальном хозяйстве (далее дорожно-строительная техника): ЗАО "Дормаш", ЗАО "Погрузчик", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ОАО "Орелстроймаш", ООО "Малоархангельский машиностроительный завод", ООО "Компрессормаш", ЗАО "Орловский машиностроительный завод". Ряд предприятий - ООО "ОПК-Болховский машзавод", ОАО "Автоагрегат", ОАО "Автосельмаш" - производят комплектующие для данных видов техники. ОАО "Ливныпластик" освоило производство различного рода дорожных ограждений из современных материалов. Наиболее крупными являются ЗАО "Дормаш", ЗАО "Погрузчик", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", их суммарная доля в общем объеме производства дорожно-строительной техники составляет свыше 90%. ЗАО "Дормаш" и ЗАО "Погрузчик" полностью специализируются на производстве дорожно-строительной техники, для остальных предприятий производство данного вида продукции является одним их основных направлений деятельности: ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" - 20-25 % от общего объема производства продукции; ОАО "Орелстроймаш" - 20-25 %; ООО "Орелкомпрессормаш" - 30-40 % (новое совместное российско-украинское предприятие). Среди перечисленных предприятий необходимо отметить ЗАО "Дормаш" как одного из крупнейших российских производителей дорожно-строительной техники (в 2005 году предприятие отметило 50-летие своей деятельности). ЗАО "Дормаш" производит автогрейдеры среднего и тяжелого класса, ковшовые погрузчики тяжелого класса (6,3 тонны); ЗАО "Погрузчик" выпускает ковшовые погрузчики среднего класса (3,5 тонны); ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" выпускает на базе автомобилей КамАЗ, МАЗ, "Урал" многофункциональные комбинированные машины для летнего и зимнего содержания автомагистралей, городских дорог и аэродромов, автобетономесители, фрезерно-роторное оборудование для уборки снега; ОАО "Орелстроймаш" производит бульдозерные отвалы, экскаваторное оборудование, оборудование для рытья траншей прямоугольного сечения, фрезы для ямочного ремонта для монтажа на тракторах МТЗ-80/82, ДТ-75; ООО "Малоархангельский машиностроительный завод" производит фронтальные вилочные погрузчики, предназначенные для подъема и транспортировки штучных, в т.ч. крупногабаритных, грузов, проведения строительно-монтажных работ (при установке дополнительных приспособлений); ООО "Компрессормаш" производит оборудование для ведения дорожно-ремонтных работ - передвижные компрессорные станции, сварочные агрегаты, насосные агрегаты. Основными конкурентами орловских производителей дорожно-строительной техники на территории России и стран СНГ являются: в сфере производства автогрейдеров - ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", ЗАО "Брянский завод "Арсенал", ОАО "Автопогрузчик" (г. Львов, Украина); в сфере производства ковшовых погрузчиков - ОАО "Машиностроительный завод им. Калинина" (г. Свердловск), ОАО ПО "Златоустский завод" (Челябинская обл.), завод "Амкадор" (Беларусь), ЗАО "Тверской экскаваторный завод"; в сфере производства комбинированных машин для содержания автодорог с твердым покрытием - ОАО "Смоленский завод дорожного машиностроения", ЗАО "Арзамасский машиностроительный завод" (Нижегородская обл.), ЗАО "Ряжский вагоностроительный завод" (Московская обл.).
Общий объем производства дорожно-строительной техники и оборудования в 2005 г. составил около 950 млн. руб. - ориентировочно 9-10 % от общего объема производства машиностроительного комплекса области. На данных предприятиях трудится свыше 2,5 тыс. работающих.
Все предприятия, производящие дорожно-строительную технику, являются производителями конечной продукции, имеющей высокую материало- и энергоемкость, большое количество узлов и комплектующих. В рамках промышленной кооперации с предприятиями дорожно-строительного машиностроения сотрудничает порядка 10 промышленных предприятий области из отраслей машиностроения, металлургии, приборостроения, химической промышленности. Таким образом, от успешной работы данных предприятий - производителей дорожно-строительной техники в значительной степени зависят результаты производственной деятельности большого количества предприятий-смежников. Необходимо отметить, что производство дорожно-строительной техники не является ярко выраженным направлением инновационного характера, но спрос на данный вид продукции достаточно стабилен как внутри страны, так и на внешнем рынке. Стабильность спроса обеспечивается достаточно высоким уровнем многофункциональности выпускаемой техники в отношении возможных сфер применения; помимо дорожного хозяйства, это строительство промышленных объектов и жилья, жилищно-коммунальное хозяйство, ведение добычи открытым способом некоторых видов природного сырья.
Предприятия, производящие дорожно-строительную технику, - ЗАО "Дормаш" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ЗАО "Погрузчик" - являются одними из ведущих экспортеров промышленного комплекса области. Большинство стран поставок техники - страны СНГ и развивающиеся страны. Продукция ЗАО "Дормаш" поставляется в Ирак, Камбоджу, Монголию, Узбекистан, Литву, Украину, Казахстан, Аргентину, Болгарию, ведутся переговоры о поставках в Афганистан. В августе 2005 г. ЗАО "Дормаш" получило сертификат компании TUV GERT, которым обладают ведущие мировые машиностроительные компании мира. Наличие данного сертификата позволит предприятию расширить свою нишу на мировых рынках. Большим экспортным потенциалом обладает ЗАО "Погрузчик", в наиболее успешный период деятельности продукция предприятия поставлялась в страны Ближнего Востока, Восточной Европы, страны СНГ. До настоящего времени предприятие переживало период спада производства, но уже в 2005 г. около 20 % объемов выпускаемой продукции (27 млн. рублей в год) экспортировано на рынки стран СНГ - Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, планируются поставки в Ирак. Продукция ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" на протяжении последних 7 лет активно поставляется в страны Ближнего Востока. Основными конкурентными преимуществами дорожно-строительной техники, выпускаемой орловскими предприятиями, являются простота конструкции, высокая надежность и относительно невысокая по сравнению с импортными аналогами стоимость.
Спрос на дорожно-строительную технику на внутреннем рынке не имеет пока высоких темпов роста, но достаточно стабилен, а с учетом необходимых объемов дорожного строительства как на федеральном, так и на региональном уровне он будет иметь тенденцию к возрастанию. Это подтверждается разработкой и реализацией на федеральном уровне крупных федеральных программ дорожного строительства: Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.г.)", Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года, в составе которых разработаны подразделы по приоритетным направлениям дорожного машиностроения. Процент финансовой поддержки отрасли со стороны государства пока незначителен, но очень важно, что государство начало определяться с приоритетами и необходимыми объемами закупок дорожно-строительной техники для федеральных нужд, ставятся задачи максимального импортозамещения приобретаемой техники. С целью создания экономических механизмов для стимулирования закупок отечественной техники дорожными организациями создана ФГУП "РОСДОРЛИЗИНГ", осуществляющее приобретение техники и оборудования для дорожной отрасли на конкурсной основе. Одной из главных задач ФГУП "РОСДОРЛИЗИНГ" является внедрение на российском рынке самых последних научно-технологических разработок в области современного дорожно-строительного машиностроения.
Предприятия, производящие дорожно-строительную технику, активно работают в сфере развития сотрудничества (производственной и сбытовой кооперации) с крупными региональными интегрированными промышленными структурами, наиболее активно - с ОАО "Орловская промышленная компания" (далее ОАО "ОПК"), основной целью которого является комплексное управление интеграционными процессами в промышленности и активизация инвестиционной деятельности промышленных предприятий области. ОАО "ОПК" принадлежит половина пакета акций ЗАО "Дормаш", контрольные пакеты акций ОАО "Автоагрегат", ОАО "Автосельмаш", ОАО "Ливныпластик", в конце 2005 г. компанией приобретен контрольный пакет ЗАО "Болховский машзавод" (в настоящее время ООО "ОПК-Болховский машзавод"), а в начале года учреждено ЗАО "Орел-Погрузчик", выкупившее имущественный комплекс бывшего ОАО "Погрузчик", находящийся в конкурсной массе и сдаваемый в аренду ЗАО "Погрузчик" - непосредственному производителю техники. С учетом приобретения в 2005 г. последних из перечисленных предприятий, производящих дорожно-строительную технику и комплектующие, в перспективе будет рассматриваться вопрос о создании в области отраслевого холдинга по производству дорожно-строительной техники.
Одним из примеров развития сотрудничества в сфере промышленной кооперации под руководством и при участии ОАО "ОПК" является приобретение ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" оборудования для получения заготовок методом плазменной резки и выполнение на нем заказов от промышленных предприятий области. Предприятия-производители дорожно-строительной техники поддерживают постоянные контакты с федеральными структурами, ответственными за развитие дорожного строительства в стране, а также организациями, занимающимися разработкой дорожной техники. В апреле 2005 г. на базе ЗАО "Дормаш" проходил один из этапов Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы технического оснащения дорожной отрасли в условиях реформирования", проводимой в г. Орле под руководством Федерального дорожного агентства при участии ФГУП "РОСДОРЛИЗИНГ".
Экономическое состояние большинства предприятий-производителей дорожно-строительной техники на протяжении последних 6 лет является положительным. На всех предприятиях, за исключением ЗАО "Погрузчик" (до середины 2004 г. ОАО "Погрузчик"), наблюдается рост объемов производства продукции. Общие объемы производства (в денежном выражении) дорожно-строительной техники крупнейшими производителями области (ЗАО "Дормаш", ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", ЗАО "Погрузчик") отражены на рис.1. Общий рост производства дорожно-строительной техники в денежном выражении за данный период составил 252 %. Необходимо отметить, что общий рост объемов производства (см. рис.1) в 2000-2002 гг. был обеспечен двумя предприятиями ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" и ЗАО "Дормаш" (в большей степени - первым предприятием). С 2003 г. рост общих объемов производства обеспечивался за счет успешной работы ЗАО "Дормаш", в 2003 - 2005 г. среднегодовой рост объемов производства в денежном выражении по предприятию составлял 153 %, в целом за период с 2000 г. объемы производства по предприятию в денежном выражении выросли в 4,7 раза, производство дорожно-строительной техники в натуральном выражении возросло в 2,4 раза (см. рис. 2.65). Объем производства дорожно-строительной техники на ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" в рассматриваемом периоде колебался в пределах 90-160 млн.руб., в значительной степени завися от изменений спроса по экспортным контрактам.
Успешная деятельность предприятия основывается на продуманной стратегии развития двух крупных собственников ЗАО "Дормаш" - ОАО "Орловская промышленная компания" и ЗАО "ВПК-Челпром", владеющих заводом с 2001 г. Опережение темпов роста объемов производства в денежном выражении над натуральными показателями обусловлено не только ростом цен, связанным с инфляцией, но и постоянно проводимой модернизацией выпускаемой техники с целью улучшения ее качественных характеристик. С середины 2001 г. начата установка на автогрейдеры импортной комплектации ведущих мировых производителей (двигатель, гидравлика).
Совершенно противоположная ситуация сложилась в последние годы на ЗАО "Погрузчик" (до середины 2004 г. ОАО "Погрузчик"). За период 2002 -2004 гг. спад производства продукции в натуральном выражении составил 220% (см. рис.2). Причины такого положения кроются в непродуманной маркетинговой политике предшествующего руководства, затянувшемся поиске эффективных инвесторов, способных вложить инвестиции в освоение новых перспективных разработок, запоздалом отказе от бартера, занимавшего в отдельные периоды до 90% в обороте предприятия. В 2005 г., благодаря финансовой поддержке ОАО "ОПК" и более продуманной стратегии сбыта, ситуация на предприятии стабилизировалась, наметился рост объемов производства. В начале 2006 г. имущественный комплекс бывшего ОАО "Погрузчик" перешел в собственность ОАО "ОПК", руководство которого планирует в ближайшие два года вложить в развитие производства значительные инвестиции, в несколько раз увеличить объемы производства. Имеются планы о взаимовыгодном сотрудничестве по развитию предприятия с ЗАО "ВПК-Челпром".
Структура производства дорожно-строительной техники в стоимостном объеме между основными производителями отражена на рис. 3, из содержания которого наглядно видно, что если в 2000-2002 гг. удельный вес всех предприятий был примерно сопоставим, то на данный момент лидирующее положении занимает ЗАО "Дормаш". Удельный вес ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" в рассматриваемом периоде сократился из-за существенного увеличения доли ЗАО "Дормаш".
Объем налоговых платежей в территориальный бюджет предприятиями, производящими дорожно-строительную технику, в 2005 составил свыше 40 млн.руб., что почти в 1,5 раза выше уровня предшествующего года. Темп роста налоговых поступлений превышает темп роста объемов производства, что так же косвенно свидетельствует об улучшении качественных показателей работы большинства предприятий-производителей дорожно-строительной техники.
Численность работающих по предприятиям-производителям дорожно-строительной техники за период с 2000 г. сократилась в 1,3 раза, в первую очередь за счет ЗАО "Погрузчик" - почти в 3 раза, на ЗАО "Дормаш" сокращение численности работающих составило 8-9 % в связи с оптимизацией структуры производства и автоматизацией производственных процессов, на ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" численность работающих выросла в 1,2 раза. В настоящее время на ЗАО "Дормаш" работает около 1000 человек, на ЗАО "Погрузчик" около 420 человек, на ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" порядка 1200 работающих, ОАО "Орелстроймаш" - 150 человек.
Средний уровень рентабельности производства продукции на предприятиях-производителях дорожно-строительной техники пока невысокий - на текущий момент он составляет 3-4%. В целом же в периоде с 2000 г. данный показатель существенно не менялся, за исключением ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" в 2001-2002 гг. до 10-12% в связи с выгодными экспортными поставками. Невысокий уровень рентабельности не свидетельствует о просчетах в управлении, а обусловлен маркетинговой политикой, так как одним из главных конкурентных преимуществ отечественной дорожно-строительной техники как на внешнем, так и на внутреннем рынке остается ценовой фактор. Характер работы ЗАО "Дормаш" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" определяет предпосылки для роста уровня рентабельности в будущем, в основе этого рост объемов производства, освоение новых рынков сбыта и закрепление на уже действующих, постоянная работа над улучшением качества продукции в соответствии с требованиями рынка, что в совокупности способствует росту известности торговой марки предприятия.
Предприятия, производящие дорожно-строительную технику, на протяжении последних 5 лет ведут стабильную инвестиционную деятельность. Общий объем инвестиций по крупным предприятиям, производящим дорожно-строительную технику, в 2005 г. составил около 60 млн.руб. Основной источник - собственные средства и средства крупных собственников предприятий, основные направления вложений - приобретение технологического оборудования, увеличение объема оборотных средств и НИОКР. Более 90% инвестиций приходится на ЗАО "Дормаш" и ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", в перспективе ожидается рост инвестиций со стороны новых собственников ЗАО "Погрузчик" (ОАО "ОПК" и возможно ЗАО "ВПК-Челпром"). Расширения производственных площадей на данный момент предприятиям-производителям дорожно-строительной техники не требуется, коэффициент загрузки имеющихся производственных площадей составляет 0,8-0,9.
Однако очевидно, что для дальнейшего динамичного развития предприятий такие объемы инвестиций недостаточны, они составляют всего около 6 % от общего объема производства дорожно-строительной техники (а ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения" производит также коммунальную технику), тогда как у ведущих мировых производителей машиностроительного профиля инвестиции достигают уровня 10-15% от текущего оборота предприятия. Успехи последних лет достигнуты во многом благодаря грамотному использованию уже существовавшей производственной базы и ее частичной модернизации, поэтому для дальнейшего успешного развития производства, освоения новых видов продукции предприятиям-производителям дорожно-строительной техники требуются существенно большие финансовые вложения. Собственные источники инвестирования предприятий ограничены существующим "потолком" доходности. В этой ситуации может получиться замкнутая цепочка, когда рост рентабельности зависит от повышения качества продукции, определяемого необходимыми инвестиционными вложениями, а сами инвестиции ограничены существующим уровнем рентабельности. Подобная ситуация постепенно ведет к технологическому отставанию предприятия, и, как следствие, снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Таким образом, для дальнейшего успешного развития предприятий, производящих дорожно-строительную технику, усиление инвестиционной составляющей их деятельности возможно за счет рационального сочетания внутренних и внешних источников инвестирования (привлечения заемных средств или прямых финансовых вливаний собственников).
Выводы:
1. Производство дорожно-строительной техники является одним из приоритетных направлений развития машиностроительного комплекса области как с точки зрения объемов производимой продукции и численности занятых, так и по характеру выпускаемой продукции, который определяет интегрирующую (кооперирующую) роль предприятий-производителей дорожно-строительной техники для предприятий машиностроения и других отраслей промышленности. Предприятия, производящие такую технически-сложную и дорогостоящую продукцию, можно отнести к "точкам роста" экономики области. Предприятия дорожно-строительного машиностроения имеют хороший экспортный потенциал, перспективы на внутреннем рынке, особенно с учетом активной разработки федеральных долгосрочных программ дорожного строительства. Таким образом, в плане долгосрочного маркетинга производство дорожно-строительной техники имеет четкие перспективы в плане потенциального спроса.
2. Основная часть предприятий-производителей дорожно-строительной техники в области на протяжении с 2000 г. имеет стабильные положительные экономические показатели производственной деятельности. Исключение составлял ЗАО "Погрузчик", но с передачей его активов ОАО "ОПК" ситуация на данном предприятии начала меняться в положительную сторону. Главными задачами в производственной деятельности, стоящими перед предприятиями, производящими дорожно-строительную технику, на данном этапе является дальнейшее повышение качества и уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширение номенклатуры выпускаемой техники, расширение рынков сбыта. Инструментами для реализации этих задач является дальнейшая оптимизация использования имеющихся производственных мощностей (эти резервы ограниченны) и активизация инвестиционной деятельности с целью обновления парка имеющегося технологического оборудования и проведения необходимых НИОКР. При этом очевидно, что только за счет внутренних источников финансирования реализовать необходимые программы развития в полном объеме будет очень сложно.
3. Для успешного решения поставленных задач целесообразной является разработка областной инновационно-инвестиционной программы развития производства дорожно-строительной техники в Орловской области как комплексного документа, отражающего основные перспективные направления развития предприятий, производящих дорожно-строительную технику, в т.ч.:
- планы предприятий по разработке и освоению производства новых видов дорожно-строительной техники и оборудования, а также качественной модернизации выпускаемой продукции;
- планируемые источники и перспективные схемы финансирования намеченных мероприятий;
- мероприятия государственной политики по поддержке развития предприятий дорожно-строительного машиностроения в области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.