Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Порядок и условия предоставления жилья в рамках реализации программы
"Обеспечение жильем молодых семей" в 2006-2010 гг.
5.1. Настоящий порядок разработан во исполнение Постановлений Правительства РФ N 1183-р от 10.08.2005, N 865 от 31.12.2005, постановления Коллегии администрации Орловской области N 7 от 14.01.2004 "Об областной целевой программе "Жилье для молодой семьи".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, имеется в виду распоряжение Правительства РФ 1138-р
Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 4 апреля 2006 г. N 55 постановление Коллегии администрации Орловской области от 14 января 2004 г. N 7, признано утратившим силу
5.2. Порядок вступает в действие с 1 января 2006 года и определяет механизм регулирования отношений в рамках реализации разделов федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2006-2010 годы в Орловской области.
5.3. Программа направлена на улучшение жилищных условий молодых семей в Орловской области, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, предполагает оказание молодым семьям целевой государственной поддержки в вопросах приобретения (строительства) жилья путем дифференцированного и адресного предоставления субсидий из средств муниципального, областного и федерального бюджетов.
5.4. Основными принципами участия в программе является добровольность, соответствие нормам и требованиям настоящего порядка, возможность привлечения собственных финансовых средств для участия в программе, а также выполнение заемных, ипотечных, кредитных или иных финансовых обязательств.
5-1. Основные понятия и термины,
применяемые при исполнении программы
Молодая семья - официально зарегистрированная семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет.
Неполная молодая семья - семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 30 лет и одного или более детей.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, вставшие на очередь на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 г., и другие молодые семьи, признанные решением муниципальных образований нуждающимися в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке.
Субсидия - средства федерального, регионального и местного бюджетов, предоставляемые участнику программы на приобретение у любых физических (юридических) лиц жилого помещения, в том числе, на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
Свидетельство участника программы - именной номерной документ, подтверждающий полномочия владельца по участию в программе, а также персональный размер выделенной субсидии для исполнения целей программы.
Муниципальная жилищная комиссия (МЖК) - коллегиальный орган исполнительной власти, утверждаемый Главой муниципального образования для исполнения целей настоящей программы и действующий в рамках полномочий, указанных в разделе 4 данного порядка в соответствии с положением.
Областная единая реестровая комиссия (ОЕРК) - коллегиальный орган исполнительной власти, утверждаемый решением Коллегии администрации области для исполнения целей настоящей программы и действующий в рамках полномочий, указанных в разделе 4 данного порядка в соответствии с положением.
Социальная норма жилья (СНЖ) - норма расчета площади жилья, установленная в Орловской области, применяемая при определении размера субсидии участникам данной программы.
5-2. Участники программы
Участником программы признаются молодые семьи, удовлетворяющие следующим требованиям:
- полная семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет;
- неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей;
- постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) на территории Орловской области;
- в установленном законом порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящие на учете на улучшение жилищных условий в муниципальной жилищной комиссии по месту жительства до 01.03.2005, либо внутренней очереди предприятий и учреждений (за исключением коммерческих структур), либо признанные таковыми решением муниципальных жилищных комиссий.
- имеющие, на основании справок о доходах членов семьи или иных документов, подтверждающих платежеспособность:
а) возможность оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья за вычетом размера совокупных субсидий,
б) финансовую возможность участия в системе ипотечного кредитования молодых семей, в соответствии с требованиями банка, при условии привлечения в качестве первоначального взноса совокупных средств выделяемых семье субсидий (до 40% стоимости социальной нормы жилья) и оформления ипотечного кредита на оставшуюся часть стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.
Соответствие молодой семьи требованиям программы устанавливается решением муниципальной жилищной комиссии после предоставления молодой семей необходимых документов и их проверки.
Несоответствие одному из указанных требований может являться основанием для отказа по участию в данной программе. Кроме того, молодой семье может быть отказано в участии в Программе по следующим причинам:
- недостоверность любых сведений, представленных на рассмотрение комиссий;
- в случае выявления невозможности оплаты молодой семьей собственных финансовых обязательств по программе, либо несоответствия требованиям, предъявляемым к молодым семьям в разделе 5-2 данного порядка;
- по иным мотивированным основаниям, представленным исполнителями программы;
в случае, если в течение пяти лет, предшествующих обращению за государственной поддержкой, данная семья совершила повлекшие ухудшение жилищных условий сделки или действия с принадлежащей им жилой площадью.
5-3. Порядок и нормы расчета субсидий
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи-участника программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы.
Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленный в муниципальном образовании, не может быть выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Орловской области, определяемой федеральными государственными заказчиками программы.
Размер субсидии определяется в соответствии с социальной нормой жилья (СНЖ), установленной в Орловской области. Расчет социальной нормы жилья для молодых семей составляет:
- для семьи из 2-х человек - 42 кв. метра;
- для семьи из 3-х и более человек - 18 кв. метров жилья на каждого члена молодой семьи.
Размер субсидии для молодых семей определяется дифференцированно:
А) для семей без детей - до 35% СНЖ, в том числе:
- 10 % СНЖ - федеральные средства*;
- 10 % СНЖ - муниципальные средства;
- 15% СНЖ - средства областного бюджета.
Б) для семей с детьми - до 40% СНЖ, в том числе:
- 10% СНЖ - федеральные средства*;
- 10% СНЖ - муниципальные средства;
- 20% СНЖ - средства областного бюджета.
* выплата федеральных субсидий зависит от итогов ежегодного конкурса субъектов РФ, организуемых федеральным государственным заказчиком программы.
Стоимость 1 кв. метра жилья для расчета объема субсидий определяется федеральным государственным заказчиком и подлежит индексации.
При рождении ребенка в рамках программы, молодая семья вправе воспользоваться возможностью получения дополнительной субсидии из средств областного бюджета (раздел 5-5 данного порядка).
5-4. Механизм исполнения программы
Молодая семья, желающая участвовать в реализации программы, в период с 1 января по 1 июля каждого года готовит следующие документы и подает их на рассмотрение муниципальной жилищной комиссии:
1. заявление о включении в программу установленной формы (приложение N 3 к настоящему постановлению);
2. акт обследования жилищных условий;
3. копия паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) на каждого члена семьи с указанием места постоянной регистрации;
4. копия свидетельства о браке;
5. копия свидетельства о рождении ребенка, либо документы, подтверждающие усыновление ребенка (при наличии детей), либо медицинская справка при сроке беременности не менее 3-х месяцев;
6. сведения из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) в собственности всех членов семьи жилого помещения;
7. справка о доходах каждого члена семьи кандидата в участники Программы за последние 12 месяцев с места работы;
8. справка муниципальной комиссии о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по форме, действовавшей до 01.03.2005, либо иные документы, подтверждающие необходимость улучшения жилищных условий, утвержденные областными законодательными актами.
Муниципальная жилищная комиссия в составе, утвержденном главой администрации муниципального образования, в период с 1 июля по 1 сентября каждого года, проверяет соответствие представленных документов и, при отсутствии замечаний, производит постановку семьи на очередь по программе.
Муниципальная жилищная комиссия также проверяет готовность и возможность молодой семьи оплаты стоимости оставшейся части жилья (за вычетом суммы субсидий) с привлечением кредитных, заемных или иных средств, либо возможность участия семьи в программе ипотечного кредитования на условиях банка, при условии привлечения в качестве первоначального взноса до 40% совокупных субсидий.
Администрация муниципального образования на основании решения муниципальной жилищной комиссии принимает решение (в установленном порядке) о выделении персональной субсидии в размере не более 10% от стоимости жилья в пределах социальной нормы.
Решение оформляется постановлением (распоряжением) главы муниципального образования с выдачей на руки участникам копии соответствующего документа.
В случае если муниципальная жилищная комиссия при проверке представленных документов имеет замечания по их существу, потенциальному участнику выдается копия протокола с указанием конкретных замечаний. В этом случае потенциальный участник программы имеет право, после устранения выявленных замечаний, повторно обратиться в муниципальную комиссию.
Далее документы потенциального участника программы, в порядке очередности поступления, с подтверждением правильности и комплексности представленных документов и копией постановления администрации муниципального образования о выделении персональной субсидии передаются муниципальной жилищной комиссией в единую реестровую комиссию администрации области.
Комиссия в срок до 1 октября каждого года формирует сводный список молодых семей-участников программы, определяет возможность и целесообразность предоставления персональной субсидии из областного бюджета потенциальному участнику программы, направляет соответствующий запрос на получение федеральных субсидий федеральному государственному заказчику программы. Очередность направления документов граждан для участия в реализации программы зависит от срока подачи ими заявления об участии в реализации программы. Данные сведения предоставляются муниципальными жилищными комиссиями. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и всеми членами Комиссии, и подтверждается свидетельством установленной формы согласно приложению N 4(*) к настоящему постановлению. Решение о выделении персональной субсидии в размере 15 - 20% в пределах социальной нормы утверждается постановлением Коллегии администрации Орловской области.
Основным условием получения субсидий является наличие у молодой семьи дополнительных собственных средств (или средств займа, жилищного кредита), необходимых для оплаты приобретаемого жилья.
Свидетельство, подтверждающее участие в программе, в течение 2-х месяцев передается участником программы в банк- оператор программы для последующего заключения договора с банком по ведению и обслуживанию лицевого счета, зачисления на данный лицевой счет целевых средств субсидий, аккумулирования собственных средств и, при необходимости, осуществления процедуры кредитования участника программы в целях приобретения жилья. Банк заключает договор на открытие и обслуживание счета только с теми молодыми семьями, в отношении которых принято решение о выделении субсидий и выдано свидетельство.
В случае отказа банка от заключения договора с молодыми семьями, в отношении которых принято решение о выделении субсидий и выданы свидетельства, банк в недельный срок представляет письменное обоснование отказа на имя председателя реестровой комиссии для повторного рассмотрения вопросов участия в Программе.
Максимальный срок действия свидетельства до предъявления его участником программы в банк составляет 2 месяца, для банка - 9 месяцев с даты принятия решения реестровой комиссии и выдачи свидетельства. Если в течение 2 месяцев с момента выдачи свидетельства, участник Программы не заключит договор с банком (по данным банка), то выданное свидетельство признается недействительным, персональная субсидия участнику программы не выделяется, а перераспределяется на следующих участников программы. Решением Комиссии данная семья исключается из числа участников программы, осуществляется процедура погашения недействительных свидетельств.
При поступлении на лицевой банковский счет средств совокупных субсидий (не позднее 9-и месяцев с момента выдачи субсидий и заключения договора с банком по открытию и ведению лицевого счета), семья обязана представить банку договор приобретения (строительства) жилья для полной или частичной оплаты его стоимости.
В случае если молодая семья располагает собственными средствами для оплаты оставшейся части договора приобретения (строительства) жилья за вычетом размера совокупных субсидий, данные средства вносятся в банк на лицевой счет, после чего банк производит полную оплату стоимости договора.
В случае если молодая семья не располагает собственными средствами для оплаты оставшейся части договора приобретения (строительства) жилья за вычетом размера совокупных субсидий, семья вправе обратиться в банк с ходатайством о заключении договора ипотечного кредитования на условиях банка. Поле выделения кредита, данные средства вносятся в банк на лицевой счет, после чего банк производит полную оплату стоимости договора.
Вопросы, связанные с приобретением (строительством) жилья, удовлетворяющего требованиям семьи, размером стоимости приобретаемого жилья, определению способа, качества и рынка приобретаемого жилья относятся исключительно к компетенции семьи-участника программы и регулируются соответствующим договором между участником программы, управляющей компанией или риэлтором.
Приобретаемое жилье должно находиться на территории того муниципального образования, которое произвело выплату субсидий участнику программы. Приобретение жилья вне территории Орловской области в рамках данной программы не допускается.
Обязательства государственных и муниципальных исполнителей программы перед молодой семьей по ее участию в программе считаются выполненными после осуществления процедуры перечисления средств муниципальной и областной субсидии на лицевые банковские счета молодой семьи.
5-5. Дополнительные выплаты участникам программы
При рождении (усыновлении) ребенка молодой семьей-участником программы документы, удостоверяющие рождение (усыновление) ребенка, факт участия семьи в программе, а также прочие документы, согласно требованиям ОЕРК, передаются в комиссию для их оформления на получение безвозмездной субсидии из областного бюджета.
На основании переданных документов, Коллегией администрации в соответствии с программой, принимается решение о выделении субсидии из областного бюджета в размере 5% стоимости общей площади жилья, по цене, утверждаемой федеральным государственным заказчиком для Орловской области на текущий квартал.
Данная дополнительная субсидия перечисляется на лицевой счет семьи для целей погашения части кредита (займа) или компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Субсидия выделяется в случае наличия непогашенной задолженности участника программы перед управляющей компанией или иным ссудодателем. Факт наличия таковой задолженности подтверждается необходимыми документами (выписки, нотариально заверенные договоры займа и т.д.) В случае, если расчетный размер субсидии при рождении ребенка превышает величину непогашенной задолженности участника программы перед управляющей компанией, то фактический размер выплаты не может превышать величину непогашенной задолженности.
Условия выделения дополнительной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка молодой семьей-участником программы распространяются и на семьи, указанные в разделе 5-6 данного порядка.
5-6. Выполнение обязательств перед семьями,
включенными в программу до 1 января 2006 года
В соответствии с областной целевой программой "Жилье для молодой семьи", утвержденной постановлением Коллегии администрации Орловской области N 7 от 14.01.2004 г. "Об областной целевой программе "Жилье для молодой семьи", данное положение предусматривает исполнение обязательств перед молодыми семьями-участниками программы, поставленными решением муниципальных комиссий на очередь по программе до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года постановка на очередь по программе семей, в которых возраст одного или обоих супругов превышает 30 лет, не допускается.
Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 4 апреля 2006 г. N 55 областная целевая программа, утв. постановлением Коллегии администрации Орловской области от 14 января 2004 г. N 7, признана утратившей силу
Для семей, в которых возраст одного или обоих супругов превышает 30 лет на момент постановки на очередь по программе, распространяется действие следующего положения о выделении субсидий для приобретения (строительства) жилья: размер муниципальной субсидии - 10% СНЖ; размер областной субсидии - 15% СНЖ для семей без детей и 20% СНЖ для семей с детьми. Размер дополнительной субсидии из средств областного бюджета на рождение (усыновление) ребенка- 5% СНЖ;
Основанием для выделения данных субсидий служат:
- решение муниципальной комиссии, которое подтверждается протоколом заседания и копией распоряжения главы муниципального образования о выделении субсидии;
- решение областной реестровой комиссии при управлении по делам молодежи и физической культуре администрации области, которое подтверждается протоколом заседания комиссии и свидетельством о выделении субсидии (в свидетельстве указывается общая сумма субсидий).
При соблюдении указанных условий, молодая семья получает совокупную субсидию в размере не более 30% стоимости социальной нормы жилья по цене, утвержденной федеральным государственным заказчиком программы для Орловской области на текущий квартал.
После получения документов, подтверждающих выделение субсидий семье из бюджета муниципального образования и бюджета области, молодая семья определяет желаемые параметры приобретаемого жилья: и заключает договор долевого участия (приобретения) жилья с управляющей компанией (риэлтором). После оплаты семьей первоначального взноса в размере не менее 30% стоимости жилья, средства субсидии в размере не более 30% стоимости социальной нормы жилья в безналичном порядке перечисляются на расчетные счета управляющей компании (риэлтора). Сроки и порядок оплаты оставшейся части стоимости приобретаемого жилья регулируются соответствующим договором между молодой семьей и управляющей компанией (риэлтором).
На молодые семьи, в которых возраст одного или обоих супругов превышает 30 лет, не распространяется положение о выделении любых федеральных субсидий в рамках данной программы 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.