Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Коллегии Орловской области
от 20 февраля 2007 г. N 38
Программа
"Развитие рынков Орловской области на 2007-2010 гг."
4 июня 2007 г.
1.Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа "Развитие рынков Орловской области на 2007-20.10 гг." (далее Программа). |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N-271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006-г. N271 -ФЗ ); постановление Коллегии Орловской области от 25.10.2006г. N 224 "О мерах по упорядочению торговли на рынках Орловской, области в свете поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина" |
Заказчик -Программы |
Губернатор Орловской области |
Разработчики Программы |
- управление торговли и потребительских ресурсов Департамента аграрной политики и природопользования Орловской области: |
Сроки реализации Программы |
2007-2010 гг. |
Цели Программы |
- обеспечение выполнения положений Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2006 г. N271-ФЗ , поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской федерации по упорядочению торговли на рынках; |
- реализация государственной политики в сфере потребительского рынка в Орловской области, направленной на дальнейшее качественное развитие инфраструктуры рынков, преобразование их в имущественные комплексы, предназначенные для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и подразделяемые на универсальные, специализированные, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные; - создание институциональных и организационно- экономических условий для эффективной, социально направленной деятельности всех сегментов потребительского рынка Орловской области. |
|
Основные задачи Программы |
- обеспечение соблюдения действующих нормативных правовых актов, касающихся регламентации торговли на рынках области, включая упорядочение миграционной ситуации; - привлечение хозяйствующих субъектов регионального потребительского рынка к активному участию в осуществлении национальных президентских проектов и программ, комплексных целевых программ социально- экономического развития региона; - стимулирование прогрессивных структурных преобразований, реконструкции и модернизации на рынках в целях защиты интересов местных товаропроизводителей и населения; - привлечение инвестиционных потоков в развитие рыночной торговли. |
Приоритетные направления Программы |
Для реализации задач и создания системы мер повышения эффективности и качественного развития рынков в Орловской области на период 2007 - 2010 гг. устанавливаются следующие основные приоритеты: формирование нормативно-правовой базы развития рыночной торговли и поддержки предпринимательства; - создание устойчивой схемы закупок и сбыта продукции местных сельхозпроизводителей путем создания торгово-заготовительных кооперативов; - создание максимально благоприятных условий для поддержки местных товаропроизводителей; - дальнейшее развитие и совершенствование материально-технической базы рынков для преобразования их (за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных) с 1 января 2010 года в современные торговые комплексы и центры с капитальными зданиями, строениями и сооружениями, а сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки с 1 января 2012 года; - обеспечение баланса интересов предпринимателей и государства по защите прав потребителей, качества и безопасности товаров и услуг потребительского назначения; - создание информационно-аналитической системы в сфере деятельности розничных рынков; - обеспечение безопасной эксплуатации рынков области и выполнения на них миграционных правил, установленных законодательством Российской Федерации. |
Ожидаемые результаты программы |
- приведение деятельности рынков в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N271- ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с управлением ими управляющими рынками компаниями; - совершенствование нормативно - правового регулирования и координации деятельности рынков области и обеспечение действенного контроля за организацией торгового процесса на них; - успешная реализация в Орловской области приоритетного национального проекта "Развитие АПК"; - расширение налогооблагаемой базы, повышение собираемости налоговых поступлений от торговой деятельности на рынках области в бюджеты всех уровней. 1 |
Финансовое обеспечение программы |
привлечение инвестиций частного капитала. |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
Исполнители основных мероприятий Программы:; - управление торговли и потребительских ресурсов Департамента аграрной политики и природопользования Орловской области; - управление сельского хозяйства и продовольствия Департамента аграрной политики и природопользования Орловской области; - управление по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, инвестиционной деятельности и предпринимательству Департамента внешнеэкономических связей Орловской области; - управление ветеринарии Департамента аграрной политики и природопользования Орловской области; - Служба по тарифам Орловской области; - главное контрольно-ревизионное управление Губернатора и Коллегии Орловской области; - правовое управление Аппарата Губернатора и Коллегии Орловской области; - управление финансов и налоговой политики Департамента финансовой политики Орловской области; - комитет по взаимодействию с правоохранительными органами и защите прав человека Аппарата Губернатора и Коллегии Орловской области; - управление государственных инвестиций и региональных целевых программ Департамента экономической политики Орловской области; |
2. Общие положения Программы
Программа разработана в целях наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в высококачественной сельхозпродукции, услугах торговли по доступным ценам путем совершенствования материально - технической базы и инфраструктуры розничных рынков области, повышения их финансовой устойчивости, обеспечения экономической безопасности региона, создания благоприятных условий для реализации на розничных рынках продукции, произведенной местными сельхозпроизводителями.
Основанием для разработки Программы являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N271-ФЗ"О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", постановление Коллегии Орловской области от 25 октября 2006 г. N 224"О мерах по упорядочению торговли на рынках Орловской области в свете поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина", а также иные нормативные правовые документы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Коллегии Орловской области по упорядочению работы рынков.
Программа содержит перечень и механизм реализации мероприятий по развитию розничных рынков на территории Орловской области на 2007 - 2010 г.г., необходимых для реализации государственной политики по упорядочению торговли на рынках.
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение соответствующих программ в муниципальных образованиях в целях создания целостной системы координации рыночной торговли на муниципальном уровне, сочетающей в себе элементы государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования, а также потенциал институтов гражданского общества (ассоциации, союзы, общества защиты прав потребителей и т.д.).
2.1. Характеристика и основные тенденции развития рыночной торговли.
Потребительский рынок Орловской области - это один из самых стремительно растущих сегментов региональной экономики, который характеризуется ежегодными устойчивыми темпами наращивания объемов продаж, повышением культуры обслуживания покупателей, внедрением прогрессивных торговых технологий, обеспечением роста экономических и финансовых результатов, укреплением материально-технической базы, кадрового потенциала, активизацией коммерческой, инвестиционной и социальной инициативы.
Гармоничное развитие потребительского рынка региона определило необходимость наличия многообразных форм объектов торговли, ориентированных на различные слои населения.
Важную роль в процессе насыщения потребительского рынка Орловской области играют рынки. Они являются одними из наиболее социально важных объектов для жителей области, удовлетворения покупательского спроса, создания дополнительных рабочих мест.
В настоящее время в области функционируют 60 рынков, в том числе в городах области насчитывается 22 рынка, 38 - в сельской местности.
На рынках региона создано 12112 рабочих мест, в том числе по торговле продовольственными товарами - 3553, непродовольственными товарам - 8559. Численность работающих на рынках области более 12 тысяч человек.
Общий объем розничного товарооборота рынков за 2006 г. в денежном выражении исчисляется в сумме 6,5 млрд.руб.
Удельный вес рынков в 2006 году в структуре оборота розничной торговли области составил 22,1%.
Выполнение программных мероприятий по совершенствованию неструктурированной торговли, конструктивный диалог между бизнесом и властью позволили привлечь на укрепление и развитие материально-технической базы рынков за 2006 год 56,7 млн. руб. Развитие инфраструктуры рыночной торговли направлено на упорядочение работы рынков по всем направлениям деятельности, последовательной работы по приведению в надлежащее санитарно-техническое и эстетическое соответствие, техническое перевооружение, благоустройство и расширение рыночной территории, зонирование территорий по группам товаров, благоустройство подъездных путей и оборудование стоянок для автотранспорта.
На сегодня 60% рынков стали крытыми: рыночный центр "На Черкасской", ТК ООО "Ресурс Развитие", ЗАО "Крытый рынок "Орловская Нива", Центральный рынок ОПО "Союз Орловщины", ТК "На Щепной" в г.Орле, МУП "Центральный рынок" в г. Ливны, ООО "ТЦ "Болховский" ОАО "Орловская Нива", рынок ПО "Надежда" п. Кромы, рынок Урицкого райпо, рынок ПО "Кооп - услуги" Свердловского райпо, торгово-рыночный комплекс п.Знаменка ПО "Кооп - услуги", рынок в п. Колпна Колпнянского райпо и т.д.
В целях обеспечения гарантированной безопасности реализуемых на рынках области товаров торговля скоропортящимися товарами переводится в благоустроенные павильоны, оснащенные торговым и холодильным оборудованием, организуется работа лабораторий ветеринарного санитарного контроля.
Продолжается развитие системы потребительской кооперации как социально ориентированной, конкурентоспособной системы, обеспечивающей товарами повседневного спроса сельское население области. ОПО "Союз Орловщины" в районах области принадлежит 22 рынка. В целях обеспечения качества товаров, реализуемых на рынках общества, улучшения их санитарно-гигиенического состояния, предотвращения проникновения некачественной продукции оборудованы 12 аккредитованных лабораторий ветеринарного и фитосанитарного контроля, в штате рынков ПО "Кооп-услуги" г. Мценска и Центрального рынка в г. Орле работают специалисты по защите прав потребителей.
На рынках особое внимание уделяется оборудованию и предоставлению торговых мест товаропроизводителям Орловской области - ОАО АПК "Орловская Нива", ЗАО ТД "Змиевский мясокомбинат", ЗАО "Маслово", Орловскому, Мценскому, Болховскому хлебокомбинатам, ОАО "Дмитровский райпищекомбинат", ОАО "Молочный комбинат "Орловский", ЗАО "Птицефабрика "Орловская", Агрофирмам "Ливенское мясо" и др.". Для реализации продукции сельхозпроизводителям в зависимости от сезонности выделяется 60 % торговых мест от общего количества мест по продовольственной группе товаров.
Наряду с позитивными результатами работы розничных рынков региона в их работе имеются существенные недостатки: нарушение правил торговли, налогового, санитарно-ветеринарного законодательства; торговля без сопроводительных документов, подтверждающих происхождение качество и безопасность продуктов; недостаток торгово-технологического оборудования, весоизмерительных приборов, инвентаря; нарушение миграционных правил при привлечении иностранной наемной рабочей силы; образование стихийных торговых мест, отсутствие автостоянок.
Постановлением Коллегии Орловской области от 4 июня 2007 г. N 124 в абзац 14 подраздела 2.1 настоящего приложения внесены изменения
В целях дальнейшего совершенствования инфраструктуры рынков Орловской области, поддержки местных товаропроизводителей, создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах, расширения налогооблагаемой базы, приведения деятельности розничных рынков региона в соответствие с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ"О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам упорядочения деятельности розничных рынков управлением торговли и потребительских ресурсов Департамента аграрной политики и природопользования Орловской области подготовлена Программа.
2.2. Основные цели и задачи Программы.
Программа призвана обеспечить создание нормативно - правовых и организационно - экономических условий для дальнейшего развития сферы потребительского рынка Орловской области, достижение финансово - экономической устойчивости и усиление социально направленной деятельности объектов рыночной торговли, определенного действующим законодательством I
Выполнение мероприятий Программы следует рассматривать как этап качественных преобразований, связанных со структурной перестройкой деятельности розничных рынков.
Основными концептуальными задачами Программы являются:
- обеспечение соблюдения действующих нормативных правовых актов, касающихся регламентации торговли на розничных рынках области, включая упорядочение миграционной ситуации;
- повышение ответственности управляющих рынками компаний за организацию, оборудование и содержание розничных рынков в соответствии с действующим законодательством;
- совершенствование контроля, координации и нормативно-правового регулирования деятельности рынков;
- привлечение хозяйствующих субъектов регионального потребительского рынка к активному участию в осуществлении национальных президентских проектов и программ, комплексных целевых программ социально-экономического развития региона;
- обеспечение продовольственной безопасности региона;
- создание торгово-закупочных кооперативов, условий для реализации на розничных рынках продукции, произведенной местными сельхоз- и товаропроизводителями, фермерскими хозяйствами и физическими лицами, ведущими личное (подсобное) хозяйство;
- стимулирование прогрессивных структурных преобразований, строительства, реконструкции и модернизации на розничных рынках в целях приведения их в соответствие с требованиями действующее законодательства;
- осуществление мероприятий по усилению контроля за организацией торговой деятельности на рынках и качеством реализуемых на них товаров и услуг, соблюдению действующих санитарно-гигиенических норм и правил, мер противопожарной защиты торговых объектов;
- повышение ответственности руководителей рынков за организацию торгового процесса;
- привлечение инвестиционных потоков в развитие рыночной торговли;
- противодействие терроризму на розничных рынках области;
- привлечение в отрасль специалистов, профессионально подготовленных к работе в современных условиях хозяйствования.
3. Состав направлений и мероприятий Программы
3.1. Формирование нормативно - правовой базы развития рыночной торговли и поддержка предпринимательства.
За период 2007 -2010 г.г. необходимо обеспечить приведение деятельности розничных рынков региона в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Одним из первоочередных приоритетных направлений Программы по развитию сферы рыночной торговли на среднесрочную перспективу является формирование нормативно - правовой базы развития рыночной торговли, основанной на принципах системности, оперативности, ответственности, эффективности и предусматривает:
- реализацию комплекса мер по осуществлению государственной политики в сфере деятельности розничных рынков на региональном уровне;
- обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения на все виды рыночных услуг;
Постановлением Коллегии Орловской области от 4 июня 2007 г. N 124 в абзац 6 подраздела 3.1 настоящего приложения внесены изменения
- развитие интеграционных процессов на региональном потребительском рынке и создание торгово-закупочных, оптово-розничных, производственно-торговых кооперативов в целях сокращения звенности товаропотоков от местных сельхоз- и товаропроизводителей к потребителям и создания устойчивой схемы закупок и сбыта их продукции. Предоставление преференций товаропроизводителям по выделению мест на розничных рынках;
- при формировании схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна предоставлять не менее чем 50 процентов торговых мест от их общего количества для осуществления деятельности по продаже товаров местным товаропроизводителям;
- при формировании схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственный кооператив, управляющий рынком, представляет не менее 50-ти процентов торговых мест для членов кооператива;
- обеспечение при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ и оказанию услуг) на розничных рынках соблюдения требований, предусмотренных законодательствами Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о пожарной безопасности, охраны окружающей среды, о ветеринарии и других;
- взаимодействие с органами местного самоуправления, контрольно -надзорными службами, общественными организациями по созданию действенного механизма контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг, реализуемых на рынках области;
- соблюдение на специализированных рынках номенклатуры товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;
- организацию ярмарок "выходного дня" по реализации сельхозпродукции и рекламно - дегустационных мероприятий местных сельхозпроизводителей;
- совершенствование логистических систем торгового процесса на рынках области;
- устранение барьеров, в том числе необоснованных административных, препятствующих развитию предпринимательства;
- создание реестра розничных рынков региона как составляющей информационных ресурсов Орловской области;
- проведение мониторинга деятельности розничных рынков области и разработка прогнозов дальнейшего развития и совершенствования рыночной торговли;
- оказание методологической, консультативной и информационной помощи органам местного самоуправления и субъектам предпринимательской деятельности по вопросам организации торгового обслуживания населения на рынках;
- стимулирование инвестиционной и инновационной активности субъектов потребительского рынка на обновление основных фондов объектов рыночной торговли, активного внедрения инновационного менеджмента, направленного на продвижение экономических реформ в сфере рыночной торговли;
- активизацию работы по пресечению "несанкционированной торговли";
- организацию и проведение ежегодных смотров - конкурсов на звание "Лучший рынок Орловской области".
3.2. Дальнейшее развитие и совершенствование материально - технической базы и инфраструктуры рынков.
Дальнейшее развитие рыночной торговли предусматривает более эффективное, качественное, преобразование и совершенствование рынков в соответствии с требованиями действующего законодательства. Структурная перестройка рыночной торговли носит многоплановый характер и Программой предусмотрено комплексное решение проблем на основе:
- дальнейшего развития современных форматов рыночной торговли;
- реализации комплекса мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и преобразованию рынков (за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных) с 1 января 2010 года с использованием исключительно капитальных зданий, строений, сооружений;
- оборудования и застройки с 1 января 2012 года сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков при соблюдении требований использования ими капитальных зданий, строений и сооружений;
- поступательного сокращение сети рынков, не отвечающих установленным действующим законодательством требованиям;
- оптимизации ассортимента товаров, реализуемых на рынках в соответствии с их типом, специализацией, а также имеющимся холодильным и торгово-технологическим оборудованием, обеспеченностью санитарно - бытовыми помещениями и номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти;
- расширения спектра услуг, оказываемых на рынках, как покупателям, так и продавцам, арендующим торговые места:
- транспортных, - ветеринарных, - проката весоизмерительных приборов, холодильного и торгового оборудования, камер хранения, - предоставление бытовых услуг, - установление автоматов по оплате услуг мобильной связи, - услуг автопарковки; - организации работы на территории рынков медицинских и аптечных пунктов; - развития на рынках сети предприятий общественного питания; - создания цехов по производству полуфабрикатов и продуктов питания высокой степени готовности к употреблению.
3.3. Обеспечение безопасной эксплуатации рынков области и выполнения миграционных правил, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности предоставляемых потребительских товаров и услуг, осуществления торговой деятельности на рынках области Программой предусмотрено:
- развитие и укрепление межведомственного сотрудничества для координации усилий по противодействию проникновения на потребительский рынок некачественной, фальсифицированной, контрафактной продукции;
- размещение торговых мест на рынках на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей;
- создание единой базы о правонарушениях и недобросовестных предпринимателях на рынках;
- поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов путем последовательного построения "цивилизованных отношений в сфере трудовой миграции";
- повышение ответственности администраций рынков за нарушение миграционных правил как работниками рынка, так и участниками торговли;
- профилактика правонарушений и декриминализации рынков, проведение антитеррористических и противопожарных мероприятий;
- усиление мер, осуществляемых управляющей рынком компанией по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и требований, осуществлению карантинных мероприятий;
- осуществления мониторинга обращения граждан по вопросам деятельности рынков.
3.4. Обеспечение социальной направленности деятельности рыночной
торговли.
Основными принципами и задачами по обеспечению социальной направленности деятельности рыночной торговли являются:
- обеспечение ценовой и территориальной доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения через систему социального мониторинга на рынках области;
- создание условий для гармоничных отношений в системе "власть -хозяйствующие субъекты - население" в целях консолидации деятельности бизнеса на формирование социально ориентированного потребительского рынка;
- повышение уровня защиты прав потребителей;
- формирование системы социальной мотивации торгово-оперативного персонала рыночной торговли через предоставление работодателями торговым работникам: социального пакета, обеспечение безопасных условий работы на объектах рыночной торговли, организацию работы на рынках предприятий общественного питания, бытового и медицинского обслуживания;
- обеспечение государственной поддержки социально значимых направлений развития рыночной торговли.
4. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация программных мероприятий будет способствовать:
- приведению деятельности рынков в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N271-ФЗ"О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
- совершенствованию нормативно - правового регулирования и координации деятельности рынков области и обеспечение действенного контроля за организацией торгового процесса на них;
- привлечению инвестиций в сумме 340 млн. руб. на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение рынков с использованием исключительно капитальных зданий, строений и сооружений управляющими рынками компаниями с 1 января 2010 года (кроме сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков), а с 1 января 2012 г - сельскохозяйственными и сельскохозяйственными кооперативными рынками;
- созданию потребительских заготовительно-закупочных кооперативов в целях сокращения звенности товаропотоков от местных сельхоз - и товаропроизводителей к потребителям и создания устойчивой схемы закупок и сбыта продукции;
- повышению устойчивости производственной и финансово -экономической деятельности объектов рыночной торговли;
- повышению культуры торгового обслуживания населения;
- обеспечению продовольственной безопасности регионального потребительского рынка путем создания условий для развития внутренней торговли с преимущественной ориентацией на местного товаропроизводителя;
- достижению качественных структурных преобразований мелкорозничной торговой сети и увеличения доли современных форматов рыночной торговли (в большей части специализированных) в структуре регионального потребительского рынка;
- улучшению условий труда и создание новых рабочих мест на рынках;
- обеспечению защиты прав потребителей;
- реализации в Орловской области приоритетного национального проекта "Развитие АПК";
- обеспечению безопасных условий эксплуатации рынков, профилактике правонарушений и /декриминализации рынков;
- упорядочению миграционной ситуации на рынках;
- обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых на рынках области;
- формированию информационной подсистемы "Торговый реестр рынков", что в свою очередь способствует получению полной и достоверной информации о торговых объектах и субъектах, осуществляющих деятельность на рынках, для осуществления мониторинга деятельности рынков и принятия эффективных управленческих решений на различных уровнях;
- повышению инвестиционной привлекательности региона;
- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от торговой деятельности на рынках области.
Начальник управления торговли
и потребительских ресурсов |
В.П. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.