Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Анализ проблемной ситуации
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на охрану и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности и качества жизни населения, а также достойное выступление команд и спортсменов на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Основанием для разработки концепции долгосрочной областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее - Концепция) послужил Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закон Орловской области от 8 сентября 2009 года N 959-ОЗ "О физической культуре и спорте в Орловской области", федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 "Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
В течение последних семи лет развитие сферы физической культуры и спорта в Орловской области проводилось программно-целевым методом.
Разработана и реализована областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003-2007 годы", утвержденная Законом Орловской области от 25 декабря 2002 года N 299-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003-2007 годы".
В настоящее время действует Закон Орловской области от 25 декабря 2008 года N 867-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуре и спорта в Орловской области на 2009-2011 годы"
Для анализа проблемной ситуации использовались статистические данные форм отчетности Росстата 1-ФК, 5-ФК, утвержденные постановлением Росстата от 3 апреля 2007 года N 30 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росспортом статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту".
В основу анализа проблемной ситуации положены такие индикативные показатели, как:
1. Динамика развития спортсооружений в Орловской области и коэффициент обеспеченности населения спортивной инфраструктурой.
2. Кадровое обеспечение отрасли, наличие и развитие учебно-методической базы.
3. Охват взрослого и детского населения области всеми видами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
4. Подготовка спортсменов-профессионалов и наличие материально-технической базы, способствующей развитию спорта высших достижений;
5. Обеспеченность (доступность) услуг в сфере физической культуры и спорта для категорий населения с ограниченными возможностями здоровья.
В целом в Орловской области сохранилась тенденция развития общих показателей состояния отрасли физической культуры и спорта.
1. Динамика развития спортивных сооружений.
На территории области находятся 1758 спортивных сооружений, в том числе 20 стадионов, 959 плоскостных сооружений, 435 спортивных залов, 29 плавательных бассейнов, 74 сооружения для стрелковых видов спорта, 1 легкоатлетический манеж. Функционируют 1270 учреждений, предприятий, объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.
За период с 2007 по 2009 год введено в эксплуатацию девяносто восемь спортивных объектов, в основном это плоскостные спортивные сооружения.
В Орловской области недостаточно доступных для основной части населения крытых бассейнов, из районных центров только в п. Нарышкино имеется бассейн. Современных спортивных площадок по месту жительства также мало.
Для развития зимних видов спорта необходимо строительство хоккейных кортов с искусственным льдом, оборудованных и освещенных лыжных трасс.
В Орловской области нет дорожки с синтетическим покрытием, что негативно сказывается на развитии легкой атлетики.
В Орловской области нет ни одного специализированного спортивного сооружения для занятий людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе бассейнов.
2. Кадровое обеспечение отрасли.
В настоящее время в сфере физической культуры и спорта Орловской области занято 1744 штатных работника, что составляет 0,8% от общего количества трудящегося населения области, из них с высшим образованием - 879 человек.
В 24 муниципальных образованиях работают 468 специалистов.
В системе спортивных школ и клубов учебно-тренировочную работу ведут 591 тренер-преподаватель, из них штатных работников - 551 человек.
В сравнении с 2007 годом количество работников сферы физической культуры и спорта уменьшилось на 55 человек, в основном за счет преподавателей общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.
Уменьшилось количество учреждений, предприятий и организаций сферы физической культуры и спорта: 2009 год - 1270 единиц, 2007 год - 1311 единиц.
Кадровая спортивная система включает подготовку тренеров- преподавателей различных специализаций на базе общего и среднеспециального образования. Данную работу осуществляют ГОУ ВПО "Орловский государственный университет", ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", Училище олимпийского резерва ОГОУ СПО "Орловский спортивный техникум", ОГОУ СПО "Мезенский педагогический колледж".
Однако молодые специалисты с высшим образованием неохотно идут на тренерско-преподавательскую работу из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья.
3. Охват населения.
За период с 2007 по 2009 год произошло увеличение общего количества занимающихся физической культурой и спортом - 116767 человек в 2009 году (2007 год - 108381 человек).
Несмотря на увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (13,1% в 2007 году, 14,4% в 2009 году, Орловская область по этому показателю занимает десятое место в Центральном федеральном округе России. Общероссийский показатель - 17,3%.
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации определено увеличение показателя к 2016 году до 32%.
4. Развитие массового и детского спорта.
Одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры, привлечения, прежде всего детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.
Развитие массового и детского спорта, осуществление учебно-тренировочного и соревновательного процессов производятся через систему детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивных школ. В настоящее время в области работают 29 детско-юношеских спортивных школ 16 детско-юношеских клубов физической подготовки.
Количество занимающихся в спортивных учреждениях дополнительного образования детей в 2009 году составило 26373 человека. В 2007 году - 28826 человек.
За два года количество занимающихся в специализированных спортивных учреждениях снизилось почти на 2500 человек.
В связи с этим необходимо повысить качество работы детско-юношеских спортивных школ и клубов, укрепить материально-техническую базу и обеспечить инвентарем и оборудованием, создать условия для работы квалифицированных тренерско-педагогических кадров, а также обеспечить широкую пропаганду физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
5. Спорт высших достижений.
Система подготовки профессиональных спортсменов реализуется на базе семи специализированных спортивных школ олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.
В основной и резервный состав сборных команд России по летним олимпийским видам спорта в 2009 году вошли 44 орловских спортсмена, 12 человек - по зимним олимпийским видам спорта.
Четверо спортсменов являются членами паралимпийских и сурдлимпийских спортивных сборных команд России. Трое орловских спортсменов приняли участие в XXIX Олимпийских играх в 2008 году в г. Пекине (Китай).
Три спортсмена участвовали в XXI зимних Олимпийских играх 2010 года в г. Ванкувере (Канада).
Более ста орловских спортсменов стали победителями и призерами чемпионатов мира и Европы, чемпионатов, первенств и розыгрышей кубков России в 2008 и 2009 годах по различным видам спорта.
Тем не менее в подготовке спортивного резерва существует немало проблем.
Большое значение в решении вопросов развития спорта высших достижений имеют совершенствование инфраструктуры, качество профессиональной подготовки современных тренерских, физкультурных, педагогических и медицинских кадров.
Одной из первостепенных задач является обеспечение подготовки спортсменов высокого класса с применением современных научных технологий спортивной тренировки и медицины по следующим направлениям:
внедрение методик медико-биологического и психолого-педагогического обеспечения;
управление тренировочным процессом;
повышение и восстановление физической работоспособности;
реабилитационные мероприятия в случаях отклонения здоровья спортсменов и перетренировках различными методами, в том числе традиционными технологиями и недопинговыми средствами;
медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности;
психологическая устойчивость в спортивной деятельности.
Необходимо внедрить систему многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния здоровья.
6. Развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями.
В Орловской области в 1994 году создано областное государственное учреждение "Реабилитационно-спортивный центр инвалидов" (далее - ОГУ "РСЦИ").
Центр регулярно проводит внутренние и областные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Спортсмены ОГУ "РСЦИ" принимают участие во всероссийских соревнованиях различного ранга.
В настоящее время в ОГУ "РСЦИ" занимаются более трехсот пятидесяти человек. Занятия проходят в 33 реабилитационно-оздоровительных группах.
Всего за время его существования 1500 инвалидов получили возможность заниматься физической культурой и спортом.
Спортсмены ОГУ "РСЦИ" выполняют спортивные разряды и звания по настольному теннису, пулевой стрельбе, стрельбе из лука, легкой атлетике, армспорту, дартсу.
Среди воспитанников ОГУ "РСЦИ" чемпионы и призеры всероссийских соревнований, чемпионатов и первенств мира и Европы,
Филиалы ОГУ "РСЦИ" открыты в городах Ливны и Болхове.
ОГУ "РСЦИ" в течение трех лет становился победителем всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы среди инвалидов.
Тем не менее один из лучших центров страны не имеет собственной спортивной базы, в связи с чем охват населения с ограниченными физическими возможностями занятиями физической культурой и спортом недостаточно высок и составляет 0,4% от общего количества инвалидов. Средний показатель в Российской Федерации составляет 1,8%.
Стратегией развития физической культуры и спорта определена задача по увеличению этого показателя до 10% к 2016 году.
Общая ситуация с физической культурой и массовым спортом в Орловской области в настоящее время характеризуется следующими факторами:
недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и неудовлетворительное техническое состояние многих из них;
нехватка необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса;
невысокий процент охвата занимающихся физической культурой и спортом, в том числе женщин и социально незащищенных слоев населения (10-е место в Центральном федеральном округе);
снижение интереса и потребности большинства людей к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно;
недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование и отсутствие заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта;
отсутствие устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и населением по месту жительства;
недостаточная работа по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
Действующим законодательством не урегулированы многие вопросы в области развития физической культуры и спорта.
Система управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Орловской области не является оптимальной.
Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
По данным управления Роспотребнадзора по Орловской области число "практически здоровых" школьников год от года снижается, "группы риска" расширяют ряды. Так, за последние три года количество "практически здоровых" учеников уменьшилось с 18 до 15,9%. Число школьников, отнесенных ко второй группе здоровья ("группе риска") возросло с 63,2 до 67,4%.
Опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.