Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Коллегии Орловской области
от 13 мая 2008 г. N 152
Концепция
демографического развития Орловской области на период до 2025 года
(Утв. постановлением Коллегии Орловской области от 13 мая 2008 г. N 152)
1. Общие положения
Демографическое развитие Орловской области предполагает регулирование процессов воспроизводства населения, в т.ч. за счет роста рождаемости и регулирования миграции, увеличение продолжительности жизни населения, сохранение и укрепление здоровья населения.
Настоящей концепцией определяются цели, задачи и основные направления развития демографической ситуации в Орловской области на период до 2025 года.
2. Современная демографическая ситуация в Орловской области
и тенденции ее развития
Демографическая ситуация в Орловской области, как и в целом по России, продолжает оставаться сложной. С 1995 г. область живет в режиме депопуляции, с наступлением которой происходит устойчивое сокращение численности населения. На начало 2008 года в области проживало 821,9 тысячи человек. Доля городского населения в общей численности составляет 546,5 тыс. человек (63,5%), доля сельского -313,8 тыс. человек (36,5%). В среднем за период 1995 - 2007 годов ежегодное уменьшение населения области составляло 7-8 тысяч человек.
|
1980 |
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Количество жителей (тыс. человек) |
887,5 |
878,4 |
901,1 |
914,0 |
876,6 |
858,3 |
850,0 |
842, 3 |
833,8 |
826,5 |
821,9 |
Родившихся (в абс. ед.) |
11682 |
11721 |
10985 |
7957 |
6931 |
7441 |
7609 |
7726 |
7232 |
7492 |
7914 |
Родившихся на 1000 населения |
13,1 |
13,3 |
12,2 |
8,7 |
7,7 |
8,6 |
8,9 |
9,1 |
8,6 |
9,0 |
9,6 |
Умерших(в абс. ед.) |
11248 |
11454 |
11699 |
14663 |
15628 |
16032 |
16069 |
1577 6 |
15585 |
14869 |
14433 |
Умерших на 1000 населения |
12,7 |
13,0 |
13,0 |
16,0 |
17,4 |
18,6 |
18,8 |
18,6 |
18,6 |
17,9 |
17,5 |
Естественный прирост (убыль) населения |
434 |
267 |
-714 |
-6706 |
-8697 |
-8591 |
-8460 |
-805 0 |
-8353 |
-7377 |
-6519 |
Снижение численности населения области происходит по следующим причинам:
- естественная убыль или превышение числа умерших (2007 год -14433 человек) над количеством родившихся (2007 год -7914 человек) в 1,8 раза (в среднем по России - в 1,5 раза);
- высокая смертность трудоспособного населения - в 2007 году число умерших в трудоспособном возрасте составило 3871 человек (29% от всех причин);
- недостаточное увеличение уровня рождаемости - в 2007 году уровень рождаемости составил 9,6 промилле при практической потребности составляющей в два раза больше;
- замедляющийся миграционный прирост - в 2007 году миграционное сальдо составило 1834 человека, что не может в достаточной мере компенсировать естественную убыль населения области.
Смертность
По итогам 2007 году уровень смертности на 1000 населения составил 17,5 промилле, что выше соответствующих показателей по России (15,2 промилле) и ЦФО (16,7 промилле). Уровень младенческой смертности в 2007 составил 7,6 промилле (59 детей), что в среднем ниже, чем по России и Центральному федеральному округу (Россия - 9,4%о; ЦФО - 7,8%о).
Основными характеристиками проблемы смертности в Орловской области являются следующие.
1. Низкая продолжительность жизни населения. С 1990 года в области отмечается сокращение показателей ожидаемой продолжительности жизни, которое для мужчин составляет 5,8 года (с 64,2 до 58,4), а для женщин - 2,5 года (с 75 до 72,5). Разница в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами в настоящее время составляет 14 лет.
2. Рост смертности людей трудоспособного возраста. Основными причинами смертности людей трудоспособного возраста преимущественно являются заболевания системы кровообращения (27,3 на 10000 населения соответствующего возраста), несчастные случаи, отравления и травмы (26,5 на 10000 населения), новообразования (10,1 на 10000 населения). С 2000 года число умерших в трудоспособном возрасте остается стабильно высоким и не опускается ниже 3800 смертей в год (в 2000 году 3826 умерших, в 2007 году 3871). Отмечается большая разница в уровне смертности городского и сельского населения в трудоспособном возрасте, так, уровень смертности городских жителей в трудоспособном возрасте составил 6,8 промилле, а сельских - 10,3 промилле.
3. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 4 раза превышает смертность женщин (в 2007 г. умерло 3180 мужчины и 681 женщина трудоспособного возраста).
Структура смертности по области аналогична таковой по России. Лидируют в структуре смертности болезни системы кровообращения - 64,2%, второе место занимают несчастные случаи, отравления и травмы- 12% и третье место - новообразования -11,8%.
Наряду с абсолютным сокращением численности наблюдается старение населения региона и, как следствие, изменение его структуры. По сравнению с 2002 года доля населения моложе трудоспособного возраста в общей численности сократилась составила 14,6%, доля населения старше тру- доспособного возраста характеризуется стабильностью и составляет 23,8%, доля трудоспособного населения увеличилась с 59,4% до 61,6%.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доля населения старше трудоспособного возраста |
23,9% |
23,7 % |
23,6% |
23,6% |
23,8% |
Доля населения трудоспособного возраста |
59,4% |
60,2% |
60,8% |
61,3% |
61,6% |
Доля населения моложе трудоспособного возраста |
16,7% |
16.1% |
15,6% |
15,1% |
14,6% |
Доля лиц старше трудоспособного возраста в сельской местности составляет 27,4%, в городской - 21,5%.
По данным Всемирной организации здравоохранения население территории считается старым, если доля лиц старше 65 лет превышает 7% от общей численности населения. В Орловской области доля населения старше 65 лет составляет 16,5%.
Рождаемость
Особенность депопуляционной ситуации в области состоит в том, что она формируется не только за счет высокой смертности, но и за счет низкой рождаемости.
В 2007 году родилось 7914 детей, что на 3807 меньше, чем в 1985 году, но на 682 больше, чем в 2005 году. Количество рождений, приходящихся на 100 жительниц города, составляет 107, на жительниц сельской местности -141, в то время как для простого замещения поколений родителей их детьми необходимо 215-217 рождений в расчете на каждые 100 женщин в течение репродуктивного периода. В течение последних пяти лет уровень рождаемости незначительно вырос и стабильно держится в пределах 8,6 - 9,1 промилле на 1000 населения, вместе с тем рождаемость в области ниже среднероссийской (10,6 промилле).
Главными факторами, обуславливающими снижение рождаемости, являются:
1) изменение социальных норм поведения для большинства семей, особенно для молодежи, в сторону более высоких жизненных стандартов потребительского поведения, низкая ценность детей в системе ценностных ориентации;
2) неудовлетворительные жилищные условия;
3) рост масштабов откладывания рождения детей (связанный в том числе с откладыванием вступления в брак или с его регистрацией у тех, кто уже фактически начал супружеские отношения). Так, увеличение в 2006 году по сравнению с 2000 годом численности женщин в возрасте 20 - 34 лет на 3969 человек не привело к повышению рождаемости;
4) сдвиг возрастной модели рождаемости к более старшим возрастам;
5) изменения в репродуктивном поведении, связанные с неуклонным ростом доли родившихся вне зарегистрированного брака. В 1985 году доля детей, родившихся в незарегистрированном браке, составляла 8,4%, в 1990 году - 13%, в 1999 году - 24,5%, в 2005 году - 22,9%, 2007 г. - 23%. В течение 90-х годов вне браков в среднем ежегодно рождалось 1,4 тысячи детей, в 2007 году - 1846 человек. Наибольшее число внебрачных рождений приходится на возраст 20 - 24 года и составляет 35% (25 - 28 лет - 19%, 29 лет -24%).
Сегодняшние тенденции создания и сохранения официально зарегистрированной семьи в большей мере основаны на изменении социально - экономических ценностей и менталитета населения. В области брачно - семейных отношений явно прослеживается стабильно высокое число разводов при невысоких показателях заключения брака (за последние пять лет число разводов составляет 50 - 70 % от количества заключенных браков).
Год |
Число браков |
Число разводов |
1980 |
8617 |
3057 |
1985 |
8339 |
2942 |
1990 |
7654 |
3099 |
1995 |
6946 |
4039 |
2000 |
5301 |
3792 |
2001 |
6119 |
4052 |
2002 |
6350 |
5265 |
2003 |
6717 |
4699 |
2004 |
5423 |
3381 |
2005 |
6370 |
3179 |
2006 |
6374 |
3374 |
2007 |
7574 |
3781 |
Миграция
Незначительное смягчение процессов депопуляции в Орловской области наблюдалось в 1990 - 1995 годах, когда естественная убыль в той или иной мере возмещалась притоком мигрантов. В последнее время миграция, по сути, не компенсирует возрастающую естественную убыль населения.
|
1990 |
1995 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Прибыло |
41895 |
24786 |
14145 |
12715 |
11284 |
13841 |
Выбыло |
35769 |
19854 |
14055 |
12930 |
11102 |
12007 |
Миграционный прирост |
6126 |
4932 |
90 |
-215 |
182 |
1834 |
При этом в рамках межрегиональной миграции на территорию области в 2007 году приехало 3486 человек, а выбыло в другие регионы 4530. Значительное число покидающих наш регион направляется в Белгородскую и Московскую области, г. Москву. Преобладающими причинами оттока трудоспособного населения из городской местности является стремление повысить уровень и качество жизни.
В то же время, учитывая, что одной из основных причин миграционного движения в мире, обеспечивающей практически 30% всех миграционных потоков, является учеба. Наличие на территории Орловской области значительного количества образовательных учреждений способствует сохранению стабильной доли населения студенческого возраста, в том числе за счет притока иногородних студентов.
Таким образом, основными демографическими особенностями Орловской области являются:
- высокий уровень естественной убыли населения - 8,9 промилле на 1000 человек населения (средний показатель по ЦФО - 9, по России - 6 промилле);
- высокий показатель коэффициента общей смертности - 17,5 промилле (средний показатель ЦФО - 16,7, по России - 15,2 промилле);
- значительная доля населения старше трудоспособного возраста - 26,6 % (средний показатель по ЦФО- 20,4 %, по России - 20,3 %);
- показатель общего коэффициента рождаемости (числа родившихся на 1000 человек населения) в 2007 году ниже среднероссийского - 9,6 промилле (средний показатель по ЦФО - 9,0, по России - 10,4 промилле).
Учитывая инертность демографических процессов, в ближайшие годы прогнозируется ежегодное существенное падение численности населения. Сложившаяся в области тенденция предполагает дальнейшее сокращение численности населения за 2008 - 2025 годы до 779,2 тысяч человек (на 5,7%), сельского - до 242,6 тысяч (на 18,0%), и незначительное увеличение доли городского - до 536,6 тысяч (на 1,1%). Общая убыль населения за указанный период составит 47,4 тысячи человек.
По данным прогноза Росстата коэффициент рождаемости уменьшится до 8,4 промилле, коэффициент смертности на протяжении всего периода будет расти, достигнув в 2025 году - 20,1 промилле. Ожидаемая продолжительность жизни увеличится на 1,8 % (1,2 года), у мужчин на - 2,1% (1,3 года), у женщин на - 1% (0,7 года). Ухудшится соотношение мужского и женского населения. Доля лиц моложе трудоспособного возраста в возрасте от 0 до 15 лет составит 14 % от общей численности населения, доля лиц старше трудоспособного возраста - 24 %.
Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал области, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров.
Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и, соответственно, с сокращением экономического потенциала Орловской области. В связи со старением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повышения нагрузки на систему здравоохранения, обострение проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографического развития Орловской области на период до 2025 года
Целями демографического развития Орловской области на период до 2025 года являются достижение стабильной численности населения, создание предпосылок и условий его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов, к 2025 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
В основу демографического развития Орловской области положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач, предполагающая реализацию мероприятий, охватывающих направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах, предполагающая выбор проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения по каждому направлению демографического развития;
своевременность реагирования на демографические тенденции в текущий период;
учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке мер демографического развития области;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографического развития Орловской области на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социальнозначимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:
1) усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, в том числе:
развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);
усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширение в связи с этим рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;
создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов,
создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми;
2) создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми:
за счет развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
3) реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
создание специализированной системы защиты прав детей, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Орловскую область;
привлечение выпускников орловских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Орловской области, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в высших учебных заведениях, расположенных на территории области;
разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации мигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
создание условий для интеграции мигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
4. Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции
Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписи населения и данных социологических исследований.
Реализация поставленных задач связана:
- с обеспечением информационной поддержки вопросов развития демографической ситуации в Орловской области, расширением социальной рекламы в средствах массовой информации, выпуском тематических теле и радиопрограмм, газет и журналов, разработкой учебных программ, широким информированием населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека;
- разработкой нормативно-правовой базы для проведения информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двух детей.
5. Механизмы реализации концепции демографического развития
Орловской области на период до 2025 года
Реализацию концепции демографического развития Орловской области на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования законодательства Орловской области в сфере семейного, жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
учета задач демографической политики при формировании регионального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;
постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
развития научных исследований в сфере народонаселения.
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации концепции
демографического развития Орловской области на период до 2025 года
Реализация концепции демографического развития Орловской области на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2008 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью детей, оставшихся без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработка долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности Орловской области.
На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается достижение стабильной численности населения и создание предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов.
Второй этап (2011 - 2015 годы) предполагает осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Орловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост.
На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
К 2025 году предполагается:
обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции);
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
обеспечить миграционный прирост ежегодно.
7. Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей
концепции
Для решения задач, поставленных в настоящей концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты Орловской области, муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.