Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Информационное общество - это общество, характеризующееся высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
В современных условиях решение задач модернизации общества, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года (далее - Послание), невозможно без применения информационных технологий. Это касается всех сфер деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций и каждого гражданина.
Именно поэтому вопросы развития информационных технологий выделены в Послании в отдельное приоритетное направление модернизации экономики и технологического развития страны.
Особое внимание должно быть уделено вопросам создания электронного правительства, переходу к оказанию государственных услуг в электронном виде, обеспечению доступа к информации, внедрению социальных карт граждан, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и предоставлению широкополосного доступа в сеть Интернет, применению информационных технологий в медицине, образовании и культуре.
За последние годы в нашей стране и в Орловской области в рамках реализации различных федеральных и областных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", и областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", утвержденной Законом Орловской области от 12 ноября 2008 года N 821-ОЗ "Об областной целевой программе "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", был достигнут определенный прогресс в развитии информационных технологий. Существенно выросла оснащенность органов власти, предприятий и организаций, домохозяйств компьютерной техникой, увеличились возможности доступа к информационным ресурсам сети Интернет, предпринимались определенные усилия в области подготовки и переподготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), разработаны и внедрены информационные системы, локально автоматизирующие ряд важнейших процессов управления и оказания услуг в государственных и муниципальных структурах, а также в ряде организаций и предприятий. Повышается открытость органов власти, обеспечивается доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В результате проведенных мероприятий по организации функционирования и развитию государственной специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр" место Орловской области в Сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменилось с 69-го в 2007 году на 26-е в 2009 году.
В рамках областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" осуществляется внедрение системы электронного документооборота органов исполнительной власти Орловской области, заканчивается тестовая эксплуатация информационной системы поддержки лицензирования (разработанной за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"). На основе типового программно-технического решения, также созданного за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", созданы информационные системы "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области" и "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области", проводятся мероприятия по защите информации, создан региональный удостоверяющий центр органов государственной власти Орловской области, создается многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, развивается информационно-телекоммуникационная инфраструктура Орловской области, в том числе единая сеть передачи данных органов государственной власти области (включая сегмент на базе волоконно-оптических линий связи в городе Орле).
Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса органов государственной власти на информационные и телекоммуникационные технологии, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.
Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует отставание органов государственной власти Орловской области от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Еще больший цифровой разрыв сложился между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Значительная доля бюджетных расходов по-прежнему приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку типовых программных решений. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Отсутствует комплексная система электронного документооборота, не внедрена информационно-аналитическая система планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти, не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения, отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов.
Недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.
Действующая нормативная правовая база, как правило, не позволяет осуществить переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Имеющиеся удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. Не предоставляются в электронной форме услуги нотариата.
Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.
Неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.
Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.
Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти, увеличению "цифрового неравенства" и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.
Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
Общий уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений.
В 2008 году был утвержден ряд документов, определивших направления развития Российской Федерации и Орловской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
основные направления Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, одобренные распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
Формирование электронного правительства и развитие информационного общества являются приоритетными задачами, поставленными в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 632-р, и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Вместе с тем существуют проблемы, без решения которых формирование электронного правительства и развитие информационного общества представляются невозможными:
1) отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства;
2) необходима смена модели информационного взаимодействия государства и общества для снятия с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанности по подтверждению первичных прав заявителей и перенесение этой обязанности на государственные органы;
3) не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид;
4) отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия;
5) отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде (законы об электронном документе, едином идентификаторе и реестре граждан и проч.);
6) отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи;
7) не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства.
Мониторинг состояния информатизации в Орловской области, а также анализ результатов реализации областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" показывают, что остаются нерешенными ряд проблем, которые напрямую влияют на качество жизни населения и темпы социально-экономического развития Орловской области:
1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями региона в электронном виде, показатели Орловской области не достигают среднего уровня по Российской Федерации, о чем говорит ряд статистических показателей, например, индекс готовности российских регионов к информационному обществу (64-е место из 84), индекс готовности российских регионов к электронному правительству (57-е место из 88).
В настоящее время в Орловской области отсутствуют государственные услуги регионального уровня, соответствующие пятому (заключительному) этапу перехода на предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде (обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) в соответствии с приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р.
Тем не менее, по состоянию на 1 декабря 2010 года информация обо всех первоочередных государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления в электронном виде, а также услугах, предоставляемых в электронном виде учреждениями Орловской области и муниципальными учреждениями, и необходимые для их получения формы заявлений и документов размещены в государственных информационных системах Орловской области "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области" и "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Орловской области". Обеспечена передача сведений из указанных региональных информационных систем в федеральные государственные информационные системы "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Проведенная работа соответствует исполнению первого и второго этапов перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
При этом в последние годы в области наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронной форме (в основном в областном и районных центрах).
2. Низкий уровень интеграции существующих и создаваемых систем управления органов власти и местного самоуправления, замедляющий процессы принятия решений, оказания услуг и делающий невозможным предоставление услуг гражданам и организациям в режиме "одного окна".
В стадии внедрения находится система межведомственного электронного документооборота, практически отсутствует электронный обмен информацией между информационными системами государственных органов, органов местного самоуправления.
В связи с отсутствием финансирования не реализован доступ органов исполнительной государственной власти Орловской области к информационному фонду документов территориального планирования.
3. Фрагментарное представление информации о деятельности органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления с использованием сети Интернет, в том числе о предоставляемых государственных и муниципальных услугах.
4. При определенном оснащении учреждений образования, медицины и культуры техническими средствами и коммуникациями уровень использования ИКТ в социальной сфере остается недостаточным даже для начальной ступени развития информационного общества.
По состоянию на 2009 год основные показатели уровня внедрения ИКТ в указанных сферах деятельности составили:
доля библиотечных специалистов областных библиотек, использующих при формировании библиографической записи и поиске информации прикладные библиотечные программы в 2009 году, - 30%;
доля библиотечных специалистов муниципальных библиотек, использующих при формировании библиографической записи и поиске информации прикладные библиотечные программы, - 1%.
В связи с отсутствием финансирования в 2009 году не реализован доступ медицинских учреждений региона к телемедицинским технологиям.
5. Требует развития региональная и муниципальная нормативная база информатизации, в том числе в части обеспечения перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
6. Отсутствуют заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления, размещенные с использованием электронных торговых площадок.
7. Несмотря на очевидный прогресс в развитии систем телекоммуникаций на территории Орловской области, доступность современных инфокоммуникационных услуг для населения и значительной части социально важных предприятий и организаций региона (особенно в сельских районах) остается низкой.
Согласно данным Плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 13 февраля 2010 года N Пр-357, количество линий широкополосного доступа на 100 человек населения составляло в 2009 году 4,8.
Обеспеченность домашних хозяйств Орловской области персональными компьютерами по данным выборочного статистического обследования составила на конец 2009 года 49%.
8. Развитие информационного общества во многом определяется уровнем информационной культуры граждан, как потребителей услуг, так и служащих органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций. В Орловской области уровень информационной культуры и грамотности не позволяет реализовать стратегию развития информационного общества и в полной мере использовать имеющееся техническое и программное обеспечение.
В связи с отсутствием финансирования в 2008-2009 годах не осуществлялось мероприятие областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" по обучению в сфере использования информационных технологий государственных гражданских служащих, учителей, врачей, работников культуры, социальной защиты населения.
9. В 2009 году в рамках областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" проведено обследование используемых в органах исполнительной государственной власти области информационных систем, в том числе на предмет соблюдения требований законодательства о защите персональных данных. По результатам обследования должен быть проведен комплекс необходимых мероприятий.
10. Низкий уровень финансирования мероприятий областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" - фактически в 2009 году профинансировано мероприятий на сумму 5908,54 тыс. рублей, что составило менее 9,56% от необходимого объема. Помимо общего сокращения объемов финансирования, в рамках программы не финансировались мероприятия по информатизации в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения.
Указанные проблемы не позволяют на сегодняшний день сделать вывод о готовности Орловской области к созданию эффективно функционирующего электронного правительства, развитии на территории области информационного общества, повышении качества жизни граждан, обеспечении конкурентоспособности, развитии экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствовании системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Можно выделить следующие причины сложившейся ситуации:
1) ограничение объема финансирования мероприятий в сфере информатизации области в условиях мирового финансового кризиса;
2) отсутствие единой научно-технической политики в сфере ИКТ, проявляющееся, в частности, как в невысоком уровне предлагаемых программ и проектов, так и в недостаточном уровне их экспертизы;
3) недостаточная системность предпринимаемых действий, что приводит к снижению эффективности всех мероприятий в целом;
4) слабая ориентация комплекса программ и проектов на нужды конкретного гражданина, организаций и предприятий области.
Для решения указанных выше проблем с учетом причин их возникновения необходима разработка системной, комплексной, долгосрочной областной целевой программы "Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011-2018 годы)" (далее - Программа).
При разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011-2018 годы)" (далее - Программа) анализировались: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212, План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденный решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 года N Пр-357, решение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 12 февраля 2009 года, материалы и решения по результатам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 23 декабря 2009 года, предложения Орловской области в План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, предложения Орловской области по составу мероприятий для рассмотрения возможности их включения в проект долгосрочной целевой программы "Информационное общество (2011-2018 годы)", отчеты о реализации областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)", материалы ежегодного мониторинга информатизации Орловской области, материалы статистических исследований, федеральная и региональная нормативная правовая база в сфере ИКТ, концепции развития сферы ИКТ в других регионах Российской Федерации.
При разработке Программы учитывалась проводимая Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации работа по разработке долгосрочной целевой программы "Информационное общество (2011-2018 годы)".
Программа учитывает основные направления Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденные распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов исполнительной государственной власти.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении, повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию соответствующей Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления.
Возможная альтернатива использованию программного метода для решения указанных задач предполагает реализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия Правительством Орловской области решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае.
Реализация такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие государственные органы и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач по развитию информационного общества;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников, а также средств федерального бюджета для решения проблем в сфере развития информационного общества.
Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий, обеспечить координацию межотраслевых связей для решения выявленных проблем.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
1) риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти;
2) риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных государственных органов для оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы актами Правительства Орловской области и актами отдельных органов государственной власти Орловской области;
3) риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ (проектов, проектных решений), полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов исполнительной государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;
4) риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов исполнительной государственной власти. В целях минимизации этого риска организуется мониторинг использования информационных и телекоммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организуется система обратной связи, обеспечивающая получение данных о соответствии выполняемых работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;
5) риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной государственной власти. В целях минимизации этого риска планируется реализация только мероприятий, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных органов исполнительной государственной власти в информационных и телекоммуникационных технологиях, будут выполняться при реализации ведомственных программ внедрения таких технологий;
6) риск пассивного сопротивления отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов, единого идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным, религиозным причинам, низкий уровень компьютерной грамотности населения. В целях минимизации этих рисков для оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, по тем или иным причинам считающих получение услуг в электронном виде для себя неприемлемым, предполагается сохранение возможности получения услуг традиционным способом, а также включение в состав Программы мероприятий, направленных на повышение уровня информационной культуры и информационной грамотности населения, популяризацию и информирование населения и организаций о предоставляемых в электронном виде услугах и технологиях их получения.
Решение проблемы повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий в рамках программно-целевого метода представляется возможным несколькими путями.
Первый путь заключается в сохранении в несколько модифицированном виде характерного для существующей областной целевой программы "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" (2008-2010 годы)" подхода, в рамках которого приоритетной является информатизация деятельности органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления, а также отдельных отраслей социальной сферы. При этом задачи обеспечения доступности информации и услуг населению, предприятиям и организациям области являются вторичными. Реализация такого подхода с большой вероятностью приведет к углублению отставания Орловской области в реализации Стратегии развития информационного общества в целом и электронного правительства в частности от большинства субъектов Российской Федерации.
Второй подход к разработке Программы, являющийся предпочтительным, заключается в расстановке приоритетов, связей и последовательности мероприятий в соответствии с основными целями - повышением качества жизни граждан и созданием условий для ускоренного социально-экономического развития региона за счет полноценного использования ИКТ.
До настоящего времени при попытках реализации программ развития ИКТ первоочередное внимание уделялось информатизации различных структур управления (причем без реальной интеграции информационных систем этих структур). При достижении некоторых успехов в этом направлении интенсивность работ уменьшалась и конечная цель (улучшение качества жизни населения территории) не достигалась. Необходимо изменить приоритеты, и автоматизацию внутренних административных процессов рассматривать как необходимое и первоочередное, но вспомогательное и обеспечивающее звено для решения главных задач - предоставления качественных услуг гражданам, предприятиям и организациям в электронном виде и обеспечения высокого уровня доступности информации и технологий для населения, предприятий и организаций. Таким образом, главным становится "внешний" по отношению к органам управления сектор работы систем информатизации (граждане, предприятия и организации, а также другие органы управления).
Необходимыми условиями реализации такого подхода являются требования высокого уровня координации в реализации мероприятий Программы и системной проработки комплекса мероприятий Программы.
Преимуществом данного подхода является возможность в установленный срок сформировать полноценно функционирующее электронное правительство и преодолеть отставание Орловской области от регионов-лидеров в реализации Стратегии развития информационного общества.
Необходимость решения проблем программными методами обусловлена соответствием цели, задач и направлений предлагаемой к разработке Программы цели, задачам и направлениям реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, основным направлениям долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, одобренным распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
Кроме того, целесообразность разработки Программы продиктована разработкой на федеральном уровне, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 26 декабря 2009 года N Пр-3492 и Председателя Правительства Российской Федерации от 11 июня 2009 года N ВП-П9-3223 и от 19 января 2010 года N ВП-П10-222, федеральной долгосрочной целевой программы "Информационное общество (2011-2018 годы)". Наличие федеральной целевой программы аналогичного направления позволит привлечь средства федерального бюджета, а также использовать на безвозмездной основе разработанные и разрабатываемые в интересах субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета типовые программно-технические решения.
Основанием для разработки Программы являются:
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212;
Закон Орловской области от 13 мая 2008 года N 774-ОЗ "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.