Постановление Коллегии Орловской области от 22 февраля 2008 г. N 62
"О ходе реализации областной программы "Развитие малоэтажного
индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг."
Постановлением Коллегии области от 4 октября 2007 года N 228 одобрена областная программа "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг.". Законом Орловской области от 23 ноября 2007 года N 10/200-ОС программа утверждена. Общий объем финансирования программы составит 4,5 млрд рублей. Из областного бюджета в 2008 году на мероприятия программы определено финансирование в сумме 110 млн рублей. Программа обеспечит 4,5 тысячи семей собственными домами, для чего будет построено более 450 тысяч квадратных метров жилья, при этом доля малоэтажного строительства составит до 60 процентов от общего объема строящегося в области жилья.
Малоэтажное жилье является серьезным инструментом, который способствует увеличению объемов жилищного строительства в целом по области. В 2008 году прирост за счет индивидуального жилья составит 100 тыс.кв.м.
Созданы операторы реализации программы - ОГУП "Орловский региональный центр малоэтажного жилищного строительства" (Глазков В.А.), ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация" (Федотов К.И.). Операторы аккумулируют средства бюджетов всех уровней, средства граждан, организаций, кредитные средства и направляют их на строительство жилья. При этом предусмотрены эффективные схемы поддержки различных слоев населения, в том числе социально незащищенных.
Темпы строительства индивидуального жилья уже существенно увеличены в Залегощенском, Ливенском, Свердловском и Орловском районах. С октября 2007 года проведена инвентаризация незавершенного строительства, готовится документация на сформированные земельные участки для малоэтажной застройки в муниципальных образованиях области.
В целях выполнения программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг." Коллегия постановляет:
1. Утвердить Регламент организационного и финансового порядка реализации программы малоэтажного жилищного строительства (приложение).
2. Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики области (Вельковский Е.Н.) организовать совместную работу операторов программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг." и муниципальных образований области с целью обеспечения в 2008 году ввода индивидуального жилья на территории области общей площадью не менее 100 тыс.кв.м.
3. Департаменту аграрной политики (Серов В.М.), Департаменту экономической политики (Цикорев Н.Н.), Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики области (Вельковский Е.Н.) активизировать работу по привлечению средств в рамках федеральных программ "Жилище" и "Социальное развитие села до 2010 года.".
4. Департаменту финансовой политики области (В.Г.Щипкова) в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований на 2008 год по реализации областной программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг." включить в кассовый план выплат равномерное, но не менее 1/12 от общей суммы в месяц, финансирование соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета (60 млн рублей - в уставный капитал ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация", 50 млн рублей - в паевой фонд потребительского инвестиционного кооператива "Строительная сберегательная касса").
5. Операторам программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг." обеспечить выполнение мероприятий по ее реализации.
6. Рекомендовать главам районных и городских администраций области обеспечить выполнение мероприятий по реализации программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг.".
7. Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики области (Вельковский Е.Н.) выступить учредителем потребительского инвестиционного кооператива "Строительная сберегательная касса".
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии области В.А. Кочуева.
Председатель Коллегии |
Е.С.Строев |
Приложение
к постановлению Коллегии Орловской области
от 22 февраля 2008 г. N 62
Регламент
организационного и финансового порядка реализации программы малоэтажного
жилищного строительства
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в рамках поставленных задач по реализации областной программы "Развитие малоэтажного строительства в Орловской области на 2008-2010 г г." (далее - Программа).
1.2. Основной целью настоящего Регламента является определение общего организационного и финансового порядка реализации Программы с учетом использования гражданами собственных и привлеченных денежных средств, а также средств государственной поддержки.
1.3. Основными участниками реализации Программы являются:
- Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики;
- Департамент экономической политики Орловской области;
- Департамент финансовой политики Орловской области;
- Департамент аграрной политики Орловской области;
- Департамент социальной политики;
- операторы реализации программы (областное государственное унитарное предприятие "Орловский региональный центр малоэтажного жилищного строительства" (далее - ОГУП, Оператор 1), ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация" (далее - Корпорация, Оператор 2), потребительский инвестиционный кооператив "Строительная сберегательная касса" (Оператор 3);
- администрации муниципальных образований Орловской области;
- физические и юридические лица, осуществляющие жилищное строительство;
- физические лица, претендующие на улучшение жилищных условий с использованием средств бюджетных субсидий.
2. Основные участники Программы
2.1. Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области:
- взаимодействует с операторами реализации Программы по вопросам реализации мероприятий целевых программ, связанных с улучшением жилищных условий категорий граждан, установленных федеральным и региональным законодательством;
- разрабатывает мероприятия по реализации концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, предусмотренных целевыми программами;
- способствует организации работы операторов на базе современных механизмов ипотечного жилищного кредитования;
- взаимодействует с координатором (Минрегион России) и государственным заказчиком (Росстрой) целевых программ;
- осуществляет необходимые действия по нормативному обеспечению участия в программе физических лиц;
- доводит лимиты бюджетных ассигнований по ЦП;
- осуществляет организацию финансирования мероприятий в рамках ЦП.
2.2. Департамент экономической политики Орловской области:
- учитывает при разработке прогнозов развития территорий и отраслей экономики итоги и перспективы реализации мероприятий Программы;
- при согласовании проектов областных целевых программ определяет потребности в финансовых и материальных ресурсах с учетом положений Программы.
2.3. Департамент финансовой политики Орловской области:
- обеспечивает финансирование средств из областного бюджета в пределах утвержденных областным законом объема бюджетных ассигнований на основании кассового плана выплат по соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета в пределах доведенных бюджетных обязательств;
- осуществляет последующий контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы.
2.4. Департамент аграрной политики Орловской области:
- взаимодействует с операторами по вопросам реализации ЦП "Социальное развитие села до 2010 года", направления "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" приоритетного национального проекта "Развитие АПК", областной целевой программы строительства жилья на селе "Славянские корни";
- осуществляет взаимодействие с Министерством сельского хозяйства России по вопросам жилищного строительства на селе;
- осуществляет подготовку нормативной документации по участникам Программы для предоставления в Минсельхоз России;
- координирует выделение из областного бюджета и получение бюджетных средств, предусмотренных программами.
2.5. Департамент социальной политики Орловской области:
- взаимодействует с операторами по вопросам реализации ОЦП "Обеспечение доступным жильем молодых семей";
- осуществляет мероприятия по анализу и прогнозированию обеспеченности учреждений и организаций социальной сферы кадровыми ресурсами с учетом возможности улучшения жилищных условий молодых специалистов в рамках программы малоэтажного строительства.
2.6. Оператор реализации Программы 1:
- в целях обеспечения реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ по жилищному строительству взаимодействует с Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области, Департаментом социальной политики Орловской области, Департаментом аграрной политики Орловской области, Департаментом финансовой политики Орловской области, Администрациями муниципальных образований Орловской области;
- осуществляет подготовку проектов и способов инженерного обеспечения участков, планируемых под застройку (в т.ч. вправе предоставлять данные проекты Корпорации), а также производит анализ способов и методов уменьшения стоимости малоэтажного жилищного строительства (далее - МЖС) на базе применения местных строительных материалов и современных архитектурно- строительных решений;
- взаимодействует со строительными подразделениями, проектными организациями, базами строительной индустрии всех форм собственности по вопросам строительства малоэтажного доступного жилья.
При осуществлении своих функций ОГУП прежде всего исключительно ориентирован на льготные категории граждан в соответствии с целевыми программами и действующим законодательством.
2.7. Оператор реализации Программы 2:
- разрабатывает и внедряет современные организационные, кредитно-финансовые и инвестиционные механизмы взаимодействия участников реализации программных мероприятий;
- проводит работу по стимулированию МЖС на основе обобщения собственного опыта и опыта работы других регионов;
- осуществляет мониторинг фонда земельных участков и объектов незавершенного строительства;
- проводит анализ механизмов выделения земельных участков под застройку;
- реализует земельные участки под проектирование и строительство жилья по льготным и коммерческим ценам;
- создает и организует деятельность специализированных потребительских кооперативов;
- направляет предложения в органы государственной власти Орловской области о совершенствовании нормативно-правовой базы по малоэтажному жилищному строительству;
- осуществляет подготовку и сопровождение документов по ипотечному кредитованию, консультационное и информационное обслуживание граждан.
Постановлением Коллегии Орловской области от 17 июня 2008 г. N 194 последний абзац пункта 2.7. настоящего приложения изложен в новой редакции
В целях эффективной реализации программы малоэтажного жилищного строительства Корпорация по решению Коллегии Орловской области вправе осуществлять функции Оператора 1 в соответствии с действующим законодательством.
2.8. Оператор реализации Программы 3:
- привлекает денежные средства физических и юридических лиц в паевой фонд;
- размещает от своего имени привлеченные денежные средства;
- осуществляет выдачу займов гражданам в целях осуществления малоэтажного жилищного строительства и улучшения жилищных условий;
- аккумулирует средства потребительского перерабатывающего кооператива, выступая кредитором по отношению к нему.
3. Категории лиц, желающих улучшить жилищные условия в рамках Программы
3.1. Право принять участие в реализации Программы имеет гражданин РФ.
3.2. Участие в целевых программах осуществляется на льготных условиях для категорий населения:
- признанных в установленном порядке участников реализации целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей", при наличии документов о выделении субсидии за счет бюджетных средств;
- принимающих участие в реализации направления "Обеспечение жильем молодых специалистов и членов их семей", ПНП "Развитие АПК", ФЦП "Социальное развитие села".
3.3. Льготный режим участия заключается в снижении стоимости предоставления земельных участков, а также уровня платежей за оформление необходимой документации.
3.4. Для остальных физических лиц участие в Программе осуществляется на общих условиях.
4. Порядок взаимодействия органов государственного и муниципального
управления
4.1. Местным органам власти рекомендуется ежегодно, в срок, установленный органом исполнительной власти специальной компетенции, ответственным за реализацию целевых программ, предусматривающих оказание государственной поддержки, направлять заявки в уполномоченные департаменты Орловской области с предложениями на участие в мероприятиях по развитию малоэтажного строительства, оказанию целевой поддержки отдельным категориям населения.
4.2. Приложением к данным заявкам является документ, подтверждающий (гарантирующий) возможности софинансирования за счет местных бюджетов в установленном размере.
4.3. Департаментами области, в срок до рассмотрения проекта Закона о бюджете на очередной год, производится подготовка, согласование и предоставление на рассмотрение Коллегии области индикативного плана развития МЖС на очередной год с определением объема финансирования за счет бюджета Орловской области и категорий населения, получающих государственную поддержку в рамках реализации федеральных и областных целевых программ.
4.4. Муниципальные органы власти ежегодно определяют примерный перечень земельных участков, в будущем отводимых для малоэтажного жилищного строительства для Корпорации, обращаются с ходатайством в установленном порядке к Департаментам Орловской области для внесения сведений о возможном малоэтажном строительстве на территории муниципального образования. Муниципальные органы власти могут принимать участие в реализации Программы МЖС также путем выделения иных ресурсов.
4.5. Муниципалитеты совместно с Корпорацией в случае необходимости выступают с ходатайством о переводе земель сельхозназначения под цели жилищного строительства, принимают соответствующие меры по обеспечению кадастрового учета и определения прав собственности.
4.6. Осуществляется разработка и утверждение схем территориального планирования и Генеральных планов. В определенных случаях Коллегия Орловской области рассматривает вопрос по оказанию финансовой помощи муниципалитетам в разработке необходимых документов.
4.7. Для осуществления уставной деятельности Корпорации муниципальные образования области осуществляют передачу в уставной капитал Корпорации земельных участков (имущественных прав), определенных при ее создании. В случае необходимости пополнения земельного фонда Корпорация вправе самостоятельно приобрести земельные участки, выступая участником соответствующих гражданских правоотношений.
5. Организация предоставления земельных участков индивидуальным и
корпоративным застройщикам для строительства жилья
5.1. Организация предоставления гражданам (индивидуальным застройщикам) и предприятиям, организациям (корпоративным застройщикам) земельных участков для строительства жилья должна осуществляться в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Орловской области.
5.2. Организация предоставления гражданам земельных участков для строительства жилья отражена в установленном порядке в соответствии с Приложением 1 к данному регламенту, регулирующим условия передачи земельных участков, находящихся в собственности или пользовании Корпорации для жилищного строительства в собственность либо в аренду индивидуальным или корпоративным застройщикам с целью широкого развития жилищного строительства на территории области.
6. Порядок организации деятельности и взаимодействия специальных структур
по реализации Программы
6.1. Оператор 1 выступает в качестве заказчика по малоэтажному строительству, определяет и координирует строительные, проектные организации в установленном порядке.
6.2. Оператор 1 заключает договоры, с проектными организациями на создание и/или применение типовых проектов строительства и в дальнейшем осуществляет взаимодействие с организациями строительной индустрии на основе договоров с возможным использованием "твердых" цен на продукцию, работы и услуги.
6.3. Коллегия области, муниципалитеты, операторы заключают соглашение о реализации на территории муниципального района (городского округа) программ, подразумевающих выплату государственных субсидий.
6.4. Кредитно-финансовое обеспечение реализации Программы МЖС осуществляют операторы 2, 3.
6.5. Оператор 2 предоставляет земельные участки участникам Программы. Предоставление участков производится для участников мероприятий, пользующихся льготным режимом участия, согласно положениям раздела 3 данного регламента, для прочих граждан, желающих улучшить свои жилищные условия без привлечения средств государственной поддержки и не пользующихся льготным режимом участия - по рыночной стоимости.
6.6. В целях обеспечения выполнения обязательств всех участников мероприятий по развитию МЖС организуется сотрудничество со страховыми, оценочными, риэлтерскими компаниями.
Оператор 2 осуществляет полномочия управляющей компании по инженерному обеспечению (проведение конкурсов, возможность осуществления выдачи займов на эти цели, получение субсидий в рамках ФЦП и ОЦП) участков для жилищного строительства, которые в дальнейшем передаются получателю жилья. В целях эффективной реализации программы МСЖ Корпорация в случае необходимости вправе осуществлять функции Оператора 1 в соответствии с действующим законодательством.
6.7. Органы государственного управления совместно с Оператором 2 принимают меры по осуществлению кадастрового учета земельных участков, передаваемых для целей малоэтажного строительства.
7. Порядок действий гражданина, желающего принять участие в реализации
мероприятий Программы
7.1. Основными принципами участия в Программе являются добровольность, возможность привлечения собственных (в т.ч. полученных в распоряжение в качестве кредитов, займов) финансовых средств для участия в Программе, а также выполнение заемных, ипотечных, кредитных или иных финансовых обязательств.
7.2. Гражданин РФ имеет право выбора способа предоставления заявления и соответственно - получения документов разрешительного характера для индивидуального жилищного строительства:
- непосредственно обратившись в соответствующие местные разрешительные органы, представители которых осуществляют прием граждан;
- обратившись к оператором реализации Программы.
7.3. Физическое лицо - получатель жилья принимает решение о необходимости улучшения жилищных условий.
7.4. Если гражданин желает получить государственную субсидию, то в этом случае он обращается в муниципалитет.
7.5. Местные органы власти определяют, имеет ли право гражданин на получение субсидии за счет местного, областного, федерального бюджетов.
7.6. Местные органы власти определяют перечень необходимых разрешительных и сопроводительных документов. Заявитель готовит данные документы и предоставляет их в органы местного самоуправления
7.7. Если гражданин имеет право на получение субсидии, то производится сбор необходимых документов с последующим рассмотрением жилищных условий заявителя (весь перечень действий в соответствии с требованиями программ "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности").
7.8. Работодатель в установленных случаях заключает договор с работником о привлечении его в качестве молодого специалиста и гарантиях трудоустройства, а также возможном софинансировании жилищного строительства. Взаимодействие работодателя, местных органов власти и заявителя оговорено в установленном порядке.
7.9. Местные органы власти направляют заявки в уполномоченные органы исполнительной власти области (департаменты), далее в федеральные органы исполнительной власти для выделения субсидий. После принятия решения о признании гражданина получателем субсидии он должен открыть адресный лицевой счет. При получении субсидий в бюджет региона органы исполнительной власти региона осуществляют уведомление гражданина и перечисление средств на данный счет.
7.10. Участник мероприятий обращается в муниципалитет и Корпорацию для согласования перевода категории участка под цели жилищного строительства, а также для выделения земельного участка под жилищное строительство и его предоставления физическому лицу на правах аренды или собственности в соответствии с нормами жилищного, земельного и градостроительного законодательства.
7.11. По итогам рассмотрения заявления участника мероприятий об оказании поддержки за счет средств бюджетов всех уровней заявитель, обладая документами установленного образца, подтверждающими факт наличия в собственности земельного участка, разрешенного для целей МЖС, а также подтверждающими факт выделения (дальнейшего предоставления) целевой адресной субсидии, обращается в Корпорацию для осуществления подбора проекта и выполнения сметных работ либо выполнения строительно-монтажных работ.
7.12. Заявителю предоставляется возможность ознакомиться с перечнем документов, в том числе через наглядную информацию на информационных стендах, а также путем предоставления устных консультаций, которые должен включать входящий пакет.
7.13. Ответственность за достоверность информации, указанной в заявлении и комплекте документов, несет заявитель.
7.14. Заявитель обязан осознавать необходимость осуществления финансовых затрат в процессе улучшения жилищных условий в соответствии с установленной стоимостью строительства. Ориентировочная стоимость основных этапов подготовительных и строительно-монтажных работ должна быть представлена для ознакомления заявителя.
7.15. Осуществление всех процедур от предоставления заявления до получения конечного пакета документов производится, как правило, без личного присутствия заявителя, если нет необходимости присутствия заявителя.
7.16. Заявитель, обращаясь в Корпорацию посредством подачи письменного заявления, подтверждает согласие с дальнейшим заключением договора на подготовку проектно-сметной документации, выдачу необходимых разрешений и проведение согласований.
7.17. Основаниями для отказа заявителю в приеме документов или дальнейшем прохождении процедуры являются:
- недостоверность, неполнота или несоответствие сведений в предоставляемой заявителем документации;
- неполнота пакета входящих документов, предоставляемых заявителем;
- несоблюдение требований нормативно-правовых, ведомственно распорядительных актов, государственных норм в подаваемой документации;
- отсутствие технической или финансовой возможности рассмотрения документов.
7.18. В случае наличия оснований для отказа заявителю в прохождении процедуры, ему сообщается об этом в письменном виде в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с указанием конкретных причин отказа.
7.19. В случае отказа заявитель может подать документы на повторное рассмотрение после устранения причин, которые стали поводом для отказа.
7.20. Решение об отказе может быть обжаловано в порядке, определенном действующим законодательством.
7.21. Участник мероприятий обращается в Корпорацию для предоставления физическому лицу на правах аренды в соответствии с нормами жилищного, земельного и градостроительного законодательства (согласования перевода категории участка под цели жилищного строительства для выделения земельного участка под жилищное строительство).
7.22. Корпорация осуществляет подбор земельного участка. В случае если данный участок находится в собственности Корпорации и имеется в общем реестре участков, то заявитель получает в Корпорации участок земли с необходимым пакетом документов.
7.23. В случае если Корпорация не располагает необходимыми земельными ресурсами, то Корпорация может обратиться в органы местного самоуправления по территориальной подчиненности.
7.24. При условии, что заявитель заранее осознает необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов, он может в процессе подачи заявления и пакета документов осуществить ознакомление с действующими программами операторов 2 и 3.
7.25. Рассмотрение заявки участника мероприятий осуществляется одновременно с проведением подготовительно-разрешительных мероприятий.
7.26. В случае если заявитель отвечает требованиям, предъявляемым к получателям кредитных ресурсов, он оповещается о данном положении.
7.27. Корпорация, используя возможности в рамках действующего законодательства использования средств на условиях возвратности, срочности и платности, может предоставить кредитные ресурсы, включая и по программе "Славянские корни".
7.28. По итогам рассмотрения заявления и комплектования документов специалисты операторов осуществляют подготовку договора участника мероприятий о строительстве (приобретении) готового жилого дома "под ключ" или на отдельные виды работ (строительно-монтажные работы и/или т.д.). и осуществляют его подписание всеми сторонами.
7.29. Сроки рассмотрения документов устанавливаются исходя из совокупности длительности процессов, требующих административного вмешательства.
8. Использование кредитных ресурсов участниками мероприятий
8.1. Осуществление кредитования производится согласно приложению 1 к настоящему регламенту. Передача заемных средств производится в соответствии с заключенным договором займа, в т.ч. посредством:
- зачисления на счет заемщика или строительных организаций;
- перечисления на счета предпринимателям, оказывающим услуги (выполняющим работы) - после предоставления необходимых документов.
8.2. В договоре займа должен быть указан способ перевода денег по займу и реквизиты заемщика.
8.3. Заем на строительство или реконструкцию объектов недвижимости выдается в соответствии с графиком по частям.
8.4. Выдача займа на строительство объектов недвижимости осуществляется двумя или более частями. Рекомендуется определять размер первой части займа в пределах от 10% до 30% от суммы по кредитному договору. Каждая последующая сумма выдается только после предоставления заемщиком отчета об использовании предыдущей суммы.
8.5. Погашение займа производится ежемесячно равными долями, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем заключения договора займа. Последний платеж производится не позднее даты, установленной договором.
8.6. По итогам рассмотрения заявления осуществляется принятие решения положительного - договор , либо отрицательного, и происходит выдача конечного пакета, включающего документы, предоставленные заявителем, а также документы разрешительного характера, сметы и т.п.
Приложение 1
к Регламенту организационного и
финансового порядка реализации программы малоэтажного
жилищного строительства
Порядок
предоставления земельных участков индивидуальным и корпоративным
застройщикам для строительства жилья в рамках программы малоэтажного
жилищного строительства
Настоящий порядок предоставления гражданам (индивидуальным застройщикам) и организациям (инвесторам-застройщикам) земельных участков для строительства жилья (далее - порядок) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Данный порядок регулирует условия передачи земельных участков в собственность либо в аренду (субаренду) индивидуальным или инвесторам-застройщикам с целью широкого развития жилищного строительства на территории области.
В настоящем порядке используются следующие термины и определения:
- Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены кадастровым планом.
- Коммуникации - внешние, внутриквартальные, внутриплощадочные, внутридомовые инженерные сооружения, обеспечивающие снабжение природным газом, электрической энергией, водой, а также магистральные и внутриквартальные дороги.
- Инженерные коммуникации - внешние, внутриквартальные, внутриплощадочные, внутридомовые инженерные сооружения, обеспечивающие газо-, электроэнерго- и водоснабжение.
- Внеплощадочные инженерные сети электро- и газоснабжения - сети от магистральных коммуникаций до распределительных устройств на земельном массиве для индивидуального жилищного строительства.
- Внеплощадочные сети водоснабжения - скважины, насосные станции, сети до водонапорной башни, водонапорные башни (водонапорные башни являются распределительными устройствами по воде).
- Внутриплощадочные инженерные сети - сети от распределительных устройств до потребителя (до узлов учета).
- Внутридомовые инженерные сети - системы электро-, газо- и водоснабжения внутри жилых домов.
- Подключение к инженерным коммуникациям по временной схеме - подключение к внеплощадочным инженерным сетям в течение кратковременного периода по согласованию с соответствующими службами для организации строительства.
- Подключение к инженерным коммуникациям по постоянной схеме - подключение частных домовладений после ввода их в эксплуатацию к внутриплощадочным уличным сетям на основании соответствующих договоров.
- Срок строительства - промежуток времени между заключением договора аренды на землю покупателем и подписанием акта ввода индивидуального жилого дома в эксплуатацию.
I. Общие положения
Решение о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства либо инвесторам-застройщикам принимается в соответствии с градостроительным кодексом и обязательным проведением работ по формированию как отдельного земельного участка для гражданина, так и общего участка земельного массива для инвестора-застройщика. Формирование земельного участка включает:
- подготовку проекта границ земельного участка (массива) и установление его границ на местности (межевание);
- постановку земельного участка (массива) на государственный кадастровый учет;
- проведение мероприятий по приведению категории земельного участка (массива) в соответствие с его дальнейшим использованием для целей жилищного строительства;
- выполнение топографических работ и составление планов застройки земельного участка (массива);
- регистрацию перехода права собственности.
Решение о предоставлении земельных участков для индивидуального строительства жилья в собственность либо в аренду гражданам и юридическим лицам принимает соответствующий оператор реализации программы (согласно Регламенту ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация", далее -оператор) в лице ее органов управления, которые при этом руководствуются земельным, гражданским законодательством и настоящим порядком.
II. Порядок и условия предоставления земельных участков,
предназначенных для индивидуального жилищного строительства и
организациям (инвесторам-застройщикам)
Передача земельных участков от оператора организациям (инвесторам-застройщикам) производится на условиях аренды (субаренды) сроком до 5 лет.
Все расходы, связанные с оформлением необходимой документации на земельный участок (земельный массив) для застройки, в том числе на межевание, постановку на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию договора аренды (субаренды), подготовку проектной документации на инженерно-коммуникационное обустройство, строительство инженерных сетей и проведение инженерно-коммуникационного обустройства земельного участка, принадлежащего оператору, несет организация в лице инвестора-застройщика.
Если оператор предоставляет земельные участки с подготовленной градостроительной документацией и выносом в натуру границ земельных объектов, а также с построенными внутриквартальными инженерными сетями, инвесторы- застройщики обязаны возместить затраты оператора по данным видам работ.
В случае нереализации домов инвестор-застройщик имеет право выкупить данные дома, возместить оператору полную стоимость оформления необходимой документации на земельный участок (массив) в размере не менее 70 тысяч рублей и стоимость инженерных сетей в следующем порядке:
- стоимость инженерных сетей для малоэтажного строительства с участков, выделенных по социальной программе на льготных условиях;
- стоимость инженерных сетей для свободной реализации жилого дома при стоимости 1 кв. м. до 15 000 рублей составляет не менее 150 000 рублей;
- стоимость инженерных сетей для свободной реализации жилого дома при стоимости 1 кв. м. до 19 000 рублей составляет не менее 200 000 рублей;
- стоимость инженерных сетей для свободной реализации жилого дома при стоимости 1 кв. м. до 23 000 рублей составляет не менее 250 000 рублей;
- стоимость инженерных сетей для свободной реализации жилого дома при стоимости 1 кв. м. свыше 26 000 рублей составляет не менее 300 000 рублей.
Условия, на которых осуществляется строительство инженерных сетей (порядок их строительства, сдачи в эксплуатацию и т. д.), предоставление конкретных земельных участков через оператора гражданам в собственность после завершения строительства осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим порядком.
III. Порядок и условия предоставления земельных участков для
индивидуального жилищного строительства (индивидуальным застройщикам)
Предоставление земельных участков для жилищного строительства индивидуальным застройщикам осуществляется на основании поступивших заявлений.
Сбор заявлений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется органами местного самоуправления непосредственно или оператором. Других дополнительных документов от заявителей не требуется. При необходимости (в том числе поступлении жалоб, обращений) оператор в установленном законодательством порядке может осуществить проверку достоверности сведений, указанных в заявлении. Сбор заявлений носит открытый характер.
В вышеуказанном соглашении необходимо предусмотреть, что органы местного самоуправления с участием оператора проводят в трудовых коллективах, предприятиях и учреждениях, общественных организациях, предпринимательских объединениях непосредственно и через средства массовой информации работу по разъяснению порядка и правил предоставления земельных участков, доводят до них информацию об этих участках (местоположение, сроки предоставления, инженерное обустройство и т.д.). Совместно с руководителями и собственниками предприятий, профсоюзными организациями определяются меры финансово-кредитной, организационной и другой поддержки индивидуального жилищного строительства.
Эти меры включают следующие направления:
1. Выдача поручительств предприятиями и организациями за своих работников при предоставлении последним займов или кредитов для строительства индивидуального жилья.
2. Субсидирование процентной ставки займа или кредита, полученного застройщиком для строительства индивидуального жилья.
3. Предоставление займов или ссуд (как правило, беспроцентных) своим работникам за счет собственных средств предприятий.
4. Оказание помощи в строительстве со стороны предприятия строительными материалами, техникой, в том числе средствами малой механизации, рабочей силой и т.д.
5. Предоставление дополнительных отпусков.
Поступившие заявления систематизируются оператором. После этого оператор (его представители на местах) принимает заявителей и предоставляет им земельные участки в размерах и по местоположению в соответствии с их пожеланиями, оформляя это своим решением.
Оператор в десятидневный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка готовит землеустроительную документацию на участок и заключает договор с застройщиком о предоставлении участка в собственность на условиях, определенных настоящим порядком.
В случае если число поступивших заявлений превышает количество земельных участков на данной территории (земельном массиве), проводится жеребьевка. Лица, не попавшие в число тех, кому предоставляются участки по итогам жеребьевки, имеют право на участие в получении земельных участков на других территориях (земельных массивах). Близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки), выразившие желание приобрести земельные участки, граничащие между собой, имеют право участвовать в жеребьевке по коллективной заявке.
При предоставлении участка в собственность до застройщика доводится информация о решении органов местного самоуправления о том, что предоставленный в его собственность земельный участок как самостоятельный объект недвижимости в дальнейшем не подлежит дроблению на отдельные земельные участки на площади менее 0,15 га, предназначенные для индивидуального строительства либо для других целей. При слиянии двух и более земельных участков в установленном законодательстве порядке оператор в зависимости от фактически сложившейся площади нового земельного участка производит перерасчет первоначальной стоимости (сумма выкупной цены и предоставленных льгот по всем объединенным участкам).
Участки площадью 0,15 га, 0,25 га при планировании застройки должны иметь точные размеры. Участки свыше 0,25 га до предельных размеров, устанавливаемых муниципальными образованиями, могут иметь произвольную площадь в соответствии со сложившимися размерами при архитектурно-планировочных и топографических работах.
Данные условия в установленном законодательством порядке закрепляются в соответствующей генеральной схеме развития населенного пункта (правилами землепользования и застройки) и носят регулирующий характер.
Оценочная стоимость земельных участков определяется оператором. Эта стоимость является нормативной стоимостью при объявлении цены продажи и указывается в договоре.
Нормативный размер земельных участков:
- 0, 15 га для земельных участков в городских поселениях;
- 0, 25 га для земельных участков в сельских поселениях.
Одновременно предусматривается предоставление для индивидуальных застройщиков льгот, предусматривающих оплату стоимости земельного участка по частям:
- при передаче земельного участка площадью, не превышающей установленных для целей индивидуального жилищного строительства нормативных размеров, оплачивается часть стоимости земельного участка, которая определяется исходя из затрат, связанных с расходами по вводу земельного участка в оборот (в том числе: затраты на приобретение земельного участка в собственность оператора, затраты по всему комплексу подготовительных работ по передаче земельного участка под строительство и оформлению необходимых документов) и составляет порядка не менее 35 тысяч рублей;
- при передаче земельного участка в сельских поселениях площадью свыше нормативного размера земельного участка оплачивается не менее 25 тысяч за каждые сверхнормативные 100 квадратных метров земельного участка.
В городских поселениях оплата нормативной и сверхнормативной площади по решению оператора может увеличиваться, но не более чем в 2 раза.
Предоставление земельных участков будет производиться согласно образуемой очередности.
Условиями предоставления отсрочки (льгот) по оплате стоимости земельного участка в договоре должны предусматриваться следующие обязательства застройщиков, являющиеся неотъемлемой частью договора на передачу в собственность земельного участка, с их юридическим оформлением, гарантирующим обоюдную ответственность сторон:
1. Подписание договора-обязательства, согласно которому застройщик пользуется объектами инфраструктуры (объекты газоснабжения, электроснабжения, водопользования, дороги и другие коммуникации), которые построены полностью или с частичным привлечением средств из областного и (или) муниципальных бюджетов, а также за счет собственных средств застройщика в размере не мене# 10 тысяч рублей, уплачиваемые в рассрочку до 5 лет.
Для льготных категорий оплата строительства инженерных сетей производится на льготных условиях.
2. Обязательство собственника земельного участка в случае его продажи либо дарения третьему лицу незастроенным, участка с начатым строительством, а также участка вместе с завершенным строительством объектом внести (компенсировать) недоплаченную сумму коммерческой стоимости земельного участка, сложившейся в данном регионе, месте на данный период времени при его предоставлении в собственность, потерь оператора и сумму затрат, указанную в договоре на проектирование и строительство инженерных коммуникаций (газ, вода, электроэнергия).
Обязательство подводов коммуникаций по постоянной схеме к жилому дому принимает на себя оператор, который осуществляет подключение по отдельному договору на каждый вид услуг. В данном случае оператор руководствуется планом инженерного обустройства жилых массивов, подготовленным специализированной организацией и утвержденным в установленном порядке.
При сроках строительства жилья свыше 5 лет подключение осуществляется при условии возмещения всех затрат по каждому виду строительства инженерных сетей в расчете на один участок, указанный в договоре на подключение, в счет возмещения затрат на строительство и проектирование инженерных сетей, с учетом индекса инфляции с момента заключения договора на приобретение земельного участка, за вычетом части денежных средств, внесенных за счет собственных средств застройщика. Данные средства поступают на счет оператора.
Срок строительства определяется периодом времени от даты заключения договора аренды (субаренды) на земельный участок до момента подписания жилищной комиссией акта ввода дома.
Средства, поступающие от продажи земельных участков в собственность граждан, перечисляются на специально открытый для этих целей счет и используются в соответствии со сметой затрат оператора.
В случае если на земельном участке в течение трех лет не начато строительство, Корпорация вправе в соответствии с законодательством обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи.
В случае одностороннего отказа застройщика от приобретения земельного участка, повлекшего за собой расторжение договора купли-продажи, он обязан возместить затраты, понесенные оператором по оформлению указанного договора, в соответствии с разработанным соглашением (расчет затрат производится Корпорацией один раз в полугодие).
При реализации мероприятий, связанных с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, и во взаимоотношениях с застройщиками оператор принимает на себя следующие обязательства:
1. Обеспечение строительства инженерных коммуникаций и их подвода до мест подключения индивидуальных жилых домов (внеплощадочные магистральные и внутриплощадочные инженерные сети) по обеспечению водой, электрической энергией, неприродным газом в срок не позднее 3 лет после передачи участка.
2. Обеспечение строительства дорог, в том числе магистральных и внутриквартальных, в срок не более 5 лет.
3. Обеспечение подключения жилых домов к коммуникациям от обозначенных мест при выполнении застройщиком условий, на которых предоставляется участок (строительство дома в течение 5 лет). Подключение производится по определенным нормативным расценкам, связанным с выполнением данных работ.
4. Предоставление отсрочки платежа стоимости земельного участка с последующим его погашением (аннулированием обязательств) через 2 года после регистрации дома, если застройщиком выполнены условия договора. Отсрочка прекращается при неисполнении обязательств. Погашение обязательств может производиться также, если застройщиком в случае прекращения отсрочки полностью оплачивается стоимость земельного участка и затраты на строительство инженерных коммуникаций, указанные в договоре.
5. При строительстве не предусмотренных в договоре линий связи, кабельного телевидения и других дополнительных коммуникаций, в том числе подъездных путей к дому от внутриквартальной дороги, Корпорация согласовывает и содействует выполнению данных видов работ, которые осуществляются по инициативе и за счет собственных средств (долевого участия) застройщиков, либо по инициативе объединений (товариществ собственников жилья и т.п.) жителей.
Земельные участки предоставляются гражданам, имеющим стабильный доход либо имеющим средства для строительства жилья.
IV. Полномочия оператора при предоставлении земельных участков
индивидуальным корпоративным застройщикам и обустройстве территорий (улиц
и микрорайонов)
Оператор совместно с Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики области, Службой архитектуры и государственного регулирования градостроительной деятельности Орловской области и органами местного самоуправления в соответствии с условиями заключенных с ними договоров осуществляет:
1. Контроль за сроками и качеством строительства инженерных коммуникаций, в том числе в качестве заказчика в районах индивидуальной жилищной застройки, организацию их ввода в эксплуатацию (подключение), контроль за расчетами с исполнителями строительных работ, в том числе в случае нарушения сроков строительства.
2. Контроль за исполнением архитектурного плана застройки с привлечением органов архитектуры и градостроительства и при участии органов местного самоуправления, закреплением архитекторов по договору за конкретными микрорайонами.
3. Организацию работы жилищных комиссий по приемке жилых домов, учет ввода построенных домов.
4. Участие в рассмотрении и разрешении всех спорных вопросов, связанных с жилищным строительством.
Распределение в установленном порядке земельных участков на конкурсной или иной основе для обустройства рекреационных зон, застройки спортивными, культурно-развлекательными, торговыми и прочими объектами социального назначения.
5. Внесение предложений о присвоении названий микрорайонам, улицам, которые направляются органам местного самоуправления для принятия ими соответствующих решений по этим вопросам.
6. Мероприятия по созданию товариществ собственников жилья либо других подобных объединений.
7. Внедрение современных информационных технологий по контролю за ходом исполнения программы индивидуального жилищного строительства.
V. Отказ в предоставлении земельного участка
1. Гражданину может быть отказано в предоставлении земельного участка в случаях:
- если гражданин заявляет о своем нежелании заключить договор о предоставлении земельного участка;
- если гражданин в течение 30 календарных дней не является без уважительной причины для заключения договора о предоставлении земельного участка либо надлежащим образом не уведомит о своем намерении или иным образом уклоняется от заключения договора;
- если гражданин не оплачивает стоимость земельного участка в соответствии с настоящим порядком;
- повторное предоставление земельного участка.
2. Учет сведений об отказе в предоставлении земельных участков ведет оператор.
3. В случаях если гражданин уплатил какую-либо сумму в счет исполнения договора, она подлежит возврату в полном объеме на счет гражданина.
VI. Отчуждение земельного участка
1. Земельный участок может быть отчужден с согласия Корпорации супругу или близким родственникам индивидуального застройщика (родственникам по прямой восходящей и нисходящей линии - родителям и детям, дедушке, бабушке и внукам , полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братьям и сестрам) при условии перевода обязательств индивидуального застройщика, которые он имеет по договору купли-продажи земельного участка перед Корпорацией, на приобретателя.
2. Проверку достоверности сведений о близком родственнике проводит юридический отдел Корпорации на основании сведений, представляемых застройщиком.
Приложение 2
к Регламенту организационного и финансового
порядка реализации программы малоэтажного
жилищного строительства
Порядок
предоставления целевых займов для осуществления малоэтажного жилищного
строительства в рамках программы малоэтажного строительства жилья
I. Общие положения
1.1. Порядок предоставления целевых займов для осуществления малоэтажного жилищного строительства (далее - регламент) определяет основополагающие условия предоставления целевых займов на осуществление малоэтажного жилищного строительства в соответствии с программой "О развитии малоэтажного строительства в Орловской области на 2008-2010г г.".
1.2. В настоящем документе за основу взяты социально-целевые ориентиры, установленные:
- приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- федеральной целевой программой "Жилище" (на 2002-2010 годы) (и соответствующими подпрограммами,в т.ч. подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей");
- концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации;
- областной целевой комплексной программой "Обеспечение жильем молодых семей (2006 - 2010 годы)";
- областной комплексной программой "О развитии малоэтажного строительства в Орловской области на 2008-2010 г г.";
- иными целевыми программами (подпрограммами) в рамках ФЦП "Жилище".
II. Лица, имеющие право на предоставление целевых займов
2.1. Целевые займы на осуществление малоэтажного жилищного строительства предоставляются гражданам РФ.
2.2. При предоставлении займов организуется ведение реестра заемщиков и формирование очередности на получение целевых займов.
2.3. При формировании очередности заемщиков на получение целевых займов устанавливается преимущественное право на получение целевых займов льготными категориями граждан, установленными федеральными целевыми программами и целевыми программами Орловской области.
III. Условия предоставления целевых займов
3.1. Предоставляемый заем является целевым и предоставляется на осуществление малоэтажного строительства жилья на условиях возвратности и обеспечения обязательств.
3.2. Предоставляемый целевой заем является денежным и процентным.
3.3. Размер процентной ставки по целевому займу составляет 8 процентов годовых, за исключением льготных категорий граждан, определенных действующим федеральным законодательством и законодательством Орловской области, для которых устанавливается 6-процентная годовая ставка.
3.4. Сумма предоставляемого займа составляет до 70 процентов от стоимости строительства малоэтажного жилого дома.
3.5. Сумма займа предоставляется частями по этапам строительства малоэтажного жилого дома.
3.6. Срок возврата полученного займа составляет до 5 лет.
3.7. Возврат суммы займа и уплата процентов производится ежемесячно равными частями.
3.8. Необходимыми условиями предоставления целевого займа являются:
- членство в уполномоченном специализированном потребительском кооперативе - потребительском инвестиционном кооперативе "Строительная сберегательная касса" - оператор реализации программы 3 (далее - кооператив или оператор);
- наличие собственных средств в размере 1/2 от суммы займа или накопление в кооперативе (этап накопления) до 1/2 от суммы займа;
- истечение выбранного срока ожидания (этап ожидания).
3.9. Собственные средства заемщика вносятся в паевой фонд оператора в виде паевого взноса. Паевой взнос подлежит возврату заемщику (члену кооператива) после предоставления целевого займа для окончания строительства малоэтажного жилого дома.
3.10. Член Кооператива вправе накопить в Кооперативе до 1/3 от суммы займа (паенакопления) при условии первоначального единовременного внесения не менее 10 процентов от суммы займа.
3.11. В целях экономической сбалансированности и финансовой устойчивости при организации предоставления целевых займов устанавливается режим ожидания - нахождение на этапе ожидания получения целевого займа.
3.12. Срок ожидания избирается заемщиком (членом кооператива) самостоятельно, исходя из его финансовых возможностей и запланированного срока рассрочки (срока займа).
3.13. Определение срока ожидания строится по принципу: 1 месяц ожидания предоставляет право на 1 год рассрочки.
3.14. При нахождении заемщика (члена кооператива) на этапе накопления ему предоставляется право на увеличение заработанной рассрочки на этапе ожидания на 2 месяца за каждый месяц накопления.
3.15. Вне зависимости от выбранного заемщиком режима накопления и ожидания общий срок рассрочки (срок займа) не может превышать 5 лет.
3.16. Накопление заемщиком может производится в режимах срочного или свободного накопления паевого взноса, на условиях индивидуального графика накопления паевого взноса.
IV. Заключительные положения
4.1. Настоящий регламент закрепляет основополагающие рекомендуемые условия предоставления заемщикам целевых займов на осуществление малоэтажного жилищного строительства.
4.2. Непосредственные (конкретные) условия предоставления целевых займов на осуществление малоэтажного жилищного строительства (в т.ч. по формированию резервного фонда (для компенсации расходов по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств), уплате целевых взносов связанных с членством в кооперативе (в т.ч. вступительного, членского) устанавливаются в соответствии с локально- нормативными актами кооператива и договорами, подписанными между кооперативом и заемщиками иных соответствующих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Орловской области от 22 февраля 2008 г. N 62 "О ходе реализации областной программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010гг."
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Орловской области от 8 октября 2008 года N 312
Постановление Коллегии Орловской области от 18 июня 2008 г. N 201
Постановление Коллегии Орловской области от 17 июня 2008 г. N 194
Постановлением Правительства Орловской области от 29 марта 2012 г. N 92 настоящее постановление признано утратившим силу