Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Мценского районного Совета народных депутатов Орловской области от 21 февраля 2012 г. N 88 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
Приложение
к решению
Мценского районного
Совета народных депутатов
Орловской области
от 22 декабря 2010 г. N 440
Районная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы"
21 февраля 2012 г.
Паспорт районной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"
Наименование программы |
"Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" (далее также - программа) |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Орловской области от 3 августа 2010 г. N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" |
Заказчик программы |
Администрация Мценского района |
Разработчик программы |
Отдел по работе с молодежью, физической культуре и спорту администрации Орловской области |
Руководитель программы |
Администрация Мценского района |
Цель и задача программы |
основная цель программы - муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основная задача программы - предоставление молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса |
Сроки реализации программы |
2011 -2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Программа финансируется за счет средств федерального, областного, бюджета района, собственных и заемных средств молодых семей. Общий объем финансирования из бюджетов трех уровней составит 17236,46 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (прогнозируемый объем) - 8618,23 тыс. рублей; за счет средств бюджета Орловской области (прогнозируемый объем) - 5601,85 тыс.рублей; за счет бюджета района - 3016,38 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
успешное выполнение мероприятий программы в 2011 - 2015 годах позволит обеспечить жильем 26 молодых семей, а также обеспечит: создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственных средств граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в регионе |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В современных условиях развития социально-экономической и политической системы России выявляется ряд негативных тенденций, характерных, в первую очередь, для молодого поколения. Такими проблемами являются: общее снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей и, как следствие, уменьшение численности коренного населения. В комплексе эти проблемы и являются первостепенной составляющей депопуляционных тенденций.
Для Орловщины, в частности для Мценского района, где традиционно большое внимание уделяется вопросам стабилизации демографической ситуации, данная проблема также актуальна.
Поэтому главная задача, которую призваны решать органы государственной и муниципальной власти, - создание комплексной системы поддержки молодых семей, в первую очередь, через оказание им со стороны государства финансовой субсидиарной помощи в целях приобретения и строительства жилья.
Трудное жилищное положение оказывает отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижают уровень рождаемости и увеличивают количество разводов среди молодых семей. В целом, средний количественный состав каждой семьи, занимающей отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату, живут с родителями или в общежитии.
Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей (2006 - 2010 годы)" межмуниципальной программы "Жилище", утвержденной Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 29.04.2008 N 158 , позволила частично решить указанную проблему. Всего на территории района за период 2006 - 2009 годов в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей (2006 - 2010 годы)" улучшили свои жилищные условия 18 семей. На реализацию подпрограммы в указанный период из средств бюджета Мценского района выделено 908,57 тыс. рублей, из средств областного бюджета - 1,82 млн. рублей, из средств федерального бюджета - 3,35 млн. рублей. Вместе с тем, заявления на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей (2006 - 2010 годы)" уже подали более 16 молодых семей. Увеличивающееся количество молодых семей, желающих участвовать в указанной программе, говорит о ее популярности среди молодых семей и необходимости продолжить работу по реализации данной программы в 2011 - 2015 годах.
Молодые семьи в основном не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, поскольку не в состоянии оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи чаще всего являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная и муниципальная помощь на оплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов будет являться для молодежи хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для данной наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в районе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
В этой связи использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, которые будут оказывать молодым семьям целевую государственную и муниципальную поддержку в вопросах приобретения (строительства) жилья путем дифференцированного и адресного предоставления социальных выплат из средств муниципального, областного и федерального бюджетов.
Отказ от программно-целевого метода в решении задач программы не позволит молодым семьям получить помощь в улучшении жилищных условий, кроме того, эту возможность потеряют молодые семьи, уже поставленные на учет по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей (2006-2010 годы)", что негативным образом отразится на социальной обстановке в районе.
Районная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" позволит улучшить жилищные условия молодых семей в Мценском районе, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, создаст условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в ипотеку.
Районная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 -2015 годы" разработана для реализации на территории Мценского района мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, направленной на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
II. Цель и задача программы, целевые индикаторы
и показатели, сроки и этапы реализации
Основной целью программы является предоставление государственной и муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая в Мценском районе (далее - молодая семья).
Основной задачей программы является обеспечение предоставления молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса (далее - социальные выплаты).
Молодые семьи - участники программы могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономического класса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций осуществляется органами исполнительной государственной власти Орловской области, участвующими в реализации программы.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках программы из федерального бюджета, бюджета Орловской области и из бюджета Мценского района, при улучшении жилищных условий только один раз.
Целевые индикаторы и показатели программы приведены в Приложении 3 к настоящей программе.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение целей и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов
реализации основных мероприятий программы
Реализация задач программы предполагает осуществление ряда мероприятий программы, не требующих дополнительного финансирования, по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
организационное обеспечение реализации программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку и обновление нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются:
- разработка и обновление финансовых и экономических механизмов оказания муниципальной поддержки молодым семьям в жилых помещениях;
- подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджета на соответствующий год и плановый период.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
1) признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном требованиями программы;
2) формирование списков молодых семей для участия в программе;
3) определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий программы;
4) выдача молодым семьям свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе за счет субсидий (субвенций) из бюджета Орловской области (выдача свидетельств может осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области при условии заключения соответствующего соглашения о реализации программы с органом местного самоуправления).
IV. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Основными источниками финансирования программы являются:
- средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы);
- средства бюджетов Орловской области и Мценского района;
- средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
- средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем финансирования из бюджетов трех уровней составит 17236,46 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета (прогнозируемый объем) - 8618,23 тыс.рублей;
- за счет средств бюджета Орловской области (прогнозируемый объем) - 5601,85 тыс. рублей;
- за счет бюджета района -- 3016,38 тыс. рублей.
Структура финансирования программы приведена в приложении 1 к настоящей программе. Объемы финансирования программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению по результатам проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в планируемом году в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Объемы финансирования программы за счет средств бюджета Орловской области определены исходя из правил предоставления социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы при коэффициенте бюджетной обеспеченности равном 0,6 и могут корректироваться в планируемом году при изменении долей софинансирования программы в соответствии с изменением коэффициента бюджетной обеспеченности Орловской области. Объемы финансирования из бюджета района могут увеличиваться в зависимости от собственных доходов.
V. Механизм реализации программы, управление
реализацией и мониторинг программы
Механизм реализации программы предполагает оказание государственной и муниципальной поддержки молодым семьям - участникам программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована:
на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения;
осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после чего жилое помещение, приобретенное кооперативом для молодой семьи, переходит в собственность данной молодой семьи;
уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или ипотечного жилищного займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Молодая семья имеет право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредиту или займу, в том числе по ипотечному жилищному кредиту, предоставленному на приобретение жилья по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома, в случае если дом введен в эксплуатацию, и право собственности молодой семьи (отдельных членов молодой семьи) на приобретенное жилое помещение зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Существуют особенности использования социальной выплаты на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Молодым семьям - участникам программы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (условия участия Орловской области в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы).
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на право получения социальной выплаты для приобретения жилья, которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в программе (администрацией Мценского района), либо уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области при условии заключения соответствующего соглашения о реализации программы.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный уполномоченным органом исполнительной власти Орловской области для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Критерии отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы и Центральным банком Российской Федерации.
Банки, претендующие на участие в программе, должны удовлетворять следующим критериям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории Орловской области.
Социальная выплата предоставляется администрацией Мценского района за счет средств местного бюджета в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, в том числе за счет субсидий или субвенций из средств бюджета Орловской области.
Высший орган исполнительной власти Орловской области и органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, определяют объемы бюджетных ассигнований для реализации программы и предусматривают эти объемы в бюджете Орловской области и (или) местных бюджетах.
Средства, предусмотренные на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в федеральном бюджете, в установленном порядке перечисляются в виде субсидии бюджету Орловской области, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных государственным заказчиком, на основании соглашений между государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и высшим органом исполнительной власти Орловской области. Указанные соглашения заключаются в соответствии с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субьектов Российской Федерации субсидий на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Размер уровня софинансирования расходного обязательства Орловской области на реализацию мероприятий программы за счет субсидий из федерального бюджета будет определяться по формуле:
У = 0,3/КБО ,где:
У - уровень софинансирования расходного обязательства Орловской области;
0,3 - средний уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации;
КБО - показатель уровня бюджетной обеспеченности Орловской области на соответствующий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
При этом уровень софинансирования расходного обязательства Орловской области не может быть менее 5 процентов и более 95 процентов от общего объема расходных обязательств Орловской области.
Доля средств федерального бюджета в социальной выплате определяется по формулам:
ДСФ = 35хУ - для молодых семей, не имеющих детей;
ДСФ = 40 х У - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, где:
ДСФ - доля средств федерального бюджета в социальной выплате;
У - уровень софинансирования расходного обязательства Орловской области.
Доля средств местного бюджета в социальной выплате определяется по формулам:
ДСМ = 1/3 (35 - 35 х У) - для молодых семей, не имеющих детей;
ДСМ =1/3 (40 - 40 х У) - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, где:
ДСМ - доля средств местного бюджета в социальной выплате;
у - уровень софинансирования расходного обязательства Орловской области.
При расчете доли средств федерального и местного бюджетов в социальной выплате полученное значение указанных показателей округляется до целого числа.
Доля средств бюджета Орловской области в социальной выплате определяется по формулам:
ДСО = 35 - ДСМ - ДСФ - для молодых семей, не имеющих детей;
ДСО = 40 - ДСМ - ДСФ - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, где:
ДСО - доля средств бюджета Орловской области в социальной выплате;
ДСМ - доля средств местного бюджета в социальной выплате;
ДСФ - доля средств федерального бюджета в социальной выплате.
Возможными формами участия организаций в реализации программы, за исключением организации, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и органами исполнительной власти Орловской области и (или) органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Орловской области.
Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации программы приведены в приложении 2 к программе.
VI. Предоставление субсидии из бюджета Орловской области
местным бюджетам, ее использование
Порядок предоставления из бюджета Орловской области местным бюджетам субсидий на реализацию мероприятий программы определяется долгосрочной областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (в редакции Постановлений Правительства Орловской области от 06.05.2011 N 140, от 01.12.2011 N 414).
VII. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности программы
Эффективность реализации программы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджета Орловской области и бюджета Мценского района будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора - количества молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджета Орловской области и местных бюджетов.
Успешное выполнение мероприятий программы позволит в 2011 - 2015 годах обеспечить жильем 32 молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе:
2011 год - 4 молодые семей;
2012 год - 6 молодых семей;
2013 год - 6 молодых семей;
2014 год - 8 молодых семей;
2015 год - 8 молодых семей, а также позволит обеспечить:
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств, кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.