Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Одним из факторов, определяющих состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на спортивных соревнованиях различных уровней являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любого города, региона или страны в целом.
Именно решение проблемы физического воспитания и здоровья жителей города Орла, формирование ценностей здорового образа жизни и создание условий для активного отдыха людей всех возрастных групп, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения города, повышение уровня подготовленности в спорте, позволяющего спортсменам показывать достойные результаты на соревнованиях различного ранга, и может быть определено в качестве основной задачи развития физической культуры и массового спорта в городе Орле.
Данная программа способствует решению этой задачи в городе, что в конечном итоге повысит доступность и качество спортивно-оздоровительных занятий, учебно-тренировочного процесса и проведения спортивных соревнований с различными категориями населения.
В городе имеются 468 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью 13365 человек, в том числе: стадионы - 2 шт., плавательные бассейны - 20 шт., плоскостные спортсооружения - 170 шт., спортивные залы - 111 шт., 2 крытых катка с искусственным льдом, легкоатлетический манеж, 23 сооружений для стрелковых видов спорта, другие спортивные сооружения - 139 шт. Ежегодно к летнему сезону подготавливается 140 открытых спортплощадок по месту жительства и в образовательных учреждениях, в зимнем сезоне функционируют четыре площадки для массового катания на коньках с пунктами проката коньков, оборудуются 24 хоккейных корта.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 года N 1683-р "Об одобрении Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" норматив показателя единовременной пропускной способности спортивных сооружений составляет 1,9 тыс. чел. на 10,0 тыс. жителей. Соответственно, в городе Орле единовременная пропускная способность спортивных сооружений должна составлять 59,9 тыс. человек (в настоящее время - 13,4 тыс. человек), их количество должно быть в несколько раз больше.
При нормативе обеспеченности спортивными сооружениями (спортивными залами) 3,5 тыс. кв. м на 10,0 тысяч населения, с учетом плотности населения для обеспечения минимальной двигательной активности, в городе Орле в 2010 году должно было быть 110,3 тыс. кв. м., фактически было 38,9 тыс. кв. м.
При нормативе обеспеченности плавательными бассейнами 750 кв. м. на 10 тыс. населения в городе Орле в 2010 году должно было быть 23,6 тыс. кв. м., фактически было 2,0 тыс. кв. м.
При нормативе обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями 19,5 тыс. кв. м. на 10,0 тыс. населения в городе Орле в 2010 году должно было быть 614,6 тыс. кв. м., фактически в 2010 году было 284,0 тыс. кв. м.
В настоящее время обеспеченность спортивными сооружениями в городе Орле от нормативной потребности составляет:
- единовременная пропускная способность 22,4%;
- спортивные залы 35,3%
- плавательные бассейны 8,4%;
- плоскостные спортивные сооружения 46,2%.
В этой связи необходимо увеличить к 2015 году количество спортивных сооружений до 500 единиц с единовременной пропускной способностью 15900 человек за счет строительства хоккейных кортов с искусственным льдом, оборудованной и освещенной лыжной трассы, крытых бассейнов, современного спортивного зала и комплексных спортивных площадок по месту жительства.
В городе Орле работают 993 физкультурно-спортивных работников, из них:
Физкультурные работники |
Количество человек |
Работники дошкольных учреждений |
75 |
Учителя физической культуры |
94 |
Преподаватели начального профессионального образования |
5 |
Преподаватели средних специальных учебных заведений |
29 |
Преподаватели высших учебных заведений |
117 |
Работники физической культуры и спорта учреждений дополнительного образования детей |
428 |
Работники адаптивной физической культуры |
22 |
Работники физической культуры и спорта предприятий, организаций и учреждений |
102 |
Работники спортивных сооружений |
26 |
Работники физкультурно-спортивных организаций и другие |
95 |
Из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья молодые специалисты с высшим образованием неохотно идут на тренерско-преподавательскую работу.
Несмотря на увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (49294 человек - 15,4% в 2007 году, 49769 человек - 15,8% в 2010 году), город Орел отстает от общероссийского показателя - 17,3%. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации определено увеличение показателя в 2015 году до 30%, в Орловской области - 19%. В городе Орле необходимо увеличить численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 69000 человек, что составит 22% от общей численности населения города.
Одной из основополагающих задач является создание условий для развития физической культуры и спорта среди детей, подростков, молодежи. Не в полной мере проводится работа по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, недостаточное число занимающихся в спортивных секциях школьников и студентов средних специальных учебных заведений. Незначительный рост учащихся, занимающихся в спортивных школах (26,1% в 2009 году, 26,3% в 2010 году), обусловлен лишь снижением числа учащейся молодежи на 360 человек. К 2015 году необходимо увеличение доли учащихся, занимающихся в спортивных школах, до 40%.
В течение последних лет в городе сформировались неблагоприятные тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения. В условиях неустойчивого развития экономики серьезную опасность для здоровья граждан представляют проблемы наркомании, алкоголизма и табакокурения. Наряду с этими причинами существенное негативное воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребности и возможности у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения не только в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях, но в большей степени они затронули трудовые и производственные коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня физкультурно-оздоровительные и спортивные организации в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся. Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих тысяч трудящихся. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению.
Общая ситуация с физической культурой и массовым спортом в настоящее время характеризуется:
- недостаточным уровнем обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и неудовлетворительным техническим состоянием многих из них;
- нехваткой необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса;
- невысоким процентом охвата занимающихся физической культурой и спортом;
- разрушением системы физической культуры на предприятиях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах;
- снижением интереса и потребности большинства людей к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно;
- недостаточным и нестабильным бюджетным финансированием и отсутствием заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта;
- отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и населением по месту жительства;
- недостаточной нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта;
- недостаточной работой по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
Опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Необходимо объединение усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан для развития физической культуры и спорта в городе.
Анализ реализации предыдущих муниципальных Программ выявил необходимость разработки новой муниципальной целевой программы, направленной на дальнейшее развитие физической культуры и спорта в городе Орле в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением администрации города Орла от 30 ноября 2007 года N 2810.
При решении проблемы без программно-целевого метода возможны следующие негативные тенденции:
1) ограничение участия спортсменов в соревнованиях различного уровня, что повлечет за собой снижение спортивного мастерства ведущих спортсменов;
2) проведение недостаточного количества массовых спортивных соревнований, в результате чего уменьшится число занимающихся физической культурой и спортом;
3) дальнейшее сокращение и устаревание материально-спортивной базы в городе, что не позволит заниматься спортом всем желающим.
В целом, акцент будет сделан на развитии массового спорта в городе Орле; основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан; финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни; будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности населения в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что, в конечном счете, положительно скажется на повышении качества жизни, демографической ситуации, развитии человеческого потенциала, развитии инфраструктуры отрасли, обеспечении потребности экономики в трудовых ресурсах.
При этом расходы на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан города Орла.
Сфера физической культуры и спорта представляет собой широкий спектр деятельности учреждений, предприятий, организаций, а также частных лиц по оказанию населению различного рода услуг и требует комплексного и системного подхода.
В связи с этим возникает необходимость решения задач по развитию физической культуры и спорта программно-целевым методом во взаимодействии с другими отраслями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.