Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Формы и гарантии непосредственного
участия населения в местном самоуправлении
Статья 15. Право населения района на участие в местном самоуправлении
1. Жители района осуществляют свое право на местное самоуправление в районе в соответствии с федеральными законами, законами Орловской области, настоящим Уставом путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (собрания, сходы граждан), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории района, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане, проживающие на территории района, имеют право:
- избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
- равного доступа к муниципальной службе;
- обращения в органы местного самоуправления и к их должностным лицам;
- заслушивать отчеты Главы администрации района, депутатов районного Совета;
- отзывать Главу администрации района, депутатов в установленном порядке;
- ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;
- получения другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Статья 16. Местный референдум
1. Местный референдум проводится для решения непосредственно населением района наиболее важных вопросов, находящихся в ведении местного самоуправления (местного значения).
Референдум назначается только на выходной день по календарю. Не допускается назначение референдума на праздничный день.
На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 20 часов.
2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
- о принятии или об изменении районного бюджета, исполнении, изменении финансовых обязательств органов местного самоуправления;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- введения, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- вопросы, не находящиеся в ведении органов местного самоуправления района.
3. Право назначения референдума принадлежит районному Совету народных депутатов.
4. Решение о назначении референдума принимается районным Советом народных депутатов по собственной инициативе или по инициативе:
- не менее пяти тысяч жителей района, обладающих избирательным правом и надлежащим образом подписавших коллективное обращение;
- Главы администрации района;
- не менее одной трети депутатов, избранных в районный Совет народных депутатов;
- не менее одной трети представительных органов местного самоуправления 1 уровня.
5. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории района, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
6. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей района, имеющих право на участие в референдуме.
Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины жителей района, принявших участие в референдуме.
7. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и может быть отменено или изменено путем принятия нового решения на референдуме, но не ранее двух лет после принятия первого решения, либо признано недействительным в судебном порядке.
Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
8. Принятое на референдуме решение подлежит обнародованию не позднее трех дней после определения результатов референдума путем опубликования в районной газете и вступает в силу в день его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.
Статья 17. Муниципальные (местные) выборы
1. Выборы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и добровольном голосовании. Организация районных выборов обеспечивает установленные федеральным законом избирательные права граждан.
2. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающему на территории района и достигшему 18-летнего возраста.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
4. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Орловской области.
Статья 18. Собрания и сходы граждан
1. На территории района могут созываться собрания и сходы граждан для решения вопросов местного значения.
2. Собрание (сход) - форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории района.
3. Собрания (сходы) жителей по поселениям, улицам созываются по мере необходимости по инициативе органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, депутатов, чьи избиратели проживают на данной территории, или по инициативе граждан из числа не менее 10% постоянных жителей данной территории, обладающих избирательным правом.
Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем не менее половины общего числа жителей соответствующей территории, обладающих избирательным правом.
4. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициатором созыва и утверждаются большинством голосов присутствующих на собрании (сходе).
Для ведения собрания (схода) избираются председатель и секретарь.
5. К компетенции собрания (схода) граждан относятся вопросы:
а) избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений о них;
б) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления и отчетов об их исполнении;
в) принятие решений о добровольном выполнении жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране природы и памятных мест, организации досуга и отдыха, охраны общественного порядка и т.д.;
г) принятие решения о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды;
д) решение иных вопросов местного значения, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.
Статья 19. Народная правотворческая инициатива
1. Граждане, постоянно проживающие на территории района, имеют право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, то есть право вносить проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления при условии поддержки данных проектов не менее 2% избирателей, постоянно проживающих на территории района.
2. Проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в районный Совет народных депутатов, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей от населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию в районной газете.
Статья 20. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане, проживающие на территории района, имеют право на индивидуальное и коллективное обращение в районный Совет народных депутатов, администрацию района и к их должностным лицам.
2. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому обратившемуся к ним возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения другой полной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения граждан в срок до одного месяца со дня обращения; а на обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
4. Порядок рассмотрения обращений граждан и ответственность за его нарушение устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.
Статья 21. Территориальное общественное самоуправление
Территориальное общественное самоуправление населения (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района (улиц, дворов, сел, деревень и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемый им орган территориального общественного самоуправления.
2. Территории, на которых действуют органы ТОС, устанавливаются в порядке, определенном Законом Орловской области.
3. Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя собрания (сходы) граждан, советы и комитеты улиц, домов, дворов и тому подобное.
4. Органы ТОС регистрируются в соответствующем органе местного самоуправления 1 уровня. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
5. Органы территориального общественного самоуправления не являются юридическими лицами. Они могут наделяться правами юридического лица с момента государственной регистрации в регистрирующем органе.
6. Порядок создания, организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется настоящим Уставом, а также положением о ТОС, принимаемым районным Советом народных депутатов в соответствии с Законом Орловской области.
7. В компетенцию органов территориального общественного самоуправления входят:
- разработка предложений в планы и программы социально-экономического развития территорий;
- внесение предложений о переименовании улиц и площадей;
- организация работ по благоустройству и озеленению территории;
- осуществление контроля за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения территории;
- принятие мер по организации отдыха жителей, проведение мероприятий в области культуры и спорта;
- содействие внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества;
- внесение предложений по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
8. Органы территориального общественного самоуправления населения, наделенные правами юридического лица, вправе:
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и коммунальному обслуживанию территории, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры;
- кооперировать на добровольной основе средства населения и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ;
- определять в соответствии со своим положением (Уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.
9. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц. Финансовые ресурсы расходуются ТОС самостоятельно в соответствии с программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
10. Органы местного самоуправления содействуют ТОС в осуществлении их полномочий.
Органы ТОС вправе выступать с инициативой в органах местного самоуправления, а также участвовать в их работе с правом совещательного голоса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.