Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3 Формы, порядок и гарантии участия населения
в решении вопросов местного значения
Статья 9. Формы участия населения в решении вопросов местного значения
Формами участия населения в решении вопросов местного значения являются:
местный референдум;
муниципальные выборы;
голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ района, преобразование района;
правотворческая инициатива граждан;
публичные слушания;
собрание граждан;
конференция граждан (собрание делегатов);
опрос граждан;
обращение граждан в органы местного самоуправления;
территориальное общественное самоуправление;
другие формы осуществления населением местного самоуправления и участие в его осуществлении.
Статья 10. Местный референдум
1.Местный референдум - форма прямого волеизъявления населением района по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан, место жительства которых расположено в границах района. Граждане участвуют в местном референдуме на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Решение о назначении местного референдума принимается районным Советом
по инициативе:
- граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме;
- избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральными законами;
- районного Совета народных депутатов и Главы администрации района, выдвинутой ими совместно.
3. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых не может превышать пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории района в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно районным Советом народных депутатов и главой администрации района, оформляется правовыми актами районного Совета народных депутатов.
4. Районный Совет народных депутатов обязан назначить местный референдум в течение тридцати дней со дня поступления документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
5. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
7. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются действующим законодательством.
Статья 11. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания Главы района, депутатов районного Совета народных депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Муниципальные выборы назначаются районным Советом народных депутатов не позднее, чем за шестьдесят пять дней до дня истечения срока, на который были избраны Глава района, депутаты районного Совета народных депутатов. Если полномочия Главы района, районного Совета народных депутатов прекращены досрочно, выборы должны быть назначены в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством. В случаях, установленных федеральными законами, муниципальные выборы назначаются территориальной избирательной комиссией района или судом. При проведении муниципальных выборов используется одномандатная избирательная система относительного большинства голосов избирателей.
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
4. Итоги муниципальных выборов устанавливаются территориальной избирательной комиссией района и подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).
Статья 12. Голосование по отзыву депутата районного Совета народных депутатов, Главы района
1. Голосование по отзыву депутата районного Совета народных депутатов, Главы района проводится по инициативе населения района в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Орловской области для проведения местного референдума.
2. Основаниями для отзыва депутата районного Совета народных депутатов, Главы района являются:
а) нарушение депутатом районного Совета народных депутатов, Главой района законодательства Российской Федерации, Орловской области, Устава района, а также нормативных правовых актов районного Совета народных депутатов, принятых в пределах их компетенции;
б) неисполнение ограничений, установленных действующим законодательством, связанных со статусом выборного лица;
в) систематическое невыполнение депутатом районного Совета народных депутатов, Главой района обязанностей, возложенных на него законом или правовыми актами районного Совета народных депутатов;
г) отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений, систематическое уклонение от отчета перед избирателями;
д) возникновение обстоятельств, открывшихся после избрания депутата, Главы района, если данные обстоятельства могли быть существенными или решающими при определении выбора избирателей.
Основаниями для отзыва выборного лица могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
3. Факты нарушения депутатом районного Совета народных депутатов, Главой района требований законодательства Российской Федерации, законов Орловской области, настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления района устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
4. Отзыв по основаниям, указанным в ч. 2 настоящей статьи, не освобождает депутата районного Совета народных депутатов, Главу района от иной ответственности за допущенные нарушения законов, настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления района в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 13. Порядок отзыва депутата, Главы района
1. Отзыв депутата районного Совета, Главы района производится путем прямого волеизъявления избирателей того избирательного округа, от которого был, выдвинут депутат, Глава района.
2. Депутат, Глава района, в отношении которого ставится вопрос об отзыве, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации защищать свои права и свободы.
3. Инициатива сбора подписей об отзыве депутата, Главы района может исходить от любого избирателя (группы избирателей) округа, в котором был, выдвинут депутат, Глава района. Инициаторы отзыва обязаны уведомить отзываемое лицо о предстоящем собрании, на котором будет ставиться вопрос о возбуждении процедуры отзыва. На собрании инициаторы отзыва обязаны предоставить депутату, Главе района обоснования и документальные подтверждения мотивов отзыва.
4. Для осуществления инициативы по отзыву депутата, Главы района необходимо собрать не более пяти процентов подписей избирателей данного избирательного округа. Форма для сбора подписей утверждается районным Советом народных депутатов, проверка подписей и правильность оформления подписных листов осуществляется территориальной избирательной комиссией района.
5. Решение о назначении голосования об отзыве депутата, Главы района принимает районный Совет народных депутатов по предоставлению списка с подписями граждан территориальной избирательной комиссией района, двумя третями голосов открытым или тайным голосованием.
6. Депутат районного Совета народных депутатов, Глава района считается отозванным, если за отзыв проголосовало более половины избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.
7. Итоги голосования по отзыву депутата районного Совета народных депутатов, Главы района подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 14. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ района, преобразовании района проводится голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района.
2. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района, проводится на всей территории района или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района назначается районным Советом народных депутатов и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Орловской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей района или части района, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ района, преобразование района считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей района или части района.
5. Итоги голосования по вопросам изменения границ района, преобразования района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 15. Правотворческая инициатива населения района
1. Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, вправе выступить с правотворческой инициативой в порядке, установленном районным Советом народных депутатов.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается постановлением районного Совета народных депутатов и не может превышать три процента от числа жителей района, обладающих избирательным правом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции районного Совета народных депутатов, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании районного Совета народных депутатов.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, официально в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан соответствующим органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления района.
Статья 16. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей районным Советом народных депутатов, Главой района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, районного Совета народных депутатов или Главы района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или районного Совета народных депутатов, назначаются районным Советом народных депутатов, а по инициативе Главы района - Главой района.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав;
2) проект районного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании района.
4. Решение о дате, времени и месте проведения публичного слушания должно быть принято не позднее, чем за двадцать дней до даты рассмотрения проекта муниципального нормативного правового акта Главой района или районным Советом народных депутатов.
Публичное слушание должно состояться не позднее семи дней до даты рассмотрения проекта муниципального нормативного правового акта Главой района или районным Советом народных депутатов.
Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежат опубликованию (обнародованию) в течение семи дней со дня его принятия, но не позднее, чем за семь дней до даты публичного слушания.
Результаты публичных слушаний должны быть опубликованы (обнародованы) в течение пяти дней после проведения публичного слушания.
5. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется постановлением районного Совета народных депутатов.
Статья 17. Собрания граждан района
1. Для обсуждения вопросов местного значения района, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления района, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения района, районного Совета народных депутатов, Главы района, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе районного Совета народных депутатов или Главы района, назначается соответственно районным Советом народных депутатов или Главой района.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается районным Советом народных депутатов:
- при условии надлежащего оформления инициативы не менее пяти процентов от общего количества граждан, проживающих на территории района и обладающих активным избирательным правом;
- в течение пятнадцати дней после поступления в районный Совет надлежаще оформленной инициативы населения района;
- путем оповещения граждан о времени и месте проведения собрания и вопросах, вносимых на обсуждение не менее чем за три дня до его проведения.
3.В собрании граждан имеют право участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территории района.
Инициатива граждан о созыве собрания должна быть оформлена в виде обращения к районному Совету народных депутатов. В обращении должны быть указаны:
- вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) к рассмотрению на собрании граждан;
- ориентировочная дата, время и место проведения собрания граждан.
К обращению прилагаются подписные листы, в которых указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серия
и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего инициативу о созыве собрания граждан, место жительства, личная подпись.
Подписные листы оформляются по форме, утвержденной районным Советом народных депутатов.
Собрание граждан считается правомочным, если на нем присутствует более половины жителей части территории района, которых непосредственно касаются вопросы, выносимые на повестку дня собрания граждан. Вопросы повестки дня определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель собрания и секретарь собрания.
В собрании граждане участвуют непосредственно, на равных основаниях, каждый имеет один голос. Участие в собрании является свободным и добровольным. Принятие решения на собрании граждан осуществляется открытым голосованием. Решение принимается большинством голосов от общего числа граждан, фактически принимающих участие в собрании.
Секретарем собрания ведется протокол собрания в письменной форме, в котором отражается дата и место проведения собрания, число граждан, принимающих участие в собрании, указываются фамилии и инициалы избранных на собрании председателя и секретаря собрания, повестка дня собрания, фамилии и инициалы выступающих граждан на собрании, внесенные ими предложения по решению вопросов, указанных в повестке дня, а также результаты голосования по каждому вопросу повестки собрания.
Оформленный и подписанный председателем и секретарем собрания протокол передается в соответствующий орган местного самоуправления. Решения собрания должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее, чем через семь дней после проведения собрания.
4. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
5. Собрание граждан района может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления района, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан района во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления района.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
6. Итоги собрания граждан района подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 18. Конференция граждан района
1. В случаях, предусмотренных решениями районного Совета народных депутатов, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется постановлением районного Совета народных депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) района подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 19. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории района или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления района, а также органами государственной власти Орловской области.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители района, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) районного Совета народных депутатов или Главы района - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Орловской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель района для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется постановлением районного Совета народных депутатов
5. Постановление о назначении опроса граждан принимается районным Советом народных депутатов в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2006 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 20. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления района.
2. Должностные лица местного самоуправления района обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Статья 21. Территориальное общественное самоуправление в районе
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории района непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления в порядке определенном действующим законодательством и уставом территориального общественного самоуправления.
Статья 22. Другие формы осуществления населением местного самоуправления
1. Наряду с предусмотренными законом и настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в районе в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Орловской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие в его осуществлении основываются на принципах законности, добровольности.
Органы местного самоуправления района и должностные лица местного самоуправления района оказывают содействие населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Статья 23. Гарантии гласности деятельности
1. Органы местного самоуправления района регулярно информируют население через средства массовой информации о наиболее существенных вопросах развития района, о жилищном строительстве, состоянии экологической обстановки, развитии сети социально - культурных и других учреждений, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка.
2. Жители района вправе ознакомиться с любыми муниципальными правовыми актами. Любое лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему копии действующего муниципального нормативного правового акта.
3. С целью защиты своих прав на участие в осуществлении местного самоуправления жители района имеют право проводить митинги, уличные шествия и другие массовые мероприятия при условии соблюдения требований действующего законодательства о порядке проведения указанных публичных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.