Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Ливны
Орловской области
от 29 ноября 2010 г. N 128
Долгосрочная городская целевая программа
"Нравственное и патриотическое воспитание граждан
на 2011-2015 годы"
Паспорт
Наименование программы |
Долгосрочная городская целевая программа "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2011 - 2015 годы" (далее также - Программа) |
Заказчик Программы |
Глава города Ливны |
Разработчики Программы |
Управление общего образования администрации города Ливны |
Руководитель Программы |
Начальник управления общего образования администрации города Ливны |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление общего образования администрации города Ливны |
Цели и задачи Программы |
Целями Программы являются развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан города Ливны. Для достижения поставленных целей реализация мероприятий Программы направлена на решение следующих задач: 1) совершенствование программно-методической базы, направленной на улучшение условий духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи как основополагающего пласта гражданского общества города; 2) продолжение формирования тесного взаимодействия с общественными организациями патриотической направленности; 3) воспитание в гражданах города чувства гордости и глубокого уважения к российской символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины; 4) повышение престижа военной службы, совершенствование работы с допризывной молодежью города; 5) дальнейшая организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как примерами проявления истинного патриотизма |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1) количество изданных информационных и методических материалов в сфере патриотического воспитания; доля граждан города, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи; 2) доля общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан; 3) количество граждан - участников мероприятий патриотической направленности, посвященных государственной символике и памятным датам российской и городской истории; 4) количество граждан, участвующих в мероприятиях по повышению престижа военной службы и работе с допризывной молодежью, а также граждан, прошедших подготовку к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации; 5)доля граждан, принявших участие в городских мероприятиях патриотической направленности, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов |
Срок и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы. Учитывая уровень развития патриотического воспитания граждан в Российской Федерации и Орловской области, основания для разграничения этапов не имеется, в связи с чем реализация Программы осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 1578 тысяч рублей, в том числе по годам: 2011 год - 335 тысяч рублей; 2012 год - 313 тысяч рублей; 2013 год - 310 тысяч рублей; 2014 год - 310 тысяч рублей; 2015 год - 310 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1) увеличение доли информационных материалов патриотической направленности; 2) увеличение доли граждан - участников мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи; 3) увеличение доли общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан; 4) увеличение количества граждан - участников мероприятий патриотической направленности, посвященных государственной символике и памятным датам российской и городской истории; 5) увеличение количества граждан, участвующих в мероприятиях по повышению престижа военной службы и работе с допризывной молодежью; 6) увеличение доли граждан, принявших участие в городских мероприятиях патриотической направленности, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
В условиях постоянных реформ граждане города Ливны (далее также - города), как и страны в целом, нуждаются в действенной, эффективной системе патриотического воспитания всего общества, включающей в себя соответствующие муниципальные органы и учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан. При этом методы и формы нравственного патриотического воспитания граждан должны быть тесно связаны с происходящими переменами в стране как в политических, экономических, так и в социальных сферах.
В настоящее время численность постоянного населения на 1 января 2010 года составила 50,659 тыс. человек. Из них в отрасли нравственного и патриотического воспитания граждан занято 2,4 тыс. человек, что составляет 4,7% от общего количества населения города. На территории города сосредоточено 4 муниципальных библиотеки с совокупным фондом 86 821 экземпляров, 1 музей муниципального значения, музейный фонд которого составляет 10 191 музейных предметов,6 детских, молодежных и военно-патриотических общественных организаций.
Существенный вклад в нравственно-патриотическое воспитание граждан города и сохранение исторической памяти вносит реализация военно-мемориальных мероприятий. На территории города Ливны расположено 15 военно-мемориальных объектов. Все они являются объектами культурного наследия:
- 12 - объекты регионального значения;
- 3 - объекты муниципального значения.
Сохранение которых ведется согласно долгосрочной муниципальной целевой программы "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов города Ливны на 2011-2015 годы ".
Большое значение в совершенствовании нравственного и патриотического воспитания граждан имеет система музейной работы со школьниками, сохраненная в образовательных учреждениях города.
В семи общеобразовательных учреждениях города действуют музеи (музейные уголки), имеющие в наличии экспозиции по военно-патриотической тематике.
На базе музеев проводятся встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, семинары, конференции, круглые столы.
В период работы призывной комиссии работники администрации города Ливны привлекаются к участию в ее деятельности, оказывают содействие в отборе допризывников, страдающих дефицитом веса, для прохождения оздоровительных сборов в Областном государственном учреждении здравоохранения "Орловчанка", где для работы с призывниками приглашаются не только специалисты военного профиля, но и врачи, юристы, психологи, которые проводят профилактические беседы на темы, наиболее волнующие современную молодежь.
В связи с тем, что разработанная ранее областная комплексная программа "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 гг." не имела финансовой поддержки и не реализовывалась, в городе Ливны мероприятия патриотической направленности проводились в рамках областной целевой комплексной программы "Молодежь Орловщины (2006 - 2010 годы)" (пункт 2 "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков и молодежи"), и ведомственными планами патриотического воспитания.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
В условиях постоянных реформ граждане города Ливны (далее также - города), как и страны в целом, нуждаются в действенной, эффективной системе патриотического воспитания всего общества, включающей в себя соответствующие муниципальные органы и учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан. При этом методы и формы нравственного патриотического воспитания граждан должны быть тесно связаны с происходящими переменами в стране как в политических, экономических, так и в социальных сферах.
В настоящее время численность постоянного населения на 1 января 2010 года составила 50,659 тыс. человек. Из них в отрасли нравственного и патриотического воспитания граждан занято 2,4 тыс. человек, что составляет 4,7% от общего количества населения города Основаниями для разработки Программы явились:
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";
Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1113 "О государственном празднике Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 года N 1714 "О Дне Государственного флага Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 года N 1926 "О Дне Конституции Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 857 "О Дне памяти и скорби";
Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества";
письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 года N 30-51-131/16 "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации";
Закон Орловской области от 19 ноября 2004 года N 440-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области";
постановление Коллегии администрации Орловской области от 31 марта 2006 года N 51 "О реализации областной комплексной программы "Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 годы".
Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р, а также общероссийские тенденции развития сферы нравственного и патриотического воспитания граждан.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием сферы патриотического воспитания граждан города, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы патриотической деятельности на основе межведомственной координации деятельности органов муниципальной власти и других заинтересованных сторон.
Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы патриотического воспитания граждан в городе Ливны.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию эффективных мер по нравственному и патриотическому воспитанию граждан.
II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации,
целевые индикаторы и показатели
Основные цели Программы - это развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан города Ливны.
Исходя из целей Программы, а также анализа сложившихся тенденций в сфере патриотического воспитания граждан, задачами Программы являются:
совершенствование программно-методической базы, направленной на улучшение условий духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи как основополагающего пласта гражданского общества города;
продолжение формирования тесного взаимодействия с организациями патриотической направленности;
воспитание в гражданах города чувства гордости и глубокого уважения к российской символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины;
повышение престижа военной службы, совершенствование работы с допризывной молодежью города;
дальнейшая организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как примерами проявления истинного патриотизма.
Решение проблемы невозможно в рамках одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера. В связи с этим реализация Программы рассчитана на пятилетний период. Ожидаемая эффективность и результативность от реализации мероприятий будет оцениваться ежегодно.
Учитывая ситуацию нравственного и патриотического воспитания граждан в Российской Федерации в целом и городе Ливны в частности, оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Программы, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап.
В рамках Программы определены показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий.
Целевые индикаторы и показатели результативности Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.
III. Система программных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий Программы
Программные мероприятия, обеспечивающие достижение установленных целей и задач, распределены по следующим разделам:
1. Совершенствование условий духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Данное направление предусматривает ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие духовных и патриотических ценностей граждан города, и позволит сформировать качественно новую ценностно-нормативную модель поведения молодого человека - гражданина своей страны.
2. Налаживание тесного взаимодействия с организациями патриотической направленности.
В контексте данного направления учитывается тот факт, что у всех организаций патриотической направленности города имеется большой опыт в организации и проведении мероприятий нравственного и духовного воспитания граждан, в соответствии с этим необходимо тесно взаимодействовать с организациями в рамках оказания помощи в совместном проведении мероприятий патриотической направленности, их софинансирования и обеспечения информационной поддержкой.
3. Воспитание в гражданах города чувства гордости и глубокого уважения к российской символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины.
Проведение цикла мероприятий данного направления в 2011-2015 годах позволит сформировать у граждан города Ливны личностные качества гражданина и патриота России, способность к самостоятельному анализу и оценке важнейших явлений и событий в истории нашей страны, уважение к символике и почитание традиций и обычаев Родины.
4. Повышение престижа военной службы, совершенствование работы с допризывной молодежью города.
Данное направление позволит улучшить качество подготовки граждан к военной службе по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил Российской Федерации, увеличить число кадров массовых технических профессий, поднять на качественно новый уровень развитие технических и военно-прикладных видов спорта, что в совокупности приведет к формированию личности, владеющей навыками воинских специальностей, подготовленного к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
5. Дальнейшая организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как примерами проявления истинного патриотизма.
Направление позволит продолжить формирование у населения города Ливны уважительного отношения к ветеранам путем проведения мероприятий "Встречи поколений", чествования женщин - ветеранов Великой Отечественной войны, а также участие в реставрации мемориалов и воинских захоронений ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов локальных конфликтов.
Эти мероприятия позволят определить фактический уровень патриотического воспитания граждан, выявить причины и условия антипатриотических настроений общества.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать дальнейшему развитию социальной активности граждан, создаст необходимые условия для активного вовлечения всех категорий населения города в процесс духовно-нравственного воспитания, сориентирует граждан к формированию их собственной нравственно-патриотической позиции.
Планируемый перечень программных мероприятий представлен в приложении 5 к Программе.
Получение информации по целевым индикаторам осуществляется путем мониторинга и сбора данных от субъектов, участвующих в организации нравственного и патриотического воспитания граждан.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в бюджетной сфере на региональном и муниципальном уровнях, высокая социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при региональной поддержке и вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации Программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования и внебюджетных источников.
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы. Объемы финансирования Программы за счет средств городского бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год.
По предварительным прогнозным данным общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 1578 тысяч рублей, в том числе по годам:
2011 год - 335 тысяч рублей;
2012 год - 313 тысяч рублей;
2013 год - 310 тысяч рублей;
2014 год - 310 тысяч рублей;
2015 год - 310 тысяч рублей.
Структура финансирования Программы представлена в приложении 2 к Программе.
Структура финансирования Программы по бюджетополучателям представлена в приложении 3 к Программе.
Обоснование финансирования, выделяемого из городского бюджета на реализацию мероприятий Программы, представлено в приложении 4 к Программе.
Финансирование мероприятий, включенных в Программу, предполагается направить:
1) на обеспечение массовой консолидации молодежи и широкого информирования молодых граждан о потенциальных возможностях их развития и применения потенциала;
2) совершенствование условий духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи как основополагающего пласта гражданского общества города;
3) налаживание тесного взаимодействия с организациями патриотической направленности;
4) воспитание в гражданах чувства гордости, глубокого уважения к российской символике и историческим святыням Отечества, историческому прошлому России, традициям;
5) повышение престижа военной службы, совершенствование работы с допризывной молодежью города и ее оздоровление;
6) дальнейшую организацию работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как примерами истинного патриотизма.
V. Механизм реализации Программы, управление реализацией
и мониторинг Программы
Успех реализации Программы зависит от четкого и слаженного взаимодействия государственного заказчика, руководителя и ответственного исполнителя Программы, совместная работа которых заложена в основу механизма реализации Программы.
Муниципальный заказчик Программы (далее - заказчик Программы), которым является Глава города Ливны, финансирует реализацию Программы, в пределах своих полномочий осуществляет контроль за ходом ее реализации.
Руководитель Программы в своих действиях по обеспечению реализации Программы подотчетен заказчику Программы и его поручению:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий;
3) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
4) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, осуществляет управление исполнителями Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
5) ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей;
6) обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, представление в полной и достоверной информации о ходе реализации Программы;
7) представляет в Финансовое управление администрации города Ливны информацию о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации Программы, о ее финансировании из внебюджетных источников.
8) несет ответственность за полное и целевое использование полученных денежных средств, в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований и перечнем утвержденных мероприятий;
9) несет ответственность за своевременность и достоверность представляемой информации об эффективности реализации Программы;
10) подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточняет затраты по программным мероприятиям, а так же механизм реализации Программы;
11) уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, и представляет бюджетные заявки на бумажном и электронном носителях в Финансовое управление администрации города Ливны;
12) при сокращении фактических объемов бюджетного финансирования Программы по сравнению с предусмотренными в Программе разрабатывает меры по привлечению дополнительных источников финансирования (в том числе внебюджетных) для реализации мероприятий программы в установленные сроки;
13) проводит первоначальную оценку эффективности реализации Программы по итогам года и представляет информацию в рамках годового отчета в Финансовое управление администрации города Ливны;
14) представляет в Финансовое управление администрации города Ливны информацию о готовящихся изменениях в действующую Программу;
15) в целях обеспечения информационной открытости деятельности муниципальных органов власти, размещает информацию о ходе реализации Программы, результатах мониторинга Программы в средствах массовой информации и сети Интернет не реже одного раза в год.
Руководитель Программы также осуществляет взаимодействие с региональными органами государственной власти и другими участниками Программы по вопросам реализации Программы.
Ежегодно руководитель Программы отчитывается перед заказчиком Программы о ходе исполнения Программы, соблюдении сроков и качестве выполнения ее мероприятий.
Ответственный исполнитель Программы, которым является управление общего образования администрации города Ливны на основании заключенных договоров (соглашений) участвует в реализации Программы и отвечает за выполнение ее основных направлений;
участвует в подготовке договоров (соглашений, контрактов) на выполнение программных мероприятий;
в установленном порядке несет ответственность перед руководителем Программы за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
по заданию руководителя Программы участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации Программы;
несет ответственность перед руководителем Программы за своевременное представление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Программа считается завершенной и ее финансирование прекращается после завершения сроков реализации Программы, выполнения всех программных мероприятий или достижения целей Программы. Руководитель Программы, при необходимости, вносит в Финансовое управление администрации города Ливны предложение (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.
Внесение изменений и дополнений, досрочное прекращение Программы осуществляется постановлением администрации города Ливны. Изменения в объемы финансирования Программы осуществляются постановлением администрации города Ливны с одновременным внесением изменений в городской бюджет на очередной финансовый год и плановый период.
Программа носит межведомственный характер. К участию в реализации Программы привлекаются отраслевые (функциональные) органы администрации города, заинтересованные организации различных форм собственности.
Обеспечение координации деятельности осуществляет руководитель Программы.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляют управление образования администрации города Ливны, контрольно-ревизионная комиссия администрации города Ливны.
Ожидаемая эффективность реализации Программы будет оцениваться путем проведения мониторинга, который осуществляется ежегодно.
Посредством мониторинга можно взглянуть на проблемные ситуации в сфере патриотического воспитания граждан, проследить тенденции духовно-нравственного развития общества, определить слабые места, на которые следует обратить особое внимание.
Его проведение помогает увидеть в цифрах итог проделанной за год работы, оценить эффективность профилактической деятельности, рекламных кампаний, публикаций в прессе и прочих мероприятий. Мониторинг позволяет получить максимально полную и достоверную информацию без использования оценочных и приблизительных расчетов.
Формы анкет для проведения мониторинга эффективности реализации Программы и достижения целевых индикаторов ежегодно разрабатываются и утверждаются управлением образования администрации города Ливны.
VI. Оценка социальной эффективности Программы
Методикой оценки эффективности Программы, позволяющей оценить эффект (результат) проведенных мероприятий, является достижение целевых показателей (единиц, процентов) реализации Программы, в том числе по годам.
Программа носит социальный характер, результаты ее реализации будут оказывать влияние на различные стороны жизни города и общества на протяжении длительного времени. В результате осуществления Программы ожидается:
в социально-идеологическом плане - повышение духовно-нравственного потенциала общества, возрождение присущих русскому народу духовных ценностей, патриотизма как одной из основных характеристик отдельной личности и граждан в целом вне зависимости от занимаемого положения, социального статуса, национальной, религиозной и иной принадлежности;
в социально-экономическом плане - стимулирование заинтересованности населения в развитии экономики города и на этой основе - снижение социальной напряженности, поддержание экономической и общественной стабильности;
в патриотическом плане - возрождение стремления молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, готовность граждан к защите интересов Отечества, бережное сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.