Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 5 апреля 2011 г. N 129-р
Концепция
долгосрочной областной целевой программы
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока
в Орловской области на 2012-2016 годы"
Инициативная группа.
1. Руководитель инициативной группы | |
Коротеев В.И. |
- руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области, тел. 731-808 |
2. Члены инициативной группы: | |
Маричев А.И. |
- начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области, тел. 731-807 |
Зайцев В.А. |
- заместитель начальника управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области, тел. 731-830 |
Кузнецов Н.В. |
- начальник отдела растениеводства, животноводства и технической политики управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области, тел. 731-822 |
I. Анализ проблемной ситуации
В Орловской области в молочном скотоводстве стагнация производства достигла критического состояния. Объем производства молока в сельскохозяйственных организациях с 1990 по 2009 год сократился в 4 раза, в хозяйствах населения - на 44,5%.
Спад объемов производства продукции животноводства стал причиной катастрофического сокращения численности животных. С 1991 года численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась с 718,1 тыс. голов до 151,6 тыс. голов (по состоянию на 1 января 2010 года), численность коров за этот же период сократилась с 234,3 тыс. голов до 56,2 тыс. голов.
В настоящий момент в области эффективность отрасли животноводства низка. В соответствии с годовыми отчетами сельскохозяйственных организаций области средняя рентабельность реализации молока в 2009 году составила 2,2%. Группировка сельскохозяйственных организаций по рентабельности реализации молока в 2009 году представлена в приложении 1 к настоящей концепции.
При этом 60 организаций, содержащих 36,0% поголовья коров и производящих 30,5% молока от его валового производства в сельскохозяйственных организациях области, имеют отрицательную рентабельность. Еще 38,2% молока производится в организациях с рентабельностью до 10%. В этой связи разработка эффективной системы управления производством и повышение конкурентоспособности отрасли приобретает значение важнейшей стратегической задачи развития агропромышленного комплекса региона.
Причиной сложившейся ситуации является отсутствие комплексного подхода к государственной поддержке отрасли, а выделяемые объемы бюджетной поддержки минимизируются из-за роста цен на материальные ресурсы и услуги.
Предпринятые в 2006-2007 годах меры в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации в скотоводстве области. В 2009 году продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных организациях увеличилась на 346 кг и составила 3886 кг (109,8% к уровню 2008 года), среднесуточные приросты крупного рогатого скота достигли 515 г (104%). Породный состав изменяется в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, введено в эксплуатацию 2 новых комплекса на 1200 коров каждый, кроме того, реконструировано и модернизировано 67 ферм и комплексов, в которых реализованы современные технологические решения по содержанию, заготовке кормов, кормлению и доению.
Однако процесс перехода на высокотехнологичное производство происходит недостаточно динамично, низка эффективность использования потенциала и инвестиционная активность в отрасли.
Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как важнейшую задачу региональной аграрной политики, решение которой позволит обеспечить эффективное и динамичное развитие отрасли.
Для развития молочного скотоводства Орловская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
достаточные площади земельных ресурсов для производства высококачественных кормов;
апробированные технологии интенсивного молочного животноводства;
высокопродуктивные породы молочного скота интенсивного типа (голштинская, черно-пестрая, симментальская).
Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
1) недостаточно развитая племенная база, низкий процент контроля продуктивности (45% по области при оптимальных 60%);
2) низкий выход телят в расчете на 100 коров (77 голов);
3) недостаточная численность высокопродуктивного племенного скота;
4) низкий уровень искусственного осеменения маточного поголовья крупного рогатого скота (в сельскохозяйственных организациях - 72%, в личных подсобных хозяйствах - 25%);
5) недостаточный уровень использования семени быков-улучшателей (50% при требуемых 60-65%);
6) низкий удельный вес производства молока по современным технологиям (беспривязное содержание и доение в доильном зале) (21,5%);
7) отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
8) недостаточный объем производства высококачественных бобовых кормов, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по перевариваемому протеину и обменной энергии и значительному их перерасходу на производство единицы продукции.
Проблема повышения рентабельности молочного скотоводства связана:
с неурегулированностью экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится менее 40% розничной цены на молоко вместо 50-55% в странах с развитым молочным скотоводством;
с недостаточной государственной поддержкой молочного скотоводства.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
социальной значимостью молока и молочных продуктов как необходимого для здоровья населения продукта питания, наиболее доступного по цене;
биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых воспроизводственный цикл составляет 24-28 месяцев;
необходимостью технологической реконструкции и модернизации существующих и строительства новых ферм и комплексов для коров и молодняка.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
В целях повышения инвестиционной привлекательности отрасли и создания экономических условий для увеличения производства продукции животноводства в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК" и Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы был реализован комплекс мер по государственной поддержке отрасли в части:
субсидирования процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам и лизингу техники, оборудования для модернизации ферм (комплексов);
субсидирования приобретения племенных животных;
отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
В соответствии с областной отраслевой программой "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2009-2012 годы", утвержденной приказом Департамента аграрной политики Орловской области от 26 февраля 2009 года N 16-а, в 2009 году государственная поддержка производителей молока составила 54,141 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 35,68 млн. рублей, областного бюджета - 18,461 млн. рублей. В рамках реализации вышеуказанной программы субсидии предоставлялись сельскохозяйственным организациям в размере 600 рублей за 1 т реализованного молока, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и крестьянским (фермерским) хозяйствам - по ставке 600 рублей за 1 корову.
Государственная поддержка производителей молока в 2009 году позволила повысить рентабельность реализации молока в сельскохозяйственных организациях с 5% (без государственной поддержки) до 9,1% (с учетом субсидий на молоко). Благодаря государственной поддержке в 2009 году приостановлен спад поголовья крупного рогатого скота: сокращение численности составило 3,5%, а в 2008 году - 10,6%, при этом в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО), соответственно, - 4,1 и 7,5%.
В 2009 году только 4 субъекта ЦФО, включая Орловскую область, увеличили производство молока во всех категориях хозяйств: если в целом по ЦФО объем производства молока снизился на 2,7%, то в Орловской области рост производства составил 0,2%.
Законом Орловской области от 7 декабря 2009 года N 997-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов" предусмотрено финансирование вышеназванной программы в 2010 году: субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ (поддержка мясного и молочного скотоводства) из областного бюджета в сумме 16,713 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 15 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в 2010 году" субсидии производителям молока по областной отраслевой программе "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2009-2012 годы" выплачивались сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам ежемесячно с 1 мая 2010 года за счет средств областного бюджета в размере 200 рублей за 1 т реализованного молока, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и крестьянским (фермерским) хозяйствам на покупку нетелей и телок (весом не менее 300 кг) в сельскохозяйственных организациях за счет средств областного бюджета в размере 15 рублей за 1 кг живого веса.
Государственная поддержка молочного скотоводства является важным фактором повышения эффективности отрасли и, как следствие, стимулирует инвестиционную привлекательность отрасли, ускоряет срок окупаемости инвестиционных проектов, который при сегодняшних ценовых соотношениях на молоко и закупаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями материальные ресурсы в среднем превышает 10 лет. В связи с этим ряд субъектов Российской Федерации применяют различные механизмы поддержки производителей молока.
На решение указанных проблем и направлена долгосрочная областная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа).
II. Обоснование необходимости решения проблемы
программно-целевым методом
Сегодня вместо отдельных, порой не согласованных мер по стабилизации ситуации должен быть сформулирован комплексный подход по коренному изменению ситуации в отрасли молочного скотоводства в части увеличения численности поголовья крупного рогатого скота, включая поголовье коров, а также обеспечению динамичного роста объемов производства молока, целевой задачей которого должно стать повышение конкурентоспособности и эффективности отрасли молочного скотоводства на основе технологической модернизации, развития племенной базы и оптимизации ресурсного обеспечения отрасли, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
При этом ключевым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность молочного животноводства и стимулирующим частный бизнес к участию в инновационном развитии отрасли, является уровень государственной поддержки. Опыт стран с развитым и эффективным сельским хозяйством показывает, что интенсивное развитие отрасли невозможно без государственного регулирования, основанного на системном и долгосрочном подходе. Фактически, во многих странах мира именно финансовая поддержка со стороны государства гарантирует необходимый уровень рентабельности сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Предпринимаемые в настоящее время меры недостаточны даже для приостановления стагнации молочного скотоводства, так как не позволяют решить главные проблемы отрасли. Это, в первую очередь, низкая конкурентоспособность собственной племенной базы молочного скотоводства, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, неудовлетворительное состояние и использование долголетних культурных пастбищ и естественных кормовых угодий, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация производителей молока и инвестиционных компаний.
Если в производстве скота и птицы требуется просто продолжить существующую успешную практику поддержки отрасли, то в производстве молока ситуация совершенно иная - идет катастрофическое сокращение объемов его производства, и без соответствующих мер стагнация в отрасли сохранится. По расчетам специалистов Департамента сельского хозяйства Орловской области, при развитии отрасли по инерционному сценарию, то есть при незначительной государственной поддержке, поголовье коров продолжит сокращаться, удой на корову в год хотя и будет возрастать, но это не обеспечит роста валового производства молока.
Чтобы переломить данную тенденцию, необходимы новые дополнительные меры поддержки и стимулирования инвестиционной активности в отрасли молочного скотоводства. Для этого в перспективном сценарии развития молочного животноводства требуется специальная программа, предусматривающая действенные меры по преодолению кризисной ситуации в отрасли, которые должны стать одним из главных приоритетов развития отрасли на ближайшие годы.
Способы и механизмы решения вышеуказанных проблем в Орловской области составляют содержание настоящей Программы. Для дальнейшего развития молочного животноводства необходима дополнительная государственная поддержка и реализация мер, предусмотренных Программой.
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение вопросов развития молочного животноводства на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития молочного животноводства;
повышения эффективности государственного управления в сфере развития молочного животноводства и результативности использования бюджетных ресурсов.
Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере сельскохозяйственного производства, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей. Следовательно, существующие противоречия в данной сфере не будут устранены, а задачи по развитию молочного животноводства не найдут своего решения.
Решение задач, определенных Программой, относится к компетенции Департамента сельского хозяйства Орловской области, является стратегическим направлением его деятельности, соответствует среднесрочным приоритетам развития Орловской области и предполагает улучшение состояния дел в сфере мясного животноводства.
Реализация программных мероприятий согласуется с прогнозом социально-экономического развития Орловской области на 2011 год и основными параметрами прогноза до 2013 года, утвержденным распоряжением Правительства Орловской области от 7 октября 2010 года N 421-р, областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 731-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
Реализация мероприятий Программы, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям, даст стимул для динамичного развития молочного животноводства, повышения эффективности и конкурентоспособности продукции.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура в отношении товаров и услуг для села (энергоносители, удобрения, строительные материалы и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
нестабильная ценовая конъюнктура на рынке молока и молочных продуктов;
рост процентных ставок на банковские кредиты и усложнение процедуры привлечения кредитов;
2) внутренние риски:
организационные риски, отставание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Названные риски не являются критическими для реализации Программы. Программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение их негативных последствий. Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
В ходе реализации Программы эти риски будут сведены к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
III. Цели и задачи планируемой Программы, целевые индикаторы
и показатели, сроки и этапы решения проблемы
Основная цель Программы - создание экономических условий для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока до 426 тыс. т в 2016 году.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение численности коров и объемов производства молока;
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
совершенствование кормовой базы, системы закупки молока.
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в области сельскохозяйственных угодий, крупного рогатого скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности, совершенствование системы закупки молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Программой предусмотрена государственная поддержка строительства, реконструкции и модернизации животноводческих объектов по производству молока с использованием высокоэффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Сочетание инвестиционной активности и государственной поддержки молочного скотоводства обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы. Целевые индикаторы и показатели результативности Программы представлены в приложении 2 к настоящей концепции.
Достижение программной цели позволит:
1) в рамках решения задачи по увеличению численности коров и объемов производства молока к 2016 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
объем производства молока составит 426 тыс. т;
удой на корову в год во всех категориях хозяйств - 6000 кг;
2) в рамках решения задачи по укреплению племенной базы молочного скотоводства к 2016 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
удельный вес племенного поголовья коров в общем поголовье коров составит 35%;
объем производства кормов на условную голову - 70 ц кормовых единиц;
3) в рамках решения задачи по совершенствованию кормовой базы - удельный вес кормов первого класса составит 80%;
Источниками получения информации являются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, данные официальной отчетности и мониторинга Департамента сельского хозяйства Орловской области.
IV. Предложения по объемам и источникам финансирования
планируемой Программы
Финансовое обеспечение Программы включает средства областного и федерального бюджетов, а также иные источники, предусмотренные действующим законодательством. Структура финансирования Программы представлена в приложении 3 к настоящей концепции.
Общий объем финансирования Программы в 2012-2016 годах составит 15132 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 372 млн. рублей, из федерального бюджета - 266 млн. рублей, планируемые средства внебюджетных источников - 14494 млн. рублей.
Объем финансирования составит:
в 2012 году - 2171 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 51 млн. рублей, из федерального бюджета - 38 млн. рублей, планируемые средства внебюджетных источников - 2082 млн. рублей;
в 2013 году - 2178 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 53 млн. рублей, из федерального бюджета - 39 млн. рублей, планируемые средства внебюджетных источников - 2086 млн. рублей;
в 2014 году - 2892 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 76 млн. рублей, из федерального бюджета - 51 млн. рублей, планируемые средства внебюджетных источников - 2765 млн. рублей;
в 2015 году - 3595 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 90 млн. рублей, из федерального бюджета - 63 млн. рублей, планируемые средства внебюджетных источников - 3442 млн. рублей;
в 2016 году - 4296 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 102 млн. рублей, из федерального бюджета - 75 млн. рублей, планируемые средства внебюджетных источников - 4119 млн. рублей.
Возможна корректировка объемов финансирования из областного бюджета.
V. Предложения по механизму формирования и
составу программных мероприятий
Для достижения цели Программы в рамках решения ее задач запланирована реализация следующих программных мероприятий.
При реализации задачи по увеличению численности коров и объемов производства молока увеличение численности поголовья коров будет осуществляться за счет закупки поголовья нетелей товарными хозяйствами в племенных организациях области, Российской Федерации и за рубежом, закупки телок и нетелей личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В ходе реализации Программы будут созданы необходимые предпосылки для улучшения инвестиционного климата, что позволит построить 21 животноводческий комплекс и довести поголовье коров в 2016 году до 71 тыс. голов. Планируется строительство новых, реконструкция и модернизация действующих мощностей по производству молока, технологическое перевооружение отрасли, переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии беспривязного содержания и доения коров в доильных залах.
В рамках реализации задачи по укреплению племенной базы молочного скотоводства будет вестись целенаправленная работа по увеличению численности племенного поголовья. С целью повышения генетического потенциала крупного рогатого скота молочного направления планируется закупка нетелей с высоким генетическим потенциалом в племенных организациях Российской Федерации и за рубежом. Будет увеличен охват искусственным осеменением маточного поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и малых формах хозяйствования. Реализация предусмотренных Программой мероприятий и их государственная поддержка позволят довести удельный вес племенного поголовья коров в общем поголовье коров в 2016 году до 35%.
В рамках реализации задачи по совершенствованию кормовой базы, системы закупки молока предусматривается реализация следующих мероприятий:
разработка адаптивных систем кормопроизводства и кормления крупного рогатого скота, обеспечивающих более полную реализацию генетического потенциала молочной продуктивности;
увеличение площади посева бобовых кормовых культур;
внедрение прогрессивных технологий заготовки кормов, в том числе с использованием консервантов, для повышения их качества.
Стимулирующим фактором для развития молочного скотоводства в малых формах хозяйствования станет развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, создание сельскохозяйственных закупочных потребительских кооперативов.
Важным мероприятием Программы является обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами. Планируется реализовать комплекс мер по формированию кадрового потенциала, в том числе на основе подготовки и повышения квалификации кадров. Для этого предусматривается повышение квалификации и переподготовка специалистов отрасли молочного скотоводства, проведение семинаров по изучению организации конкурентоспособного производства, организация выставок племенного скота и технологического оборудования, систематическое проведение переподготовки работников массовых профессий.
Благодаря комплексному решению вопросов технологии содержания животных, кормления, селекционно-племенной работы, кадрового и научного обеспечения удой от одной коровы в 2016 году составит не менее 6 тыс. кг молока.
VI. Предложения по составу участников планируемой Программы
Состав участников планируемой Программы:
руководитель Программы - руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области;
разработчик проекта Программы - Департамент сельского хозяйства Орловской области;
состав участников Программы - Департамент сельского хозяйства Орловской области, сельскохозяйственные товаропроизводители и организации агропромышленного комплекса Орловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.