Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к долгосрочной областной целевой программе
"Энергосбережение в Орловской области
на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Повышение энергетической эффективности учреждений социальной
сферы на 2011-2015 годы" долгосрочной областной целевой программы
"Энергосбережение в Орловской области на 2011-2015 годы"
Паспорт подпрограммы
"Повышение энергетической эффективности учреждений
социальной сферы на 2011-2015 годы"
Наименование подпрограммы |
"Повышение энергетической эффективности учреждений социальной сферы на 2011-2015 годы" долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее также - подпрограмма 2) |
Основание для разработки подпрограммы 2 |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение Правительства Орловской области от 1 июля 2010 года N 244-р |
Государственный заказчик |
Правительство Орловской области |
Основные разработчики |
Департамент образования, культуры и спорта Орловской области; Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Руководитель подпрограммы 2 |
руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области |
Ответственный исполнитель подпрограммы 2 |
Департамент образования, культуры и спорта Орловской области; Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; подведомственные учреждения; энергоснабжающие организации; потребители энергетических ресурсов |
Цель |
повышение эффективности использования энергетических ресурсов в социальной сфере на территории Орловской области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
1) внедрение энергосберегающих светильников наружного освещения; |
Задачи |
обеспечение в подведомственном секторе: снижения объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов и сокращения расходов на оплату энергоресурсов; сокращения расходов бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающих организаций при государственном регулировании тарифов; снижения удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа; сокращения потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа |
Сроки реализации |
I этап - 2011 год; II этап - 2012-2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
средства областного бюджета, внебюджетные средства (собственные и заемные средства энергоснабжающих организаций и потребителей энергетических ресурсов). Объем совокупного финансирования подпрограммы 2 составляет 242,3 млн рублей, в том числе по ГРБС: 1) Департамент образования, культуры и спорта Орловской области - 139,3 млн рублей, в том числе средства областного бюджета - 139,3 млн рублей, их них: капитальные вложения - 132,3 млн рублей; НИОКР - 7,0 млн рублей; 2) Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области - 103,0 млн рублей, в том числе из средств областного бюджета - 103,0 млн рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 2 |
обеспечение за счет реализации мероприятий подпрограммы 2 к 2015 году по отношению к уровню 2007 года: 6) перевода отопления на дежурный режим во внерабочее время не менее чем на 2,4%; 7) обеспечения ежегодного снижения на 4-5% энергоемкости подведомственной сферы деятельности (на 25-30% к 2015 году) |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Проблема высокой энергоемкости экономики, большие энергетические издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее также - ЖКХ) и бюджетном секторе актуальны как для Орловской области в целом, так и для социальной сферы, в частности. Решение вопросов повышения энергоэффективности в областных государственных (бюджетных) учреждениях имеет приоритетное значение.
Энергосбережение рассматривается как составная часть энергетической политики. Целесообразно учитывать это и при разработке программ повышения энергетической эффективности региональной экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетной сфере.
Подпрограмма "Энергосбережение в социальной сфере на 2011-2015 годы" направлена на решение вопросов повышения энергетической эффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. Подпрограмма 2 отвечает требованиям и задачам федеральной политики в этой области.
Орловская область является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов и располагает значительным потенциалом энергосбережения и энергоэффективности, поэтому в сфере здравоохранения и социальной защиты населения требуется создание новых экономических и организационных условий для эффективного использования энергоресурсов при гарантированном энергообеспечении и энергетической безопасности области.
Подпрограмма 2 разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 2 июля 2009 года, "О повышении энергоэффективности российской экономики", постановления Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами".
Подпрограмма 2 с критериями социально-экономического развития, энергетической эффективности и безопасности является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления региональной энергетической политики на соответствующий период с учетом складывающейся внешней и внутренней ситуации в энергетическом секторе, а также макроэкономического и научно-технологического уклада.
К основным приоритетам развития энергоэффективности в здравоохранении и социальной защите населения области относятся:
1) создание условий для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
2) разработка оптимальной стратегии развития топливно-энергетического комплекса области и его структурно-технологического преобразования;
3) комплексное решение вопросов газо-, тепло-, водо-, энергоснабжения в области;
4) надежность и безопасность энергосбережения;
5) сокращение удельных показателей потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
6) разработка механизма финансового стимулирования утилизации люминесцентных ламп.
II. Цель и задачи подпрограммы 2 с указанием сроков и этапов
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью подпрограммы 2 является повышение эффективности использования энергетических ресурсов в социальной сфере на территории Орловской области.
Задачи подпрограммы 2:
1) оснащение потребителей энергоресурсов приборами коммерческого учета (газа, тепла, воды, электроэнергии и др.) с применением современных автоматизированных систем учета, регулирования и контроля;
2) внедрение энергосберегающих светильников наружного освещения в организациях социальной сферы;
3) модернизация тепловых пунктов организаций социальной сферы;
4) оптимизация работы вентиляционных систем организаций социальной сферы;
5) утепление чердачных перекрытий и подвалов организаций социальной сферы;
6) перевод отопления на дежурный режим во внерабочее время организаций социальной сферы.
По отдельным разделам подпрограммы 2 в качестве индикаторов применяется процент внедрения мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов.
Мероприятия подпрограммы 2 реализуются в период с 2011 года по 2015 год и разделены на два основных этапа.
I этап. Основные усилия в 2011 году будут сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением, выполнением первоочередных энергосберегающих мероприятий, организацией механизма контроля за выполнением подпрограммы 2, пропагандой энергосбережения и кадровой подготовкой специалистов. В 2011 году должны быть сформированы и утверждены подпрограммы энергоэффективности подведомственных отраслевых учреждений.
Целевые индикаторы и показатели результативности подпрограммы 2 представлены в приложении 1 к подпрограмме 2.
II этап охватывает 2012-2015 годы, когда реализуются основные мероприятия подпрограммы 2. Перечень реализуемых мероприятий утверждается постановлением Правительства Орловской области и может быть скорректирован с учетом текущей ситуации в установленном порядке.
III. Система подпрограммных мероприятий, индикаторы оценки
результатов реализации основных мероприятий подпрограммы 2
Система мероприятий и оценка результатов подпрограммы 2 приведена в приложении 3 к настоящей подпрограмме.
Основными принципами реализации подпрограммы 2 являются:
комплексный подход и системность планируемых мероприятий;
поэтапность реализации;
консолидация действий структурных подразделений блока инфраструктуры в части решения проблем энергоэффективности;
привлечение для реализации энергосберегающих проектов всех источников финансирования, включая средства федерального бюджета и кредитные средства.
Подпрограмма 2 предусматривает стимулирование экономии энергоресурсов через предоставление разного рода преференций, льгот, выгод.
В ходе реализации подпрограммы 2 планируется организовать:
контроль и надзор за исполнением планов энергетического развития, за исполнением требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы энергосбережения;
энергетическое инспектирование потребителей энергетических ресурсов за исключением потребителей, подлежащих инспектированию федеральным органом исполнительной власти;
сбор статистической отчетности о количестве потребляемых энергетических ресурсов подведомственными учреждениями, обобщение полученных данных;
установление системы мер тарифного стимулирования энергосбережения на основании федерального законодательства.
Подпрограмма 2 состоит из 2 частей:
1. Сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе.
Область реализации программных мероприятий: объекты подведомственных организаций и другие органы исполнительной власти по ведомственной принадлежности объектов.
2. Пропаганда энергосбережения в подведомственной сфере.
Область реализации программных мероприятий - популяризация энергосбережения среди населения.
Часть 1. Сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе
Основной проблемой низкой энергоэффективности в бюджетном секторе является отсутствие нормативно-правовой базы, стимулирующей энергосбережение, и как следствие - реальной заинтересованности руководителей организаций в экономии топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Для повышения эффективности использования ТЭР в бюджетном секторе необходимо упорядочить вопросы, связанные с финансированием энергосберегающих мероприятий и дальнейшим учетом получаемой экономии.
Проведение энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях и организациях финансируется за счет средств соответствующего бюджета. Отдельных видов договоров, имеющих своей целью сокращение финансирования из бюджета с одновременным обеспечением качественного выполнения работ и (или) оказания услуг, в сфере энергосбережения законодательством не установлено.
Разработка и утверждение ряда нормативно-правовых актов, стимулирующих энергосбережение в бюджетной сфере, в том числе:
порядок определения нормативной энергоемкости;
порядок заполнения энергодеклараций бюджетных учреждений;
порядок сохранения экономии энергоресурсов на 1 год после реализации энергосберегающих проектов;
порядок выделения грантов на выполнение энергосберегающих проектов.
Необходимо законодательно закрепить право бюджетной организации самостоятельно использовать сэкономленные за счет проведения энергосберегающих мероприятий средства, сохраняя базовый уровень натуральных лимитов (нормативов) энергообеспечения на срок, превышающий период окупаемости энергосберегающих мероприятий (как минимум на один год).
Для установления правовых основ энергосбережения в бюджетном секторе необходимо закрепить порядок заключения и исполнения отдельных видов договоров, направленных на рациональное использование энергетических ресурсов, которые позволяют привлекать финансовые ресурсы для модернизации объектов бюджетной сферы, с возвратом средств за счет получаемой экономии.
С технической точки зрения повышение эффективности использования ТЭР достигается на основе внедрения энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента.
Энергетический менеджмент включает в себя последовательные стадии:
мониторинг объема потребления ТЭР;
проведение энергетических обследований и составление энергопаспортов объектов с целью выявления резервов снижения потребления ТЭР;
выбор энергосберегающих мероприятий, снижающих объем потребления ТЭР;
реализация энергосберегающих мероприятий;
мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий.
К числу основных технических мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы относятся: утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий, окон, теплоизоляция наружных стен, устройство теплоотражающих экранов за радиаторами, утепление труб внутренней разводки системы горячего водоснабжения (далее - ГВС), восстановление рециркуляции в системе ГВС, промывка системы отопления здания, установка эффективной водоразборной арматуры в сочетании с ремонтом труб, установка приборов учета и балансировочных вентилей на вводе в здание, наладка системы отопления, установка термостатов на отопительных приборах, замена элеваторных узлов на схему с насосом и системой регулирования и автоматизации, устройство индивидуальных тепловых пунктов, реконструкция узла регулирования температуры горячей воды в открытых системах теплоснабжения, устройство пофасадного регулирования здания, устройство периодического режима отопления здания, замена котельного оборудования на более эффективное, перекладка тепловых сетей, замена ламп в системах освещения на энергосберегающие светильники и установка систем автоматического регулирования освещения.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2, предусмотрена дифференциация тарифов по числу часов использования максимума, учитывающая режим использования потребителями электрической энергии (мощности) и позволяющая потребителю управлять затратами на энергоресурсы.
Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
1) рациональное энергопотребление;
2) отказ от неэффективного энергооборудования;
3) оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов;
4) согласование при строительстве (реконструкции) бюджетных объектов требований по использованию энергоэффективного оборудования и первичному оснащению приборами учета;
5) разработка заданий по снижению энергоемкости для каждого бюджетного учреждения на основе анализа его энергетического паспорта;
6) использование как экономических стимулов экономии энергоресурсов, предполагающих направление экономии на увеличение фонда оплаты труда, так и негативных экономических стимулов, предусматривающих санкции за невыполнение заданий по сокращению энергопотребления.
Часть 2. Пропаганда энергосбережения
Огромную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Энергорасточительный стереотип мышления, преобладающий среди населения, является основной проблемой низкой энергоэффективности экономики.
Укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии или поведенческое энергосбережение, которое подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению со школьной скамьи.
Задачи пропаганды и обучения населения энергосбережению являются основополагающим условием для достижения главной цели - формирования поведенческого энергосбережения.
Зарубежный опыт подтверждает, что только активная пропаганда энергосбережения позволяет добиться сокращения потребления энергоресурсов до 10%.
Для реализации этого потенциала за счет вовлечения в процесс энергосбережения жителей необходима популяризация энергосбережения через:
1) поддержку и развитие специализированного информационного интернет-сайта (www.energosber.57.ru);
2) телевидение (цикл просветительских передач по вопросам энергосбережения);
3) выпуск специализированного журнала "Вестник энергосбережения";
4) рубрики по теме энергосбережения в местных печатных изданиях;
5) выставки, семинары по энергосбережению, конференции, открытые уроки и классные часы в общеобразовательных школах;
6) выпуск листовок и плакатов на тему "Энергосбережение в быту";
7) развитие наружной рекламы;
8) рекламу в общественном городском транспорте;
9) проведение конкурсов, рейтингов.
Планируется организовать просветительскую работу и обучение руководителей областных государственных учреждений по техническим, правовым и финансовым вопросам, связанным с реализацией энергосберегающих решений в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы 1
Объем совокупного финансирования подпрограммы 2 составляет 237,3 млн рублей, в том числе по ГРБС:
1) Департамент образования, культуры и спорта Орловской области - 139,3 млн рублей, в том числе средства областного бюджета - 139,3 млн рублей, их них:
капитальные вложения - 132,3 млн рублей;
НИОКР - 7,0 млн рублей;
2) Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области - 103,0 млн рублей, в том числе из средств областного бюджета - 103,0 млн рублей, из них:
капитальные вложения - 101,0 млн рублей;
НИОКР - 2,0 млн рублей.
Бюджетные средства Орловской области используются для финансирования подпрограммных мероприятий, включая прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы.
Структура финансирования подпрограммы 2 приведена в приложении 2 к подпрограмме 2.
Структура финансирования подпрограммы 2 из областного бюджета по бюджетополучателям представлена в приложении 2.1 к подпрограмме 2.
Финансово-экономическое обоснование расходов подпрограммы 2 приведено в приложении 4 к подпрограмме 2.
Объем финансирования подпрограммы 2 за счет средств бюджета Орловской области подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей на очередной финансовый год и плановый период.
V. Механизм реализации подпрограммы 2, управление
реализацией и мониторинг подпрограммы 2
Разработка подпрограммы 2 осуществляется под руководством государственного заказчика - координатора программы - Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Структурные подразделения блока социального развития (департаменты) в пределах установленных полномочий организуют:
1) подготовку ежегодной информации о расходовании бюджетных средств;
2) подготовку ежегодных отчетов о ходе реализации подпрограммы 2;
3) подготовку предложений о внесении изменений и дополнений в подпрограмму 2;
4) подготовку ежегодной заявки на финансирование мероприятий подпрограммы 2 из областного бюджета на текущий год и на плановый период;
5) контроль за эффективным использованием бюджетных средств на реализацию мероприятий подпрограммы 2;
6) взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по предоставлению субсидий из средств федерального бюджета на реализацию энергосберегающих проектов в подведомственной сфере деятельности.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности подпрограммы 2
Принципиальной особенностью подпрограммы 2 является ее комплексность и дифференцированность по секторам экономики Орловской области, при этом результатами реализации подпрограммы 2 будут являться:
1) обновление и модернизация значительной части основных производственных фондов социальной инфраструктуры на новой технологической и энергоэффективной основе;
2) повышение энергетической безопасности Орловской области;
3) обеспечение полного учета и регулирования потребления энергетических ресурсов, снижение уровня их потерь;
4) существенное укрепление информационной и статистической базы управления и мониторинга процессов повышения энергоэффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.