Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Согласно государственной Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной на период до 2020 года, образование - это ключевой элемент участия России в глобальной конкуренции, способное обеспечить инновационное развитие страны и достойную жизнь всем гражданам Российского общества, умение личности выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни.
Долгосрочная городская целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Орла на 2011 - 2015 годы" направлена на стимулирование процесса развития принципов доступности и качества предоставляемых населению образовательных услуг. Программные мероприятия ориентированы на широкий социальный слой населения города различного возраста.
За последние годы в муниципальной системе образования накоплен положительный опыт решения актуальных проблем через программно-целевое обеспечение данной сферы.
Анализ реализации муниципальной целевой программы развития системы образования города Орла на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением администрации г. Орла от 06.12.2006 г. N 2198, подтверждает результативность такого подхода по следующим направлениям деятельности:
1. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в условиях города Орла позволила компьютеризировать все 45 общеобразовательных школ и 8 начальных школ - детских садов, подключить их к широкополосной системе Интернет, обеспечить школьные библиотеки мультимедийными проекторами, программным обеспечением. 10 общеобразовательных учреждений (школы N N 1, 18, 19, 22, 27, 35, 39, 40, 46, 49), активно внедряющие инновационные образовательные программы, получили премии Президента РФ по 1 млн. рублей на развитие учреждения. 10 дошкольных и внешкольных учреждений награждены грантом Губернатора Орловской области в сумме 250 тыс. рублей каждое (ДОУ N N 17, 24, 35, 68, 84, 86, прогимназии N 10, ДЮСШ N 4 и "Орел-Карат", Дом творчества N 3).
95 учителей общеобразовательных школ города (это 48% от общего количества награжденных по области) награждены премией Президента РФ по 100 и 200 тыс. рублей. 31 педагог дошкольных и внешкольных учреждений являются обладателями премии Губернатора по 50 тыс. рублей. С 2010 года 10-ти лучшим педагогическим работникам учреждений образования города присуждается муниципальная премия в сумме 30 тыс. рублей каждому.
Более трехсот талантливых школьников получили поддержку в виде премии Президента Российской Федерации (30 тыс. рублей), стипендий Губернатора Орловской области (1056 рублей), муниципальных стипендий (1000 руб.).
2. Обеспечение доступности и качества образования на всех ступенях общественного воспитания детей и подростков достигнуто через развитие сети дошкольных учреждений: с 2005 года открыто за счет оптимизации существующей сети дополнительно 67 групп на 1340 мест, что равно 9-ти большим детским садам; в дошкольных учреждениях функционируют 11 групп кратковременного пребывания детей. Ежегодно более 12 млн. рублей выплачивается родителям в качестве компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении. Организация предшкольного образования не посещающих детские сады детей (их в городе около 30% от общего числа дошкольников) проводится в городе интегрированно с учетом возможностей детских садов, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Такой подход обеспечил подготовку будущих первоклассников в полном объеме. Многогранная целенаправленная деятельность педагогических коллективов позволила снизить заболеваемость дошкольников на 1,2% за последние два года.
Инновационными процессами в области общего образования стали:
- введение профильного обучения на старшей ступени (функционируют 42 профильных класса и 178 с углубленным изучением отдельных предметов);
- переход к обязательному использованию при итоговой аттестации единого государственного экзамена для выпускников 11-го класса и экзамена в новой форме за курс неполной средней школы. Сравнительный анализ результатов экзаменов показал, что средний балл по обязательным предметам у выпускников школ города выше областных показателей и, в целом, по России. Сократилось вдвое (с 54 человек в 2008 году до 25 в 2010 году) количество второгодников по школам города. Достойных результатов добились учащиеся городских школ и в предметных олимпиадах: увеличилось на 7% количество завоеванных призовых мест в региональном этапе.
В трех общеобразовательных учреждениях областного центра начался переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и новый федеральный базисный учебный план (школы N N 13, 17, гимназия N 39).
- Созданы условия для успешной социализации детей и подростков, нуждающихся в особом социально-психологическом внимании к их личности: в общеобразовательных школах работают 137 классов коррекционно-развивающего обучения, более четырех тысяч детей занимаются на логопунктах, более 200 обучаются на дому, для 31 ребенка-инвалида организовано дистанционное обучение.
Удовлетворение творческих запросов на основе свободного выбора ребенком вида деятельности по интересам обеспечивалось в городе через учреждения дополнительного образования, которые с 2006 года значительно увеличили охват детей различными видами творчества на бесплатной для родителей основе (с 50% до 69% от общего количества обучающихся). Реализация комплексных программно-целевых мер по защите прав несовершеннолетних, воспитанию достойных граждан нашей страны позволила снизить подростковую преступность в 2010 году на 48%.
Положительные изменения в укреплении материально-технической базы учебных заведений произошли благодаря реализации в муниципальном образовании "Город Орел" Закона Орловской области от 25 декабря 2008 г. N 869-ОЗ "Об областной целевой программе "Модернизация системы образования Орловской области на 2009 - 2010 годы": открыта новая общеобразовательная школа N 50 и после капитального ремонта блок начальной школы в лицее N 22; продолжается строительство второй очереди комплекса ДЮСШ "Орел-Карат"; открыто после реконструкции помещение ДЮСШ N 4, капитально ремонтируются одно из зданий ДЮСШ N 1 и средняя школа N 23. Во всех общеобразовательных учреждениях решен вопрос питьевого режима детей (установлены кулеры); осуществлен комплекс мероприятий по установке во всех 140 учреждениях образования АПС и выведению сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт единой диспетчерской службы МЧС. Рабочие планы "Ремонт учреждений образования города", "Мебель", "Торгово-технологическое оборудование" позволили выполнить все предписания Роспотребнадзора при подготовке учебных заведений к новому 2010 - 2011 учебному году. Урегулирован вопрос лицензирования медицинской деятельности в школах: медицинские кабинеты и оборудование в них переданы районным лечебно-профилактическим учреждениям, а медицинское обслуживание осуществляется на основе двухсторонних договоров между школой и поликлиникой. Практически решена задача доступа участников образовательного процесса к единому банку данных образовательного учреждения после установки в них локальной сети, а также продолжения поэтапного открытия сайтов учреждений.
4. Поэтапно, планово и целенаправленно в рамках реализации муниципальной программы развития системы образования на 2006 - 2010 годы проводились мероприятия по обеспечению современной инфраструктуры через оптимизацию как сети образовательных учреждений, так и отдельных позиций внутри учебных заведений, а также системы управления муниципальными учреждениями образовательной отрасли. После мониторинга наполняемости классов, групп, запросов населения на оказание образовательных услуг, условий обучения реорганизовано 13 внешкольных учреждений и образовано пять; две школы (начальная школа N 8 и для детей, находящихся на лечении в больницах) присоединены к средним школам N 50 и N 36; два межшкольных учебных комбината МУК N 2, 3 реорганизованы путем присоединения к учреждениям дополнительного образования детей; межшкольный N 1 ликвидирован. Это позволило более эффективно использовать бюджетные средства и направить сэкономленные ресурсы (780 тыс. ежегодно) на укрепление базы образовательных учреждений.
Ликвидация районных отделов образования и создание в 2008 году единого управления образования администрации города Орла способствовали более глубокой проработке вопросов, принятию компетентных решений, отслеживанию их выполнения, сокращению аппарата муниципальных служащих с 58 человек до 31. Кроме того, штат финансовых работников уменьшился на 127 единиц.
5. В соответствии с нормативными документами Федерального, регионального и муниципального уровней в городе Орле с 1 января 2009 года введена новая отраслевая системы оплаты труда в общеобразовательных школах, что привело к повышению заработной платы учителей в среднем на 53% по сравнению с 2008 годом. В целях совершенствования системы оплаты труда руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений администрацией города (постановление от 27.05.2009 г. N 1684) разработаны и успешно применяются на практике критерии оценки деятельности директоров школ с учетом эффективности процесса обучения и воспитания детей, обеспечения доступности образования и организации эффективного управления учреждением. В 2011 году предстоит переход на стимулирующую систему оплаты труда работников учреждений, реализующих программы дошкольного и дополнительного образования, кроме учреждений спортивной направленности.
6. Успешно реализованы также мероприятия программы развития системы образования города на 2006 - 2010 годы по экспериментальной работе, научно-методическому сопровождению и кадровому обеспечению; организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, обеспечению доступности образования через всестороннюю поддержку семьи. Так, количество экспериментальных площадок за последние годы возросло в 1,5 раза. Созданы 24 городских методических объединений для педагогов города. Своевременно осуществляется переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования, создан городской сайт системы образования. Ежегодно перевыполняются плановые задания по летнему оздоровительному отдыху детей. В 2010 году в пришкольных оздоровительных лагерях отдохнули 6258 детей.
Таким образом, анализ состояния системы образования города и достигнутых положительных результатов выполнения долгосрочной программы до 2010 года подтверждает целесообразность применения программно-целевого метода для дальнейшего развития сферы образования в городе Орле.
Несмотря на то, что развитие муниципальной образовательной отрасли осуществляется с учетом местных социально-экономических условий, культурно-исторических особенностей, на основе государственных требований, на данном этапе развития сферы образования сохраняются характерные не только для города Орла, но и Орловской области, и страны в целом определенные существенные проблемы:
- демографический спад привел к сокращению численности школьников и увеличению стоимости обучения одного учащегося;
- изношенность существующей материально-технической базы в определенной степени препятствует решению задач повышения доступности и качества образования;
- объем финансовых ресурсов в основном обеспечивает функционирование системы образования, но недостаточен для ее развития;
- уровень оплаты труда педагогических работников не способствует привлечению в учреждения образования молодых и высококвалифицированных кадров, особенно мужчин;
- неполнота нормативно-правовой базы в области образования на федеральном уровне сдерживает эффективное проведение модернизации данной сферы.
Конструктивно решить эти и ряд других проблем возможно при концептуальном подходе к развитию системы образования с помощью программно-целевого метода, который уже показал свою эффективность в готовности сферы образования успешно функционировать, несмотря на существующие социально-экономические трудности. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на реализацию первоочередных направлений в деятельности образовательной отрасли. Кроме того, оптимизировать действия различных заинтересованных ведомств, сделать предоставляемые населению образовательные услуги комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.